Методическая разработка по ЛФК
Комплекс ЛФК во время ходьбы при плоскостопии у детей школьного возраста
1. Ходьба на носочках.
2. Ходьба на пяточках.
3. Ходьба вначале на внешней, затем на внутренней стороне стопы.4. Ходьба по гимнастической палке
5. Ходьба по брусу с наклонными поверхностями
6. Ходьба по ребристой доске
7. Ходьба на носках вверх и вниз по наклонной плоскости
8. Ходьба по поролоновому матрацу
9. Ходьба на месте по массажному коврику
10. Ходьба «косолапя»
11. Ходьба на носках, при этом колени полусогнуты
12. Ходьба на носках, при этом высоко поднимаем колени
Исходное положение: лежа на спине
1. Оттягиваем на себя носки стоп (поочередно и одновременно). Вместе с оттягиванием стоп одновременно поворачиваем их во внутрь.
2. Отрываем пятки от опоры (поочередно и одновременно). Следим за тем, чтобы носки ног касались опоры.
3. Сгибаем в коленях ноги, колени и бедра разводим в стороны, при этом стопы должны соприкасаться друг с другом подошвами. Затем разводим и сводим пятки вместе с упором на пальцы ног («хлопаем» пятками).
4.Скользящими движениями двигаемся стопой одной ноги по голени другой, охватывая ее.
5. По нескольку раз раздвинуть и сдвинуть пальцы на ногах.
Исходное положение: сидя на стуле, при этом ноги согнуты в коленях, а стопы располагаются параллельно друг другу (на ширине стопы, можно вместе)
1. Отрываем пятки от пола (поочередно и одновременно).
2. Отрываем носки ног от пола (поочередно и одновременно).
3. Приподнимаем пятку одной ноги и одновременно с этим – носок другой ноги.
4. Кладем голень одной ноги на колено другой и выполняем круговые движения стопой по часовой стрелке, а затем – против.
5. Захватываем пальцами различные мелкие предметы и перекладываем их на другое место.
6. Сгибаем пальцы ног, подтягиваем к ним пятки, затем выпрямляем пальцы и снова сгибаем и т.д. (передвижение способом гусеницы). Выполняем одновременно и поочередно двумя ногами.
7. Переходим в исходное положение: сидя по-турецки. Подгибаем пальцы стоп, наклоняем туловище вперед и встаем, опираясь на боковую поверхность стоп.
Исходное положение: стоя, стопы располагаются параллельно друг другу на ширине ступни, руки – на поясе
1. Поднимаемся на носки и опускаемся на всю стопу. Затем по очереди отрываем пятки от пола.
2. Встаем на пятки (приподнимаем пальцы стоп), затем опускаемся на всю стопу.
3. Выполнять упражнение "Качели" - подняться на носочки – опуститься на пятки, и так до 10 раз.
4. Выполнять разведение и сведение пяток, при этом не отрывая носков от пола.
5. Выполняем полуприседания и приседания на носках, при этом: а) руки в стороны; б) руки вверх; в) руки вперед.
6. Встать на пальчики и сделать несколько полуприседаний.
7. Выполнять лазанье по гимнастической стенке (на рейки надо встать серединой стопы)
8. Катать палку стопами.
9. Поднимать пальчиками ног разные мелкие предметы: карандаши, ручки разной толщины, маленькие шарики, мелкие игрушки.
10. Попробовать захватить карандаш пальцами ног и нарисовать что-нибудь им на листе бумаги.
Подвижные игры по профилактике плоскостопия с детьми дошкольного возраста
«Карусель»
Цель: продолжать укреплять мышцы стоп у детей;
Развивать интерес к подвижным играм
Оборудование: обручи.
Ход. Дети делятся на группы по количеству обручей; встают стопами ног на обруч, взявшись за руки медленно а потом быстрее идут по кругу.
Слова
«Еле – еле закружились карусели, а потом, всё бегом, всё быстрей, вот так (прибавляют скорость)
Тише, тише, не спешите.
Карусель остановите
Раз –два, вот и кончилась игра.
«Кошкины повадки»
Цель: продолжать развивать координацию движений; укреплять мышцы стоп; поддерживать интерес к физ. культуре
Оборудование: скакалки.
Ход. 3 скакалки выкладывается в линию, дети строятся друг за другом и идут друг за другом, говоря слова
Вам покажем мы немножко, как ступает мягко кошка.
Еле слышно: топ-топ-топ, хвостик книзу: оп-оп-оп
Но, подняв свой хвост пушистый, кошка может быть и быстрой
(ходьба ёлочкой по скакалке)
А потом опять идёт, еле слышно: топ- топ-топ
(ходьба приставным шагом по скакалке)
«Через ручеёк»
Цель: продолжать развивать координацию движений; укреплять мышцы стопы, прививать интерес к подвижным играм
Оборудование: кружки со следами, две верёвки
Ход. На площадке выкладывается две верёвки на расстоянии 2м одна от другой – это ручеёк.
Играющие стоят у верёвки – на берегу ручейка, они должны перейти его по кружкам со следами, не намочив ног, те, кто оступились намочили ноги, идут сушить их – садятся на скамейку.
КАРАКАТИЦА
Соревновательная игра
Цель. Быстро пробежать этап, перекатывая стопами гимнастическую палку.
Инвентарь. Деревянные или пластмассовые гимнастические палки.
