Методическая разработка проведения уроков ЛФК для коррекции двигательных нарушений во вспомогательной школе
КГУ «Вспомогательная школа- интернат» УО ВКО
Методическая разработка
проведения уроков ЛФК для коррекции двигательных нарушений во вспомогательной школе
Подготовил: Ж.С. Алпысбаев.
Семей 2015 г
Актуальность избранной темы объясняется тем, что физическое воспитание является важной частью общей системы воспитания, обучения умственно отсталых детей у которых происходят нарушение в развитии основных двигательных способностях, которые отстают от нормально развивающего ребенка, это проявляется во всем. Основных групп мышц туловища, быстроты, выносливости, координации, подвижности суставов. У этих детей локализация органических поражений в центральной нервной системе, приводит к недоразвитию моторики. Чем выше уровень поражения, тем грубее двигательные расстройства. Отставание в росте, в весе от принятой возрастной нормы: в телосложение, нарушение пропорции, осанки. Поэтому, подбирая для занятия физические упражнения нужно включить задания на работу опорно - двигательного аппарата, мышечных групп , дыхательную гимнастику, корригировать недостатки развития ребенка
ЛФК – это метод, использующий средства физической культуры с лечебно-профилактической целью для более быстрого и полноценного восстановления здоровья и предупреждения осложнения заболевания. ЛФК обычно используется в сочетании с другими терапевтическими средствами на фоне регламентированного режима. Действующим фактором ЛФК являются физические упражнения, т.е. движения, специально организованного и применяемые в качестве неспецифического раздражителя с целью лечения и реабилитации . ЛФК играет существенную роль в формировании и коррекции развития ребенка.Цели ЛФК: - коррекция имеющихся дефектов здоровья у детей- профилактика вторичных изменений при определенных соматических заболеваниях- стабилизация функциональных систем организма- повышение адаптивности организма к неблагоприятным условиям жизниОсновные задачи занятий ЛФК – оздоровительные, воспитательные, коррекционные.Методы лечебной физкультуры: 1). Наглядные методы, обеспечивающие яркость, чувственность восприятия и двигательных ощущений. 2). Словесные методы, помогающие выполнению двигательных ощущений.3). Практические методы, связанные с практической деятельностью, обеспечивающие действенную проверку правильности восприятия движения на собственных мышечно-моторных ощущениях.
Виды упражнений для коррекции двигательных нарушений у обучающихся используемые на уроках ЛФК:
Коррекция ходьбы.
У большинства детей с умственной отсталостью отклонения в физическом развитии отражаются на устойчивости вертикальной позы, сохранении равновесия, походке, способности соизмерять и регулировать свои движения во время ходьбы. Нарушения в ходьбе индивидуальны и имеют разные формы выраженности, но типичными являются следующие: голова опущена вниз, шаркающая походка, стопы развернуты носком внутрь (или наружу), ноги слегка согнуты в тазобедренных суставах, движения рук и ног несогласованны, движения не ритмичны. Являясь естественной локомоцией, ходьба служит основным способом перемещения и составной частью многих упражнений на всех занятиях. В процессе обучения особое внимание уделяется формированию правильной осанки, постановки головы, плеч, движению рук, разгибанию ног в момент отталкивания. В младших классах выполняется ходьба по прямой с изменением направления, скорости, перешагиванием через предметы, с ускорением. Нагрузку увеличивают постепенно от класса к классу
Коррекционные упражнения, выполняемые в ходьбе.
1. Ходьба на носках, на наружных сводах стоп.
2. Ходьба на носках, в полуприседе, носки внутрь.
3. Ходьба гусиным шагом на наружных сводах стопы.
4. Ходьба на носках с высоким подниманием бедра.
5. Ходьба по массажному коврику (по траве, гальке, гравию).
Коррекция бега.
У умственно отсталых детей при выполнении бега, типичными ошибками являются: излишнее напряжение, порывистость, внезапные остановки, сильный наклон туловища или отклонение назад, запрокидывание головы, раскачивание из стороны в сторону, несогласованность и малая амплитуда движений рук и ног, мелкие неритмичные шаги, передвижение на прямых или полусогнутых ногах.
Физические упражнения для коррекции бега.
