СЕКЦИЯ №5. Инновационные технологии в урочной и внеурочной деятельности учителя татарского языка. Проектная деятельность на уроках татарского языка и литературы и во внеурочное время


Проектная деятельность на уроках татарского языка и литературы и во внеурочное время
Р. Р. Низамбиева, Р. Н. Давлетбаева,
учитель татарского языка и литературы, учитель начальных классов,
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Терсинская средняя общеобразовательная школа Агрызского муниципального района Республики Татарстан
Под разработкой учебных проектов понимается комплекс заданий и советов к определенной теме, который выходит за рамки урока и мотивирует учащихся в такой степени, что они согласны посвятить этому часть своего свободного времени. Проект предлагается учителем, который рекомендует соответствующую структуру и порядок выполнения работы. Каким будет результат, решают учащиеся в процессе осуществления проекта. При использовании проектной технологии каждый ученик учится приобретать знания самостоятельно и использовать их для решения новых познавательных и практических задач; приобретает коммуникативные навыки и умения; овладевает практическими умениями исследовательской работы: собирает необходимую информацию, учится анализировать факты, делает выводы и заключения. При организации проектной деятельности учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы. Он должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать, уметь анализировать, составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии. Проектный метод на уроках татарской литературы учит детей приобретать знания и постепенно выполнять усложняющие практические задания, реализуя межпредметные связи и воспитывая инициативу. Именно с помощью проектной деятельности формируется национальная культура, подготовка учащихся к реальным условиям жизни. А создание и защиты проектов на уроках татарской литературы позволяет по данному предмету добиться высоких результатов. Обращение к проектной методике  на уроках татарского языка и литературы позволяет учитывать индивидуальные особенности развития школьников, способствует лучшему закреплению полученного на уроках материала.       Проектная деятельность в доступной для учащихся форме может быть использована на любом уровне и в любом возрасте. Работа над проектами, занимает достаточно продолжительное время (от нескольких дней до нескольких недель и месяцев) и перекликается с тематикой изучаемых разделов в учебнике на уроках татарского языка и литературного чтения в начальной школе. Некоторые темы проектов повторяются из года в год, но усложняется сама работа. Например, проектная работа по теме «Книга- сборник по устному народному творчеству». Актуальность данного проекта заключается в необходимости приобщения учеников к народному творчеству, культуре, истории. Устное народное творчество в полной мере отражает быт, традиции, обычаи и нравы наших предков. Издавна устное народное творчество являлось одним из средств воспитания, молодое поколение черпало из него знания о нравственности, взаимоотношениях между людьми. Например, учащимся 2 класса предлагается создать собственную книгу-сборник по устному народному творчеству. Первый этап проекта создаётся во втором полугодии, он представляет собой первую главу книги, которая называется «Пословицы и поговорки». Второй этап реализуется этими же учениками при переходе в 3 класс. Учащиеся создают вторую главу книги – «Потешки, прибаутки, загадки». Третий этап – сказки и былины. На каждый этап отводится один месяц. В целом на протяжении трёх месяцев ученики должны создать и оформить книгу. По выполнению каждого этапа учащиеся отчитываются в форме презентации полученных результатов. Продукты защищаемых проектов всегда интересны, имеют свою ценность не только для одноклассников, но и других учеников начальной школы. В результате проектной исследовательской деятельности у учащихся формируется жизненный опыт, стимулируется творчество, самостоятельность, реализуется принцип сотрудничества детей и взрослых, повышается качество образования, воспитывается любовь к родному языку, и народным обычаям. У ребёнка, самостоятельно обдумывающего и отбирающего нужную информацию, ненавязчиво происходит закрепление необходимого материала. Использование метода проектов показало свою эффективность. Это связано с повышением интереса учащихся к изучению предмета, с развитием у них навыков самостоятельной, поисковой и творческой работы. Проектная деятельность дает возможность совершенствовать коммуникативные умения в основных видах речевой деятельности, развивать языковые средства и навыки пользования ими, формировать социокультурную осведомленность, применяя общеучебные и специальные учебные умения. Коммуникативная и языковая компетенции проектных работ учащихся отражаются на результатах предметных олимпиад. При организации исследовательской и проектной деятельности у учащихся развивается универсальные учебные действия. Особенно при организации проектной деятельности формируются регулятивные учебные действия, где ученики учатся ставить цель, умело планируют свою работу. Развивается и коммуникативные учебные действия: сотрудничество и взаимопонимание. Например, на уроках татарской литературы в 6 б классе после каждого изученного раздела предлагаются проектные работы. Вот проектная работа по теме «Татарские народные песни». Собрав необходимую информацию о татарской музыке, исследуя собранный материал проектную работу выполняют в форме книжных буклетов. Ученики используют методы критического мышления: кластер, синквейн, инсерт. А при выполнении проектной работы «Всё для фронта» ученики исследовали материалы школьного музея, изучали материалы Зала Славы. В итоге, больше узнали о героях Великой отечественной войны села Терси, обобщили материал о ветеранах тыла. Исследовательскую работу выполнили в форме сочинения- рассуждения.
