Программа направленная на выявление, развитие и поддержку талантливых воспитанников
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Ефимовская общеобразовательная школа-интернат Павлово-Посадского муниципального района Московской области
1422515 Московская область, Павлово-Посадский район, дер.Ефимово, д.62 Тел.8(49643)7-11-29
Рассмотрено и принято на«Утверждаю»
педагогическом совете МКОУ Директор МКОУ
Ефимовской общеобразовательной Ефимовской общеобразовательной
школы-интенат школы-интернат__________________Ярочкина О.Н. _________________Хайлова О.И
Протокол №_____от________2016г Приказ №_____от________2016г
Программа направленная на выявление, развитие и поддержку талантливых воспитанников
Педагог-психолог:
Чибисова Елена Андреевна
МО
Павлово-Посадский муниципальный район, д.ЕфимовоИзвестно, что одаренные дети испытывают трудности определенного характера в адаптации к системе массового образования. Наиболее изучены особенности адаптации интеллектуально одаренных детей. (Л. Холлингуорт, Дж.Уитмор, Н.С Лейтес). При современной системе образования художественно одаренные дети испытывают наибольший дискомфорт в школе (10). Чем более логично и последовательно разъясняется новый материал, тем тяжелее им усвоить его. Поэтому они отвлекаются сами и отвлекают ребят в классе, крутятся, шепчутся, получают замечания и «двойки». Внимательно приглядевшись к «злостным» нарушителям дисциплины, мы увидим, что большинство из них окажутся детьми «художественного» типа. Наша система образования, развивающая умение мыслить конкретно и точно, анализировать, подгонять формулы и выстраивать алгоритмы стремится к развитию интеллектуальных способностей зачастую в ущерб развитию и обогащению их чувств.
Учить детей мыслить логически, конечно, тоже очень важно, но надо оставлять время на то, чтобы дети могли погрузиться в мир красок, форм, образов, ощутить красоту и мелодичность музыки, увидеть совершенство природы, познать глубину истинных человеческих чувств. Ребенок сможет понять другого человека, и тем более сопереживать, сострадать, и сочувствовать ему только тогда, когда научится распознавать, называть свои собственные чувства и владеть ими. Помочь ребенку в этом могут кружки музыки и художественные мастерские, театральные студии и танцевальные коллективы, предметы «художественного» цикла в системе дополнительного образования.
По форме работы – смешанная, программа сочетает индивидуальные и групповые формы работы.
Срок реализации программы 3 года.
Актуальность программы. Выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей становятся одной из приоритетных задач современного образования в России, поскольку от ее решения в итоге зависит интеллектуальный и экономический потенциал города, области, государства. Образовательная практика показывает снижение заинтересованности и реальных возможностей родителей и педагогов в выявлении и работе с одаренными учащимися.
Выявление одаренных детей необходимо связывать с задачами их обучения и воспитания, а также с оказанием им психологической помощи и поддержки.
Режим психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса должен не только отслеживать актуальный психолого-педагогический статус каждого ребенка в самые сложные, критические возрастные периоды, но и прогнозировать зону ближайшего развития у детей «скрытых», нереализованных пока возможностей и способностей.
Остается острой проблема раннего выявления одаренного ребенка, обеспечения грамотной психолого-педагогической поддержки его гармоничного развития и социализации.
Существует проблема социальной дезадаптации одаренных детей в условиях обучения. (9)
В результате несоответствия особенностей развития личности одарённого ребёнка и предъявляемых требований к нему со стороны социума, у одарённого ребёнка возникают трудности социализации, адаптации, что вызывает у него высокое нервно-психическое напряжение, невротизацию, которые приводят к социальной дезадаптации и агрессивности. (23)
Таким образом, разбирая причины социальных проблем, с которыми сталкиваются одаренные дети, мы пришли к выводу о том, что, прежде всего, стоит отметить определенную уязвимость Я-концепции у одаренных детей, которая отличается достаточно сильной чувствительностью к социальному окружению, что затрудняет процесс самоактуализации и развития одаренной личности . Таким образом, необходим поиск условий, позволяющих качественно улучшить работу по выявлению, поддержке и дополнительному развитию одаренных детей при одновременном сохранении высокого уровня универсального образования. Кроме того, важно объединить разрозненные технологии диагностики одаренности, обучения и развития одаренных детей в целостную «работающую» систему.