№ п/п Упражнения. Коррекционная направленность
1. Ходьба ускоренная с переходом на бег, переход с бега на ходьбу Усвоение темпа и ритма движений, развитие выносливости
2. Бег на месте с высоким подниманием бедра, со сменой темпа (от минимального до максимально возможного) Стимуляция дыхательной и сердечнососудистой систем, усвоение темпа движений, координация движений рук и ног 3. «Бег» только руками, стоя на месте, с постепенным увеличением и снижением темпа. Коррекция техники движений рук, усвоение темпа, активизация и ритм дыхания
4. Бег «змейкой», не задевая предметов; то же — вдвоем, держась за руки Ориентировка в пространстве, равновесие, согласованность движений
5 . Бег по прямой по узкому (30—35 см) коридору (обозначенному мелом, натянутыми резинками ит. п.) Прямолинейность движений, ориентировка в пространстве, стимуляция дыхательной и сердечнососудистой систем
6. Бег с подскоками. Ритм движений, соразмерность усилий
7. Бег с максимальной скоростью на 10, 20, 30 м наперегонки. Развитие скоростных качеств, стимуляция дыхательной и сердечнососудистой систем
8. Бег с подпрыгиванием и доставани- ем предметов (отметка на стене, подвешенный шарик) Координация движений, соразмерность усилий, скоростно-силовые качества
9. Бег по ориентирам (линиям, обозначенные мелом скакалками) Дифференцировка усилий и длины шага
10 «Пони». Бег в различном темпе: медленно, быстро, рысью, галопом, как маленькая лошадка Дифференцировка временных характеристик движений, регулирование ритма дыхания, воображение
11. Бег медленный в чередовании с ходьбой (5 — 10 мин) в условиях пересеченной местности (в парке, в лесу) вместе с родителями Развитие выносливости, укрепление дыхания и сердечно-сосудистой системы, укрепление стопы
12. «Челночный бег». Бег с максимальной скоростью, остановками, с переноской предметов (кубиков, мячей) Ориентировка в пространстве, мелкая моторика, соразмерность усилий, сюростные качества, ловкость, устойчивость вестибулярного аппарата 13. Бег по кругу с остановкой (свисток, хлопок) и выполнение заданий: принять красивую осанку, позу «аиста» (стойка на одной ноге, другая согнута в колене), позу «ласточки» (стойка на одной ноге, друга назад, руки в стороны). Держать 5 с Быстрэта двигательной реакции, быстрота переключения, координация движений, устойчивость вестиб/лярного аппарата
14. Бег за обручем Мелкая моторика кисти, согласованность движений, дифференцировка усилий
15. Бег с грузом в руках (большой мяч, 2 мяча, 4 кегли) Координация движений, приспособление к изменившимся условиям, согласованность действий
16. По сигналу добежать до мяча, лежавшего в 10 м от линии старта, взять его и, вернувшись бегом назад, положить мяч на линию старта Быстрота реакции, ловкость, ориентировка в пространстве, частота и точность движений во времени, устойчивость вестибулярного аппарата
Коррекция прыжков
Нарушениями в прыжках с места толчком двумя ногами являются: отталкивание одной ногой, несогласованность движений рук и ног при отталкивании и в полете, слабое финальное усилие, неумение приземляться, низкий присед перед отталкиванием, отталкивание прямой ногой. Ошибками в прыжках в длину и высоту является слабый толчок, иногда остановка перед толчком, низкая траектория полета, неучастие рук, что объясняется низким уровнем координационных способностей, силы разгибателей ног, скоростно-силовых качеств Предлагаемые подготовительные упражнения не включают классических прыжков в длину и высоту, но готовят стопу и все мышцы ног. В занятиях с детьми они выполняют самостоятельную функцию, развивая разнообразные координационные способности, корригируя недостатки движения и развития сохранных функций.
Физические упражнения для коррекции прыжков
№ п/п Упражнения. Коррекционная направленность
1. Подскоки на двух ногах с продвижением вперед, с поворотами направо, налево на 90" Координация и ритм движений, укрепление стопы, ориентировка в пространстве
2. Прыжки поочередно на каждой ноге на отрезке 10—15 м Согласованность движений, развитие силы разгибателей ног
3. Прыжки через скакалку — на двух, на одной ноге, поочередно, на месте и с продвижением вперед и назад. Согласованность и ритмичность движений, дифференцировка усилий, укрепление стопы, развитие выносливости
4. Прыжок с места вперед — вверх через натянутую веревку -на высоту 10, 20, 30 см с взмахом рук Дифференцировка направления усилий, согласованность движений рук и ног, скоростно-силовые качества
5. Выпрыгивание вверх из глубокого приседа. Согласованность движений, развитие силы разгибателей ног
6. Прыжки на месте с хлопками спереди, сзади, над головой на каждый второй прыжок. Координация движений рук и ног, ритмичность движений
Коррекция лазания и перелезания .Программой предусмотрено лазанье по гимнастической стенке и скамейке, перелезание через препятствие. Эти упражнения имеют прикладное значение, способствуют развитию силы, ловкости, координации движений, укреплению свода стопы, формированию осанки, умению управлять своим телом. Лазание и перелезание корригируют недостатки психической деятельности — страх, завышенную самооценку, боязнь высоты, неадекватность поведения в сложных ситуациях
Физические упражнения для коррекции лазанья и перелезания № n/п Упражнения . Коррекционная направленность
1. Проползание под веревкой, под бревном, под скамейкой. Координация движений, соразмерность усилий
2 Перелезание через рейку лестницы- стремянки. Ловкость, координация движений, точность перемещения, ориентировки в пространстве.
