Доклад по теме «Проектная деятельность младших школьников во внеурочной работе в условиях реализации ФГОС»
Баянова Алсу Муллануровна
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №31» НМР РТ
Доклад по теме «Проектная деятельность младших школьников во внеурочной работе в условиях реализации ФГОС»
Внеурочная деятельность - неотъемлемая часть образовательного процесса. Проект наиболее перспективная форма организации внеурочной деятельности.
Школа после уроков - это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «Я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
Формы и способы проектной деятельности:
Конечно, возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности учащихся начальных классов, однако начинать вовлекать младших школьников в проектную деятельность нужно обязательно. Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений.
Понятно, что на первом этапе внедрения проектного метода основная роль принадлежит учителю.
Во внеурочной проектной деятельности принципиально отличается и характер взаимодействия ученика - учителя в сравнении с традиционным обучением. Это можно представить в следующем виде.
Ученик
Учитель
Определяет цель деятельности
Помогает определить цель деятельности
Открывает новые знания или способы деятельности
Рекомендует источники получения информации
Экспериментирует
Предлагает возможные формы работы
Выбирает пути решения
Содействует прогнозированию результатов
Активен
Создает условия для активности школьника
Субъект деятельности
Партнёр ученика
Несёт ответственность за свою деятельность
Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки
Этапы проектной деятельности в начальной школе:
1 КЛАСС
В первом классе работа над проектом по полной структуре невозможна, так как дети не умеют читать, писать, анализировать, учитывая особенности развития младших школьников, первокласснику необходимо предлагать темы, которые наиболее близки и значимы для него, для его «маленького мира».
2 КЛАСС
На втором году обучения дети уже способны собирать информацию не только из устных источников, но и пользоваться дополнительной ненаучной литературой, изготавливать некоторые детали проекта самостоятельно, но всё это ещё происходит под руководством учителя. На этом этапе дети могут выбрать тему самостоятельно (по заранее предложенным проблемам), в рисунках передать эскиз модели, макета, сделать выводы о значимости проекта. Эта работа проводится в первой четверти второго класса.
Все проекты, которые выполнялись до этого момента, были краткосрочными.
Начиная со второй четверти второго класса, можно приступить к работе над объёмным долгосрочным проектом.
3-4 КЛАССЫ
В третьем- четвёртом классах работа над проектом более расширяется. Дети могут работать с научной дополнительной литературой (справочники, энциклопедии, сборники). Ребята уже могут сделать анализ, выбрать главное из общего потока информации (в музеях, из средств массовой информации и из других источников) и оформить готовый проект самостоятельно.
Структура проекта.
Выбор темы.
Постановка цели и задач.
Гипотеза исследования.
Организация исследования.
Подготовка к защите и защита работы.
Рефлексия
Стадии работы над проектом это «пять П»:
Проблема - Проектирование (планирование) -Поиск информации- Продукт- Презентация.
И Шестое «П» проекта Портфолио
Выбор темы. Работа над темой начинается с ее выбора. Так как тема выбирается одна на всех, она должна быть достаточно емкой, чтобы в ней можно было выделить много разных подтем по интересам детей. Коллективный выбор детьми единой темы может и должен регулироваться учителем.
Сбор сведений. Дети, обращаясь к различным источникам информации, собирают интересующие их сведения, фиксируют их и готовят к использованию в проектах. Основные виды представления информации- это записи, рисунки, вырезки, ксерокопии текстов и изображений, информация на электронных носителях. Основная задача учителя на этом этапе- направить деятельность детей на самостоятельный поиск информации. Источником информации может быть отдельный предмет( книга, фильм); организация ( музей, библиотека, предприятие); мероприятие ( экскурсия), человек (родители, специалисты, учителя). Завершается сбор сведений размещением всей собранной информации в одном информационном проекте- в картотеке или в тематической энциклопедии.
Реализация проектов. На этом этапе дети готовят выбранные ими проекты, сочетая действия в школе (возможно на некоторых уроках или после уроков) и вне школы. Взрослые помогают только в случае острой необходимости, если есть опасение, что ребенок переоценил свои силы и не может справиться с выбранным проектом. Но это ни в коем случае не должны быть работы взрослых, как это порой случается.