Важнейшим направлением решения данной проблемы является реализация специальных социально-психологических тренингов и программ обучения, которые соответствовали бы потребностям и возможностям этой категории учащихся и могли бы обеспечить дальнейшее развитие их одаренности.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: моделирование комплексных развивающих условий, обеспечивающих психолого-педагогическую поддержку одаренных детей.
Воспитательная цель – воспитание личности, обладающей интерактивными, коммуникативными навыками, высокими адаптивными возможностями и занимающей творческую позицию в жизнедеятельности.
Образовательная цель – расширение единого пространства школы-интернат для социально- значимой реализации индивидуальной образовательной стратегии одаренных детей.
Развивающая цель - развитие способностей одаренных детей через включение в социально-значимую деятельность.
ЗАДАЧИ:
изучить условия, позволяющие качественно улучшить работу по выявлению и психолого-педагогической поддержке одаренных детей.
изучить методы выявления одаренности по профилю
формирование системы мониторинга личностного роста одаренных детей.
разработка и реализация социально-психологического тренинга для младших подростков.
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ
Моделирование развивающей деятельности
Развивающий блок программы состоит из следующих задач:
Насыщение образовательных программ для одаренных детей через включение в большем количестве интегрированных тем и проектов в программу обучения.
Оптимизация включения учащихся 2 – 9 классов к участию в школьных олимпиадах, конкурсах, конференциях, в проектную и исследовательскую деятельность.
Привлечение ученых, педагогов и других специалистов для общения с одаренными детьми, пропаганды новейших достижений в различных областях науки.
Проведение диспутов, круглых столов, помогающих развивать диалогическое мышление, выдвигать гипотезы, определять свой взгляд на мир.
Введение новых элективных курсов помогающих развивать духовно-ценностную одаренность.
Предоставление дополнительных творческих дней на подготовку к олимпиадам.
Совершенствование педагогической компетентности педагогов в области организации образовательного процесса с одаренными детьми и технологией работы по индивидуальному образовательному маршруту.
Перспективы развития системы работы с одаренными детьми
Усовершенствовать существующую в школе- интернат систему работы с одаренными детьми;
Сформировать банк технологий и программ для выявления и развития одаренных воспитанников.
Мониторинг личностного развития одаренных детей и результатов деятельности педагогов
В качестве средств выявления одаренности учащихся и средства повышения социального статуса знаний применяются:
различные варианты метода наблюдения за детьми (в лабораторных условиях, в школе, во внешкольной деятельности);
специальный психодиагностический мониторинг;
экспертное оценивание поведения детей учителями, одноклассниками;
проведение “пробных” уроков по специальным программам, а также включение детей в специальные игровые и предметно-ориентированные занятия;
экспертное оценивание конкретных продуктов творческой деятельности детей (рисунков, стихов, технических моделей) профессионалами;
организация интеллектуальных различных и предметных олимпиад, конференций, спортивных соревнований, творческих конкурсов, фестивалей, смотров и т. п.;
проведение психодиагностического исследования с использованием различных психометрических методик в зависимости от задачи анализа конкретного случая одаренности. Это позволяет осуществить переход от методов «диагностики отбора» к методам «диагностики развития».
Повышение эффективности мониторинга требует разработки пакета диагностического инструментария, поиска и изучения дополнительных методик, основанных на валидности, доступности, информативной емкости. В этой связи планируется:
создание банка тестов для диагностирования учащихся 1 – 9 классов по определению их способностей;
создание банка данных одаренных детей;
изучение круга познавательных интересов и потребностей одаренных учащихся.
Отслеживание результатов может производиться силами педагогов и сотрудников социально-психологической службы школы.