3. Лазание по гимнастической скамейке на коленях, на четвереньках вперед и назад к краю скамейки. Согласованность движений рук и ног, дифференцировка усилий, быстрота перемещения
4. Перелезание через гимнастическую скамейку и др. Ориентировка в пространстве, координация всех звеньев тела
5. Лазанье по гимнастической стенке приставными шагами, го одной рейке начиная с нижней, постепенно поднимаясь выше и выше (вниз не смотреть) Преодоление страха высоты, профилактика плоскостопия, ориентировка в пространстве, согласованность и последовательность движений рук и ног
6. «Черепаха». Лазанье по гимнастической скамейке, лежа на животе и подтягиваясь на руках. Координация движений, развитие мышечной силы рук и плечевого пояса
Коррекция метания
Нарушение движений в метании: напряженность, скованность туловища; торопливость; неправильный замах, метание производится на прямых ногах или прямыми руками; несвоевременный выпуск снаряда, слабость финального усилия, дискординация движений рук, ног и туловища.. Подготовительные упражнения для метания, освоение предметных действий с мячом. Коррекция и развитие мелкой моторики рук. Одним из наиболее выраженных проявлений поражения ЦНС является нарушение нервной регуляции моторики мелких движений рук и пальцев. Отклонения всегда проявляются в целенаправленных двигательных актах, требующих точных координированных движений, в том числе и в метании. Универсальность упражнений с мячом состоит в их многообразии воздействия не только на мелкую моторику, но и на весь спектр координационных способностей, глазомер, мышечное чувство, дифференцировку усилий и пространства, без которых невозможно освоение письма, многих бытовых, трудовых, спортивных навыков.
Физические упражнения для коррекции и развития мелкой моторики рук
№ п/п Упражнения. Коррекционная направленность
1. Высокое подбрасывание мяча вверх и перед ловлей, выполнение различных движений (хлопков спереди, сзади, под коленом), поворотов направо, налево, кругом Тонкая дифференцировка усилий кисти, согласованность движений рук и дополнительных движений во времени и пространстве.
2. а) Удары мяча об пол и ловля его двумя руками. б) То же, но ловля правой (левой) рукой Дифференцировка усилий, зрительный анализ зависимости высоты отскока мяча от силы и направления удара.
3.а) Удары мяча о стену одной рукой и ловля двумя, б)То же с дополнительным движением перед ловлей мяча: хлопок спереди, сзади, под коленом, поворот кругом Дифференцировка усилия и направления движения, регуляция мышечного направления, быстрота переключения, пространственная точность
4. а) Круговые движения кистями вправо и влево с теннисными мячами в обеих руках, б) Поочередное подбрасывание мячей и ловля правой, затем левой, в) Одновременное подбрасывание 2-х мячей и ловля двумя руками после удара мячей об пол. Подвижность в лучезапястном суставе, распределение внимания, тонкая дифференцировка временных, силовых и пространственных характеристик движения, одновременное решение двух двигательных задач (правой и левой)
5. Метание в горизонтальную цель (обруч) с дистанций 4—6 м. Метание в цель тремя мячами (пластмассовым, резиновым и теннисным), разными по весу и материалу. Дифференцировка тактильных ощущений, усилий и расстояния. Ручная ловкость, быстрота реагирования на переключение, скоростносиловые качества
6. То же, но в вертикальную цель (мишень, обруч), расположенную на стене на уровне глаз. Дифференцировка тактильных ощущений, сопоставление усилия и пространства, способность зрения различать расстояние.
