Методическая разработка на тему Подвижные игры на уроках физкультуры в начальных классах



Подвижные игры на уроках физкультуры в начальных классах
 | 
Учащиеся начальных классов много играют в свободное время. Они владеют всеми видами естественных движений, хотя ещё недостаточно совершенно, поэтому игры, связанные с бегом, прыжками, метанием, им интересны и полезны. Кроме того, все эти естественные движения лучше всего развиваются в играх.
При проведении подвижных игр среди учеников младших классов надо учитывать анатомо-физиологические особенности детей этого возраста, относительную подверженность их организма различным влияниям окружающей среды и быструю утомляемость. Большое значение приобретают подвижные игры с разнообразными движениями, без длительных мышечных напряжений.
Ребята проявляют большую двигательную активность в играх, особенно в тех случаях, когда прыжки, бег и другие двигательные действия сочетаются с повышенной умственной работой и мгновенной реакцией, требующие большой затраты сил и энергии, чередуются с кратковременными перерывами или с активным отдыхом. Ученики довольно быстро устают, особенно при выполнении однообразных действий. Поэтому физическую нагрузку на занятиях подвижными играми нужно дозировать. Игра не должна быть слишком продолжительной.
Дети этого возраста активны, любознательны, исполнительны и во время игры стараются в сравнительно короткий срок добиваться заданных целей; им ещё не хватает выдержки и упорства, их настроение часто меняется, они легко расстраиваются при неудачах в игре, но, увлекшись ею, вскоре забывают о своих обидах.
Функция внимания у младших школьников ещё недостаточно развита, они часто бывают рассеянными, довольно не продолжительное время могут удерживать внимание на монотонных действиях, переключаются с одного предмета на другой. В связи с этим им желательно предлагать короткие по времени подвижные игры, в которых большая подвижность чередуется с кратковременными передышками. Игры состоят из разнообразных свободных простых движений, причём в работу вовлекаются большие мышечные группы.
Младшие школьники ярче воспринимают и лучше усваивают всё то, что видят, слышат, наблюдают. Однако в этом возрасте наглядно-образное, мышление ребёнка постепенно сменяется понятийным мышлением. Дети демонстрируют большую сознательность в игровых действиях, у них появляется умение делиться впечатлениями, сопоставлять, сравнивать, анализировать наблюдаемые и выполняемые действия. Появление способности абстрактно, критически мыслить, сознательно контролировать движения позволяет школьникам успешно усваивать правила игр, выполнять действия, объясняемые и показываемые учителем.
Дети очень активны, но, конечно же, не всегда могут правильно рассчитать свои возможности. Все они в основном хотят быть водящими, поэтому учитель должен сам назначать их в соответствии со способностями. Водящим можно также назначить игрока, победившего в предыдущей игре, поощряя его за то, что он остался не пойманным, выполнил задание лучше других, принял самую красивую позу в игре и т.п.
Правила игры учитель должен излагать кратко и четко, чтобы дети могли как можно быстрее воспроизвести изложенное в действии. Часто, не дослушав объяснения, дети изъявляют желание исполнить ту или иную роль в игре. Можно рассказать сюжет игры в форме сказки, что воспринимается детьми с большим интересом и способствует более творческому отношению к ролям в игре. Этим способом можно пользоваться для лучшего усвоения игры, когда дети невнимательны или когда им нужен отдых после физической нагрузки.
Выбор водящего должен способствовать развитию у детей способности правильно оценивать свои силы и силы товарищей. Рекомендуется чаще сменять водящего, чтобы как можно больше детей побывало в этой роли. Сигналы в играх для детей младших классов лучше подавать не свистком, а словесными командами, что способствует развитию второй сигнальной системы, ещё очень несовершенной в этом возрасте. Хороши также речитативы. Произносимые хором рифмованные слова развивают у детей речь и вместе с тем позволяют им подготовиться к выполнению действия на последнем слове речитатива.
