Технологическая карта урока по русскому языку 3 класс по ФГОС УМК Планета знаний по теме:,,Способы выражения основной мысли в текстах


Урок русского языка 3 класс.
Учитель:
Зорина Татьяна Валентиновна
Класс: 3
Предмет: русский язык
УМК: «Планета знаний», учебник» Русский язык» Л.Я Желтовская, О.Б.Калинина 3 класс,
ч.1,стр.120-121
Тип урока: урок « открытия» нового знания
Тема: «Способы выражения основной мысли в текстах».Цель: учить детей высказываться устно и письменно, выражая основные мысли (замысел) по теме «Подкормите птиц зимой»;-учить находить основную мысль текста ,выраженную в заголовке, в предложениях текста, завуалированную в пословицы, в похвалуразвивающие: развивать наблюдательность, произвольное внимание, используя приёмы анализа, синтеза при рассмотрении языкового материала;-развивать умение «читать между строк»воспитательные: воспитывать умение работать в паре; умение вести диалог: ученик-ученик, ученик-учитель, способствовать формированию адекватной самооценки.Задачи:
-организовать наблюдение над разными способами выражения основной мысли в авторских текстах;
-учить выражать замысел в собственных устных и письменных высказываниях по речевой теме урока.
Планируемые результаты образования:
Личностные УУД:
-способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Развивающие метапредметные:
Регулятивные УУД:
-уметь определять и формулировать тему, цель на уроке;
-определять последовательность действий на уроке;
-уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
-вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на -основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
-планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные УУД:
-уметь оформлять свои мысли в устной форме;
--слушать и понимать речь других;
-совместно договариваться о правилах поведения и общения в паре и группе;
-формулировать собственное мнение и позицию.
Познавательные УУД:
-уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
-добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Предметные:
-формировать представление о способах выражения основой мысли текста
Оборудование:
Презентация к урокуЛисты А-4 – 3штуки;
Фломастеры, карандаши;
Плакат для проектной работы;
Рисунки с изображением кормушек;
Рисунки с изображением птиц, зверей и их следов.
Кормушка для птиц, сделанная учащимся.
Технологическая карта урока по русскому языку 3 класс ФГОС «Планета знаний»»
Этап
урока        
Деятельность
          учителя     Деятельность
       учащихся     Ход урока Формируемые УУД
I.Мотива-ция к учебной деятель-ности Приветствует обучающихся, желает им плодотворной и успешной работы, проверяет их готовность к уроку, наличие необходимых средств обучения  Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку  Проверьте, все ли готово к уроку? Пусть вам этот урок принесет новые знания и радость общения. Желаю вам удачи.
(Слайд.1)
Прозвенел звонок, начался урок.
Дружно все мы подтяну-лись,
И друг другу улыбнулись,
С мыслями мы собрались,
За работу принялись.
Регулятивные:
-нацеливание на успешную деятельность.
Личностные:
- выражение положительного отношения к процессу познания,
Коммуникативные:
- формирование  умения слушать и слышать.
II.Актуа-лизация знаний и фиксация затруднения в проб-ном учеб-ном дейст-вииОрганизует диалог с учащимися, задает вопросы. С помощью вопросов учителя формулируют задание, анализируют, аргументируют свою точку зрения, самостоятельно
выполняют задание
Самопроверка по образцу. Самооценивание цветом( рисуют цветные кружки за «полями»
Словарная работа. На доске записаны буквосочетания:
 Оро( с нижним и верхним соединением)
-Даны картинки зимующих птиц( в названиях которых встречается сочетание оро).
В.р.на,в.о.р.бей ,с.р..каЗапишите, докажите правильность написания графически
Над какой темой мы сейчас работаем?
Что такое текст?
(Слайд2)( Это высказывание, которое состоит из нескольких предложений, объединённых одной темой.)
Какие виды текстов вы знаете?(слайд3) (Текст-повествование, рассуждение, описание.)
