Организация аварийно-спасательной службы в Российской Федерации
Учебно-методический центр по гражданской обороне
и чрезвычайным ситуациям
Методическая разработка
для проведения лекционного занятия с должностными лицами и
специалистами гражданской обороны и территориальной подсистемы РСЧС
Тема № 1 «Организация аварийно-спасательной службы в Российской Федерации»
Занятие 1.1 «Единая государственная система предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Силы и средства РСЧС МЧС России, история создания, решаемые задачи. Аварийно-спасательные и поисково-спасательные службы и формирования регионов, субъектов Российской Федерации. Организационная структура, задачи, порядок комплектования.»
Время: 2 часа
г. Ульяновск
Тема № 1 «Организация аварийно-спасательной службы в Российской Федерации»
Занятие 1.1 «Единая государственная система предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Силы и средства РСЧС МЧС России, история создания, решаемые задачи. Аварийно-спасательные и поисково-спасательные службы и формирования регионов, субъектов Российской Федерации. Организационная структура, задачи, порядок комплектования.»
Учебные цели занятия:
Изучить определения, принципы построения, роли, задачи и структуру РСЧС, дать понятие о силах и средствах РСЧС, объема решаемых ими задач.
Изучить организационную структуру, порядок комплектования и задачи аварийно-спасательных, поисково-спасательных служб и формирований.
Метод проведения занятия: лекционное занятие
Место проведения занятия: учебный кабинет
Время, отводимое на занятие: 2 часа
Нормативно-правовые акты:
Конституция Российской Федерации (с изменениями от 25.03.2004г.)
Федеральный Закон РФ № 68-ФЗ от 21.12.94 “О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера” (в редакции ФЗ № 122 от 22.08.2004г, №232-ФЗ от 18.12.2006 г)
Федеральный Закон РФ от 22.08.1995г. № 151–ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» (в редакции от 29.12.2004г № 189-ФЗ, № 45-ФЗ от 09.05.2005 г.)
Постановление Правительства РФ № 794 от 30.12.03 г. “Положение о Единой государственной системе предупреждения и ликвидации последствий ЧС” (в редакции ПП № 335 от 27.05.2005г, ПП № 600 от 3.10 .2006 г)
Постановление Правительства РФ № 924 от 3.08.96 г. “О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС” (в ред. ПП № 835 от 23.12.2004 г)
Закон Ульяновской области № 018-ЗО от 26.12.96 г. “О защите населения и территорий Ульяновской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера”.
Постановление Правительства Ульяновской области от 9.03.2006г. № 6/61 «О спасательных службах ГО Ульяновской области».
Постановление Правительства Ульяновской области от 24.11.2006г. № 331 «Об организации и проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ ЧС муниципального и регионального характера на территории Ульяновской области»
Постановление Главы администрации Ульяновской области № 97 от 29.05.96 г. “О создании территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС”.
Перечень используемой литературы:
1.Катастрофы и Государство. С.К. Шойгу, Ю.Л. Воробьев. М.: Энергоатомиздат, 1997 г.
2.Защита населения и территорий в ЧС. Под общ. ред. Фалеева М.И. Калуга: ГУП “Облиздат” 2001 г.
3. Обучение работников организаций и населения основам ГО и защиты в ЧС. М.И. Фалеев. М.: Институт риска и безопасности, 2001 г.
4. Безопасность и защита населения в чрезвычайных ситуациях. Кириллов Г.Н. М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2001 г.
5. Организация и ведение гражданской обороны и защита населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера. Под ред. Кириллова Г.Н. – М.: Институт риска и безопасности, 2002 г.
6. Оперативное управление мероприятиями РСЧС/Сборник лекций для руководящего состава МЧС России/Книга –1 – 2. В.В. Батырев, Ю.Л. Воробьев и др.; Под общ. ред. В.Ф. Мищенко – М.: ООО ИПП “КУНА”, 2004 г.
Учебно-материальное обеспечение:
Плакаты и схемы по теме занятия.
Видеофильм (фрагмент): “РСЧС на современном этапе”
Организационно-методические указания:
При подготовке и проведении занятий со спасателями МЧС РФ по Ульяновской области в учебно-методическом центре по ГОЧС области необходимо учитывать, что данная лекция первая (вводная) по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Обучаемые должны уяснить место РСЧС в системе общегосударственных мер по защите населения. Для повышения активности участия обучаемых в рассмотрении учебных вопросов преподаватель может использовать элементы проблемного метода обучения (метод контрольных вопросов, “мозговой штурм”, и т.д.)
Преподаватель читает лекцию в следующей последовательности:
- Проверяет готовность слушателей к занятию и предлагает вопросы для обсуждения, которые раскрывают содержание данной темы;
- При рассмотрении первого учебного вопроса преподаватель знакомит слушателей с историей создания, определением, принципами построения, ролью, задачами и структурой РСЧС.
- При рассмотрении второго учебного вопроса необходимо ознакомить слушателей с силами и средствами РСЧС, решаемыми ими задачами.
- При рассмотрении третьего учебного вопроса преподаватель раскрывает основные задачи, функции, организационную структуру, порядок комплектования аварийно-спасательных, поисково-спасательных служб и формирований регионов, субъектов РФ.
- Занятие закончить подведением итогов. Преподаватель отмечает положительные результаты, недостатки, отвечает на вопросы слушателей и дает задание на самоподготовку.
Учебные вопросы и расчет учебного времени:
№ п/п
Наименование учебных вопросов
Время
(мин.)
Страница
I.
Вступительная часть:
Проверить готовность слушателей к занятию. Объявить тему и учебные цели.
5
????
II.
Основная часть:
80
1. Первый учебный вопрос:
Единая государственная система предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (РСЧС)
20
????
2. Второй учебный вопрос:
Силы и средства РСЧС МЧС России, история создания, решаемые задачи
25
3. Третий учебный вопрос:
Аварийно-спасательные и поисково-спасательные службы и формирования регионов, субъектов Российской Федерации. Организационная структура, задачи, порядок комплектования
25
III.
