Методическая разработка классного часа Моя малая Родина


Классный час по теме «Моя малая родина»
Составил: Погорелов Юрий Петрович,
классный руководитель 9 «б» класса МБОУ «МДСОШ №2» 
Цель: Показать значение родины в жизни каждого человека.Задачи: Образовательная: обобщить понятия: Родина, малая родинаРазвивающая: развивать у детей речь, кругозор, память, внимание.Воспитательная: воспитание интереса и желания больше узнать о родном крае, своей малой Родины.Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация.
Ход занятия.
1.Организационный момент.учитель здоровается с детьми, приглашает занять свои места.2. Сообщение темы. Целевая установка. Дорогие ребята! Этот классный час у нас сегодня не совсем обычный т.к. на занятии у нас присутствуют гости. Обратите внимание на слайд. Прочитайте тему занятия…………………..Мы сегодня будем с вами говорить о Родине. О малой родине. Что человек называет своей Родиной?3.Вступительное слово.А сейчас посмотрите на карту, (слайд 2) сравните нашу страну по размеру с другими странами. Какая страна занимает самую большую площадь? В какой стране мы с вами живем? Гражданином какой страны вы являетесь? Как называется столица нашей Родины? Все мы живём в огромной стране название, которой – Россия.Россия – самая большая страна на свете.Границы России проходят и по суше, и по морю.Наша страна очень красива и богата.. Все это наша Родина. - Что каждый из вас считает своей малой родиной?Что значит моя? Что значит малая? Что значит родина?
(Слайд 3)МОЯ – потому что здесь моя семья, мои друзья, мой дом, моя улица, моя школа…МАЛАЯ – потому что это маленькая частичка моей необъятной страны.РОДИНА – потому что здесь живут родные моему сердцу люди.Что же такое для человека РОДИНА? Что он считает своей родиной: страну, в которой живет; дом, где родился; березку у родного порога; место, где жили его предки? Наверное, все это и есть родина, то есть родное место.
4. Основная часть:- Родина начинается с того, что ты вдруг понимаешь: Россия не проживёт без тебя, а ты не проживёшь без неё. Она нужна тебе, а ты нужен ей – вот и весь секрет. И никакая другая страна её не заменит, потому что Россия тебе родная, а все остальные – чужбина, пусть даже и самая распрекрасная, с вечнозелёными пальмами и разноцветными орхидеями. Там ты не нужен, там проживут и без тебя, а вот здесь, где твоя Родина – тебя всегда ждут, понимают и любят. Родина – это земля, государство, где человек рождается. Слово «Родина» произошло от древнего слова «Род», которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством (Родня).
5. Проводится конкурс «Родня» .Предлагается назвать как можно больше слов с корнем «род».(Варианты: родить, родители, родич, родня, родственники, родословная, народ, народность, родник, родной и др.) (слайд 4)РОДИТЕЛИ – отец и мать, у которых рождаются дети. РОДИЧ – родственник, член рода.РОДНЯ – родственники.РОДОСЛОВНАЯ – перечень поколений одного рода. Люди гордятся своей родословной, изучают еёРОДИНА – это и Отечество, страна, и место рождения человека.НАРОД – нация, жители страны.Учитель: Почти каждое слово дорого и близко нашему сердцу и обозначает начало всему живому на земле: семье, отечеству, ручейку, морю. Моя семья, мой дом с этого начинается малая родина. Человек рождается, чтобы жить, и главное место в его жизни занимают семья, работа, служение Отечеству. Родная мать, дом, где ты родился и вырос, друзья детства, любимые книги и игры, природа – такие простые, тёплые, человеческие ценности становятся основой настоящей любви к Родине. Они принадлежат каждому из нас, отнять их невозможно ни при каких обстоятельствах, ведь они хранятся в самом сердце.Итак, у нас ключевое слово – РОДИНА. О том, как бережно всегда относился русский народ к своей Родине , говорится в пословицах. (слайд 5)
6. (Игра составь пословицу)Родина – мать, Родине служить. Жить- , умей за неё постоять.Человек без Родины, там и пригодится.Где кто родится, что соловей без песни.- Понятие «Родина» широкое и ёмкое. В мыслях сразу возникают необъятные просторы России с широтой её полей, рек и озёр, лесов и пашен. И среди всего этого многообразия есть земля, есть точка, есть самое милое сердцу и душе место: это твоя малая родина.- Но есть место в нашей стране, где мы родились и растем – это наш родной край, это наша малая Родина. Это слово я записала два раза. В чём их различие? (слайд 6)
Когда слово «Родина» пишется с большой буквы?
