Методические рекомендации по работе над индивидуальным проектом
Методические рекомендации для обучающихся
по выполнению индивидуального проекта по учебной дисциплине ОУД. 02 Иностранный язык (английский)
Разработчик: Болтенкова Л. Н.
преподаватель иностранного языка
Пояснительная записка
Современные образовательные технологии, которые используются для формирования иноязычной коммуникативной компетенции обучающегося, являются наиболее продуктивными для создания образовательной среды. Очевидно, что использование какой-то одной технологии обучения, какой бы совершенной она ни была, не создает максимально эффективных условий для раскрытия и развития способностей учащихся и творческого поиска преподавателя.
Среди разнообразных современных педагогических технологий наиболее часто выделяют метод проектного обучения. Следует отметить, что работа над проектом проводится не только в рамках урока. Она является частью внеклассной и исследовательской работы. Как правило, все проекты имеют долгосрочный характер, в работе над ними используется большое количество дополнительного материала (зарубежная литература, Интернет). Их презентация и защита проходит на учебных занятиях и отрытых мероприятиях образовательного учреждения.
Целью данных методических рекомендаций является оказание помощи обучающимся в выборе темы, выполнении, написании и оформлении проекта.
Методические рекомендации по выполнению индивидуального проекта предназначены для студентов и преподавателей колледжей.
Содержание
1. Пояснительная записка.
2. Общие требования.
3. Оформление индивидуального проекта.
4. Составление цели проекта.
5. Пример задач проекта.
6. Методы исследования, обобщения и выводов.
7. Примеры описания теоретической значимости работы.
8. Требования к защите проекта.
9. Критерии оценивания.
10. Список литературы, использованной для разработки рекомендаций.
11. Приложения (образец титульного листа, образец содержания исследовательской работы, структура введения, правила оформления списка литературы, примеры презентации).
Общие требования
1. Тема проекта и ее выбор
Основные требования к этой части проекта:
тема должна быть сформулирована грамотно с литературной точки зрения; в названии проекта следует определить четкие рамки рассмотрения темы, которые не должны быть слишком широкими или слишком узкими; следует по возможности воздерживаться от использования в названии спорных с научной точки зрения терминов, излишней наукообразности, а также от чрезмерного упрощения формулировок, желательно избегать длинных названий.2. Требования к оформлению титульного листа:
сверху по центру указывается название учебного учреждения; в центре – тема проекта (работы), под темой справа – Ф.И.О. обучающегося (полностью), группа, курс, Ф.И.О. руководителя (полностью), внизу – город (на предпоследней строке) и год написания (на последней строке).3. Содержание:
Следующим после титульного листа должно идти содержание работы. Это является не формальным, а обязательным требованием, так как с этого начинается культура научного труда.
Проект следует составлять из следующих частей:
Введение;
Теоретическая часть;
Практическая часть;
Заключение;
Список литературы;
4. Основные требования к введению
Введение должно включать в себя краткое обоснование темы проекта, которая может рассматриваться в связи с актуальностью вопроса, с его объективной сложностью для изучения, а также в связи с многочисленными теориями и спорами, которые возникают. В этой части необходимо также показать, почему данный вопрос может представлять научный интерес и какое может иметь практическое значение. Таким образом, тема проекта должна быть актуальна либо с научной точки зрения, либо из практических соображений.
Очень важно, чтобы обучающийся умел выделить цель (или несколько целей), а также задачи, которые требуется решить для реализации цели. Например, целью может быть показ разных точек зрения на ту или иную личность, а задачами могут выступать описание ее личностных качеств с позиций ряда авторов, освещение ее общественной деятельности и т.д. Обычно одна задача ставится на один параграф (главу) реферата.
Введение должно содержать краткий обзор изученной литературы, в котором указывается взятый из того или иного источника материал, анализируются его сильные и слабые стороны. Объем введения обычно составляет одна страница текста.
5. Требования к теоретической части проекта
Описательная часть проекта содержит материал, который отобран для рассмотрения проблемы. В этом разделе демонстрируется знание основных работ по исследуемому вопросу, а также умение работать с литературой, подбирать необходимые источники, проводить их анализ, сопоставление, сравнение. Средний объем основной части реферата 10 - 15 страниц. Преподавателю при рецензии, а обучающемуся при написании необходимо обратить внимание на обоснованное распределение материала на параграфы, умение формулировать их название, соблюдение логики изложения.
Описательная часть проекта, кроме содержания, выбранного из разных литературного источников, также должна включать в себя собственное мнение обучающегося и сформулированные самостоятельные выводы, опирающиеся на приведенные факты, и перспективы дальнейшего исследования.6. Требования к практической части
Прикладная часть проекта предполагает применение избранных методик с целью достижения поставленной ранее цели. Студент обосновывает выбор методологических инструментов, опираясь на надежность, удобство и апробированность избранных способов исследования.
