Статья из опыта работы «Проектно-исследовательская деятельность школьников в рамках реализации ФГОС»


Кадочникова Александра Ивановна, учитель биологии, химии
МБОУ «Зюкайская основная общеобразовательная школа»
«Проектно-исследовательская деятельность школьников в рамках реализации ФГОС»
В соответствии с требованиями стандартов нового поколения ученик в современной школе должен не только достаточно освоить программный материал предметных дисциплин, но и научиться учиться – стать «профессиональным учеником». Поэтому в настоящее время в рамках реализации ФГОС наиболее актуальным становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы и умозаключения, принимать самостоятельные решения. Достичь этого можно через организацию проектно-исследовательской деятельности на уроке и вне урока.
Проектно-исследовательская деятельность - это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата, которая способствует развитию всех групп УУД (личностных, коммуникативных, регулятивных, познавательных).
В России метод проектов получил широкое распространение в Трудовой школе 20-х г.г. Основоположником отечественной школы метода проектов следует считать П.П.Блонского. Теоретические идеи, высказанные П.П.Блонским, попытался реализовать на практике другой русский ученый- педагог С.Т.Шацкий, который считал, что школа должна готовить учащихся к жизни, а не только учить грамоте, что воспитание человека должно быть воспитанием его самостоятельности в процессе самостоятельной творческой деятельности.
Метод проектов – это интерактивный метод современного обучения .Если говорить о нём как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских,, поисковых, проблемных методов, творческих и самостоятельных по своей сути.
Существуют различные классификации проектов.
По доминирующему методу или виду деятельности: исследовательские, информационные, практико-ориентированные, ролево-игровые, творческие;
По количеству участников: индивидуальные, парные, групповые, коллективные
По содержанию: монопроекты (в рамках одного учебного предмета), межпредметные (знания из нескольких областей).
По месту проведения: урочные, внеурочные.
По продолжительности: минипроекты (1 урок или менее), краткосрочные (4 - 6 уроков), средней продолжительности.
Стадии работы над проектом - это — это «пять П»:
Постановка проблемы.
Проектирование (планирование).
Поиск информации.
Продукт.
Презентация.
Пропуск даже одного из этих этапов снижает эффективность работы над проектом.
Шестое «П» проекта — это его Портфолио, - папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, черновики, планы, отчеты, результаты исследований и анализа, схемы, рисунки, фотографии, электронный вариант учебного проекта для презентации. При организации проектной деятельности существенно меняется позиция учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в координатора, консультанта, эксперта и организатора познавательной, исследовательской деятельности учеников. Коренным образом меняется и деятельность учащихся. В ходе выполнения проектных заданий они оказываются вовлечены в активный, творческий процесс познания на основе педагогики сотрудничества.
Основные требования к использованию метода проектов (по Е.С. Полат)
" Наличие значимой в творческом плане проблемы или задачи, требующей для своего решения актуализации опыта творческой деятельности учащихся.
Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
" Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся. " Структурирование содержательной части проекта.
" Использование исследовательских методов. Работа над учебным проектом должна включать несколько стадий.
Важную роль в организации проектной деятельности учащихся играет умение учителя определить тип проекта и его приоритетное направление, соответственно этому разработать цели, содержание и методику реализации проекта.
Выделим возможные типы учебных проектов (по Е.С. Полат).
По доминирующей деятельности:
информационно- познавательные,
игровые,
исследовательские,
творческие,
практико-ориентированные (прикладные).
Информационные, познавательные проекты - направлены на сбор информации о каком- либо объекте или явлении, могут выступать модулем исследовательских проектов.
Творческие проекты - предполагают свободную форму работы над проектом, вариативность представления результатов.
Практико-ориентированные (прикладные) - отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников, требуют тщательно продуманного сценария всей деятельности.
Игровые проекты - участники таких проектов принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта.
Исследовательские проекты подчинены логике научного исследования, требуют продуманной структуры, целей, актуальности предмета исследования для всех участников, применения исследовательских методов.
По предметно-содержательной области: предметные, межпредметные.По продолжительности: от кратковременных (планирование, реализация и рефлексия проекта осуществляются непосредственно на уроке) до длительных - продолжительностью от месяца и более.
Очень важно, что при работе над проектом ученики не только овладевают такими предметными(биологическими,химическими ит.д.) знаниями, как познавательные, практические, оценочные, и приобретают новые, но и учатся взаимодействовать друг с другом, работать в творческом коллективе.
Проекты, выполненные «ЗООШ»
1.Экологические проекты- 2016г-Экологическая тропа «Антонов пруд»
Цель проекта: развитие экологической культуры.
Задачи проекта:
1.создать учебную экологическую тропу « Антонов пруд» и составить паспорт;
2.очистить берега пруда;
3.собрать материал для двух исследовательских работ.
Результат проекта:
1. действует учебно-экологическая тропа «Антонов пруд» - проведено 6 экскурсий;
2.очищены берега пруда;
3.собран материал для двух исследовательских работ;
4. оформлено презентаций - 5 шт.
5.Собрано мусора - вывезено 5 телег вырубленных кустов и бытового мусора;
6. Проведены 34 мероприятия в рамках реализации проекта; и др.
Ход реализации: апрель – октябрь 2016-г
В рамках подготовительного этапа в апреле была проведена реклама проекта при помощи листовок для жителей села. Рабочая группа в отряде «Юный эколог» изучали технологию организации экологической тропы. Провели анкетирование жителей села. Налаживали взаимодействие с партнерами проекта.
Реализация самого проекта осуществлялась через мероприятия:
Очистка берегов пруда
Установка аншлагов
Восстановление дамбы, установка трубы со шлюзом
Сбор информации для исследовательских работ и оформления паспорта экологической тропы
Вывоз мусора
Создание гербария луговых и околоводных растений
Организация познавательных игр, конкурсы, агитбригады, акции.
Оформление презентаций по станциям
Заключительный этап
Оформление экологической тропы
Практическая работа по действующей экологической тропе: проведение уроков экологии – 3 часа, 6 экскурсий (начальная школа: 1-4 классы, воспитанники детского сада, 5-9 классы).
Участие в региональном конкурсе «Моё зелёное лето» по материалам и результативности проекта «Экологическая тропа «Антонов пруд». Результативность - сертификат участия + приз зрительских симпатий. Участие в районном конкурсе «Вода – бесценный дар природы»; в фестивале экологических отрядов «За экологический стиль жизни»
\sКоординатор – Кадочникова А.И.
РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Таким образом, внедряя метод проектно- исследовательской деятельности на уроках биологии удается:
Повысить творческую активность учащихся на уроке;
развивать их логическое и критическое мышление;
повысить уровень их конкурентоспособности;
расширить кругозор школьников.
Главный результат – достаточный уровень развития ключевых компетенций учащихся в области биологии, конкретные умения и навыки, которые получили учащиеся в ходе проектной деятельности:
• опыт работы с большим объемом информации;
• опыт проведения презентации;
• умение оценивать ситуацию и принимать решения;
• умение работать в коллективе;
• умение структурировать информацию;
• умение индивидуально планировать работу;
• умение работать в команде.
В ходе проектно- исследовательской работы у учащихся появилась возможность по-новому рассмотреть биологические процессы . Проектная деятельность способствует более глубокому осмыслению учащимися биологических знаний, ведет к формированию собственных оценок, развитию критического мышления учащихся, помогает преодолеть догматизм, который препятствует совершенствованию учебной деятельности.
Отсюда позитивная динамика учебных достижений обучающихся.