Заключительная часть:
Подвести итоги занятия
5
IV.
Приложения:
Презентация темы
Содержание занятия:
I. Вступительная часть: 5 минут
Проблемы защиты людей от природных катастроф, вражеских набегов уходят в далекое прошлое, имеют глубокие исторические корни. С развитием научно-технического прогресса, созданием средств вооруженной борьбы многократно увеличились военные опасности для мирного населения. Особенно характерным в этом плане был XX век. Это был век прогресса, век физики, научно-технической революции, кибернетики, космоса. Кроме этого этот век преподал человечеству небывалый урок жестокости военных конфликтов в целом и к мирному населению в особенности. Если в первой мировой войне удельный вес жертв среди мирного населения составил 5% от всех погибших, то во второй мировой войне 50%, а в современных военных конфликтах 90%. Всего от вооруженного насилия в ХХ веке погибло около 150 млн. человек.
Заслуживает особого внимания соотношение потерь военнослужащих и гражданского населения:
в 1-й мировой войне – 20:1;
во 2-й мировой войне – 1:1;
за время войны во Вьетнаме – 1:20;
в локальных войнах последнего периода на каждого убитого военнослужащего 5-10 гражданских лиц.
Для нанесения ударов по городам стала активно применяться авиация. Появилось химическое оружие. Все это обусловило необходимость создания и развития соответствующих сил и организационных структур, вплоть до образования специальных государственных систем.
В XX веке по мере развития и совершенствования средств вооруженной борьбы во многих странах мира стали создаваться государственные системы по защите мирного населения в ходе военных действий.
В середине 1989года Верховным Советом СССР было принято решение о создании постоянно действующей Государственной комиссии Совмина СССР по ЧС, а постановлением, Совмина СССР 15 декабря 1990г образована Государственная общесоюзная система по предупреждению и действиям в ЧС.
12 октября 1990года Совмин РСФСР образовал Республиканскую комиссию по ЧС во главе с зампредом Совмина РСФСР. Однако комиссия не имела собственных сил и средств для экстренного реагирования. В связи с этим в 27.12.1990г. был создан специальный федеральный орган исполнительной власти – Российский корпус спасателей, (этот день праздник МЧС России).
На правах Государственного комитета, который после преобразований в 1994 году превратился в Министерство РФ по делам ГО и ЧС и ликвидации стихийных бедствий « МЧС».
Поскольку предупреждение и ликвидация ЧС непосредственно связанны с проблемами национальной безопасности, возникла необходимость в создании государственного механизма по прогнозированию, локализации и ликвидации ЧС мирного характера.
В 1992 году дополнительно к системе ГО и частично на ее базе органов управления и войск ГО была создана качественно новая, не имеющая аналогов в мире система - ЕДИНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧС, «РСЧС». В 1995 году реформирована.
Постановлением Правительства РФ №1113 от 5 .11.1995.г РСЧС была преобразована в Единую Государственную систему предупреждения и ликвидации ЧС, Постановлением Правительства РФ №794 от 30.12.2003 Положение о РСЧС утверждено в новой редакции.
II. Основная часть: 80 минут
Первый учебный вопрос – 25 минут
«Единая государственная система предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (РСЧС)»
На федеральном уровне законодательную и нормативно-правовую основу построения и функционирования РСЧС составляют: Конституция РФ, более 60 федеральных законов, более 20 указов президента РФ, свыше 120 постановлений правительства РФ, 300 ведомственных приказов, положений и инструкций, регулирующих деятельность государственной власти в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера. Основными из них являются Федеральные законы “О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера”, “Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей”, “О государственном материальном резерве”, “О радиационной безопасности населения”, “О промышленной безопасности опасных производственных объектов”, “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС”, “О гражданской обороне” и другие. Так согласно Конституции РФ в стране признаются, гарантируются и обеспечиваются защитой неотчуждаемые права и свободы человека и гражданина. С учетом того обстоятельства, что конституционные права и свобода граждан являются непосредственно действующими и корреспондируются с обязанностью всех иных лиц по их соблюдению, можно сформулировать вывод об обязанности органов государственной власти всех уровней своей согласованной деятельностью обеспечивать реализацию гражданам конституционных прав свобод, в числе и по защите от ЧС. В соответствии с Конституцией РФ осуществление мер борьбы с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями и ликвидация их последствий являются предметом совместного ведения РФ и входящих в ее состав республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных областей и округов. Кроме Конституции РФ, правовые установления, закрепляющие государственную политику в области обеспечения безопасности и защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, содержатся в ряде Федеральных законов, Указов президента РФ, Постановлений Правительства РФ и нормативных актов соответствующих министерств и ведомств. Основные составляющие нормативно-правовой базы функционирования РСЧС, деятельности в области защиты населения и территории от ЧС представлены (смотрите таб.1)
Постановление Правительства РФ № 335 от 27.05.2005г. «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС»
Этим постановлением внесены изменения в положение о РСЧС, касающиеся введения новых уровней действий единой системы – межрегионального и муниципального, вопросов образования комиссий по предупреждению и ликвидаций ЧС и ОПБ. Кроме того, Постановлением Правительства РФ № 304 от 21.05.2007г «О классификации ЧС природного и техногенного характера» отменен трансграничный характер ЧС и введен межмуниципальный.
РСЧС - система объединяющая органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от ЧС и осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных Федеральным Законом «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера»
Основными задачами РСЧС являются:
разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от ЧС;
осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в чрезвычайных ситуациях;
обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации ЧС;
сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС;
подготовка населения к действиям при чрезвычайных ситуациях;
прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС;
создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС;
ликвидация ЧС;
осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций;
реализация прав и обязанностей населения в области защиты от ЧС, а также лиц, участвующих в их ликвидации;
международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от ЧС.
Состоит из территориальных и функциональных подсистем.
Территориальные подсистемы создаются в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий. Организация, состав сил и средств территориальных подсистем, а также порядок их деятельности определяются положениями о них, утверждаемыми в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов РФ.
