Формы, методы, приемы организации учебно- воспитательного процесса на уроках Искусства как средство реализации системно -деятельностного процесса


ФОРМЫ, МЕТОДЫ, ПРИЕМЫ
ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА УРОКАХ ИСКУССТВА КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА

Введение ФГОС в образовательный процесс позволило по-другому посмотреть на возможность организации обучения школьников на уроках изобразительного искусства.
Предмет «Изобразительное искусство» играет огромную роль в становлении личности ученика, так как способствует развитию эстетического вкуса и художественного мышления, способствует его личностному развитию. Опыт моей преподавательской деятельности выявил противоречие между отношением к урокам изобразительного искусства как к второстепенному предмету и в тоже время с высоким требованием государства к современной развитой творческой личности.
Я уверена, что для реализации данного требования, для успешного преподавания ИЗО необходимо создать условия, которые окажут положительное влияние на развитие художественного творчества детей. Развитие интереса школьника к изучению изобразительного искусства, к теме урока, к творческому практическому заданию – это необходимое условие проявления художественного творчества.
На уроках ИЗО при выполнении практических творческих работ происходит формирование навыков самостоятельной деятельности, формирование способности чувствовать и воспринимать изобразительное искусство во всем многообразии жанров и видов. У детей развивается умение познавать мир через образы и формы. При этом учащийся анализирует и сравнивает. Личностные результаты проявляются в авторском стиле учащегося, в умении использовать для достижения своих творческих замыслов композицию, цвет, линию, объем, фактуру.
Применение различных форм, приёмов и методов системно – деятельностного подхода в обучении позволяет мне более эффективно осуществлять свою педагогическую деятельность. Например, через уроки с применением ИКТ удается пробудить познавательный интерес к предмету.
Использование ИКТ таит в себе массу преимуществ, делает процесс обучения более ярким и эмоционально насыщенным. Применение электронных образовательных ресурсов в процессе урока хорошо сочетается с развивающим, проблемным и дифференцированным обучением. В современных условиях ИКТ являются мощным средством обучения, и их применение на уроке служит серьезным подспорьем для меня в повышении качества образования и эффективности обучения.
В процессе работы я поняла, что использование ИКТ позволяет задавать темп изучения материала, адаптировать учебные задания к возможностям учеников. [1] Возникла необходимость в создании презентаций, выполненных при помощи Microsoft Power Point. Собранный материал к теме урока, его структурирование, систематизирование, оформленные на слайде стали достигать поставленной на уроке цели. Презентация помогает мне объединить огромное количество демонстрационного материала, освобождая от большого объема бумажных наглядных пособий, таблиц, репродукций, альбомов по искусству, недостающих предметов натурного фонда, аудио и видео аппаратуры. Во время урока на этапе изучения нового материала приходится бесконечно рисовать на доске множество эскизов, объяснять и показывать типичные ошибки. На экране все композиционные ошибки наглядны, тем более что можно сопоставлять несколько эскизов на экране одновременно, выявить их достоинства и недостатки. Благодаря презентации, ребята окунаются в мир того события, той эпохи, о которой повествует художник. Они учатся рассматривать, анализировать, высказывать своё мнение и отношение к художественным произведениям. Такие просмотры с комментариями производят на учащихся большое впечатление, что дает огромный толчок к творчеству.
После изучения теоретической части следует учебное задание и практическая работа учащихся. При использовании компьютерной техники можно наглядно и последовательно показать приемы изображения на большом экране. Видно и понятно всем. Ученики при этом получают навыки приемов рисования, уверенно повторяют линии, вносят свою фантазию. ИКТ используются как еще один деятельностный приём, способствующий достижению целей урока.
Изобразительное творчество - одно из любимых занятий большинства детей. Эта работа требует наличие творческого воображения, знаний изобразительной грамоты, необходимый запас жизненных впечатлений и зрительных образов.
Опыт моей работы показывает, что изобразительное искусство – достаточно сложный предмет, который содержит в себе знания о цвете, композиции, пропорциях, перспективе. Поэтому, приходится постоянно искать приёмы, формы и методы работы, которые сделают процесс обучения более интересным и результативным. Выстраивая свои уроки с использованием различных форм, приёмов и методов системно-деятельностного подхода, стараюсь научить своих учеников продуктивно трудиться, проявлять самостоятельность и творческую инициативу. Данный метод основан на методе рефлексивной самоорганизации, учащиеся получают возможность вырабатывать умение учиться, системно овладевать всем комплексом УУД и учебной деятельностью.