Коррекция осанки
Для правильной осанки характерны: прямое положение туловища и головы; развернутая грудная клетка; отведенные назад плечи, находящиеся на одном уровне; умеренные естественные изгибы позвоночника, полностью выпрямленные в тазобедренных и коленных суставах ноги, прилегающие к грудной клетке лопатки, находящиеся на одной высоте, живот подтянут.
1. Вялая осанка. Голова опущена, грудь и спина упрощены, плечи сведены, ноги слегка согнуты.
2. Сутулость. Голова выдвинута вперед, плечи сильно сведены. Большинство детей из-за общей функциональной слабости, гипотонического состояния мышц и связочного аппарата, низкого уровня развития физических качеств и координационных способностей имеют самые разнообразные нарушения осанки .Часто нарушение осанки сочетается с плоскостопием, деформацией стопы, косолапостью, что отрицательно сказывается на положении таза и позвоночника. У многих умственно отсталых школьников мешковатая осанка, движения неловкие, походка напряженная и неустойчивая. Дети, как правило, имеют представление о правильной осанке и могут продемонстрировать ее достаточно точно, особенно у вертикальной стены, но тут же нарушают ее при выполнении физических упражнений, в бытовых движениях, ходьбе, сидя за партой. При коррекции осанки у младших школьников с умственной отсталостью необходимо руководствоваться следующими положениями.
1. В основе формирования осанки лежит гармоническое развитие силы мышц спины, брюшного пресса, верхних и нижних конечностей, умение дифференцировать мышечно-суставные ощущения, положения отдельных частей тела в пространстве, умение напрягать и расслаблять мышцы в покое и движении.
2. Необходимо использовать все виды адаптивной физической культуры и все возможные формы физкультурно-оздоровительных занятий: утреннюю гигиеническую гимнастику, физкультпаузы, подвижные игры, дополнительные внешкольные и внеклассные занятия, прогулки на свежем воздухе, плавание, закаливание и др.
3. Со стороны родителей необходимо повседневное внимание к осанке ребенка, создание условий для ее формирования: адекватные гигиенические и физиологические требования к одежде, мебели, освещению, позам во время сна, сидению, стоянию и т. п.
4. Коррекция осанки, с одной стороны, включает широкое комплексное воздействие самых разнообразных упражнений на все группы мышц, с другой — специфическое воздействие целенаправленно подобранных упражнений для компенсации нарушений определенного типа осанки.
Упражнения для коррекции боковых искривлений позвоночника (начальная стадия)
№ п/п Упражнения. Коррекционная направленность
1. «Кошечка». Из положения стоя на четвереньках — опускание и поднимание головы с пригибанием в поясничном отделе с последующим разгибанием в грудном и поясничном отделах позвоночника Гибкость позвоночника, укрепление мышечного корсета, координация движений головы и туловища, вестибулярная устойчивость.
2. «Колечко». Из положения стоя на коленях, руки на пояс — прогибаясь, наклон назад до касания пола головой. Выполняется со страховкой Гибкость позвоночника, растягивание мышц живота, укрепление мышц спины, вестибулярная устойчивость, симметричность движений.
3. «Ванька-встанька». Из положения сидя с максимально согнутыми коле- Укрепление мышц туловища, прижатыми к груди и обхваченными руками, — перекат назад и возвращение в исходное положение без помощи рук, дифференцировка мышечных ощущений, ориентировка в пространстве.
4. «Птица». Из положения сидя на полу, ноги врозь пошире, руки в стороны (зафиксировать правильную осанку) — наклон вперед до касания руками пальцев ног, сохраняя положение головы, туловища и рук. Гибкость поясничного отдела позвоночника, растягивание мышц спины, симметричность движений, контроль за положением частей тела в пространстве
5. «Змея». Из положения лежа на животе, ноги вместе, руки на уровне плеч, ладонями вперед — медленно разгибая руки и поднимая голову, максимально прогнуться в грудном и поясничном отделах, запрокинув назад голову Гибкость позвоночника, растягивание мышц груди и живота, управление силовыми и временными характеристиками движения, устойчивость к вестибулярному раздражению
6. «Лодочка». Из положения лежа на животе, руки за спину — поднять голову, грудь, ноги, зафиксировать позу, покачаться «на лодочке». Гибкость позвоночника, статическая сила мышц плечевого пояса, спины и живота.