Функциональные подсистемы создаются федеральными органами исполнительной власти для организации работы в области защиты населения и территорий от ЧС в сфере деятельности этих органов. Организация, состав сил и средств функциональных подсистем, а также порядок их деятельности определяются положениями о них, утверждаемыми руководителями федеральных органов исполнительной власти по согласованию с МЧС.(см.прил №1- Перечень создаваемых федеральными органами исполнительной власти функциональных подсистем.)
Система имеет пять уровней:
федеральный;
межрегиональный;
региональный;
муниципальный;
объектовый.
Каждый уровень включает:
Координационные органы – комиссии по ЧС и обеспечению пожарной безопасности; В пределах соответствующего федерального округа(межрегиональный уровень) функции и задачи по обеспечению координации деятельности федеральных органов исполнительной власти с органами государственной власти субъектов, органами местного самоуправления и общественными объединениями в области защиты населения и территорий от ЧС осуществляет полномочный представитель Президента в федеральном округе.
Постоянно действующие органы управления – органы управления ГО и ЧС, специально уполномоченные для решения задач в области защиты населения и территорий в ЧС;
Органы повседневного управления – пункты управления (центр управления в кризисных ситуациях), оперативно-дежурные службы; информационные центры, единые дежурно-диспетчерские службы. Размещение органов управления единой системы в зависимости от обстановки осуществляется на стационарных или подвижных пунктах управления, оснащаемых техническими средствами управления, средствами связи, оповещения и жизнеобеспечения, поддерживаемых в состоянии постоянной готовности к использованию.
Силы и средства; - (см 2 учебный вопрос).
Резервы финансовых материальных ресурсов :
- Резервный фонд Правительства РФ по предупреждению и ликвидации ЧС.
- Запасы материальных ценностей для обеспечения неотложных работ по ликвидации ЧС находящиеся в составе государственного материального резерва.
- Резервы финансовых и материальных ресурсов федеральных органов исполнительной власти
- Резервы финансовых и материальных ресурсов субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций.
Номенклатура и объем резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС, а также контроль за их созданием, хранением, использованием и восполнением устанавливаются создающим их органом.
Финансирование единой системы осуществляется на каждом уровне за счет средств соответствующего бюджета и организаций.
Финансирование целевых программ по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечению устойчивого функционирования организаций осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Финансирование мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется за счет средств организаций, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации, средств федеральных органов исполнительной власти, а также соответствующих бюджетов, страховых фондов и других источников.
При недостаточности указанных средств федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут обращаться в Правительство Российской Федерации с просьбой о выделении средств из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В целях оперативной ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий может использовать в установленном порядке целевой финансовый резерв по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на промышленных предприятиях, в строительстве и на транспорте.
Системы связи, оповещения информационного обеспечения. Управление РСЧС осуществляется с использованием систем связи и оповещения, представляющих собой организационно-техническое объединение сил, средств связи и оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования и ведомственных сетей связи, обеспечивающих доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, силы РСЧС и населения. Приоритетное использование любых сетей связи и средств связи, приостановление или ограничение использования этих сетей и средств связи во время ЧС, осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ. Информационное обеспечение в единой системе осуществляется с использованием автоматизированной информационно- управляющей системы, представляющей собой совокупность технических систем, средств связи и оповещения, автоматизации и информационных ресурсов, обеспечивающей обмен данными, подготовку, сбор, хранение, обработку, анализ и передачу информации. Сроки и формы представления указанной информации устанавливается МЧС по согласованию с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов.
Мероприятия по предупреждению и ликвидации ЧС в рамках РСЧС проводятся на основе федерального плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС, межрегиональных планов взаимодействия субъектов РФ, а также планов действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций.
При отсутствии угрозы возникновения ЧС на объектах, территориях или акваториях органы управления сил РСЧС функционируют в режиме повседневной деятельности. Решениями руководителей Федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, на территории которых могут возникнуть или возникли ЧС, либо к полномочиям которых отнесена ликвидация ЧС, для соответствующих органов управления и сил единой системы может устанавливаться один из следующих режимов функционирования:
- режим повышенной готовности – при угрозе возникновения ЧС;
- режим чрезвычайной ситуации – при возникновении и ликвидации ЧС
Организационная структура РСЧС представлена на схеме:
Схема 1. Единая государственная система предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций
Общее руководство функционированием территориальных подсистем РСЧС и их звеньев осуществляют руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, руководители органов местного самоуправления и организаций соответственно. Общее руководство функционированием функциональных подсистем осуществляют руководители федеральных органов исполнительной власти, в которых эти подсистемы созданы.
Региональные центры осуществляют руководство подведомственными силами и средствами, координацию деятельности территориальных КЧС органов управления по делам ГОЧС, а также осуществляют взаимодействие с органами военного командования. В настоящее время межрегиональный уровень РСЧС образован за счет районирования территории РФ по шести регионам.
В состав РСЧС входят: Центральный (г. Москва), Северо-Западный (г. Санкт-Петербург), Северо-Кавказский (г. Ростов-на-Дону), Приволжско-Уральский (г. Екатеринбург), Сибирский (г. Красноярск) и Дальневосточный (г. Хабаровск) регионы, а Московская область и Калининградская область централизовано подчинены министерству МЧС РФ.
Деятельность органов управления по делам ГОЧС субъектов РФ, органов местного самоуправления осуществляется на основании Положений об этих органах, утверждаемых соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления на основании Примерного положения об органе управления по делам ГОЧС, утверждаемого федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС.
Факторы, влияющие на развитие РСЧС.