В конце работы исполнитель приводит результаты исследовательской деятельности. Как правило, их оформляют посредством использования графических объектов, к примеру, таблиц, рисунков и диаграмм, которые наглядно демонстрируют итог работы. Студент может использовать доказанные и общепринятые формулы, символы, знаки и иллюстрации, которые облегчают понимание исследуемого вопроса.
После проведения всех практических исследований исполнитель интерпретирует результат своей работы в отдельном параграфе/главе. Он проводит:
сводный анализ теоретических сведений и эмпирических данных;
раскрытие существенных характеристик предмета исследования;
выявление и поиск способов устранения проблемных сторон вопроса;
анализ закономерностей изменения изучаемого института или явления;
поиск взаимосвязей предмета исследования и смежных общественных отношений;
сопоставление своих результатов с результатами исследований известных ученых.
7. Требования к заключению
Заключение – часть проекта, в которой формулируются выводы по параграфам/главам, обращается внимание на выполнение поставленных во введении задач и целей (или цели). Заключение должно быть четким, кратким, вытекающим из основной части. Объем заключения 1 – 2 страницы.
8. Основные требования к списку изученной литературы
Источники должны быть перечислены в алфавитной последовательности (по первым буквам фамилий авторов или по названиям сборников). № п/п. Фамилия, инициалы автора. Название издания, название статьи. Название сборника (журнала). Место издания: Издательство, год. Для статьи из сборника, журнала, газеты указать выпуск, номер. Страницы статьи (от … - до…).
Минимальное количество источников: 5. Указание источников в тексте работы.
9. Основные требования к написанию проекта
Основные требования к написанию проекта следующие
Должна соблюдаться определенная форма (титульный лист, оглавление и т. д.)
Текст должен быть набран шрифтом Times New Roman размером 14пт, межстрочный интервал – полуторный.Поля отступа текста от краёв листа: слева – 2см, справа, снизу, сверху – 2 см.
Выравнивание: по ширине. Обязательно – без переносов.
Выбранная тема должна содержать определенную проблему и быть адекватной по уровню по объему и степени научности.
Не следует требовать написания очень объемных по количеству страниц проектов.
Нумерация страниц: внизу и справа.
В проекте должны быть использованы рисунки, таблицы, диаграммы и т.п.
Оформление индивидуального проекта1. Индивидуальный проект оформляется письменно в указанной ниже последовательности:
a) титульный лист (см. Приложение 1):
полное наименование образовательной организации;
наименование работы (индивидуальный проект);
наименование темы проекта;
сведения об авторе(ах) и руководителе(ях) проекта (должности, ученые степени, ученые звания, фамилии и инициалы);
дату выполнения проекта.
б) содержание (см. Приложение 2): введение, наименование всех разделов, подразделов, заключение, список использованных источников и наименование приложений с указанием номеров страниц, с которых начинаются эти элементы.
в) введение (см. Приложение 3): актуальность и новизну темы проекта, определение проблемы и направлений ее разрешения.
г) основная часть: данные, отражающие сущность, методику и основные результаты выполненного проекта.
д) заключение: краткие выводы по результатам выполнения проекта или отдельных его этапов; оценку полноты решений поставленных задач; разработку рекомендаций и исходных данных по конкретному использованию результатов проекта.
е) список литературы (см. Приложение 4): сведения об источниках, использованных при выполнении проекта. Сведения об источниках приводятся в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1.
ж) приложения (если они необходимы) помещаются на отдельных листах после списка литературы, в котором содержатся иллюстративные, поясняющие материалы, вопросы анкет, тесты, графики, таблицы, диаграммы, рисунки, фотографии и т.п. В правом верхнем углу страницы пишется – «Приложение 1» и его название.
При наличии приложений обязательны ссылки на них в тексте исследовательской работы, например: (см. Приложение 1). Номер приложения должен соответствовать порядку ссылки на него в тексте.
2. Объём исследовательской работы - от 10 до 20 печатных страниц формата А 4 (с учётом приложений).
3. Работа выполняется:
на листах стандарта А 4
шрифтом Times New Romanразмером шрифта 14 пунктов
интервалом между строк – 1,5
Размер полей: верхнее – 2см, нижнее – 2см, левое – 2см, правое – 2 см
выравнивание текста по ширине
нумерация страниц внизу по центру
титульный лист считается первым, но не нумеруется
Каждая новая глава начинается с новой страницы. Точку в конце заголовка, располагаемого посредине строки, не ставят.