Вспомните, какими бывают предложения по цели высказывания?(повеств.,вопросит.,побудит.)
Что такое тема текста?(слайд 4) (Это, то о чём говорится в тексте.)
Что такое главная (основная) мысль текста? (Это то, ради чего написан этот текст).
(Слайд5) Познавательные: постро-ение логической цепочки рассуждений с опорой на уже приобретенные знания, постановка задачи данного этапа урока, осознанное построение речевого высказывания
 Регулятивные: планирование деятельности по решению поставленной задачи, осуществление самоконтроля деятельности
Личностные:самоопределение, самооценивание выполненной работы
Коммуникативные:фор-мирование умения вступать в диалог, с точностью выражать свои мысли
III Выяв-ление мес-та и при-чины затрудне-
ния   Актуализирует знания детей по русскому языку с помощью проблемных вопросов.  Представляют имеющиеся знания и умения по теме.
Зачем вам нужно уметь находить в тексте главную мысль?
(Лучше понять смысл текста; понять отношение автора к происходящему событию или героям в тексте.)
Где может быть выражена главная мысль? (Слайд6.)
(В заглавии, иногда в одном из предложений текста. Автор сам выра-жает или через героя) Прочитайте текст(карточка №1)Подходит заглавие как способ выражения основной мысли?(нет, этот способ не подходит)
Регулятивные:
 - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;
Познавательные:
- постановка и решение проблемы;
Личностные:
- развитие познавательных интересов учебных мотивов;
Коммуникативные:
- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.
IVПостроение проек-та выхода из затруд-нения   Организует обсуждение Обсуждают в паре, читают задание к упражнению в учебнике (стр. 120), участвуют в диалоге.
Формулируют тему и цели урока - Откройте учебник, с. 120-121, упр. 99 Прочитайте первое предложение и ответьте на вопрос: Что будем изучать сегодня?( Как ещё можно выражать основную мысль в тексте)
Предположите, какая тема урока?Итак: мы узнали, что в тексте есть главная мысль, и где она выражена . А сегодня мы с вами узнаем, каковы способы выражения главной мысли текста на основе художественных текстов под общим название «Покормите птиц зимой». ( Слайд7)
Какие цели поставим для себя? Чему должны научиться на уроке? (Научиться находить основную мысль текста , выраженную разными способами).( Слайд8)
Регулятивные:
 -составление алгоритма действий.
Познавательные:
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
Личностные:
- выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.
- знание основных моральных норм работы в паре (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности);
Коммуникативные:
- умение  продуктивно работать с товарищем, слушать и слышать его мнение, строить речевое высказывание с проговариванием во внешней речи.
Гимнас-тика для глаз. Организует выполнение гимнастики для глаз Выполняют гимнастику для глаз по упражнениям презентации  V.Реализация пост-роенного проекта     Организует:
1.наблюдение над разными способами выражения одинаковой основной мысли (такого же призыва) авторами художествен-ных произве-дений;
2.их запись в тетрадях с использованием разных видов письма (списы-вание с печат-ного текста, письмо по памяти),
Сменяет вид деятельности учащихся, организует работу в парах по определе-нию следов (в помощь пока-зывает кар-точки с рисун-ками зайца, синички, вороны, белки)
Организует несколько упражнений для мышц тела.
 Работа в парах.
Выявляют основную мысль в читаемых текстах. Выделяют, различают способы выражения основной мысли (явные и завуалированныеПроговаривают новый способ действия во внешней речи в парах;
осуществляют взаимопроверку с последующим оцениванием цветом качества выполненной работы.
Выявляют основную мысль в читаемых текстах. Выделяют, различают способы выражения основной мысли (явные и завуалированные).
Совершенствуют графическую зоркость, способность записывать безошибочно, используя письмо по памяти.Совершают взаимопроверку записей в тетрадях.организует обсужде-ние. Учит доказывать свое мнение.