ПРЕЖДЕ ВСЕГО ЭТО ПРИРОДНО-ТЕХНОГЕННЫЕ ОПАСНОСТИ. Несмотря на принимаемые Меры, вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в России остается высокой. Обстановка, складывающаяся во многих регионах, сегодня сложная. Растет ущерб от чрезвычайных ситуаций. Остаются высокими санитарные и безвозвратные потери среди людей. Наносится вред окружающей природной среде. Например, только от наводнений в Якутии пострадал каждый второй житель, в Великом Устюге вообще не было человека, которому бы стихия не принесла беды. В техногенной сфере, несмотря нападение производства, число крупных аварий продолжает расти. Как сказал первый заместитель министра РФ по делам ГО и ЧС Ю. Воробьев; "Мы стоим на грани глобальных катастроф". Так, в России сохраняется устойчивая тенденция роста чрезвычайных ситуаций и увеличивается тяжесть их последствий.
НАСУЩНЫЕ ПРОБЛЕМЫ.
ПЕРВАЯ. Несмотря на то, что Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций довольно молодая, уже назрела необходимость ее совершенствования. Так сложилось, что МЧС России руководит двумя смежными системами РСЧС, выполняющей функции по защите населения и территорий от природно-техногенных опасностей в мирное время, и гражданской обороной, обеспечивающей защиту населения в военное время. А как показывает опыт, риски мирного и военного времени в значительной степени схожи, методы защиты населения почти одинаковы. Это сходство наводит на мысль о целесообразности и возможности решения задач мирного и военного времени в рамках одной системы. Поэтому в перспективе представляется необходимым сформировать унифицированную, на единых принципах построенную систему, способную решать весь комплекс задач по противодействию чрезвычайным ситуациям в мирное и военное время. Такую систему можно было бы назвать Российской системой гражданской защиты (РСГЗ). Она могла бы заниматься предупреждением и ликвидацией ЧС природного и техногенного характера, а также успешно действовать в период опасностей, появляющихся при возникновении военных конфликтов и в ходе военных действий. На этом пути придется преодолеть определенные трудности. Например, вопросы ГО являются предметом федерального ведения, а защита населения от чрезвычайных ситуаций в мирное время совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Опираясь на одни и те же органы управления, силы и организации, ГО и РСЧС имеют пока различную правовую базу.
ВТОРАЯ. Назрела необходимость более активного влияния государства на управление рисками. Для этого разрабатываются принципиально новые положения, соответствующие международным стандартам, где главная роль принадлежит предупреждению чрезвычайных ситуаций, снижению рисков их возникновения. Образно говоря, аварию надо не ждать, а предупреждать. Вот почему так активно разрабатывается проект основ государственной политики в области управления рисками. Этой же задаче служит готовящаяся федеральная целевая программа "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2010 года". Главным в этой программе будет не только организация и совершенствование мониторинга, а прогнозирование и предупреждение ЧС. Значительное место отводится внедрению системы декларирования безопасности потенциально опасных производственных объектов и лицензирования их деятельности, страхования рисков. Гвоздем, основой программы, являются выполнение инженерно-технических мероприятий по защите населения как в мирное, так и военное время, постоянное и все усиливающееся обучение населения. В какой-то мере новым, но все более необходимым становится обеспечение безопасности жизнедеятельности населения в чрезвычайных ситуациях. Раньше этому практически не уделяли внимания, считали, что люди в любых трудных ситуациях сами как-нибудь устроятся. На деле оказалось без помощи федеральных и местных органов власти им просто не выжить. Все крупные чрезвычайные ситуации последних лет являются убедительным подтверждением сказанному: землетрясение в Нефтегорске, наводнения в Якутии, Республике Коми, Великом Устюге, на Северном Кавказе, прорывы дамб и плотин, оползни, бури и ураганы, лесные пожары.
Второй учебный вопрос: 25 минут
«Силы и средства РСЧС МЧС России, история создания,
решаемые задачи»
Важнейшей составной частью РСЧС являются ее силы и средства, выполняющие следующие основные задачи:
осуществление мониторинга, наблюдения и лабораторного контроля за состоянием окружающей природной среды и потенциально опасных объектов с целью прогнозирования ЧС природного и техногенного характера, своевременное доведение мониторинговой, прогнозной и другой информации до органов управления РСЧС;
ликвидация ЧС, проведение АСДНР при ЧС;
проведение эвакуационных мероприятий населения из зоны ЧС в безопасные районы;
проведение работ по первоочередному жизнеобеспечению населения, пострадавшего в ЧС, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, представление временного жилья и принятие других неотложных мер в области защиты населения и территорий при ЧС;
восстановление и поддержание общественного порядка в зонах ЧС;
поддержание личного состава формирований в постоянной готовности к действиям в ЧС, его обучение и повышение профессиональной квалификации;
разработка предложений по совершенствованию действий в ЧС.
К силам и средствам единой системы относятся специально подготовленные силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений, предназначенные и выделяемые (привлекаемые) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Состав сил и средств единой системы определяется Правительством Российской Федерации. ( Согласно ПП № 924 от 3.08 1996г «О силах и средствах РСЧС, в ред ПП № 475 от 08.08. 2003, ПП № 835 от 23.12. 2004)
Силы и средства РСЧС могут состоять из:
а) Сил и средств наблюдения и контроля;
б) Сил и средств ликвидации чрезвычайных ситуаций.
К силам и средствам наблюдения и контроля РСЧС относятся:
службы и организации федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих наблюдение и контроль за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, анализ воздействия вредных факторов на здоровье населения;
формирования Госсанэпиднадзора России;
ветеринарная служба Минсельхоза России;
службы (учреждения) наблюдения и лабораторного контроля за качеством пищевого сырья и продуктов питания Минсельхоза России;
геофизическая служба РАН, оперативные группы постоянной готовности Росгидромета и подразделений Минатома России;
учреждения сети наблюдения и лабораторного контроля ГО.