Методики выявления одаренности по профилю.
Диагностика детской одаренности как педагогическая проблема стала наиболее актуальной в последние десятилетия. И теория, и педагогическая практика убеждают, что «одномоментная, даже многомерная оценка уровня одаренности – крайне ненадежное исследование для социально-педагогического прогноза» (Савенков А.И.).
Приемлемым для современной практики ученые признают модель «диагностики развития» (Ю.Д. Бабаева), которые предполагают специальные тренинговые занятия, выявляющие способности учащихся. Диагностический процесс в данной модели имеет ряд этапов, среди которых особое внимание заслуживает «типологическая диагностика» (определения того или иного типа развития), выявление «психологических преград». Не менее значим здесь этап прогнозирования и педагогических рекомендаций. Исследования и педагогическая практика показывают, что результаты диагностики становятся значительно более объективными, если она проходит в несколько этапов (Опыт лаборатории Савенкова А.И., Панова В.И., Ю.Д. Бабаевой).
Для этапа «предварительного поиска» уместны и эффективны следующие методики:
Методика «определения склонностей ребенка»
«Карта интересов для младших школьников»
«Интеллектуальный портрет» (Савенков А.И.)
тесты Д. Векслера, Дж. Равена (уровень конвергентного мышления)
«Краткий тест творческого мышления (фигурная форма)» П. Торренсаметодики выявления доминирующей мотивации
«Характеристика ученика» (Савенков А.И.)
Калифорнийский тест достижений (оценка словарного запаса, понятливости, способности в английском языке).
На этапе «оценочно-коррекционном» эффективны могут быть следующие диагностики:
Шкала для рейтинга поведенческих характеристик одаренных школьников (Дж. Рензулли);
Методика «Создай слова» (5-6 кл.);
Методика «Составь предложение» (Дж. Гилфорд);
Методика по выявлению речевых творческих способностей;
Методика «Ассоциации» (5-9 кл.) (С. Медник);
Методика Т. Айзенка (грамматический субтест) (5-11 кл.) (выявление уровня грамматических способностей);
Тест Мейера, выявляющий способность понимать выразительные особенности художественного произведения;
Методики, моделирующие творческий процесс (А.А. Адаскина).
Одним из приоритетных направлений диагностической деятельности на современном этапе признан тренинговый метод выявления и развития одаренности (Панов В.И.), позволяющий выявить скрытые способности детей, преодолеть диссинхронию, «психологические барьеры», затрудняющие развитие одаренных детей, развитие различных видов одаренности.
Интерес представляет тренинговые методики Ю.Д. Бабаевой и Е. Л. Яковлевой (работа с феноменом диссинхронии, развитие специальной одаренности, эмоциональное развитие, формирование «Я-концепции», скрытая одаренность).
Основным подходом в поиске юных дарований следует признать комплекс мероприятий (медико-психологических, педагогических), направленных не только на детей, но и на педагогов. Важно использовать разнообразные методики отбора детей и в дальнейшем непрерывно наблюдать за их успехами. На первом этапе выявления одаренных детей учитываются сведения о высоких успехах в какой-либо деятельности ребенка от педагогов. Могут быть использованы также результаты групповых тестирований, социологических опросных листов. Это позволит очертить круг детей для более углубленных индивидуальных исследований.
Второй этап можно обозначить как диагностический. На этом этапе проводится индивидуальная оценка творческих возможностей и особенностей нервно-психического статуса ребенка психологом. В зависимости от результатов первого этапа ребенок обследуется набором психологических тестов в зависимости от предпочтительности того или иного варианта потенциальных возможностей.
В работе с одаренными детьми нужно избегать 2-х крайностей:
возведение ребенка на пьедестал, подчеркивания его особых прав,
с другой стороны – публичного принижения достоинства или игнорирования интеллектуальных успехов во время борьбы со «звездностью».
