Выступление на РМОучителей татарского языка на тему: Использование инновационных педагогических технологий в преподавании татарского языка в начальных классах
Набиева Розалия Разифовна МКОУ ООШ с.УгузевоВыступление на РМО учителей
татарского языка и литературы
29.08.2015г.
Использование инновационных педагогических технологий в преподавании татарского языка в начальных классах
В настоящее время школа, так же как и все образование в целом, повернулась к личности ученика и пытается создать все условия для становления его как субъекта жизни. Успешное обучение возможно только в том случае, если учителю удается пробудить интерес к изучаемому предмету и не только пробудить, но и систематически поддерживать его.В связи с этим возникает задача использования различных технологий, задача о более всестороннем и тщательном изучении способов получения информации. Поскольку в настоящее время человечество находится в состоянии перехода к информационному типу общества, информатизация образования рассматривается, как необходимое условие развития современного грамотного члена общества.
В своей работе я стараюсь использовать такие педагогические технологии как – компьютерные технологии, игровые технологии,здоровьесберегающиетехнологии,личностно-ориентированные и другие технологии.
Компьютер является одним из важных и новых средств в учебном процессе. Использование его способствовало появлению новых информационных технологий. Компьютерные технологии позволяют реализовать основные методы обучения татарскому языку: показ, объяснение, коррекция, оценка знаний.
Использование компьютера на уроках татарского языка помогает:
1) наглядно представить обучения изучаемым языковым явлениям; 2) формировать речевые навыки на изучаемом языке; 3) контролировать знания, определённой степени формирования умений и навыков.
Применение компьютера на уроках татарского языка имеет следующие положительные стороны:
Индивидуализация содержания учебного процесса, быстрое усвоение объемного материала;
Возрастает познавательная активность учащихся;
За счет экономии времени возрастает эффективность урока;
Учет психологических особенностей детей и объективная оценка знаний;
Меняется характер работы учителя.
Следующая форма – это групповая работа.Главное педагогическое правило: – не расслаивать учеников на сильных и слабых, а организовать взаимообучение детей методом совместно-групповой учебной деятельности. Задача: включить каждого ученика в деятельность,обеспечивающую формирование и развитие познавательных потребностей, т.е.разрабатывается такое задание, и такая методика при котором ученик обязательно справляется с работой. Класс разбивается на 2-3 группы.Дети в группах организованы с разным уровнем развития. Группы получают задания. Задания выполняют все, при этом идёт опрос друг друга,сильный помогает слабому. Таким образом, все ученики всё полезное время потратили на достижение главной цели урока.
Большое значение на уроках уделяю здоровьесберегающей технологии. Задачи: помочь ученику преодолеть усталость, уныние,неудовлетворённость. У учащихся развита способность улавливать эмоциональный настрой учителя, поэтому с первых минут урока, с приветствия нужно создать обстановку доброжелательности, положительный эмоциональный настрой. На уроках использую простейшие упражнения для глаз, благоприятно влияющие при неврозах, внутричерепном давлении;физминутки, упражнения – энергизаторы (это короткие упражнения, либо подготавливающие класс, группу к деятельности в начале урока, либо восстанавливающие энергию класс и каждого ученика в процессе урока), точечный массаж,который активно воздействует на весь организм. Например, наиболее часто используемые физкультминутки на уроках: Без яздык...
Без яздык та, ясадык та,Ә хәзер торып бастык.
Кулларны чапкаладык,Аякларны суккаладык.
Бераз әйләнеп алдык,Тагын яза башладык.
2. Пескәй
а) Пескәй акрын гына килә (аяк очында хәрәкәтләр);
б) Пескәй йөгерә (аяк очларыннан үкчәгә таба хәрәкәтләр башкарыла);
в) Пескәй бии (төрле бию хәрәкәтләре башкарыла).
3. Суык бабай
Куллар - өстә, куллар – аста Аяк очына таба.
Куллар - билдә, куллар – артта.Алга, артка карыйбыз,
Аннары без чүгәлибез, Беркайчан да туңмыйбыз.
4. Шәвәли
Шәвәли киерелде,Бер – бөгелде,Ике – бөгелде,Өч – бөгелде.
