Представление педагогического опыта на конкурс Учитель года 2016


«Реализация творческого потенциала обучающегося в системе дополнительного образования посредством музыкально-театральной деятельности»
“Творить — жить дважды”. А. Камю
Актуальность инновационного педагогического опыта заключается в создании условий для всестороннего развития личности обучающихся. Актуальность программы «Музыкальная капель» обусловлена ее практической значимостью и состоит в том, что дети являются активными участниками любого творческого процесса. Задача школы как раз и состоит в создании богатой и разнообразной среды для творческого самовыражения. Создание музыкального театра в школе способно положительно повлиять на весь воспитательно-образовательный процесс.
Новизна состоит в том, что в программе «Музыкальная капель» объединяются Музыка и Театр, что существенно отличает мою программу от написанных раннее.  Театральная деятельность знакомит с основами театрального искусства, развивает личность ребёнка, прививает интерес к литературе, театру, совершенствует навык воплощения в игре определённых переживаний, побуждает к созданию новых образов, раскрывает и развивает индивидуальные творческие способности обучающихся, совершенствует вокальные, двигательные навыки. Процесс обучения строится на жизненном опыте детей, представлении об окружающем мире. Программа обеспечивает не только обучение, воспитание, но и способствует расширению кругозора, развитию творческих способностей обучаемых с учётом современных условий жизни. Так же программа учитывает возрастные, психолого-педагогические, физические особенности детей, как младших школьников, так и обучающихся подросткового возраста. Специфика занятий, подбор репертуара, участие в концертной деятельности учитывают желание ребенка, его интересы, психологические особенности, а так же способности и возможности.
Целью программы является приобщение детей к музыкальному и театральному искусству, к основам мировой художественной культуры, развитие музыкально-эстетического вкуса, создание атмосферы радости совместного творчества и сотрудничества.
Задачи: формировать умения и навыки для развития творческих способностей, самореализации личности обучающегося;
развивать общую культуру ребенка средствами музыкально-театральной деятельности;
развивать интерес к таким видам искусства, как музыка и театр;
воспитывать толерантное отношение друг к другу;
формировать психологические качества личности ребенка: самостоятельность, уверенность в себе, в собственных силах.
Реализация задач осуществляется через различные виды деятельности. Процесс занятий строится на основе развивающих методик и представляет собой систему творческих игр, импровизаций, этюдов, направленных на развитие психомоторных и эстетических способностей детей. На занятиях применяются здоровьесберегающие технологии. Главное - это системность, доступность, заинтересованность педагога и обучающегося в реализации поставленных задач.
Программа предназначена для обучающихся общеобразовательной школы, которые могут реализовать свой творческий потенциал.
Благодаря занятиям в музыкальном театре жизнь обучающихся становится более интересной, разнообразной и содержательной, наполняется яркими впечатлениями и радостью творчества. Обучающиеся начальных классов особенно проявляют большой интерес ко всему новому, неизвестному, их привлекает творческая деятельность, ведь детям нравится петь, рисовать, танцевать, читать стихи. Все эти виды деятельности объединены в музыкальном театре. В творчестве, основанном на игровой методике, ярко проявляются способности детей. У них развивается логическое мышление, наблюдательность, активизируется память, интуиция. Музыкальный театр не только развивает и закрепляет умения и навыки детей - это прекрасное средство всестороннего воспитания эмоционального восприятия окружающей жизни. И, самое главное, что дети после спектакля испытывают радость, вдохновение и желание творить дальше, не останавливаясь на достигнутом. Театр мягко готовит ребенка к новому этапу его жизни – подростковому, когда на первый план выходят общение и сотрудничество.
Личностный подход, обучение без принуждения, обучение с опорой на идеи педагогического сотрудничества, паритетные отношения с детьми - всё это создаёт эмоционально - комфортную среду в объединении. Немаловажное значение имеет мотивация. Для формирования положительной мотивации и создания атмосферы творчества и увлечённости используются разнообразные формы и виды работы на занятиях. Для создания условий самореализации обучающихся используется:
занятия с игровыми элементами, которые призваны стимулировать инициативу и активность детей;
создание благоприятных психологических условий для свободного межличностного общения;
моральное поощрение инициативы и творчества;
сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм деятельности;
здоровьесберегающие технологии,
регулирование активности и отдыха (рефлексия).