Все разделы плана (названия глав, выводы, заключение, список литературы, каждое приложение) начинаются с новых страниц.
Все сокращения в тексте должны быть расшифрованы.
Составление цели проекта:
Для составления цели можно использовать следующие слова:изучить, исследовать, выяснить, выявить, определить, проанализировать, установить, показать, проверить, привлечь к проблеме, обосновать, обобщить, описать, узнать и др.Примеры формулировок цели исследовательского проекта:
Изучить особенности проведения некоторых праздников в Великобритании и России.
Исследовать названия городов, сёл и продемонстрировать их достопримечательности.
Исследовать легенды и мифы о горах, озёрах имеющие мистическое значение
Изучить экологическое состояние природной среды в данной местности.
Изучить проблему взаимоотношений в семье.
Изучить жизнь студентов, их поведение, взаимоотношения и деятельность.
Изучить особенности характера, положительные и отрицательные качества личности.
Выявить влияние Интернета на психику человека.
Определить понятие «праздник», указать его виды.
Определить зависимость молодёжи от телефономании.
Выяснить факторы, влияющие на поведение подростков.
Проанализировать причины и последствия насилия в семье.
Показать отражение исторических событий страны.
Привлечь внимание учащихся к проблеме сохранения здоровья.
Привлечь к проблеме бездомных животных нашего города.
Доказать, что среди растений встречаются хищники.
Познакомиться с историей развития страны, её жителями, традициями.
Примеры задач проекта
Обычно задачи проекта начинаются словами: выяснить, изучить, провести, узнать, проанализировать, исследовать, определить, показать, рассмотреть, найти, предложить, выявить, измерить, сравнить, показать, собрать, сделать, составить, обобщить, описать, установить, разработать, познакомиться и т.п.Например:
Показать сходства и различия в культурных традициях и обычаях этих стран.
Провести анкетирование (опыты, эксперимент, наблюдение, измерение, оценку).
Проанализировать полученные результаты.Проанализировать и сравнить праздники Великобритании и России.
Проанализировать творческое наследие писателя.Проанализировать экологическое состояние. Исследовать применения компьютерного сленга среди студентов.Определить наиболее рациональный способ распределения учебного времени.
Рассмотреть различные архитектурные стили зданий и сооружений. Рассмотреть ситуации употребления пословиц и поговорок.
Найти информацию о пользе и вреде …Предложить свои способы по улучшению …Предложить рекомендации по употреблению ….Выявить причины, которые вызывают …..Сравнить данные анкетирования Сравнить полученные в результате наблюдений данные с литературными.Показать роль деятелей, живших в нашем городе.Собрать материал о …Собрать легенды и мифы о ...Сделать сравнительный анализ ...Сделать вывод по результатам работы.
Составить краткий словарь …….
Обобщить полученные результаты.
Установить основные причины ……
Методы исследования
Методы для изучения конкретных явлений:- наблюдение- интервью- анкетирование- опрос- собеседование- тестирование- сравнениеМетоды сбора фактов, проверки, систематизации, зависимости и определения причины и следствия:
- эксперимент- лабораторный опыт- анализ- моделирование- исторический- логический- синтез- индукция- дедукция- гипотетическийМетоды для исследования, обобщения и выводов:
изучение и обобщение
анализ и синтез
Примеры описания теоретической значимости работы:
«Новизна нашей работы заключается в том, что мы не просто сравнили праздники, но и попытались сравнить в какой – то мере культуры двух стран. Также мы провели анкетирование с целью выяснения популярности зарубежных праздников в нашей стране, причин этого явления. На основе результатов проведенного анкетирования сделали соответствующие выводы, которые предложены в нашей работе».
«Теоретическая значимость моей исследовательской работы заключается в том, что я на основании изучения темы СМС-мания выявила влияние СМС-мании на психику и подняла этот вопрос в своей школе».
«Теоретическая значимость моего исследования заключается в том, что многие подростки и не только, возможно обратят внимание на моё исследование, и сделают выводы, подтверждая их действиями».
«Работники сотовых связей также должны задуматься, т.к. именно в их силах обеспечить счастливое будущее здоровым детям».
Требования к защите проекта
Защита проекта проводится публично, с приглашением учителей других предметов, других учащихся школы.
Подготовить выступление по защите проекта:
Обосновать выбор темы;
Изложить основные задачи проекта;
Дать краткое объяснение содержания работы;
Обосновать выбор программы для выполнения проекта;
Заключение - общие, основные выводы автора.
Назвать список используемой литературы или других источников
Сделать и обосновать выводы своей работы;
Отвечать на устные вопросы комиссии связанные с содержанием проекта; на замечания рецензента.