Дети этого возраста очень ранимы, поэтому не рекомендуется выводить их из игры за ошибки. Если же по содержанию игра требует временного вывода проигравших, то надо определить место для выбывших и удалять их очень ненадолго. К нарушениям в игре, несоблюдению правил учитель должен относиться терпимо, помня, что это происходит в основном из-за неопытности, неумения играть в коллективные игры и недостаточного общего физического развития детей.
Стремление детей к выдумке, творчеству реализуется в подвижных играх, которые зачастую имеют сюжетно-образный характер. Образные сюжеты становятся сложнее, чем в играх детей дошкольного возраста, так как кругозор младших школьников значительно расширяется, они овладевают навыками чтения, письма. Примером сюжетных игр могут быть «Бездомный заяц», «Шишки, желуди, орехи», «Два Мороза», «Караси и щука», «День и ночь». Для детей этого возраста очень привлекательными могут быть игры с элементами таинственности, неожиданности или какого-либо повествования.
Постепенно, с приобретением двигательного опыта и с повышением у детей интереса к коллективной деятельности, можно включать в урок игры с элементами соревнования в парах, эстафет (в беге, гонке обручей, прыганье через скакалку, в катании мяча). В дальнейшем можно разделять детей на несколько групп и проводить с ними соревновательные игры с простыми заданиями. При разделении игроков на соревнующиеся группы нужно учитывать соответствие характера игровых действий физической подготовленности детей, а результаты действий каждого игрока в команде выявлять незамедлительно.
Главное место занимают игры с короткими перебежками врассыпную, по прямой, по кругу, с изменением направлений, игры с бегом типа «догоняй-убегай» и с увёртываниями; игры с подпрыгиванием на одной или двух ногах, с прыжками через условные препятствия (начерченный «ров») и через предметы (невысокую скамейку); игры с передачей, бросанием, ловлей и метанием на дальность и в цель мячей, различных предметов, игры с разнообразными движениями подражательного или творческого характера. Каждая игра состоит в основном из одного-двух вышеперечисленных видов движений, которые обычно применяются обособленно или попеременно и лишь изредка – в сочетаниях. Например, игра «Попрыгунчики-воробушки» построена на подпрыгиваниях, игра «Волки во рву» – на перебежках, в которые включены прыжки в длину.
Для проведения большинства игр в младших классах учителю необходим яркий, красочный инвентарь. Он должен быть лёгким, удобным по объёму, соответствовать физическим возможностям учащихся. Заинтересовывать детей и быть максимально безопасным в использовании.
Распределять во время урока подвижные игры можно так. В основной части урока для развития быстроты и ловкости лучше проводить игры-перебежки («Два Мороза», «Волки во рву», «Гуси-лебеди», «Бездомный заяц»), в которых дети после быстрого бега с подскоками, прыжками могут отдохнуть. Игры с ритмичной ходьбой и/или дополнительными гимнастическими движениями, требующие от играющих организованности, внимания, согласованности движений (например «Класс, смирно!»), способствуют общему физическому развитию. Их лучше включать в подготовительную и заключительную части урока.
Иногда уроки могут полностью состоять из разнообразных подвижных игр. Урок, состоящий из игр, требует от участников владения некоторыми игровыми навыками и организованного поведения. Ну и конечно особое место занимает техника безопасности на уроках подвижных игр. Ученики должны:
- внимательно слушать объяснение правил игры и запоминать их;
- соблюдать правила игры и не нарушать их;
- начинать игру по сигналу учителя;
- быть собранными и внимательными, не отвлекаться самим и не отвлекать других;
- игроки, которым приходиться выйти из игры, должны спокойно, не мешая другим, покинуть игровую площадку и оставаться в специально отведенной зоне;
- водящие должны слегка касаться рукой убегающих, не хватать и не толкать их в спину, не ставить подножек. За несоблюдение мер безопасности ученик может быть не допущен или отстранён от участия в игре.

девочка с мячом Заголовок 315