Организует обобщение по наблюдениям о способах выражения основной мысли в тексте. 
Организует работу с текстом , выделение основной мысли .


Совершенствуют графическую зоркость, способность списывать безошибочно
Работа в парах: определяют следы на снегу, опираясь на имеющиеся рисунки животных.
Делают обобщения по наблюдениям, формируют общий вывод по материалам записей
Выполняют физические упражнения.
Учебник, с. 120, упр. 99.
Чтение заданий к упражнению. Прочитайте текст. Что перед нами?1.Чтение и анализ отрывка А. Яшина «Покормите птиц». 
-Какова же основная мысль этого стихотворения?
-Проанализируйте.
-Где выражена эта просьба?
-Какой способ передачи основной мысли выражен в этом стихотворении?
Прочитайте это предложение
Сделаем вывод: основная мысль выражена открыто, прямо в заголовке и в строках стихотворения.
Давайте запишем по памяти этот призыв, который является основной мыслью.
(Запись по памяти: «Покормите птиц зимой»)Какое это предложение по цели высказывания? (Побудительное)
Обменяйтесь тетрадями,
проверьте правильность
записей в тетради
Работаем по второму тексту
2.Чтение и анализ стихотворения Н. Галиновской «Письмо на снегу».
Ребята, подумайте , где заключена основная мысль в этом тексте?
Подходит ли заголовок к способу выражения основной мысли текста?
Каким способом здесь выражена основная мысль? Подумайте, может быть в самом тексте заключена главная мысль?
Прочитайте эти строчки.
Кто согласен?
Как птицы написали письмо?
(наследили на снегу)
Итак, основная мысль текста (призыв) выражена не прямо, а запрятана в иносказание как письмо от птиц и зверюшек, передаётся с помощью героя стихотво-рения.Чьи следы? Какие птицы могли написать это письмо?
Какие птицы у нас зимуют?(Слайд9)
Как вы думаете ,почему птицы просят покормить их?
Давайте запишем эти строчки.
Запись основной мысли строками из текста: Пишут птицы и зверюшки: «Сделай, нам, Денис, кормушки!» Списывание с учебника
Рассмотрите рисунки следов и выясните, кто их оставил на снегу.
Какой способ выражения основной мысли в этом тексте?
Посмотрите на экран. Сколько способов нашли?(Слайд 10)
Вывод: основная мысль текста (призыв) выражена не прямо, а запрятана в иносказание, как письмо от птиц и зверюшек.
Физкультминутка Регулятивные:
 - умение действовать по алгоритму , планировать свою деятельность;
- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности.
Познавательные:
- поиск и выделение необходимой информации, применение полученных ранее знаний.
Личностные:
- готовность к сотрудничеству, оказанию помощи,
- оценивание усваиваемого содержания.
Коммуникативные:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Коммуникативные:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
 VI Первич-ное зак-репление во внеш-ней речи
 Организует обсуждение. Учит доказывать свое мнение.
фронтальный опрос)

Работа с материалом учебника ( стр.121, упр. 101) Обучающиеся самостоятельно работают с текстом.
В парах выполняют задание  .Производится самооценка работы цветом.
Делают обобщения по наблюдениям, формируют общий вывод по материалам записей.
Совершенствуют графическую зор-кость, способность записывать безоши-бочно, используя письмо по памяти.
Демонстрируют сделанные кормушки
Откройте
учебник, упр.100.с 120
Прочитайте заданиеОтветьте на вопрос.
Что можем предположить по заголовку о содержании текста?Как вы понимаете-диковинная берёза?
Прочитайте текст самосто-ятельно, обсудите в парах, что такое диковинная берёза?
Чтение и анализ текста В. Чаплиной «Диковинная береза».