- Когда слово «родина» пишется с маленькой буквы?
- Чем дорого вам это место кроме того, что там вы родились и с вами проживают ваши родственники?
- Знаете ли вы знаменитых земляков?- Что из истории своего края вы можете рассказать?
7. Анкета «Знаю ли я свою малую Родину?»Инструкция: выберите один или несколько ответов.1.Знаете ли Вы историю жизни Ваших родственников (Ф.И.О., род деятельности, место жительства)?o Знаю все о своих родителяхo Знаю все о своих родителях и бабушках-дедушкахo Знаю о своих родителях, бабушках-дедушках, прабабушках-прадедушкахo Затрудняюсь ответитьo Владею информацией частично2.Являетесь ли Вы коренным жителем своего села (3 и более поколения Вашей семьи проживали в этом селе)?o Даo Нетo Затрудняюсь ответить3.Знаете ли Вы знаменитых земляков?o Не знаюo Знаю (укажите)_______________________________________________4.Знаете ли Вы историю своего края (области)?o Особенности речиo Традиции праздниковo Особенности местного костюмаo Легенды, сказки, преданияo Другое
РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ.По результатам анкетирования можно сделать вывод о том, что ребята нашего класса хорошо осведомлены о своей малой родине.
Итог: – Наш классный час подошёл к концу. Россия, Родина, малая родина. Такие до боли родные слова.Жизнь разбрасывает людей во многие уголки Земли.Но где бы мы ни были, ваш родной край всегда будет для нас тем светлым огоньком, который будет своим ярким светом звать нас в родные края.Историю своей страны и своего рода должен знать любой уважающий себя человек, любой гражданин России. Испытывай гордость за людей, прославляющих твою странуГордись тем, что ты- гражданин великой многонациональной России! Оценивание активности ребят на занятии, спасибо за внимание.
Самоанализ классного часа « Моя малая родина»классного руководителя 9-б класса Погорелова Ю.П.
Форма проведения -беседа
В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относится нравственное воспитание. Актуальность данной темы возрастает в связи с ростом роли патриотического воспитания. Огромную важность приобретают вопросы патриотического воспитания через изучение своей малой родины. Малая Родина ребенка – это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это памятные места родного села, его исторические и культурные центры, предприятия, работающие на территории сельской администрации и, конечно, это люди, гордость и слава родного села.Изучение родного края необходимо, так как закладываются основныекачества личности. «Мира не узнаешь, не зная края своего!» Уяснить неразрывную связь, единство истории своего края, семьи, школы с жизнью нашей страны; воспитать детей гражданами своей Родины, знающими и уважающими свои корни, культуру, традиции, обычаи своей родной земли, школы. Тематика классного часа прослеживалась на протяжении внеклассного занятия.Использовал разнообразные методы и приемы. Работа была направлена на формирование у учащихся понятия «Малая Родина», подростки рассуждали о том, что значит Малая родина, с чего начинается биография человека, что такое историческая память в отношении к своей Малой Родине, почему она важна для человека, в чем должна проявляться ответственность перед Малой Родиной сегодня и в будущем, что значит думать и переживать за судьбу Малой Родины.Дети были организованны, дисциплинированны и активны.В ходе классного часа работал над развитием речи учащихся, добивался распространенных ответов в высказываниях детей. Классный час был эмоционально насыщенный. Удалось полностью реализовать поставленные задачи.Завершая беседу, учащиеся сделали выводы: изучая историю своей Малой Родины, отдавая дань уважения своим землякам за их трудовые и боевые подвиги, за их неисчерпаемый талант, радуясь позитивным изменениям в судьбе своего села, каждый с чувством гордости может гордиться своей малой родиной.