Метод проектов
Данный метод развивает познавательные УУД учащихся, умение самостоятельно мыслить, развивает творческую инициативу, умение решать проблемы, ориентироваться в ЦОР, развивает умения делать прогноз и оценивать результаты своей творческой работы. Метод проектов ориентирован на индивидуальную, парную и групповую формы работы учащихся.
Исследовательский метод
[2] Исследовательская деятельность формирует умение применять в творческой работе самостоятельность, развивает наблюдательность, воображение, умение нестандартно мыслить, выражать и отстаивать свою или групповую точку зрения.
Метод проблемного обучения
[3] Метод проблемного обучения позволяет приобретение учащимися новых знаний; формирование прочности знаний; формирование познавательных и творческих способностей. Проблемный метод основан на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами и явлениями их сущность. На своих уроках часто использую следующие проблемные ситуации: ситуация неожиданности, ситуация-предположение, ситуация-опровержение, ситуация-несоответствие, ситуация неопределенности; эвристическая беседа, проблемные задания.
Методы стимулирования учебной деятельности
Методы стимулирует возникновение положительных эмоций по отношению к творческой работе, к содержанию учебных занятий, к формам осуществления учебной задачи. Используется приём удивления, игровые моменты, создание мотивационных ситуаций успеха. Игра развивает познавательный интерес к предмету и активизирует творческую деятельность учащихся, помогает детям развивать речь, формирует коммуникативные УУД, стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и скорость реакции, преодолевает пассивность. Ситуации успеха поощряют промежуточные действия учащегося путем похвалы и подбадривания его на новую деятельность.
Использование системно – деятельностного подхода на уроках изобразительного искусства формирует у учащихся положительную мотивацию к изучению предмета, развивает умение ставить перед собой задачи и искать пути их решения.
В традиционной, проектной или исследовательской работе дети применяют использование нестандартных техник и приёмов рисования. Техника любого вида изобразительного искусства не существует сама по себе — она подчинена задаче изображения.
Неоценимое значение при системно – деятельностном подходе имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, аппликация, роспись, кляксография, торцевание, выдувание, рисование ватными палочками, ладошками, пальцами. Выбор того или иного материала для создания рисунка определяется его выразительными возможностями. На уроках происходит освоение детьми различных художественных материалов (краски гуашь и акварель, карандаши цветные и акварельные, пластилин, картон, мелки восковые и масляные, бумага разного цвета и качества, разной структуры и фактуры и т. д.). Овладение различными материалами, приёмами работы с ними позволяет детям подходить более творчески в их использовании при отражении в творческих работах своих впечатлений.
Творческая деятельность вселяет уверенность в каждом ученике в том, что он может фантазировать. Одним из способов развития творческих способностей и фантазии является выполнение ряда необычных проблемно-исследовательских заданий, которые развивают воображение, умение отойти от шаблона и работать по собственному замыслу: сказочные птицы; сказочный дом; необычная игрушка; выполнение орнаментов на разные темы; чудо-зверь; фантазийное царство; образ солнца; образ дерева; портрет, составленный из изображений овощей, фруктов; образы животных из геометрических фигур и многое другое.
Одним из главных условий развития творческих способностей, учащихся является применение системно – деятельностного подхода в обучении. Творческие способности не могут быть одинаковыми у всех ребят в силу их особенностей, поэтому необходимо дать каждому школьнику возможность проявить себя и испытать радость от своей творческой деятельности. Необходимо организовывать творческую практическую деятельность так, чтобы все учащиеся, в особенности дети, испытывающие затруднения, проявили желание учиться и стремление не отставать от других учеников, научились работать самостоятельно и с увлечением.