Ведь это в первую очередь дети, которые не обязательно имеют столь же высокую эмоциональную и социальную зрелость (плохо адаптируются, не имеют развитого самоконтроля, не всегда способны заниматься самостоятельно, нуждаются в индивидуальном обучении и помощи). Они могут иметь некоторое отставание в физическом развитии (плохая координация движений и корявый почерк), застенчивость, отсутствие внешнего интеллекта, блеска. Им присущи высокая мотивация к достижениям, стремление быть лучшими, сознательные усилия в учебе.
Реализация программы позволит:
Создать систему мониторинга личностного развития одаренных детей и результатов деятельности педагогов;
Создать систему подготовки педагогических кадров для работы с одаренными детьми.
Психолого-педагогическая поддержка одаренных детей
В рамках психолого-педагогической поддержки одаренный детей мы выделяем блок программы, направленный на социализацию личности одаренного ребенка через социально-психологические тренинги.
К основным задачам третьего блока программы мы относим:
Включать элементы индивидуализированной психолого-педагогической поддержки и помощи через составление вариативного гибкого индивидуального образовательного маршрута для каждого одаренного ребенка.
Организация консультативной помощи для учащихся, направленной на творческую самореализацию школьников.
Проведение специальных социально-психологических тренингов для одаренных детей. Это форма специально организованного общения, в ходе которого решаются вопросы развития личности, формирование коммуникативных навыков, оказание психологической помощи и поддержки.
Основные задачи социально-психологического тренинга – это создание условий для приобретения каждым ребенком опыта творческого самовыражения в ходе взаимодействия со сверстниками, развитие навыков взаимодействия с другими людьми на основе самопринятия, самораскрытия и принятия других.
Социализация одаренных детей выделяет социализирующую роль наставника в судьбе одаренного ребенка, обучение корпоративности, сотрудничеству, ответственности, побуждение к соревновательности, воспитание воли, лидерских качеств.
Признаки одаренности охватывают два аспекта поведения одаренного ребенка:
Мотивационный - (характеризует отношение ребенка к той или иной стороне действительности, а также к своей деятельности)
Инструментальный (характеризует способы его деятельности)
Инструментальный аспект поведения одаренного ребенка может быть охарактеризован следующими признаками:
Наличие специфических стратегий деятельности.
Сформированность качественно своеобразного индивидуального стиля деятельности, выражающегося в склонности “все делать по-своему” и связанного с присущей одаренному ребенку самодостаточной системой саморегуляцииВысокая структурированность знаний, умение видеть изучаемый предмет в системе, свернутость способов действий в соответствующей предметной области. Иными словами, своеобразие способов деятельности одаренного ребенка проявляется в его способности видеть в сложном простое, а в простом - сложное.
Особый тип обучаемости. Он может проявляться как в высокой скорости и легкости обучения, так и в замедленном темпе обучения, но с последующим резким изменением структуры знаний, представлений и умений
Мотивационный аспект поведения одаренного ребенка может быть охарактеризован следующими признаками:
Повышенная, избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной действительности либо к определенным формам собственной активности, сопровождающаяся, как правило, переживанием чувства удовольствия.
Ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность каким-либо предметом. Наличие столь интенсивной склонности к определенному виду деятельности имеет своим следствием поразительное упорство и трудолюбие.
Повышенная познавательная потребность, которая проявляется в ненасытной любознательности, а также готовности по собственной инициативе выходить за пределы исходных требований деятельности.
Предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределенной информации, неприятие стандартных, типичных заданий и готовых ответов.
Высокая критичность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели, стремление к совершенству.
В числе активных форм работы с одаренными детьми, мы предлагаем социально-психологический тренинг. Для младших подростков (10 - 12 лет) и для старшеклассников. Специалисты считают, что это психологическое воздействие, основанное на активных методах групповой работы. Это форма специально организованного общения, в ходе которого решаются вопросы развития и формирования коммуникативных навыков, оказания психологической помощи и поддержки одаренным детям. (14) Старшеклассникам мы предлагаем серию тренингов А.С. Прутченкова: «Тренинг личностного роста», «Тренинг коммуникативных умений» и «Тренинг деловых качеств».