Критерии оценки защиты проекта:
№п/пКритерий 1. Качество доклада 1 - доклад зачитывается
2 - доклад пересказывается, но не объяснена суть работы
3 - доклад пересказывается, суть работы объяснена
4 - кроме хорошего доклада владение иллюстративным материалом
5 - доклад производит очень хорошее впечатление
2. Качество ответов на вопросы 1 - нет четкости ответов на большинство вопросов
2 - ответы на большинство вопросов
3 - ответы на все вопросы убедительно, аргументировано
3. Использование демонстрационного материала 1 - представленный демонстрационный материал не используется в докладе
2 - представленный демонстрационный материал используется в докладе
3 - представленный демонстрационный материал используется в докладе, информативен, автор свободно в нем ориентируется
4. Оформление демонстрационного материала 1 - представлен плохо оформленный демонстрационный материал,
2 - демонстрационный материал хорошо оформлен, но есть отдельные претензии
3 - к демонстрационному материалу нет претензий
Итого максимальный балл за защиту индивидуального проекта составляет 14 баллов.
Итоговый балл за содержание и защиту проекта – 32 балла
27- 32 балла - отлично
21- 26 баллов – хорошо
17 - 20 баллов – удовлетворительно
16 - баллов и менее – неудовлетворительно
Список литературы
1. Дерюгина Н.М., Иванова Л.Н. Аудиторная и внеаудиторная самостоятельная работа на занятиях по иностранным языкам. М.: УМЦ ПО ДОМ, 2013.
2. Литовченко М.В. Формирование метапредметных навыков как способ реализаций требований нового ФГОС [Электронный ресурс] // Социальная сеть работников образования «nsportal.ru». URL: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2014/05/27/formirovanie-metapredmetnykh-navykov-kak-sposob-realizatsii.
3. Фестиваль педагогических идей «Первое сентября» [Электронный ресурс]. URL: http://festival.1september.ru.
4. http://thedifference.ru/kak-napisat-kursovuyu-rabotu/5. http://edu35.ru›attachments/article…о проекте.pdfПриложение 1
Образец титульного листа
Департамент внутренней и кадровой политики Белгородской области
Областное государственное автономное
профессиональное образовательное учреждение
«Белгородский политехнический колледж»
Индивидуальный проект
по английскому языку
Тема: Праздники Великобритании и России
Ф.И. обучающегося Волков Максим
№ группы 25 ТО
Специальность (профессия) Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
Ф.И.О. руководителя Болтенкова Людмила Николаевна
Приложение 2
Образец Содержания исследовательской работы
Содержание
Введение
Глава 1. Традиции и обычаи празднования Рождества, Пасхи, Нового года и Дня матери в Великобритании.
Глава 2. Традиции и обычаи празднования Рождества, Пасхи, Нового года и Дня матери в России.
Глава 3. Сходства и различия в праздновании традиционных праздников в двух странах.
Глава 4. Любимые праздники и традиции Великобритании и России (Результаты опроса мнений).
Заключение
Список литературы
Приложения
Приложение 3
Структура введения
Структура введения должна содержать:
Актуальность проекта - это важность или необходимость изучения данной темы и проведения исследования в процессе общего познания и его практического применения.
Обьект исследования - это то какой-либо неживой предмет или живое существо, процесс или явление действительности (т.е. что рассматривается)
Предмет исследования — это проблема, отдельные стороны объекта, его свойства и особенности, которые будут исследованы в работе (т.е. что изучается).
Цель проекта - это желаемый конечный результат, который планирует достичь студент в итоге своей работы (одно-два предложения).
Задачи исследования - это все последовательные этапы теоретической и экспериментальной работы с начало до конца (т.е. «Что мне сделать, чтобы достичь цели исследования?»)
Методы исследования - это способы достижения цели исследовательской работы: наблюдение, анкетирование, опрос, тестирование, сравнение, анализ и синтез.
Теоретическая и практическая значимость проекта - это раскрыть нужность и важность работы, описание того, как и где могут применяться полученные результаты.
Приложение 4
Список литературы
Список литературы или Список использованной литературы исследовательского проекта помещается на отдельном листе после Заключения.
Список литературы в работе располагается в алфавитном порядке и нумеруются арабскими цифрами без точки.
Сведения об источниках должны включать: фамилию, инициалы автора в именительном падеже, название источника, место издания полностью в именительном падеже, издательство, год издания, количество страниц.
Для статей указываются инициалы автора, название статьи, название журнала, год издания, номер страницы.
Официальные документы ставятся в начале списка литературы в определенном порядке: Конституции; Кодексы; Законы; Указы Президента; Постановление Правительства; другие нормативные акты (письма, приказы и т. д.).Литература на иностранных языках ставится в конце списка после литературы на русском языке.
Приложение 5