Школьный возраст - важнейший этап в развитии ребенка. Этот период социализации, приобщения его к миру общечеловеческих ценностей, время установления его отношений с природой, людьми и обществом. Именно в этом возрасте надо стремиться привить ребенку тягу к изучению культуры своего народа и народов всего мира в целом на уроках искусства. Каждый день ребёнок в среднем 60-70% своего времени пребывает в школе, где центральное место занимает урок. Известно, что большую часть времени на уроке дети заняты обучением, а воспитание – это, прежде всего, некий пример “хорошего”, который должны усвоить ученики из содержания того или иного предмета. На уроках изобразительного искусства я использую различные формы и методы работы по развитию наблюдательности и развитию умения «читать» художественные произведения. Основной из форм являются занятия, цель которых – развитие умственной активности и творческого воображения обучающихся. Научится воспроизводить увиденное и услышанное из наблюдения. Для развития наблюдательности использую следующие методы:
-наблюдение явлений, передающих общее содержание произведения;
-беседу о средствах выразительности произведения с последующим обсуждением рисунка;
-рассматривание картин, иллюстраций, отражающих рассматриваемые образы;
-рисование только на основе восприятия литературного или музыкального произведения;
-рисование с натуры картин, описанных в произведении.
На уроках и внеурочных занятиях обращаю внимание на технику выполнения рисунка, на особенности композиции и колорита, на ритм и другие средства выразительности. Наиболее часто используемые формы работы на уроках ИЗО:
-применение нетрадиционных форм проведения уроков (экскурсия, семинар, викторина, выставка, ...);
-использование нетрадиционных форм учебных занятий (интегрированные, комбинированные, проектные, творческие мастерские, …);
-использование ИТК;
-использование игровых форм;
-диалогическое взаимодействие;
-проблемно-задачный подход (проблемные вопросы, проблемные ситуации...);
-использование различных форм работы (групповые, парные, совместно-индивидуальные, совместно-последовательные, совместно-взаимодействующие, коллективные...);
-интерактивные методы обучения (репродуктивный, частично- поисковый, творческий…);
-использование дидактических средств (тесты, терминологические кроссворды);
-внедрение развивающих дидактических приемов (речевых оборотов типа «Хочу спросить…»;
-использование всех методов мотивации (эмоциональных, познавательных, социальных…);
-различные виды домашней работы (групповые, творческие, дифференцированные.);
-деятельностный подход в обучении.
В школьной практике большой популярностью пользуется коллективная деятельность не только среди учителей, но и вызывает интерес к творческому процессу у обучающихся. Коллективная деятельность имеет огромное значение в художественном воспитании обучающихся, является средством активизации развития их творческого потенциала, формирования и совершенствования навыков совместной работы, развития потребности в общении и интереса к изобразительной деятельности.
В 5 классе- народный костюм, убранство русской избы, украшение прялки и колыбельки.
В 6-7 классах- работают в группах или в парах, создавая архитектуру будущего в технике аппликации и бумажной пластики и другими материалами. Во время совместного обсуждения предстоящей работы дети принимают решение разделиться на группы. Каждая группа отвечает за определённую операцию для достижения общей цели. В течение такой работы учащимся дается возможность самостоятельно обсуждать между собой вопросы, выполнять задание. В процессе осуждения находятся возможные варианты решения вопросов, проверяются результаты работы, делаются выводы. Это творчески –поисковый процесс, где я являюсь организатором. Возможно, на следующем уроке буду наблюдателем или руководителем, соучастником или помощником, но в каждой роли буду руководствоваться лозунгом: «Нельзя преподносить знания готовыми, надо каждое новое «открытие» делать вместе с детьми". Эффективность данного направления заключается в формировании адекватной самооценки, ответственности за порученное дело и качество сделанной работы, уверенность в себе в рамках знакомых приемов рисования.Очень важно, чтобы деятельность ребенка на уроке была разнообразной, содержательной. Радостным должен стать процесс познания мира с неизбежными трудностями, успехами, неудачами. Поэтому использую следующие формы нестандартных уроков: урок-экскурсия, урок-викторина, урок творчества, урок-конкурс, урок-импровизация, урок-эксперимент, урок-выставка и другие. Эффективны способы деятельности: коллективная, групповая работа. Данные формы организации деятельности формируют у школьников такие качества как деловитость, вдумчивость, находчивость, работоспособность, ответственность за результат общего дела. А это значит, что воспитательная цель урока достигнута. Совершенствуя воспитательный потенциал урока, каждый учитель решает задачу воспитания успешной, активной, мобильной, компетентной личности с широким культурным кругозором, мотивацией к успеху, стремлением внутренней и внешней гармонии. Эта работа важна, так как от того, какое мы воспитаем молодое поколение, зависит будущее России.