К силам и средствам ликвидации ЧС РСЧС относят:
- Военизированные и невоенизированные противопожарные, поисковые, аварийно-спасательные, аварийно-восстановительные, восстановительные и аварийно-технические формирования федеральных органов исполнительной власти;
- Формирования и учреждения Всероссийской службы медицины катастроф;
- Формирования ветеринарной службы и службы защиты растений Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации;
- Военизированные службы по активному воздействию на гидрометеорологические процессы Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
- Формирования гражданской обороны Российской Федерации территориального, местного и объектового уровней;
- Специально подготовленные силы и средства Войск гражданской обороны Российской Федерации, других войск и воинских формирований, предназначенных для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- Аварийно-технические центры Министерства Российской Федерации по атомной энергии;
- Службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации Федеральной авиационной службы России;
- Восстановительные и пожарные поезда Министерства путей сообщения Российской Федерации;
- Аварийно-спасательные службы и формирования Федеральной службы морского флота России (включая Государственный морской спасательно-координационный центр и спасательно-координационные центры), Федеральной службы речного флота России, других федеральных органов исполнительной власти.
Из перечисленных сил и средств ликвидации ЧС выделяются аварийно-восстановительные формирования, укомплектованные с расчетом обеспечения работы в автономном режиме в течение не менее 3 суток и находящиеся в состоянии постоянной готовности – силы постоянной готовности. Их перечень определяется Правительством РФ, соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, руководителями организаций соответственно. Перечень сил постоянной готовности федерального уровня РСЧС утвержден ПП «О силах и средствах РСЧС № 924 от 3.08.1996г (прил № 2).
Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется:
локальной - силами и средствами организации;
муниципальной - силами и средствами органов местного самоуправления;
межмуниципальной и региональной - силами и средствами органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации;
межрегиональной и федеральной - силами и средствами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации.
При недостаточности указанных сил и средств привлекаются в установленном порядке силы и средства федеральных органов исполнительной власти.
Третий учебный вопрос: 25 минут
«Аварийно-спасательные и поисково-спасательные службы и формирования регионов, субъектов Российской Федерации. Организационная структура, задачи, порядок комплектования»
Основу сил постоянной готовности составляют аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, иные службы и формирования, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментом, материалами с учетом обеспечения проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации в течение не менее 3 суток.
Аварийно-спасательная служба - это совокупность органов управления, сил и средств, предназначенных для решения задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, функционально объединенных в единую систему, основу которой составляют аварийно-спасательные формирования.
Аварийно-спасательное формирование - это самостоятельная или входящая в состав аварийно-спасательной службы структура, предназначенная для проведения аварийно-спасательных работ, основу которой составляют подразделения спасателей, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами.
Основными принципами деятельности аварийно-спасательных служб, 13LINK \l "sub_102"14аварийно-спасательных формирований15 и спасателей являются:
- принцип гуманизма и милосердия, предусматривающий приоритетность задач спасения жизни и сохранения здоровья людей, защиты природной среды при возникновении чрезвычайных ситуаций;
- принцип единоначалия руководства аварийно-спасательными службами, аварийно-спасательными формированиями;
-принцип оправданного риска и обеспечения безопасности при проведении аварийно-спасательных и неотложных работ;
- принцип постоянной готовности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований к оперативному реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации.
Основными задачами аварийно-спасательных служб, 13LINK \l "sub_102"14аварийно-спасательных формирований15, которые в обязательном порядке возлагаются на них, являются:
- поддержание органов управления, сил и средств аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований в постоянной готовности к выдвижению в зоны чрезвычайных ситуаций и проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- контроль за готовностью обслуживаемых объектов и территорий к проведению на них работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- ликвидация чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых объектах или территориях.
Кроме того, в соответствии с законодательством Российской Федерации на аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования могут возлагаться задачи по:
- участию в разработке планов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых объектах и территориях, планов взаимодействия при ликвидации чрезвычайных ситуаций на других объектах и территориях;
- участию в подготовке решений по созданию, размещению, определению номенклатурного состава и объемов резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- пропаганде знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, участию в подготовке населения и работников организаций к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций;
- участию в разработке нормативных документов по вопросам организации и проведения аварийно-спасательных и неотложных работ;
- выработке предложений органам государственной власти по вопросам правового и технического обеспечения деятельности 13LINK \l "sub_101"14аварийно-спасательных служб15, аварийно-спасательных формирований, социальной защиты спасателей и других работников аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований.
В соответствии с законодательством Российской Федерации 13LINK \l "sub_101"14аварийно-спасательные службы15, аварийно-спасательные формирования могут создаваться:
на постоянной штатной основе - профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования;
на нештатной основе - нештатные аварийно-спасательные формирования;
на общественных началах - общественные аварийно-спасательные формирования.
Профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования создаются:
в субъектах Российской Федерации - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
в органах местного самоуправления - по решению органов местного самоуправления, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Состав и структуру аварийно-спасательных служб, 13LINK \l "sub_102"14аварийно-спасательных формирований15 определяют создающие их федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации, общественные объединения исходя из возложенных на них задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также требований законодательства Российской Федерации.
В состав аварийно-спасательных служб входят органы управления указанных служб, аварийно-спасательные формирования и иные формирования, обеспечивающие решение стоящих перед аварийно-спасательными службами задач. Кроме того, в состав аварийно-спасательных служб могут входить научно-исследовательские учреждения, образовательные учреждения по подготовке спасателей, учреждения по подготовке поисковых собак и организации по производству 13LINK \l "sub_107"14аварийно-спасательных средств.15
Комплектование 13LINK \l "sub_101"14аварийно-спасательных служб15, аварийно-спасательных формирований осуществляется на добровольной основе.
При приеме граждан в профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования на должности спасателей с ними заключается трудовой договор (контракт), в котором закрепляются особенности и режим работы спасателей; порядок и условия оплаты труда, социальные гарантии и льготы спасателям; обязательство неукоснительного выполнения спасателями возложенных на них обязанностей и распоряжений руководителей указанных аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований на дежурстве и при проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Все аварийно-спасательные службы, 13LINK \l "sub_102"14аварийно-спасательные формирования15 подлежат обязательной регистрации.
Регистрацию аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований установленным порядком осуществляют федеральный орган исполнительной власти, специально уполномоченный на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в соответствии со своими полномочиями.
