Олимпиады по математике как средства повышения познавательной активности учащихся


Олимпиады по математике как средства повышения познавательной активности учащихся
Жизнь украшается двумя вещами: занятием математикой и её преподаванием.
Пуассон С.Д.
Олимпиады возникли в Древней Греции как состязания в ловкости, силе, красоте. Первая олимпиада состоялась в 776 году до нашей эры. Олимпиады проводились в Олимпии один раз в четыре года вплоть до 394 года нашей эры, когда были запрещены в связи с распространением христианства. Вновь олимпиады возродились в 1896 году.
Различного рода состязания проводились не только в спорте. Хорошо известна любовь к состязаниям в решении задач как на Руси, так и во многих других странах мира. Математические соревнования по решению задач также называются олимпиадами.
В России конкурсы по решению задач начали проводиться с 1886 года, в Венгрии и Румынии – с 1894года, а в других странах – значительно позже.
Одной из важных целей проведения олимпиад является развитие интереса учащихся к математике, привлечение учащихся к занятиям в математических кружках. У учащихся имеется большое желание проверить свои силы, математические способности, умение решать нестандартные задачи. Их привлекает возможность добровольного участия в соревновании, необычность всей обстановки на олимпиаде.
Для развития интереса учащихся к математике имеет значение и спортивный азарт участников олимпиады. Особенно это характерно для учащихся младших классов. Дух соревнования заложен во многих наших школьниках. Они желают посоревноваться со своими товарищами и в умении решать олимпиадные задачи. В старших классах, на более высоких ступенях олимпиад, спортивные соображения играют меньшую роль, но игнорировать их совсем не следует.
Олимпиады способствуют выявлению и развитию математических способностей учащихся. Часто на уроках ученик получает, и вполне объективно, только тройки, изредка четвёрки. Приходит на олимпиаду попробовать свои силы. И вдруг мы замечаем, что он неплохо решает задачи «на соображение», задачи с « изюминкой», при решении которых встают в тупик многие отличники. После олимпиады ученик наверняка более серьёзно займётся математикой. Учитель поможет этому ученику в его занятиях, найдёт пути развития математических способностей такого ученика, порекомендует ему математическую литературу, задачи и т. п.
Любой участник олимпиады может добиться лучших результатов. Для этого он решает задачи, читает необходимую литературу, более подробно изучает отдельные вопросы математики, активнее участвует в работе математического кружка. Он понимает, что для успеха на олимпиаде необходимо уметь по-разному решать задачи, развивать в себе способности анализировать решения задач и искать нешаблонные методы их решения. Победа учащегося на каждом этапе приводит к повышению результативности его занятий математикой.
Олимпиада позволяет выявить учащихся, имеющих интерес и склонности к занятиям математикой. Это тем более важно на современном этапе, когда образование характеризуется усилением внимания к ученику, к его саморазвитию и самопознанию, вниманием ученика к окружающему миру и к себе. К воспитанию умения искать и находить своё место в жизни.
Целью современного образования является полное достижение развития тех способностей личности, которые нужны ей и обществу, включение её в социально ценную активность и обеспечение возможности эффективного самообразования. При систематическом проведении олимпиад во всех школах района при широком охвате ими учащихся олимпиады являются эффективным средством реализации указанной цели и названной задачи.
Образованную личность характеризует богатство потребностей, её направленность на более полную самореализацию в сферах труда, познания, общения, определённость и конкретность мышления, умение обнаруживать нерешённые проблемы, высокая работоспособность.
В решении этой задачи принимают участие все учителя, в том числе и учителя математики. Проведение олимпиад является составной частью этой работы. Участвуя в математических соревнованиях, школьник лучше, более объективно определяет своё отношение к математике как предмету будущей профессии. Есть немало случаев, когда ученик в результате участия в математических олимпиадах начинал с увлечением заниматься математикой, а затем выбирал математику или какой-нибудь вид математической деятельности в качестве своей будущей профессии.
Олимпиады подводят итог всей внеклассной работы по математике в каждой школе, районе, регионе. Школьные и районные олимпиады позволяют сравнить качество математической подготовки и математического развития учащихся, а также состояние преподавания математики в отдельных классах школы и в отдельных школах района. Региональные олимпиады дают возможность в некоторой степени сравнить состояние математического образования в отдельных областях и республиках. Возможность такого сравнения весьма важна, ибо позволяет принять необходимые меры для устранения пробелов в содержании математического образования школьников.
Для успешного проведения олимпиад необходимо выполнение в первую очередь следующих условий:
- систематическое проведение всей внеклассной работы по математике;
- обеспечение регулярности проведения олимпиад;
-серьёзная, содержательная и интересная подготовительная работа перед проведением каждой олимпиады;
- хорошая организация проведения олимпиад;
- интересное математическое содержание соревнований.
Для проведения каждого тура олимпиад создаются оргкомитет и жюри. Они обеспечивают всю подготовительную работу, обеспечивают подбор заданий, проверку работ участников.
При подборе заданий для проведения каждого тура олимпиад целесообразно придерживаться такого принципа, при котором из 5 задач, предлагаемых каждому участнику олимпиады, 1-2 задания должны быть посильны для большинства участников. Такие задания вселяют уверенность в силах большинства участников, не отпугивают их от занятий математикой. «-3 задания даются повышенной сложности. Их может решить не более половины участников, и 1-2 задания – сложные, как говорят, «с изюминкой».
Эти задачи требуют очень хорошей математической подготовки, более широкого математического кругозора и твёрдых навыков в решении нестандартных заданий. Такие задачи позволяют выявить наиболее одарённых, наиболее подготовленных по математике учащихся.
Успехи школьников в решении олимпиадных задач во многом зависят от педагогического мастерства учителя. Доброжелательность, педагогический такт, внимание учителя, его умение радоваться каждому, даже незначительному успеху ученика способствуют развитию его интереса к решению задач, а вместе с ним к самой математике.
Список литературы
И.С.Петраков. Математические олимпиады школьников. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1982.
И.Ф.Шарыгин, В.И.Голубев. Факультативный курс по математике. М.: Просвещение, 1991.
Ч.Тртг. Задачи с изюминкой. М.: Мир, 1975.
Р.Хонсбергер. Математические изюминки. –М.:Наука, 1982.
Математика для поступающих в серьёзные вузы./О.Ю.Черкасов, А.Г.Якушев.-М.:Московский Лицей,1998.