Конспект занятия по истории искусства в изостудии «Ренессанс» (6 год обучения) по теме: «Творчество К.С. Петрова-Водкина. История одной картины…»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей
«Центр дополнительного образования «Ступени» города Сочи
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ
По истории искусства
в изостудии «Ренессанс» 6 год обучения
Тема занятия: «Творчество К.С. Петрова-Водкина.
История одной картины...»
Разработал:
Педагог дополнительного образования
Касымова Юлия Анатольевна
2014-2015 учебный год
ПЛАН
Открытого занятия в студии «Ренессанс»
курс «История искусств»
дата: 23.10.2014г. 14.00
Тема: «Творчество К.С. Петрова-Водкина. История одной картины...»
Цели и задачи:
- Продолжить знакомство с творчеством К.С. Петрова-Водкина;
- Способствовать коллективной познавательной деятельности;
- Закрепить умения работать с литературой;
- Способствовать развитию мышления, внимания; ораторских способностей;
- Способствовать воспитанию эстетической отзывчивости на прекрасное в искусстве и окружающей действительности.
Наглядные пособия: Слайды (зрительный ряд):
К.С. Петрова-Водкина:
«Мальчики», «Купание красного коня», «Мать», «Селедка», «Розовый натюрморт», «Смерть комиссара», «Автопортрет». Технические средства обучения: ЖК телевизор с разъёмом для флеш-карты либо интерактивная доска.
Музыкальный ряд:Музыкальные композиции Ж.М. Жара
Оснащение: Дидактический раздаточный материал, доска, маркер.
Структура занятия:Организационный момент. Мобилизация внимания
воспитанников -0,5мин.
Актуализация знаний творческой биографии К.С.Петрова-
Водкина. -2,5мин.
Постановка познавательной задачи.
Инструктаж о последовательности работы. Раздача дидактического материала по группам по теме «История одной картины...».- 3 мин.
Самостоятельная работа воспитанников по группам. - 20 мин
Презентация творческих заданий по группам. - 15 мин
Подведение итогов. Рефлексия. - 4 мин
Ход занятияОрганизационный момент. Мобилизация внимания воспитанников Педагог: Здравствуйте, ребята. Сегодня нас с вами ожидает увлекательная, но очень серьезная работа. Поэтому от вас она потребует максимум внимания, сосредоточенности и, самое главное, увлеченности. Тогда наше занятие обещает быть продуктивным, творческим и занимательным.
Актуализация знаний творческой биографии К.С.Петрова- Водкина.
Педагог: Ребята, с каким выдающимся руским художником мы познакомились с вами на прошлом занятии? Верно, на прошлом занятии мы с вами начали знакомство с творчеством Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина - одним из самых крупных и оригинальных русских художников 20 века.
Его произведения вызывали яростную полемику, страстные столкновения зачастую прямо противоположных мнений и оценок. Это была личность сложная и в то же время цельная (на экране появляется портрет художника).
Педагог: Ребята, скажите, а в чем состоит творческий универсализм личности Петрова-Водкина? Варианты ответов: живописец, теоретик, педагог, литератор, общественный деятель.
Совершенно верно. Это был человек многосторонне одаренный.
Педагог: Скажите, а где художник получил свои самые ранние чисто художественные впечатления? Варианты ответов: встреча с иконам новгородского письма в старообрядческом доме своего приятеля, яркие цветные рисунки песенно-сказочного содержания, создание которых другом семьи художник не раз наблюдал, знакомство с живописцем-вывесочником.
Эти встречи раскрыли перед мальчиком различные ипостаси искусства изображения. Недаром, первыми его работами были иконы и пейзажи. Он понял, что чудо рукотворно, и что он может приобщиться к нему (на экране появляются картины художника).
Педагог: Таким образом, прошлое занятие мы посвятили знакомству с личностью художника, его творческой биографией. А сегодня мы с вами поставим цель еще больше узнать о его конкретных произведениях.
Постановка познавательной задачи. Инструктаж о последовательности работы. Раздача дидактического материала по группам по теме «История одной картины...»