Подберите синонимы к слову –диковинная.Ответить на вопросы, с. 121(Слайд11)
Орфографическая задача. Запишем словосочетание «дивная берёза»
Вывод: основная мысль текста (призыв) выражена не прямо, а запрятана в похвалу человеку, сделавшему кормушку на березе. (слайд12)Запись основной мысли строками из текста: «Порадовалась я, что чья-то добрая рука такую диковинную кормушку устроила».4. Подготовка общего вывода о разных способах выражения основной мысли в текстах.
Какие способы выражения основной мысли мы сегодня обнаружили?
Какая общая тема у всех этих текстов?(Помощь зимующим птицам)
Чем вы можете помочь птицам?( сделать кормушки) - Для кого была устроена диковинная кормушка? (для зимующих птиц)- Что страшнее для птиц зимой – холод или голод? В какой период особенно голодно птицам?
- Чем могут помочь птицам люди?(какой корм можно давать птицам).- Можно ли распугивать птиц возле кормушек?Надо ли чистить кормушки? В какой период?
Коммуникативные:
-управление поведением партнёра;
-умение выражать свои мысли
Познавательные:
-синтезирование, построение логической цепи рассуждений
Регулятивные:
- планирование последовательности действий, осуществление самоконтроля
Личностные:
- оценивание собственной учебной деятельности, степень самостоятельности
VII Самосто-ятельная работа с самопро-веркой по эталону.    Организует работу группах
Организует представление и вниматель-ное слушание работ, оценива-ние результа-тов.
 Работа в группах (написание призывов) на основе главной мысли «Покормите птиц зимой». Взаимооценивание.
Учатся оценивать свои возможности, осуществлять осознанный выбор лексики, синтаксических конструкций.
Презентация творческих работ.
Оформление пла-ката«Покормите птиц зимой!» Предъявляют и воспринимают творческие работы, оценивают, дают советы по их корректированию 1 группа – Советы-просьбы птиц детям;
2 группа – призыв к ученикам нашей школы;3 группа – обращение к родителям с просьбой помочь изготовить кормушки .Определение ролей в группе:- художник;- редактор;- секретарь;- писатели
Регулятивные:
 - контроль  и коррекция деятельности по исправлению предложений
Познавательные:
- установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений.
Личностные:
Самоопределение в деятельности: « я-писатель»;
Коммуникативные:
- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении  проблем.
VIII Включе-ние в сис-тему зна-ний и пов-торений9.Рефлек-сия учеб-ной дея-тельностиОрганизует рефлексию, осмысление итогов выполненной работы Соотносят цель и результаты деятельности на уроке, проговаривают алгоритм нового способа деятельности
Анализируют и оценивают деятельность всего класса на роке.
Анализируют и оценивают свою деятельность на уроке..Что нового узнали о способах выражения основной мысли?- Чему научились при создании творческих работ?- Какие виды работ на уроке были интересными и особо полезными для каждого из вас?- Кому захотелось сделать и повесить кормушку для птиц?
Оцените свою работу на уроке.
Если всё удалось-зелёная звёздочка
Не всё удалось, были ошибки-синяя звёздочка Ничего не получилось-красная звёздочка
Домашнее задание(слайд 13)по выбору
1)завершить творческие работы или отредактировать законченные 
2)составить инструкцию по изготовлению кормушки
3)задание на карточках-выпиши из текста предложение , которое выражает основную мысль
Урок наш окончен
И выполнен план.
Спасибо, ребята,
Огромное вам,
За то, что упорно,
Усердно трудились!
И знания ваши
Нам всем пригодились
Регулятивные:
 - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, оценка своей деятельности на уроке
Познавательные:
- самостоятельное формулирование выводов о полученных знаниях и умениях;
- построение логической цепи рассуждений;
Коммуникативные:
- постановка вопросов;
- умение точно и правильно выражать свои мысли.
Личностные: - оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, причины неудач.
Регулятивные:
 - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, оценка своей деятельности на уроке
Личностные: - оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, причины неудач
.