Кулларын сузды, Як-ягына каранып, Сикергәли башлады.
5. Самолет Без очабыз,очабыз Кулларыбызны суздык
Самолетны очырдык.Уң канат алда,Сул канат алда.
Бер, ике, өч, дүрт – Очып китте самолет...
6. Сәгать Тек-тек-тек-тек,Бастык та алга киттек(Балалар басып, йөрү хәрәкәтләре ясыйлар)Тик-так, тик-так,Күзләрне йомгаладык.(Балалар күзләрен йомгалыйлар) Тук-ток, тук-ток, Кулларны суккаладык.(Кул чабалар)
Игровую технологию использую при освоении понятий, изучении темы, объяснении нового материала и его закреплении, при обучении устным видам речевой деятельности.
Задачи игровой технологии: активизация коммуникативной деятельности учащихся;правильное распределение ролей между детьми,поскольку они имеют разный уровень речевой подготовки; создание ситуации взаимопомощи,активного устно-речевого общения, эмоциональное состояние учащихся, что может повлиять на качество усвоения материала и результат игры.
В своей работе использую нетрадиционные виды уроков такие как – урок-экскурсия,урок-путешествие, урок-игра. Во время игры учащиеся более свободно ориентируются в предложенной ситуации, могут свободно импровизировать. У них появляется живой интерес к уроку. В ролевой игре можно работать в паре, в составе группы. Мною разработаны и проведены два интерактивных урока. Задача при организации такой формы работы – правильно ориентироваться в потоке нововведений, выбрать наиболее оптимальный вариант изложения учебного материала на каждом этапе урока.
Используя в своей практике личностно –ориентированные технологии главной задачей ставлю не только дать определённую сумму знаний,но и развивать у них интерес к учению, к творческой работе; стремиться использовать полученные знания самостоятельно; учитывать индивидуальный подход; построить учебный процесс в форме диалога, в демократичном стиле работы с учеником.
Одним из путей такой новизны я вижу разработку и применение различных видов дидактического материала, создание которого позволяет восполнить ограниченность в заданиях учебников,разнообразить формы обучения, повышающие творческую активность учащихся. Применение таких карточек учащиеся приобретают умения и навыки. Ученики не замечают, что учатся, познают,запоминают новое, проявляют творчество. В рамках педагогического проекта могут быть проведены:
интерактивные уроки на темы “Звуки [о] и [ө] в татарском языке”, “Звуки [х] и [һ] и особенности их правописания”, посвящённыее изучению татарского алфавита, гласных и согласных звуков и особенностей их произношения и написания;
предметные викторины (“Проверь себя!”, “Знаешь ли ты осень?”, “Магазин”) для применения групповой работы на практике и повышения взаимодействия учеников;
предметные игры (“Танцуй-замри-три слова скажи”, “Кто больше знает татарских слов?” и др.) для повышения мотивации и интереса к предмету.
Таким образом, использование новых технологий на уроках татарского языка, формируют интерес к предмету, активизируют познавательную и мыслительную деятельность, творческие способности, развивают наблюдательность. Такие яркие уроки помогают детям легко и быстро усвоить как английский, русский и татарский языки.
Основным результатом своей деятельности, я считаю, получение детьми прочных знаний, умений, навыков по татарскому языку и литературе. Умение их применять на практике.Обучение будет успешным, если знания, умения,навыки усваиваются учащимися в строгой последовательности, постепенно в порядке вырастающей трудности и сложности с ним, чтобы школьник поднимался по ступеням. При изучении любого языка мира человек старается научиться его коммуникативной деятельности. Исходя из принципов коммуникативной методики, содержание должно соотноситься с возрастными особенностями и психофизиологическими возможностями учащихся,их интересами, с их личностными,интеллектуальными и коммуникативными потребностями.
Список литературы:1.И.В.Никишина. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе.Издательство «Учитель», Волгоград, 2008.
2.В.Н..Рыжова. Дифференциация обучения как важный фактор развития познавательных интересов школьника. Журнал «Завуч» №8,2003.
3.И.К.Шаламов. Мотивационное программно-целевое управление: теория, технология, практика. Барнаул, 2002.
4.В.А. Бахвалов. Методики и технологии образования. Рига,1997.