Конспект урока по русскому языку на тему Морфологические признаки имени прилагательного (7 класс)
Тема: «Морфологический анализ имени прилагательного».
Цели урока (образовательные, развивающие, воспитательные):
- повторение изученного об имени прилагательном;
- отработка навыков морфологического разбора прилагательного;
- отработка навыков орфографической работы;
- обогащение знаний по лексике;
- совершенствование навыков связной речи учащихся;
- развитие творческих способностей учеников.
-воспитание языковой этики, бережного отношения к слову, чувства прекрасного.
Используемые педагогические технологии, методы и приемы: ИКТ технологии, здоровьесберегающие технологии.
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/ ученики в ходе урока:
В ходе урока учащиеся повторят имеющиеся из начальной школы знания о прилагательных. Будет проводиться работа по выделению прилагательных в тексте. Учащиеся научатся делать морфологический разбор имени прилагательного
Необходимое оборудование и материалы: Медиапроектор, компьютер, интерактивная доска.
Дидактическое обеспечение урока: Распечатанный для каждой группы материал для групповой работы, раздаточный материал для индивидуальной работы, учебник «Русский язык. 5 класс» под редакцией Е. А. Быстровой
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
- Ребята, над какой темой мы работали на предыдущих уроках?
(Имя прилагательное)
- Как вы думаете, чем мы завершим изучение данной части речи. Попробуйте сформулировать сегодняшнюю тему, вспомните, что мы делали при завершении темы « Имя существительное»? (Морфологический разбор).
3. Мотивация целеполагания и определение цели урока.
- Какую цель вы поставите перед собой? Чему вы хотите научиться сегодня на уроке?
(Учащиеся называют цели и задачи урока).
- Сегодня нам нужно повторить ранее изученное об имени прилагательном.
За каждый вид деятельности ставьте себе оценки в своих блокнотиках, в конце урока подведем итоги.
4. Деятельность учащихся по освоению первичных знаний и умений по теме урока.
- Записываем число и тему урока.
- А что такое имя прилагательное? (Часть речи, которая обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой?, какая?, какие?, чей?, чья?, чье?)
- Как вы думаете, в каких текстах часто употребляются прилагательные? (в описаниях, в художественных текстах) А почему?
1) - Повторить изученное о прилагательном нам поможет рассказ
Ю. Коваля «Фарфоровый колокольчик». (Отрывок рассказа роздан учащимся)
Выразительное чтение рассказа учащимися.
Кому какой, а уж мне больше всего фарфоровый нравится колокольчик.
Он растёт в глубине леса, в тени, и цвет у него странный малосолнечный. Не водянистый, но прозрачный, фарфоровый. Цветы его невесомы, и трогать их нельзя. Только смотреть и слушать. Фарфоровые колокольчики звенят, но шум леса всегда их заглушает. Ёлки гудят, скрипят сосновые иголки, трепещет осиновая листва где уж тут услышать лёгкий звон фарфорового колокольчика? Но всё-таки я ложусь на траву и слушаю. И долго лежу, и уходит в сторону еловый гул и трепет осины и далёкий, скромный слышится колокольчик.
Возможно, это не так, возможно, я всё это придумываю, и не звенят в наших лесах фарфоровые колокольчики. А вы послушайте. Мне кажется звенят!
- Найдите прилагательные, употребленные в этом тексте.
- Почему вы решили, что эти слова – прилагательные?
(обозначают признак предмета, относятся к существительным, отвечают на вопросы прилагательного)
2) - Сейчас мы вспомним, что узнали нового о прилагательном в 5 классе.
Интерактивный опрос, часть 1 (повторение теоретических знаний):
(Вопросы и задания транслируются на экран)
Начальной формой прилагательного является.(м.р, И.п,)
Какой частью речи является слово смел в предложениях:
Как он смел! и Как он смел? (кр. пр., гл.)
Почему вы так решили? (В первом предложении отвечает на вопрос каков?, во втором - что сделал?)
Какое высказывание о кратких прилагательных является верным:
-склоняются, но не изменяются по родам;
-не склоняются и не изменяются по родам;
-не склоняются, но изменяются по родам; (+)
-склоняются и изменяются по родам?
В предложении краткие прилагательные являются.(сказуемым)
По родам краткие прилагательные изменяются только в .. (в роде и числе)
Укажите ряд прилагательных, от которых можно образовать краткую форму? Почему вы так решили?