Привлечение аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований к ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется:
- В соответствии с планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых указанными службами и формированиями объектах и территориях;
- В соответствии с планами взаимодействия при ликвидации чрезвычайных ситуаций на других объектах и территориях;
- По решению федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений, осуществляющих руководство деятельностью указанных служб и формирований.
Общественные аварийно-спасательные формирования могут участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации в ликвидации чрезвычайных ситуаций и действуют под руководством соответствующих органов управления единой системы.
Готовность аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований к реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации проверяется в ходе аттестации, а также в ходе проверок, осуществляемых в пределах своих полномочий Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и его территориальными органами, органами государственного надзора и контроля, а также федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, создающими указанные службы и формирования
Поисково-спасательная служба Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - ПСС МЧС России) представляет собой совокупность органов управления, сил и средств, предназначенных для решения задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, функционально объединенных в единую систему, основу которой составляют поисково-спасательные формирования.
ПСС МЧС России создана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 1992 г. N 528 (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1992, N 5, ст.278) на базе туристских и альпинистских спасательных служб, пунктов и центров. ПСС МЧС России входит в состав функциональной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС),
в состав сил постоянной готовности федерального уровня единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В ПСС МЧС России входят следующие поисково-спасательные формирования МЧС России (далее - ПСФ): региональные поисково-спасательные отряды, республиканские, краевые, областные поисково-спасательные службы, действующие на основании положений или уставов.
Поисково-спасательные формирования ПСС МЧС России осуществляют свою деятельность под руководством МЧС России через региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - региональные центры) и во взаимодействии с органами, специально уполномоченными решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в составе или при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления (далее - органы управления по делам ГО и ЧС).
В состав каждого из поисково-спасательных формирований, входят органы управления, поисково-спасательные отряды и подразделения обеспечения.
Основными задачами поисково-спасательных формирований ПСС МЧС России являются:
- поддержание в постоянной готовности органов управления, сил и средств поисково-спасательных формирований к выполнению задач по предназначению;
- контроль за готовностью обслуживаемых объектов и территорий к проведению на них работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- организация и проведение поисково-спасательных работ в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
В целях решения возлагаемых задач поисково-спасательные формирования ПСС МЧС России:
- создают необходимую материально-техническую базу;
- разрабатывают оперативные документы по вопросам организации и проведения поисково-спасательных работ в соответствии с предназначением;
- осуществляют подготовку, переподготовку, повышение квалификации штатных сотрудников поисково-спасательных формирований ПСС МЧС России;
- готовят спасателей и поисково-спасательные формирования к аттестации на проведение аварийно-спасательных работ;
- осуществляют мероприятия по реабилитации, социальной и правовой защите работников поисково-спасательных формирований ПСС МЧС России и членов их семей;
- обмениваются опытом работы с другими, в том числе международными спасательными службами и формированиями;
- участвуют, при необходимости, в разработке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации планов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- пропагандируют знания в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- участвуют в подготовке спасателей общественных аварийно-спасательных формирований (спасателей-общественников);
участвуют в подготовке населения к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций
Координацию деятельности аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований на территориях субъектов Российской Федерации осуществляют в установленном порядке главные управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъектам Российской Федерации.
Координацию деятельности аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований на территориях муниципальных образований осуществляют органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны при органах местного самоуправления.
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Приложение №1
Утвержден
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 3 августа 1996 г. N 924
ПЕРЕЧЕНЬ
СИЛ ПОСТОЯННОЙ ГОТОВНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОГО
УРОВНЯ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ
И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 05.04.1999 N 374,
от 08.08.2003 N 475, от 23.12.2004 N 835)
МЧС России
(в ред. Постановления Правительства РФ от 08.08.2003 N 475)
Центр управления в кризисных ситуациях (орган повседневного оперативного управления силами и средствами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций) в г. Москве
Центральный аэромобильный спасательный отряд в г. Жуковском (Московская область)
Поисково-спасательные службы
Центр по проведению специальных операций особого риска в г. Москве
Мобильные сводные отряды соединений и воинских частей Войск гражданской обороны Российской Федерации
Отдельные вертолетные отряды и отдельные смешанные авиационные эскадрильи
Региональные специализированные отряды по тушению крупных пожаров Государственной противопожарной службы в г. г. Реутове (Московская область), Хабаровске, Екатеринбурге, Петропавловске-Камчатском, Новосибирске и в пос. Кулешовка (Ростовская область)
Минатом России