Мы  апробируем авторскую программу «1920-2012 елларда татар әдәбиятында Татарстан тарихы чагылышы» во внеурочное время на основе применения исследовательских и проектных технологий». Данная авторская программа используется при организации внеурочной деятельности учащихся в школьном кружке «Музейное дело». На основе этой программы была создана интегрированная комплексная адаптированная общеобразовательная программа кружка « Музейное дело» при Терсинской общеобразовательной школе. Музей школы состоит из 3 частей: «История татарского народа и быта», «История малой Родины и школы», «Зал Славы». Суть в том, что авторская программа содержит произведения татарских писателей, задания поискового и исследовательского характера, посвященные созданию и истории Татарской автономной Республики, быту татарского народа. Данная инновационная деятельность при помощи этой программы содействует приобщению школьников к научно-исследовательской работе, воспитанию бережного отношения к историко-культурному и природному наследию малой Родины, формированию духовно-нравственных ценностей. Интегрированная программа доступна тем, что при ознакомлении с произведениями, они наглядно, практически рассуждают, используя материалы музея (стенды, документы, экспонаты). У обучающихся повышается интерес к изучению истории родной земли, создаются условия для привития интереса чтению произведений на татарском языке, развивается коммуникативная и исследовательская компетенция учащихся. Специфика занятий по программе заключается в параллелизме и взаимосвязанности краеведческой и музееведческой составляющихся курсов. В данной инновационной работе преобладает практическая направленность, то есть осуществляется деятельностный подход к обучению (конкретно музейно-краеведческая деятельность). На занятиях организуется теоретическое и практическое обучение школьников основам исследовательской и проектной деятельности, изучая историю и традиции школы, села, района, Республики Татарстан. Это главная задача данной инновационной деятельности. Занятия проводятся по технологии критического мышления. Технология развития критического мышления представляет собой целостную систему, формирующую умения и навыки работы с информацией на уроках ориентироваться в источниках информации, понимать прочитанное, выделять главное в информации, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения. Учащиеся на занятиях защищают свои проекты, составляют тезисы, сценарии. Своими исследованиями выступают в научно-практических конференциях, публикуются в газете «Янарыш» (г. Ижевск. Республика Удмуртия). Отличительная черта занятий: использование педагогических взглядов великого татарского просветителя Ризаэтдина Фахреддина, что способствует развитию нравственных качеств у учащихся. Результатом первого года деятельности считаем следующее: Во-первых, занятия посещают ученики, которые обучаются и в русских классах, даже есть ученики обучающихся русской группы. Значит, прививается интерес к языку, к истории татарского народа, малой Родине. Во- вторых, они знакомятся с авторами, их произведениями, посвященные становлению Республики. В третьих, члены кружка являются экскурсоводами данного музея, значит, развивается поисковая и коммуникативная деятельность учащихся; В четвёртых, на занятиях воспитывается уверенность, где они могут выступать публикациями, презентациями. В пятых, организация практической деятельности учащихся в музее приводит к активизации поисковой деятельности учащихся. И наконец, инновационную деятельность можно организовать в форме элективного курса предпрофильной подготовки и при использовании как дополнительного материала при подготовке олимпиадам по татарской литературе.
Как показывает наш педагогический опыт, интегрированное использование технологий критического мышления и проектных технологий важный аспект результативной организации учебно-воспитательного процесса.
Список литературы:
1.  Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
2. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников.     Методический конструктор: пособие для учителя. [Текст] / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с. – (Стандарты второго поколения).
3. Джужук И.И. Метод проектов в контексте личностно-ориентированного образования. Материалы к дидактическому исследованию. – Ростов н/Д.,2005.
4.  Копылова, В.В. Методика проектной работы на уроках английского языка: Методическое пособие. [Текст] / В. В. Копылова – М. Дрофа, 2004. – 96 с.
5.  Коммуникативное развитие учащихся средствами дидактической игры и организацией языковой среды в образовательном учреждении: Монография. [Текст] / А.Г. Антипов, А.В. Петрушина, Л.И. Скворцова и др. – Кемерово: МОУ ДПО «НМЦ», 2006. – 104 с.
6.     Лакоценина Т.П. Современный урок. – Ростов н/Д: Учитель, 2007.