а) маленький, золотой, лисий
б) серебряный, весенний, стеклянный
в) маленький, хороший, удачный (+)
Укажите соответствие морфологических характеристик прилагательным:
1) в полной форме, в ед. ч., в ж. р., в вин. п.
2) в полной форме, в ед. ч., в м. р., в твор. п.
а) о веселых (друзьях)
б) веселую (подругу) (1)
в) веселому (другу)
г) с веселым (другом) (2)
Укажите предложения, в которых сказуемое выражено прилагательным.
а) Жили-были три котенка: Огонек, Уголек, Снежок. Они веселы, дружны между собой.
б) Не видно рыжего котенка рядом с рыжей стеной
в) Уголек был черный-черный.
Физминутка.
5. Первичное закрепление умений по использованию на практике новых знаний.
Работа по учебнику.
- Откройте учебник на странице 193, изучите самостоятельно порядок разбора имени прилагательного и выполним упражнение 276 на стр. 194.
Три примера рассматриваются на доске, остальные – самостоятельно. (мышкины (слезы) - имя прилагательное, начальная форма мышкин, притяжательное, в форме мн. ч., И. п, в предложении является определением)
Разъяснение значений пословиц.
Первичная проверка уровня освоенности новых знаний и сформированности умений и их практического применения.
- А теперь напишем «Диктант на засыпку», для этого нам надо объединиться в группы из четырех человек. Вам необходимо найти такие слова, которые могут вызвать трудности при письме (на доске и в тетрадях):
(«Диктант на засыпку» - вид словарного диктанта, слова диктуют учащиеся, выбирая самые сложные и интересные для себя, один ученик работает у доски)
- прил. с безударными гласными в корне (например: удивительный, святой, роскошный);
- прил. с о-е после шипящих ( например: черный, желтый, хорошего);
- прил. с и-ы после ц ( например: бледнолицый, цитрусовый);
- прил. с орфограммами в приставках (например: бесшумный, расчетливый, бесцельный, бесполезный, беззвучный, безжалостный).
Интерактивный опрос, часть 3 (задания по лексике и развитию речи)
1) Даны два ряда словосочетаний. Укажите, в каком из них прилагательные
а) не являются лишними,
б) являются лишними
1. мокрая вода, старые старики, проливной ливень, памятные сувениры; (б)
2. холодная вода, знакомые старики, весенний ливень, разные сувениры.(а)
Работа с текстом стихотворения ( Тексты лежат перед уч-ся).
Пасхальный благовест.
Колокол дремавший
Разбудил поля,
Улыбнулась солнцу
Сонн земля.
Понеслись удары
К синм небесам,
Звонко раздается
Голос по лесам.
Скрылась за рекой
Бел луна,
Звонко побежала
Резв.. волна.
Тих.. долина
Отгоняет сон,
Где-то за дорогой
Замирает звон.
(С. Есенин)
- Найдите в стихотворении прилагательные, которые будут антонимами (резвая – тихая). Подберите к каждому из них синонимы.
Резвая - быстрая
Тихая - спокойная
- Найдите слова, употребленные в переносном значении.
- Какие из этих слов будут эпитетами? (сонная, резвая, тихая) Почему?
- Автор этого стихотворения – Сергей Есенин. Найдите прилагательные, характерные для многих произведений Есенина (белый, синий). Что они обозначают в стихотворениях Есенина?
- Для Есенина эти прилагательные – символы Родины. Вот она какая, Россия, воспетая Есениным. (Рассматриваем фотографию храма Покрова на Нерли.)
- Подберите прилагательные, которые можно использовать для описания храма.
- Подберите свои прилагательные к слову Родина. Запишите их.
7. Рефлексия деятельности обучающихся и учителя.
- Чему вы научились на сегодняшнем уроке? ( Ответы учащихся).
А теперь оцените свою работу на уроке. ( Учащиеся)
- Итак, сегодня мы повторили изученное об имени прилагательном и еще раз убедились, что это очень интересная и важная часть речи, помогающая нам полнее высказывать свои мысли, делиться своими чувствами.
На примере анализа текста мы обобщили всё, что знаем о прилагательном.
Домашнее задание.
Упражнение 277 , задание 2 (определить морфологический разбор каких прилагательных из текста представлен ниже. Обосновать свой ответ).
Творческий - составить кроссворд по изученной теме или составить для всего класса задания, содержащие заведомые ошибки по теме.
15