Метод «Ладошки»
Ребёнок может научиться: аргументировать свою позицию, оппонировать мнению собеседника, ставить проблему или задачу, находить пути решения, планировать, прогнозировать, самостоятельно работать с информацией и источниками; быть ответственным партнёром, уважать мнение собеседника, быть руководителем и исполнителем. Занимать творческую позицию.
Оборудование: вырезанные из бумаги ладошки разных цветов. Количество ладошек должно совпадать с количеством обучающихся.

Приветствие/знакомство:
"Поздоровайся ладошками"
Цель: Встреча друг с другом, приветствие, знакомство; создание положительного настроя на работу во время занятия. Принимают участие все участники урока
Оборудование: вырезанные из бумаги ладошки разных цветов по количеству групп. Количество ладошек должно совпадать с количеством обучающихся. Ребята становятся парами лицом друг к другу.
- Пожелаем друг другу здоровья. Повернитесь друг к другу, посмотрите в глаза, улыбнитесь. Разверните ладони друг к другу, но не прикасайтесь. Теперь соединяем пальцы по очереди со словами:
Я (соединяют большие пальцы)
Желаю (соединяют указательные пальцы)
Большого (соединяют средние пальцы)
Успеха (безымянные) Всем (мизинцы)
Всем (всей ладонью)
А теперь предлагаю выбрать вам ладошку на память и пожелать всем нам интересной и плодотворной работы. (Участники выбирают себе ладошку определенного цвета, ребята с ладошками одного цвета образуют группу).

Нетрадиционная техника рисования
«Печать от руки»
Цель: Развитие творческих способностей учащихся



РЕФЛЕКСИЯ «НА ЛАДОШКЕ»
(на ладошке написать ответы на вопросы + или -)
Раздать ученикам в начале урока: заготовки рисунков Ладошки (или нарисовать свою)

1. Сегодня я научился чему-то новому;
2. сегодня я активно участвовал в работе группы;
3. я внес весомый вклад в проект;
4. мне было комфортно;
5. я жду следующего занятия, так как мне было интересно.
КОЛЛЕКТИВНАЯ РАБОТА «ВСЕ В НАШИХ РУКАХ»
Цель: подведение итогов. Принимают участие все присутствующие
Оборудование: вырезанные из бумаги ладошки разных цветов. Количество ладошек должно совпадать с количеством обучающихся.
Каждый участник получает ладошку и пишет на ней свое имя, а на каждом пальчике-пожелание.
(Я – Надежда, желаю удачи, творческих успехов, добра, понимания, душевной красоты.)
Когда все участники оформят свои ладошки, можно сделать из них букет цветов или дерево.