Информационно-коммуникационные технологии в условиях модернизации учебно-воспитательного процесса коррекционной школы V вида
Информационно-коммуникационные технологии в условиях модернизации учебно-воспитательного процесса коррекционной школы V вида
Трусова Татьяна Сергеевна, заместитель директора по УВР
Донецкая специальная общеобразовательная школа-интернат I-II ступеней №17 Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики
Современное общество активно создает новую информационную культуру, в которой живут наши дети. Сегодня уже нет необходимости обсуждать, нужно ли использование ИКТ в системе образования. В свете новых требований, предъявляемых к выпускникам образовательных учреждений, в том числе и специальных (коррекционных), информационная культура личности выходит на первый план.
ИКТ являются перспективным средством коррекционно–развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Контингент воспитанников школы-интерната, составляют дети, имеющие разный уровень речевого развития. Как указывает Г.В.Чиркина, основными особенностями познавательной сферы детей с речевыми нарушениями являются: недостаточная сформированность и дифференцированность мотивационной сферы, недостаточная концентрация и устойчивость внимания, слабость в развитии моторики, пространственные трудности. Большинство учащихся коррекционных школ не проявляют интереса к учебной деятельности. Основным мотивом учения является получение аттестата, а овладение знаниями отодвигается на второй план. Организация обучения этих детей требует особого подхода, который предусматривает постоянную эмоциональную поддержку на занятиях. Практика работы школы-интерната свидетельствует о необходимости расширения использования ИКТ в организации учебно-воспитательного коррекционного процесса.
Размышляя о современном уроке в коррекционной школе V вида, можно выделить некоторые направления:
– необходимо изменить роль ученика на уроке: из пассивного слушателя сделать его активным участником процесса обучения. В этом случае установятся субъект-субъектные отношения между учеником и учителем;
– одной из важнейших составляющих успешного обучения является мотивация ученика. Для формирования положительного отношения к учению необходимо внедрять в образовательный процесс инновационные технологии, помогающие сделать процесс получения знаний активным и запоминающимся. Использование в коррекционной работе нетрадиционных методов и приемов: например, мультимедийных презентаций, видео-уроков предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность работы.
Создание и применение для обучения электронных презентаций на сегодняшний день весьма актуально. Проанализируем возможности электронных презентаций на уроке и выделим некоторые правила их создания с учетом психофизических особенностей детей с тяжелыми нарушениями речи.
Применение любой визуальной информации на занятии имеет положительный эффект. Презентацию можно использовать для объяснения нового материала, демонстрации дополнительных материалов к уроку, тестирования знаний учащихся.
При объяснении нового материала наиболее обширны возможности самой презентации и ее оформления. Последовательность показа и логика построения зависят от содержания изучаемого материала, особенностей восприятия учащимися класса, индивидуальности учителя:
– слайды презентации не следует перегружать текстом. Лучше разместить короткие тезисы, даты, имена, термины, которые часто переспрашиваются учащимися при записи материала. Для уменьшения текста можно предложить убрать вводные слова и оставить короткие тезисы.
– наиболее важный материал, требующий обязательного усвоения, лучше выделить ярче, оригинальнее для включения ассоциативной зрительной памяти. Учителя знают, что такой материал нужно предъявлять учащимся с нарушением речи несколько раз в разной форме. Даже яркий демонстрационный опыт, показанный однажды, забывается в деталях, поэтому его можно повторить как видео, фото, схему, диаграмму;
– если презентация задумана на всех этапах урока, то части ее лучше отделить различными фонами, вместе с тем стиль оформления должен восприниматься как единое целое. Здесь очень важно не перегрузить урок слишком большим числом слайдов, не превратить его в монотонный и однообразный.
В развитии памяти важно, чтобы материал, подлежащий запоминанию, был понятен ребенку. Необходимо также учить школьников пользоваться приемами произвольного запоминания и воспроизведения (разбивка материала на части, придумывание к каждой части заголовка, составления плана предстоящего ответа на уроке). Велика роль сравнения заучиваемого материала с известным, ранее изученным. Необходимо указывать не только на сходство, но и на различие.
И так, для этапа повторения можно рекомендовать следующее:
– вспоминая изученный материал, можно привести 1-2 слайда из предыдущей презентации, причем их оформление не стоит резко менять под новый фон, так лучше срабатывает ассоциативная память. На некоторых слайдах могут быть помещены подсказки к ответам.
На этапе обобщения знаний учащихся можно выделить некоторые приемы:
– используемые ранее фрагменты слайдов презентации, можно перегруппировать с целью проведения сравнения или анализа и представить учащимся. Видеофрагменты применения тех или иных изученных объектов в быту или природе очень оживляют урок и актуализируют знания школьников.
Очень важно учить школьников с нарушением речи замене одних слов другими и, что особенно существенно для формирования смысловой памяти, практиковать воспроизведение выученного рассказа в иной группировке предложений, учить детей передаче содержания усвоенного материала “своими словами”.