Департамент безопасности, экологии и чрезвычайных ситуаций (орган управления аварийно-спасательными формированиями отрасли) в г. Москве
Аварийно-технические центры с базами дислокации в г. г. Санкт-Петербурге, Нововоронеже Воронежской области, Снежинске Челябинской области, Северске Томской области, Сарове Нижегородской области
Аварийно-спасательная служба концерна "Росэнергоатом"
Газоспасательная станция в г. Кирово-Чепецке Кировской области
Отдельная военизированная аварийно-спасательная часть в пос. Малышева Свердловской области
Отдельный военизированный горноспасательный отряд в г. Краснокаменске Читинской области
МВД России
Исключено. - Постановление Правительства РФ от 08.08.2003 N 475
Минприроды России
Исключено. - Постановление Правительства РФ от 23.12.2004 N 835
Минсельхозпрод России
Ветеринарная служба
Департамент ветеринарии (с республиканским эпизоотическим отрядом) в г. Москве
Республиканская научно-производственная ветеринарная радиологическая лаборатория в г. Москве
Республиканская научно-производственная ветеринарная лаборатория в г. Москве
Республиканский эпизоотический отряд при Московской городской ветеринарной лаборатории
Республиканская ветеринарная экспедиция по борьбе с особо опасными болезнями в г. Москве
Республиканская экспедиция по борьбе с особо опасными болезнями в г. Омске
Служба защиты растений
Главное управление химизации и защиты растений (орган управления территориальными службами защиты растений) в г. Москве
Российская республиканская станция защиты растений в г. Раменское Московской области
Российская республиканская лаборатория диагностики и прогнозов развития и распространения вредителей и болезней растений в г. Москве
Всероссийский научно-исследовательский институт защиты растений в г. Рамонь Воронежской области
Служба предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций на объектах отрасли
Главное управление по ликвидации последствий радиационных аварий, гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и охране природы в г. Москве
Российский научно-технический центр по чрезвычайным ситуациям в агропромышленном комплексе в г. Москве
Служба по карантину растений
Государственная инспекция по карантину растений Российской Федерации (орган управления территориальными государственными инспекциями по карантину растений) в г. Москве
Служба резервов продовольственных и кормовых ресурсов
Департамент пищевой и перерабатывающей промышленности в г. Москве
Минстрой России
Управление горного надзора и военизированных горноспасательных частей (орган управления военизированными горноспасательными частями отрасли) в г. Москве
Минтопэнерго России
Департамент по экологии и промышленной безопасности открытого акционерного общества "Нефтяная компания "Роснефть" (орган управления противофонтанными военизированными частями нефтяной отрасли) в г. Москве
Центральный штаб военизированных горноспасательных частей угольной промышленности в г. Москве
Фирма "Газобезопасность" (орган управления военизированными частями по предупреждению возникновения и ликвидации открытых газовых и нефтяных фонтанов, обслуживающими предприятия Российского акционерного общества "Газпром") в г. Москве
Минтранс России
Служба поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации ФАС России в г. Москве (с входящими в нее аварийно-спасательными формированиями региональных управлений воздушным транспортом) <*>
Главное управление Государственной морской аварийно-спасательной специализированной службы Российской Федерации и Государственный морской спасательно-координационный центр Росморфлота в г. Москве
Государственное учреждение "Подводречстрой" Росречфлота в г. Москве (с входящими в него судоподъемными группами в регионах России) <*>
МПС России
Управление военизированной охраны (орган управления силами и средствами пожарных подразделений) в г. Москве
Главное управление по безопасности движения и экологии (орган управления силами и средствами восстановительных поездов) в г. Москве
Минздрав России
(в ред. Постановления Правительства РФ от 05.04.1999 N 374)
Департамент государственного санитарно-эпидемиологического надзора Министерства здравоохранения Российской Федерации (орган управления территориальными санитарно-эпидемиологическими формированиями) в г. Москве.
Росгидромет
Гидрометеорологический научно-исследовательский центр Российской Федерации в г. Москве
Научно-производственное объединение "Тайфун" в г. Обнинске Калужской области
Роскомметаллургия
Специализированное производственное объединение по обеспечению противоаварийной защиты предприятий "Металлургбезопасность" (орган управления военизированными горноспасательными частями металлургической промышленности) в г. Москве
Роскомхимнефтепром
Аварийно-спасательная служба акционерного общества "Агрохиминвест" в составе штаба спецподразделений фирмы "Агрохимбезопасность" в г. Москве, Березниковского отдельного военизированного горноспасательного отряда в г. Березники Пермской области, Кировского отдельного военизированного горноспасательного отряда в г. Кировске Мурманской области, Тольяттинского специального военизированного отряда быстрого реагирования в г. Тольятти Самарской области, Новомосковского военизированного газоспасательного отряда акционерной компании "Азот" в г. Новомосковске Тульской области
Рослесхоз
Центральная база авиационной охраны лесов "Авиалесоохрана" в г. Пушкино Московской области
Всероссийская служба медицины катастроф
Всероссийский центр медицины катастроф "Защита" (с входящими в него формированиями и учреждениями) Минздрава России в г. Москве
(в ред. Постановления Правительства РФ от 05.04.1999 N 374)
Подразделения постоянной готовности медицинских формирований и учреждений, клинических и научных баз центрального подчинения Минздрава России, Минобороны России, МВД России, МПС России, других федеральных органов исполнительной власти, участвующих в соответствии с возложенными на них обязанностями в ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций <*>
(в ред. Постановления Правительства РФ от 05.04.1999 N 374)
Приложение №2
к 13LINK \l "sub_1000"14Положению15 о единой
государственной системе
предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций
Переченьсоздаваемых федеральными органами исполнительной власти функциональных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций(с изменениями от 27 мая 2005 г., 3 октября 2006 г.)