Педагог: Итак, для предстоящей работы вам необходимо разделиться на группы по 4-5 человек в каждой. У каждой из групп будет свое индивидуальное задание - изучить и представить нам «историю одной картины...».
Педагог: Для этого предлагаю вытянуть наугад карточку из этого конверта. Таким образом, мы разделимся на команду «красные» и команду «синие»
Для этого вы сообща, внутри своей «команды» проанализируете материал по конкретной картине Петрова -Водкина, выполните, так сказать, научное описание картины, как музейные работники, которым предстоит оценить произведение искусства перед тем, как включить его в фонды музея или в экспозицию.
Педагог: Кроме материала, содержащего информацию о картине, на ваших столах есть примерная структура описания картины. Этот план будет своеобразной подсказкой для вас - в какой последовательности изучать материал, как распределить задание внутри группы между членами команды.
Таким образом, каждый представитель группы будет иметь свою конкретную задачу, например, подготовить сообщение о истории создания картины, о композиционном или колористическом строе картины.
Педагог: Итак, чтобы через 20 минут представить нам слаженный рассказ о картине вам нужно (появляется на экране):
ознакомиться с материалом и спланировать работу в группах;
четко распределить задания, опираясь на структуру описания
картины;
выделить время на индивидуальную подготовку;
обсудить механизм будущей презентации (объем и содержание информации).
Самостоятельная работа по группам (в ходе выполнения задания провожу вспомогательную работу: отвечаю на вопросы воспитанников, консультирую, уточняю задание )Презентация творческих заданий по группам.
Педагог: В 1912 году К.С. Петров-Водкин создает крупную этапную работу «Купание красного коня», которая становится кульминацией творчества художника. Однако картину поняли и приняли немногие... (далее выступления воспитанников)
вопрос: Как в картине можно пронаблюдать увлечение художника русской иконой? Возможные ответы: в облике всадника чувствуется вневременная отрешенность.
Педагог: Если окинуть взглядом путь, пройденный Петровым- Водкиным, то есть, к 1912-13 гг, то нетрудно заметить, что в живописи художника произошла характерная смена образов. В искусство Петрова - Водкина входит важнейшая тема материнства... (далее выступления воспитанников)
вопрос: какова взаимосвязь тематики картин о материнстве с детством художника? Возможные ответы: в детстве художник был окружен любовью матери и бабушки; долгие годы переписывался с мамой, делился в письмах своими переживаниями.
Педагог: Многие годы работы над композиционными картинами подвели Петрова - Водкина к необходимости заняться серьезным изучением передачи в живописи предмета.
«Натюрморт -это одна из острых бесед живописца с натурой»… (далее выступления воспитанников)
вопрос: В изображении предмета для художника было важным определить внешние свойства предмета, или его волновал другой фактор? Возможные ответы: важным для художника было определить сущность, законы жизни предмета.
6. Подведение итогов. Рефлексия.
Педагог: Уже в последние годы жизни Петрова-Водкина его искусство не находило достаточного общественного признания. Однако, художника переполняли новые замыслы, планы. Но им не суждено было сбыться. Тяжелая болезнь отняла у него жизнь - в возрасте 61 года он скончался.
А затем, его имя, казалось забыли, картины его почти исчезли из экспозиций музеев. Лишь, однажды, в 1947 году в Ленинграде, была устроена небольшая выставка его рисунков.
Истинное искусство рано или поздно получает признание.
С 60-х годов Петров-Водкин занял место в 1 ряду русских художников 20 века.
Появившаяся тогда же монография В.И.Костина (показываю на экране) впервые дала достоверный обзор и анализ его искусства. В 1970 году новым изданием вышли его автобиографические повести. Таким образом, русское искусство в лице Петрова-Водкина имело мастера огромного масштаба, художника-философа, стремившегося понять и претворить в своем искусстве человека, предмет, явление, Вселенную во всей их сложности и глубине.
Вопрос Как вы оцениваете работу в группах? Какие сложности у вас возникли? Какие положительные стороны в этой работе вы можете выделить?