Занятия предусматривают использование как индивидуальной, так и групповой форм обучения. Для развития у детей голоса, чувства ритма, музыкального слуха и памяти на занятиях в объединении применяются различные упражнения, скороговорки, дидактические игры, пластическое интонирование с добавлением элементов импровизации, движений под музыку. Музыкальное сопровождение игр приносит только положительные результаты, так как входит в основу гармонического развития личности ребенка. Для укрепления здоровья, применяются здоровьесберегающие технологии, используются подвижные игры что приводят к улучшению психологического и эмоционального состояния. Главное в занятиях - это систематичность, доступность, заинтересованность, как педагога, так и самого обучающегося.
В работе используются следующие формы, методы и приемы:
Теоретические Практические
Беседа, путешествие, лекция,чтение сценария, рассказ детей, диалог, показ педагога, словесные игры;
дыхательно-игровая гимнастика артикуляционные упражнения; игры по ролям. Просмотр пьес в Сети Интернет, на канале Культура, работа с литературным источником, игры-импровизации, подготовка и проведение спектаклей, творческий отчет; работа в парах и группах, занятия повторения, усвоения, обобщения и контроля полученных знаний; творческая мастерская: изготовление костюмов, бутафории, декораций; показ педагогом способов действий, викторина. Сочетание технологий индивидуального подхода в обучении и современных ИКТ - технологий способствуют реализации творческого потенциала обучающегося.
Расширение культурного диапазона педагога и обучающихся, сплочение коллектива, повышение культуры поведения – все это возможно осуществлять через творческую деятельность. Полученные знания, умения, навыки дети могут применить на практике, принимая активное участие в организации и проведении школьных праздников, в концертной деятельности: выступлении перед сверстниками в классе, перед родителями на родительских собраниях, в детских садах, могут принимать участие в городских мероприятиях и конкурсах.
Для проведения занятий требуется отдельное помещение, с хорошим освещением и возможностью проветривания. Таким помещением является классная комната. Это особое многофункциональное помещение: и библиотека, и мастерская, и лаборатория, и … театр. Для генеральных репетиций, прогонов и выступлений используется сцена школьного актового зала. Для реализации данной программы необходима материально-техническая база:
специально оборудованный кабинет (кабинет музыки);
фортепиано или синтезатор;
компьютер;
магнитофон, (наличие музыкально-воспроизводящей аппаратуры)
микрофон;
фонотека (CD, DVD-диски) с вокальными и инструментальными произведениями;
видеотека (Презентации, видеофильмы, DVD-диски)
мультимедиа;
Интернет - ресурсы.
При выборе репертуара учитываются интересы, желания обучающихся, их возрастные особенности, уровень развития. Репертуар постановок складывается из:
музыкальных сказок,
инсценировок музыкально-литературных произведений для обучающихся младшего и среднего школьного возраста;адаптированные к условиям школьного театра готовые пьесы; а также новые, самостоятельно разработанные.
Для того чтобы увлечь детей, пьесы должны быть интересными,
развивающими фантазию и творческие способности обучающихся.
Подведение итогов реализации образовательной программы.
Важным элементом работы по программе является отслеживание результатов деятельности в объединении. Способы и методики определения различны и направлены на определение степени развития творческих способностей обучающихся.
Виды контроля Подведение итогов
-анкетирование по выявлению отношения обучающихся к занятиям в объединении;
-диагностика степени овладения знаниями, умениями, навыками;
-диагностика на выявление личностного роста обучающихся,
-результативность работы помогут оценить анкетирование самих участников объединения, их родителей, а также зрителей - показательные выступления перед зрителями и родителями в школе, детских садах, клубах, ДДТ;
- участие в районных конкурсах по дополнительному образованию и фестивалях театральных коллективов;
- участие в творческих отчетах школы с музыкальными спектаклями.