7. «Пловец». Из положения лежа на груди — движение руками, как в плавании брассом на груди, постепенно увеличивая амплитуду и темп движений, не касаясь руками пола Укрепление мышц туловища, координация и симметричность движений, дифференцировка пространственных и временных характеристик движения
8. «Рыбка». Из положения лежа на животе, руки на предплечьях на полу, пальцы вперед — медленно разгибая руки, поднять голову, прогнуться во всех отделах позвоночника и коснуться ступнями ног, согнутых в коленях, до головы Гибкость позвоночника, растягивание мышц груди и живота, укрепление мышц туловища
9. «Свеча». Из положения лежа на спине, руки за голову — сначала согнуть ноги в коленях, а затем разогнуть их Сила мышц брюшного тресса, координация движений, простран- до вертикального положения по отношению к полу, зафиксировать позу и медленно опустить в исходное положение ственная ориентация, регулирование амплитуды движения
10. «Велосипед». Из положения лежа на спине, руки вдоль туловища и подняв ноги до вертикального положения — имитация движений велосипедиста, сначала медленно, с постепенным ускорением Сила мышц брюшного пресса, координация и ритмичность движений, дифференцировка темпа движений
11. «Стрелка». Из положения лежа на правом боку, правая рука вытянута вверх, левая упирается в пол на уровне плеча — отведение левой ноги вверх. То же — на левом боку с отведением правой ноги Укрепление боковых мышц туловища, живота и ног, координация движений
12. «Маятник». Из исходного положения лежа на спине, руки в стороны — поднять ноги на 90° и, не разводя их, опустить справа от себя, снова поднять вверх и опустить слева от себя, не отрывая плеч от пола Укрепление мышц живота и боковых мышц туловища, координация движений, ориентация в пространстве, волевое усилие
Упражнения для коррекции круглой (сутулой) спины
№ п/п Упражнения. Коррекционная направленность 1. 2. 3. «Кошечка» «Змея» «Лодочка» Гибкость грудного отдела позвоночника, удержание осанки в динамических упражнениях и статических позах.
4. «Кроль». Стоя перед зеркалом, вращение рук назад, имитирующее движения руками в кроле на спине, постепенно увеличивая темп движений. Контролировать положение плечевого пояса Увеличение подвижности плечевых суставов. Укрепление мышц спины и плечевого пояса. Ритмичность и координация движений, регулирование темпа движений .
5. «Насос». Стоя перед зеркалом в позе правильной осанки — наклоны туловища вправо и влево, скользя руками вдоль туловища. Контролировать положение плечевого пояса Укрепление боковых мышц туловища, устойчивость вестибулярного аппарата, регулирование позы.
6. «Штанга». Из положения стоя перед зеркалом с гимнастической палкой за плечами — наклон туловища вперед до горизонтального положения, неотрывно глядя в глаза своего зеркального отображения Укрепление мышц туловища, гибкость грудного отдела позвоночника, зрительный контроль за регулированием позы, симметричность движений.
Упражнения для коррекции кругловогнутой спины
№ п/п Упражнения Коррекционная направленность.
1 «Петушок». 1) Стоя на одной ноге, опираясь боком на гимнастическую стенку, согнуть ногу в колене, захватить ее за голеностоп и подтянуть пятку к ягодице. То же на другой ноге. То же, из положения лежа на животе. То же, с подтягиванием обеих ног к ягодицам Растягивание мышц передней поверхности бедер.
2. «Столбик». Стоя на коленях, руки вдоль туловища, подбородок прижат — наклон туловища назад, сохраняя прямую линию от коленей до головы Растягивание мышц передней поверхности бедер, равновесие, дифференцировка амплитуды движения.
3.«Махи». Стоя боком у гимнастической стенки, держась за рейку — мах ногой вперед и назад, стараясь достать ягодицу. То же, стоя другим боком Растягивание мышц передней поверхности бедер .
4.«Дровосек». Из положения стойки ноги врозь, руки в замок — замах руками вверх и резкий наклон вперед, ноги не сгибать Растягивание мышц спины, ритмичность движений, устойчивость вестибулярного аппарата.
5.«Книжка». Из положения сидя на полу, ноги врозь — наклоны вперед до касания лбом коленей Растягивание мышц спины.
6. «Паук». Ходьба в глубоком наклоне, захватив голеностопы руками Растягивание мышц спины, ориентировка в пространстве.
Профилактика и коррекция плоскостопия.