Содержание игры. Участники делятся на две команды, каждый участник принимает положение седа на ягодицах, ноги вперед, согнуты в коленях, руки в упоре сзади. Игроки выстраиваются в колонну, которую завершает капитан. По сигналу воспитателя «Марш!» ребенок, опираясь на кисти и пятки, начинает движение до поворота, разворачивается и возвращается обратно, не прекращая стопами перекатывать гимнастическую палку. Передав эстафету своему другу по команде, ребенок встает за последним участником команды.
Правила. Выигрывает команда, капитан которой первым заканчивает игру. Игра повторяется 2 раза с музыкальным сопровождением или без него.
Кооперативная игра
Цель. Передать эстафету за наиболее короткое время.
Инвентарь. Модульные поролоновые бревна.
Содержание игры. Участники двух разных команд образуют смешанные пары. Первая пара перед линией старта принимает положение седа на ягодицах, ноги вперед согнуты в коленях. Пары выстраиваются друг напротив друга. По сигналу воспитателя пара перемещает стопами модульное бревно и перелает эстафету второй паре, которая продолжает движение в обратном направлении. Затем бревно передается третьей паре, и так до тех пор, пока последняя пара не финиширует.
Правила. Фиксируется общее время всех игроков, затраченное на прохождение дистанции. С этим временем сравнивается командный результат в последующих повторениях данной игры.
ДРУЖНЫЕ ПАЛЬЧИКИ
Соревновательная игра
Цель. Быстро переложить карандаши в обруч.
Инвентарь. Карандаши и обручи.
Содержание игры. Участники делятся на две команды. Для каждой команды разложены два-три обруча. Вокруг обруча располагаются четыре участника. Перед обручами на расстоянии 1—2 м разложены четыре лоточка с десятью карандашами в каждом. По сигналу воспитателя игроки берут пальцами стоп каждой ноги по карандашу, быстро доходят до обруча, опускают в него карандаши и бегом возвращаются к оставшимся. Если игрок в движении теряет карандаш, он останавливается, подбирает его и продолжает движение. Заполнив обруч карандашами, дети поднимают руку.
Правила. Выигрывает команда, игроки которой первыми завершают перенос карандашей.
Индивидуальный вариант игры: все дети сидят на стульях, перед каждым лоточек, справа и слева от которого находится по восемь-десять карандашей. По сигналу воспитателя надо быстро переложить карандаши каждой ногой в лоток. Учитывается как общее время, так и время выполнения работы каждой ногой. Побеждает ребенок, затративший на выполнение задания наименьшее количество времени.
Кооперативная игра
Цель. Быстро переложить карандаши совместными действиями.
Инвентарь. Деревянные карандаши.
Содержание игры. Все дети делятся на пары. Игроки каждой пары сидят напротив друг друга, между ними лоток, справа и слева от которого разложены по шесть-восемь палочек. По сигналу воспитателя надо одновременно (двумя стопами каждого из игроков в паре) взять палочку слева или справа и перенести ее в лоток.
Правила. Если пара быстро справляется с заданием, она помогает соседям. Игра заканчивается, когда все палочки уложены в лотки. Фиксируется общее время всех участников.
ПЕППИ — ДЛИННЫЙ НОСОК
Соревновательная игра
Цель. Быстро надеть длинный носок на стопу и голень, помогая пальцами другой стопы.
Инвентарь. Длинные носки (лучше вязаные).
Содержание игры. Дети сидят по кругу, руки в упоре сзади, лицом к центру, перед каждым игроком длинный носок. По сигналу воспитателя дети надевают длинный носок (или гетру, пока не покажутся пальцы) на левую ногу.
Правила. Выигрывает ребенок, закончивший первым надевать носок. Игра повторяется 2 раза, каждой ногой поочередно. Определяется победитель в каждой попытке и абсолютный победитель по двум попыткам. Может учитываться время каждой попытки и задания в целом. Для детей подготовительных групп возможно использование длинных носков с отдельно вывязанными пальцами. Необходимо, чтобы каждый палец носка был надет отдельно. В этой игре используются носки без резинки.
Кооперативная игра
Цель. Быстро надеть длинный носок на стопу и голень, помогая участникам своей команды.
Инвентарь. Длинные носки.
Содержание игры. Участники игры делятся на две команды. Дети сидят с опорой на спину друг друга. Каждая пара состоит из игроков разных команд. По сигналу воспитателя игроки начинают быстро надевать носки с помощью пальцев ног.
Правила. В каждой команде игрок, закончивший выполнять задание, начинает помогать игрокам своей команды справа или слева. Выигрывает команда, игроки которой первыми наденут носки. Игра повторяется дважды, каждой ногой поочередно. Возможно размещение всех игроков по кругу, при этом учитывается время надевания носков всеми участниками игры, отдельно каждой ногой с последующим сопоставлением результатов с другими командами или с собственными результатами, полученными через определенный период времени.
Физкультминутки по профилактике плоскостопия с детьми дошкольного возраста.
У нас славная осанка,
Мы свели лопатки
Мы походим на носках
А потом на пятках
Пойдём мягко, как лисята
Ну, а если надоест, то пойдём все косолапо,
Как медведи ходят в лес
На носочки поднимайся
Приседай и выпрямляйся
Ножки в стороны
Ножки вкось
Ножки вместе
Ножки врозь
Мы проверим все осанку
И сведём свои лопатки
Все походим мы на пятках
И красиво на носках
Пойдём тихо как зайчата
И как мишка косолапый
И как рыжие лисята
И как серый волк –волчишко