Ожидаемые результаты реализации программы «Музыкальная капель»:
повышение общей культуры обучающихся.
приобретение знаний, умений, навыков для развития творческих способностей, самореализации личности ребёнка.
развитие индивидуальных способностей, проявление устойчивого интереса к таким видам искусства, как музыка и театр.
умелое применение здоровьесберегающих технологий в жизни.
формирование базовых психологических качеств, таких как самостоятельность, уверенность, толерантность; потребности в самопознании и саморазвитии, культуры общения и поведения в социуме.
Взаимодействие руководителя объединения с родителями.
В начальной и средней школе необходима активная модель организации жизнедеятельности ребенка. Сотворчество руководителя объединения и родителей в воспитании, обучении и развитии детей успешно осуществляется по следующим направлениям:
непосредственное участие родителей в организации различных форм совместной работы с детьми (беседы, лекции, творческие встречи)
изготовление родителями совместно с детьми костюмов, декораций, реквизита для спектаклей.
помощь в подготовке праздников и выступлений с музыкальными постановками.
развитие сотрудничества руководителя с обучающимися в учебно-познавательной деятельности.
Результатом творческой работы служат участие в концертах, в творческих встречах, фестивалях не только школьных, но и районных. Каждое выступление тщательно готовится; это воспитывает, настраивает на положительный результат, приносит пользу и удовлетворение детям от проделанной работы. Концерт - это не только радость и праздник, но это и трудная, напряженная работа, результатом которой является рождение музыкального шедевра в рамках объединения и приобщения к Музыке и Театру. Эффективностью процесса обучения служит повышающаяся результативность.
Наши выступления: Д\c «Вишенка», «Журавушка», «Алёнушка», «Ручеёк», ГБУ КЦСОН г.о.г.Выкса, в Мотмосской школе, на III Фестивале Театрального искусства в г. Выкса-2015г.
Транслирование педагогического опыта:
Методическая работа. Выступление на педсовете в МБОУ СШ№6:
28.09.2012г. Тема: «Новые ФГОСы и всестороннее развитие обучающихся начальной школы»
4.04.2014г. Тема: «Духовно-нравственное воспитание через систему дополнительного образования».
Выступление на РМО
21.11.2013г. Тема: «Метод учебного проекта в образовательном учреждении»
24.04.2013г. Подготовка и проведение районного мероприятия «Поющая поляна».
Транслирование опыта профессиональной деятельности с использованием современных технологий.
№ Название работ Место Сайты Кол-во
1 «Современный урок с использованием ИКТ»
КВН для уч-ся 3-4 кл. Диплом III степени
Общероссийский конкурс http://www.bakalavr42.ru/
1
2 «Современный урок с использованием ИКТ»
Внеклассное мероприятие Сертификат за участие http://www.bakalavr42.ru/
2
3 Всероссийский фестиваль «Открытый урок» Представление своего педагогического опыта Диплом https://my.1september.ru/festival/
1
4 Сценарий внеклассного мероприятия Свидетельство о публикации http://pedmir.ru 2
5 Внеклассные мероприятия Сертификат проекта http://infourok.ru/user/korsakova-tatyana-vladimirovna 2
6 Методические разработки Сертификат проекта http://infourok.ru/user/korsakova-tatyana-vladimirovna 2
7 Презентации Сертификат проекта http://infourok.ru/user/korsakova-tatyana-vladimirovna 2
8 МО учителей предметной области искусства г.о.г. Выкса Screen-shot http://rmo-musical.ucoz.ru/
1
9 «Здоровьесберегающие технологии на уроках музыки» Screen-shot http://rmo-musical.ucoz.ru/
1
10 Сайт МБОУ СШ№6 Screen-shot http:// scооl.№6ru/
1
Web- адрес сайта: http://infourok.ru/user/korsakova-tatyana-vladimirovnaДиректор МБОУ СШ № 6 А. Е. Азов