МВД России
Функциональная подсистема охраны общественного порядка
МЧС России
Функциональные подсистемы:
мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций;
предупреждения и тушения пожаров;
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на подводных потенциально опасных объектах во внутренних водах и территориальном море Российской Федерации;
координации деятельности по поиску и спасанию людей во внутренних водах и территориальном море Российской Федерации
Минобороны России
Функциональная подсистема предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Вооруженных Сил Российской Федерации
Спецстрой России
Функциональные подсистемы:
восстановления специальных объектов в зоне чрезвычайных ситуаций;
предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в сфере деятельности Спецстроя России
Минздравсоцразвития России
Функциональные подсистемы:
Всероссийской службы медицины катастроф;
резервов медицинских ресурсов;
надзора за санитарно-эпидемиологической обстановкой;
социальной защиты населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций
Минобрнауки России
Функциональные подсистемы:
предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в сфере деятельности Минобрнауки России и находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств;
предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в сфере деятельности Роснауки;
предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в сфере деятельности Рособразования;
предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в сфере деятельности Роспатента
МПР России
Функциональные подсистемы:
противопаводковых мероприятий и безопасности гидротехнических сооружений, находящихся в ведении Росводресурсов;
охраны лесов от пожаров и защиты их от вредителей и болезней леса (Рослесхоз);
мониторинга состояния недр (Роснедра)
Минпромэнерго России
Функциональные подсистемы:
предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в организациях (на объектах), находящихся в ведении Минпромэнерго России, Росэнерго, Роспрома и Ростехрегулирования;
предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в организациях (на объектах) топливно-энергетического комплекса;
предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в организациях (на объектах) оборонно-промышленного комплекса;
предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в организациях (на объектах) гражданских отраслей промышленности;
предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в организациях (на объектах) уничтожения химического оружия
Минтранс России
Функциональные подсистемы:
транспортного обеспечения ликвидации чрезвычайных ситуаций;
организации и координации деятельности поисковых и аварийно-спасательных служб (как российских, так и иностранных) при поиске и спасании людей и судов, терпящих бедствие на море в поисково-спасательных районах Российской Федерации (Росморречфлот);
организации работ по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в море с судов и объектов независимо от их ведомственной и национальной принадлежности (Росморречфлот);
организации работ по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на внутренних водных путях с судов и объектов морского и речного транспорта (Росморречфлот);
поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации;
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте
Мининформсвязи России
Функциональные подсистемы:
информационно-технологической инфраструктуры;
электросвязи и почтовой связи
Минсельхоз России
Функциональные подсистемы:
защиты сельскохозяйственных животных;
защиты сельскохозяйственных растений;
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в организациях (на объектах) агропромышленного комплекса;
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в организациях (на объектах), находящихся в ведении или входящих в сферу деятельности Росрыболовства
Минэкономразвития России
Функциональная подсистема государственного материального резерва
Минрегион России
Функциональные подсистемы:
защиты городов, населенных пунктов от аварий, катастроф и стихийных бедствий;
предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в организациях (на объектах), находящихся в ведении и входящих в сферу деятельности Росстроя
Росатом
Функциональная подсистема предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в организациях (на объектах), находящихся в ведении и входящих в сферу деятельности Росатома
Росгидромет
Функциональные подсистемы:
наблюдения, оценки и прогноза опасных гидрометеорологических и гелиогеофизических явлений и загрязнения окружающей природной среды;
предупреждения о цунами (совместно с Геофизической службой Российской академии наук, МЧС России, Мининформсвязи России, администрациями субъектов Российской Федерации в Дальневосточном регионе)
Ростехнадзор
Функциональные подсистемы:
контроля за ядерно и радиационно опасными объектами;
контроля за химически опасными и взрывоопасными объектами
III. Заключительная часть: 5 минут
Преподаватель напоминает тему, цели занятия, учебные вопросы, степень достижения поставленных целей, отвечает на вопросы обучаемых, дает задание (рекомендации) на последующую работу обучаемых.
Методическую разработку составил методист УМЦ ГОЧС
М. Чернов
13PAGE 15
13PAGE 144115
Основополагающие законодательные акты в области защиты населения и территорий от ЧС и пожарной безопасности
Конституция РФ
Федеральные конституционные и базовые законы в области безопасности в ЧС
Международные правовые акты в области безопасности
«О Правительстве РФ» от 17.12.97г. № 2 ФКЗ
« О безопасности» Закон РФ № 2446-1 от 5.03.92г.
(в ред. от 25.07.06г. № 128 ФЗ)
«О чрезвычайном положении» ФКЗ № 3 от 16.05.01г.
(в ред. от 7.03.05г. № 1 ФКЗ)
«О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» № 68 ФЗ от 21.12.94г.
(в ред. от 18.12.2006г. № 232 ФЗ, ред. от 4.12.2006г. № 206 ФЗ)
«Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»
ФЗ № 151 от 22.08.95г. (в ред. от 22.08.04г. № 122 ФЗ)
«О пожарной безопасности» № 69 ФЗ от 21.12.94г.
( в ред. от 18.12.2006г. № 232 ФЗ)
«О гражданской обороне» № 28 ФЗ от 12.02.98г.
( в ред. от 19.06.2007г. № 103 ФЗ)
«О государственном материальном резерве» ФЗ № 79 ФЗ от 29.12.94г. (в ред. от 02.02.06г. № 19 ФЗ)
Специальные
(отраслевые)
законодательные
акты
«О промышленной безопасности опасных производственных объектов» ФЗ № 116 от 21.07.97г.
«О безопасности гидротехнических сооружений»
ФЗ № 117 от 21.07.97г. (в ред. 18.12.06г. № 232 ФЗ)
«О радиационной безопасности населения» № 3 ФЗ от 9.01.96г.
«О санитарно-эпидемическом благополучии населения»
№ 52 ФЗ от 30.03.99г. в ред. 199 ФЗ от 3.12.2005г.
«Об охране окружающей среды» № 7 ФЗ от 10.01.2002г.
Положение о РСЧС (Постановление № 794 от 30.12.2003г.)
(в ред. от 3.10.06г. № 600)
Концепция национальной безопасности
(Указ Президента № 1003 от 17.10.97г.)
О порядке выделения средств из резервного фонда
Правительства РФ (Постановление № 547 от 4.09.2003г)
Концепция национальной безопасности
(Указ Президента № 1300 от 17.10.97г.)
О порядке выделения средств из резервного фонда
Правительства РФ (Постановление № 810 от 26.10.2000г.)
Постановление Правительства № 547 от 4.09.2003г. «О подготовке населения в области защиты от ЧС природного и техногенного характера» (в ред. 1.02.2005г.)
Основные
подзаконные
акты
Отделы, сектора ГОЧС
КЧС
Руководство объектов экономики
Финансовые и материальные резервы
Силы
и средства
Финансовые и материальные резервы
Силы и средства
КЧС
Управления (отделы) ГОЧС
Органы местного
самоуправления
Управления (отделы) ГОЧС
Финансовые и материальные резервы
Силы
и средства
КЧС
КЧС
Министерства,
ведомства
и организации
Министерства, комитеты, главные управления ГОЧС
Органы исполнительной власти субъектов РФ
Функциональные
подсистемы
Территориальные подсистемы
Силы МЧС России:
Войска ГО
ПСС
ЦАМО
Финансовые
и материальные
ресурсы
МЧС России
Правительство РФ
Финансовые
и материальные
резервы
Силы
и средства
«О военном положении» от 30.01.02г. № 1 ФКЗ
«О классификации ЧС природного и техногенного характера» №304 от 21.05.07г.
Положение о МЧС России (Указ Президента № 953 от 2.08.99г.)
Root Entry