Внимание – это сосредоточенность психической деятельности человека в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте. Для детей с тяжелыми нарушениями речи характерны неустойчивое состояние вегетативной системы, утомляемость, нарушение моторики, лабильность эмоциональной сферы. На всех этапах школьного обучения продуктивность внимания таких детей остается низкой. С целью снижения утомляемости на занятиях надо учитывать некоторые условия при подготовке мультимедийной презентации:
– при длительном объяснении, особенно в классах с ослабленным вниманием, можно для релаксации включить небольшой видеофрагмент. Он может и не нести очень важной информации, но обязательно должен быть связан с темой урока (например, при изучении темы “Реактивное движение” в презентацию урока физики был включен видеофрагмент о реактивном движении медузы и осьминога. Видеоролик не нес особой познавательной информации, но был примером реактивного движения в природе и оказал расслабляющее от интенсивного потока информационной нагрузки в процессе обучения);
Большое значение в учебно-воспитательном процессе имеют здоровьесберегающие технологии. Для снятия напряжения с глаз очень полезно включать в середину урока различные упражнения зрительной гимнастики, которые очень легко оформить на слайде презентации. Это могут быть круговые движения яркого шара, движение по криволинейной траектории, удаление и приближение объекта, возникновение и исчезновение в разных областях слайда предметов различных по величине, форме и цвету.
Для развития координации можно сочетать зрительную гимнастику с выполнением некоторых движений. Например, на уроке математики можно включить задание “Мигающие цифры”. Учащиеся внимательно следят за экраном, при появлении четной цифры они поднимают вверх правую руку, а при появлении нечетной – левую. Если урок проходит в младших классах, то можно поставить детей в проход и повторять движения за анимированным человечком или сказочным персонажем. Такие подвижные физкультминутки снимают напряжение, усталость и оживляют учебный процесс. Урок проходит продуктивно, насыщенно с высоким качеством запоминания учебного материала.
Учащихся с тяжелыми нарушениями речи необходимо включать в процесс активной деятельности. Они должны приобрести опыт практической деятельности, чтобы полученные знания в школе на основе личного опыта превратились в систему мировоззренческих принципов. Эти знания должны постепенно обогащаться, наполняться новым содержанием. Учащиеся не должны избегать относительно трудных задач, так как занижение притязания не содействуют раскрытию их потенциальных возможностей, формированию целеустремленности и других личностных качеств. Необходимо также формировать адекватную самооценку, стремление ставить перед собой достаточно высокие цели, но с учетом своих реальных возможностей.
Можно предложить ученикам в качестве домашнего задания самостоятельно подготовить сообщение. Значительно более интересно для ребят создание электронной презентации. Учащимся дается тема и предлагается создать презентацию не более 7-10 слайдов, и к этим слайдам сделать соответствующие комментарии. При подготовке домашнего задания в виде презентации не нужно ограничивать воспитанников в выборе оформления слайдов и делать какие-либо ограничения. В цветовом решении домашней презентации и выборе иллюстраций можно увидеть творческие способности и индивидуальность ребенка. Выступление учащегося можно включить в общую канву урока или как отдельное выступление о проделанной домашней работе.
Одним из приоритетных направлений образовательного процесса в школе V вида является работа по развитию речи и формированию произношения. Оснащение кабинетов лучителей-логопедов компьютерной техникой позволило поставить коррекционную работу образовательного учреждения на более высокую ступень. Применение специализированных компьютерных технологий в работе с детьми, страдающими нарушениями речи, позволяет повысить эффективность коррекционного обучения, ускорить процесс подготовки школьников к обучению грамоте, предупредить появление у них вторичных расстройств письменной речи. Компьютер предоставляет широкие возможности использования различных анализаторных систем в процессе выполнения и контроля над деятельностью, он активизирует компенсаторные механизмы на основе зрительного восприятия. При выполнении заданий компьютерной программы происходит совместная координированная работы моторного, слухового и зрительного анализаторов.
В процессе занятий с применением компьютера дети учатся преодолевать трудности, контролировать свою деятельность, оценивать результаты. Занятия на компьютере имеют большое значение и для развития произвольной моторики пальцев рук, что особенно актуально при работе с детьми, страдающими нарушениями речи.
Занятия с использованием компьютера проводятся фрагментарно и с обязательным соблюдением следующих условий для сбережения здоровья ребенка, т. е. с соблюдением СанПиНа:
Использование новых моделей компьютеров.
Занятия с использование компьютеров для детей 5–7 лет следует проводить не более 1 в течение дня и не чаще 3-х раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности: во вторник, среду и четверг. Непрерывная продолжительность работы с компьютером на занятиях для детей 5 лет не должна превышать 10 минут, а для детей 6–7 лет 15 минут. Для детей, имеющих хроническую патологию, часто болеющих, после перенесенных заболеваний продолжительность занятий с компьютером должна быть сокращена для детей 5 лет до 7 минут, для детей 6 лет до 10 минут.
Проводить гимнастику для глаз, во время работы на компьютере необходимо периодически переводить взгляд ребенка с монитора на другие предметы каждые 1,5–2 минуты на несколько секунд.
На занятиях с использованием компьютерной техники необходимо обеспечить гигиенически-рациональную организацию рабочего места: соответствие мебели и роста ребенка, достаточный уровень освещенности, экран монитора должен находиться на уровне глаз ребенка или чуть ниже на расстоянии не ближе 50 см. Ребенок, носящий очки, должен заниматься в них.
Недопустимо использование одного компьютера для одновременного занятия двух и более детей. Следовательно, использование компьютера на подгрупповых и фронтальных занятиях возможно только при наличии специального оборудования: мультимедийной установки или большого телевизора.
Заголовок 115