Напоминая о добровольности участия детей в описываемой деятельности, хотелось бы сформулировать один из основных принципов работы над проектами. Каждый ребенок имеет право:–не участвовать ни в одном из проектов;–участвовать одновременно в разных проектах в разных ролях;–выйти в любой момент из любого проекта;–в любой момент начать свой, новый проект.
Презентация. Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. Для этого в процессе работы над проектом учитель помогает детям соизмерять свои желания и возможности. После завершения всей работы детям надо дать возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Если проект долгосрочный, то в нем целесообразно выделять промежуточные этапы, по результатам которых дети получают положительное подкрепление. Некоторые проекты являются как бы» самопрезентующимися» - это спектакли, концерты, живые газеты.
Существуют универсальные проекты, которые можно включать в работу практически над любой темой. Их можно подразделить на изготовление изделий и представления. Могут быть комбинированные проекты - это представления с использованием предварительно изготовленных изделий.
Правила выбора темы проекта
Правило 1. Тема должна быть интересна ребенку
Правило 2. Тема должна быть выполнима.
Правило 3. Увлечь другого может лишь тот, кто увлечен сам.
Правило 4. Тема должна быть оригинальной
Правило 5. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.
Правило 6. Тема должна быть доступной.
Правило 7. Сочетание желаний и возможностей.
Правило 8. С выбором темы не стоит затягивать.
“Проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к другим видам прямого или косвенного обучения”.
Таким образом, задача педагогов заключается в том,чтобы за простым детским вопросом увидеть целую исследовательскую проблему, увлекательный процесс,который поведёт ученика по ступенькам познания к разгадыванию загадок и тайн из различных областей знания.
Описание проекта «Что такое осень?»
На подготовительном этапе прошла экскурсия по школьному саду, беседа «Что нам осень принесла». Мы читали произведения об осени и рассматривали иллюстрации.
На этапе проектирования прошла беседа «Осенины – древний праздник прощания с летом и встречи осени».
Далее наступил самый ответственный, практический этап. Здесь происходило формирование умения работать в группе, распределение обязанностей. Прошел конкурс поделок «Осенние фантазии из природного материала», изготовление рисунков на осеннюю тематику «Осенние краски», разучивание песен об осени. В поиске примет на тему «Осень» под моим руководством проходила работа с источниками информации (книгами, энциклопедиями).
На заключительном этапе проекта были представлены поделки, выставка овощей и фруктов, конкурс рисунков, конкурс стихов об осени, презентация.
В проекте «Новогодняя мастерская» на подготовительном этапе прошла экскурсия по зимнему парку, провелась беседа «Новогодние традиции».
На этапе проектирования прошла беседа «Как встречают Новый год в разных странах».
Далее, на практическом этапе происходило распределение обязанностей. Изготавливались рисунки «Мы рисуем Новый год», поделки, «Новогодняя открытка», происходил сбор материала: «Снегуркины загадки», сбор фотографий, открыток о зиме, разучивались стихи и песни о зиме.
На заключительном этапе прошел «Новогодний огонек», где были представлены результаты работы учащихся.
В проекте «Моё любимое домашнее животное»
Практически в каждой семье живут домашние животные. Мы их кормим, расчесываем, играем с ними. А они отвечают нам преданностью и любовью. Только ли этим ограничивается наше общение с ними? В ходе работы дети посмотрят документальный фильм, который расскажет о необычных способностях домашних питомцев. Так же дети понаблюдают за своими любимцами, отношениями к ним в своей семье, и на основе наблюдений проанализируют, как наличие домашнего животного влияет на атмосферу в семье и на каждого члена семьи в отдельности.
В заключении хотелось бы сказать, что успешность важна для каждого ребёнка. Выполняя различные проекты, дети научились работать в команде, договариваться между собой, находить нестандартные решения, приобрели навыки работы с книгой и другими источниками информации. Они стали проявлять инициативу, начали мыслить творчески. Благодаря проектным работам, повысилась мотивация. На мой взгляд, я смогла зажечь в ребятах интерес к исследованию, стремление активно участвовать в различных конкурсах, добиваясь определенных результатов.
Девизом проектной деятельности могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г.Э. (Готхольд Эфраим) Лессинга:
«Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».
13 PAGE \*Arabic 14115
Заголовок 115