Плоская стопа довольно часто встречается у детей с умственной отсталостью, поэтому для предупреждения развития плоскостопия важно своевременно выявить имеющиеся нарушения и принять профилактические меры. Плоская стопа характеризуется опусканием продольного или поперечного свода, которое вызывает болезненные ощущения при ходьбе и стоянии, плохое настроение, быструю утомляемость. Основной причиной плоскостопия является слабость мышцы связочного аппарата, поддерживающих свод стопы. Чаще статически ослабленных и тучных детей, хотя природа его возникновения может быть разной. Различают плоскостопие врожденное, рахитическое, паралитическое, травматическое и самое распространенное; статическое.
Упражнения для профилактики и коррекции плоскостопия используется в следующих исходных положениях: лежа, сидя, стоя, в ходьбе, что дает возможность регулировать нагрузку на мышцы голени и стопы. При выборе исходного положения следует исключить отрицательное влияние нагрузки веса тела на свод стопы в положении стоя. Сначала выполняются упражнения лежа и сидя. Коррекционные упражнения, выполняемые лежа .1. Лежа на спине, поочередно и вместе оттягивать носки стоп, приподнимая и опуская наружный край стопы.
2. Согнув ноги в коленях, упереться стопами в пол, развести пятки в стороны. 3. Согнув ноги в коленях, упереться стопами в пол, поочередно и одновременно приподнять пятки от пола.
4. Стопой одной ноги охватить голень другой и скользить по ней.
5. Лежа на спине поочередное и одновременное вытягивание носков стоп с поворотом их вовнутрь.
Коррекционные упражнения, выполняемые сидя
1. Максимальное подошвенное сгибание стоп с поворотом внутрь.
2. Поочередное захватывание пальцами ног гимнастической палки.
3. Подгребание пальцами матерчатого коврика или имитация подгребания песка.
4. Захватывание стопами округлых предметов (теннисного мяча, бильярдных шаров) внутренними сводами стопы и перемещение их с одного места в другое
5. Сидя на краю стула, стопы параллельно — руками захватить коленные суставы, развести колени, одновременно поставить стопы на наружный край и согнуть пальцы.
6. Катание стопами мяча, гимнастической палки, массажного валика.
Коррекционные упражнения, выполняемые стоя
1. Стоя на наружных сводах стоп — подняться на носки и вернуться в исходное положение.
2. Стоя на наружных сводах стопы — полуприсед.
3. Стоя, носки вместе, пятки врозь — подняться на носки, вернуться в исходное положение.
4. Стоя, стопы параллельно на расстоянии ладони — сгибая пальцы, поднять внутренний край стопы.
5. Стоя след в след (носок правой касается пятки левой), — подняться на носки, вернуться в исходное положение.
6. Стоя, ноги врозь, стопы параллельно, руки на поясе — присед на всей ступне, сохраняя правильную осанку, вернуться в исходное положение.
Коррекция дыхания.
Для детей с умственной отсталостью характерно неритмичное поверхностное дыхание, неумение произвольно управлять актом дыхания и согласовывать его с движением. Дети должны уметь пользоваться грудным, диафрагмальным (брюшным) и смешанным (полным) дыханием. Вначале различные типы дыхания осваиваются в покое, а затем в сочетании с движениями. Вдох и выдох проводят через нос, причем выдох должен быть продолжительнее вдоха, что способствует более полноценному последующему вдоху. Чем раньше ребенок научится правильно дышать, тем выше эффект физических упражнений.
№ п/п Упражнения. Коррекционная направленность.
1. Лежа на спине, ноги согнуты в коленях, права» рука на груди, левая — на животе — глубокое медленное дыхание через нос Понимание механизма полного дыхания: правая контролирует грудное дыхание (грудь поднимается), левая — брюшное (поднимается живот).
2. Лежа на спине, руки вдоль туловища — глубокий вдох через нос (вдохнули «запах цветка»), медленный выдох через нос Увеличение глубины дыхания, приучение к глубокому дыханию, образное мышление .3. Лежа на спине, руки вдоль туловища, ноги согнуты в коленях — глубокий вдох и выдох Увеличение глубины полного дыхания в статической позе.
4. То же, с заданным ритмом дыхания: вдох на 3 счета, выдох — ка 4 («сдунули одуванчик») Усвоение ритма полного дыхания.
5. Стоя, руки на пояс — глубокий вдох через нос и выдох через рот, губы трубочкой («погасили свечу») Увеличение глубины диафрагмального дыхания, образное мышление.
6. Сидя на полу, согнув колени, локти упираются в живот, открытые ладони перед собой — глубокий вдох и длинный выдох («подули на молоко») Увеличение глубины грудного дыхания, образное мышление.