Наряду с первостепенной задачей, развитие и социализация личности, работа группы решает и ряд сопутствующих задач:
повышение социально-психологической компетентности участников, развитие их способности эффективно взаимодействовать с окружающими;
формирование активной социальной позиции воспитанников и развитие их способностей производить значимые изменения в своей жизни и жизни окружающих людей;
помочь участнику выразить себя своими индивидуальными средствами.
Принципы работы тренинговой группы:
Принцип диалогизации взаимодействия, т.е. равноправного полноценного межличностного общения на занятиях группы.
Принцип постоянной обратной связи, т.е. непрерывное получение участником информации от других членов группы, анализирующих результаты его действий.
Принцип самодиагностики, помогающей самораскрытию участников, осознанию и формулированию ими собственных личностно значимых проблем.
Принцип оптимизации развития. Используя специальные упражнения, ведущий должен стимулировать саморазвитие участников, направлять их усилия в нужное русло.
Принцип гармонизации интеллектуальной и эмоциональной сфер. Главная форма такой деятельности – групповая дискуссия, которая используется на протяжении всех занятий.
Принцип добровольного участия, как во всем тренинге, так и в его отдельных занятиях и упражнениях.
Принцип постоянного состава группы. Тренинговая группа работает более продуктивно, если она закрыта. Отметим принцип гетерогенности, т.е. объединение в группу людей, различающихся по полу, степени знакомства и по возрасту.
Принцип погружения. Занятия проводятся в течение учебного года вне учебное время по 2 часа один раз в неделю.
Принцип свободного пространства. В помещении для занятий должна быть возможность свободного передвижения участников, их расположения по кругу, объединение в микрогруппы, а также уединения.
Важным элементом подготовки тренинга является первичная беседа с будущим коллективом. Она состоит, как правило, из двух этапов. На первом – проводится групповая беседа, в ходе которой рассказывается о задачах, сроках и продолжительности встреч и т.д. Собравшиеся принимают решение об участии в тренинге или отказываются от этого в силу каких-либо причин. На втором этапе проводятся индивидуальное собеседование с теми, кто твердо решил участвовать в занятиях.
Дети с творческим и продуктивным мышлением отличаются независимостью, неконформностью поведения, способностью продуцировать оригинальные идеи, находить нестандартное решение, изобретательностью. (5) Диагностика при формировании группы (на входе) предусматривает оценку их творческих наклонностей (тесты Торренса) и личностных характеристик (опросники Аизенка, Личко, тест Люшера и т.п.).
Для изучения потребностей и тревожности учащихся - методика “Незаконченные предложения” Нюттена.
Ожидаемые результаты деятельности по созданию организационных и психолого-педагогических условий для сопровождения одаренных детей.
Создание специальной службы сопровождения работы с одаренными детьми
Внедрить в педагогическую практику технологии индивидуализации и дифференциации обучения;
Список использованной литературы.
Амтхауер Р. Тест структуры интеллекта. Обнинск, изд-во “Принтер”, 1993.
Богоявленская Д.Б., Брушлинский А.В., Бабаева и др. « Рабочая концепция одаренности» под редакцией В.Д. Шадриков, М., 1998.
Бернс Р. Я-концепция и воспитание. – М.: Прогресс, 1986.
Выготский Л.С. Воображение и творчества в детском возрасте. М., 1991.
Грязева В.Г., Петровский В.А. Одаренность детей: выявление, развитие и
поддержка. Челябинск, 1998.
Корчуганова И.П. «Особенности воспитания одаренных детей». Воспитание в современном образовательном учреждении. Под ред. С.А. Лисицина, С.В. Тарасова. СПб - 2005
Клименко В. В. «Психологические тесты таланта. Харьков 1996
Ландау Э. Одарённость требует мужества: Психологическое сопровождение одарённого ребёнка/ Пер. с нем. А.П. Голубева; Науч. ред. рус. Текста Н. М. Назарова. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
Лейтес Н.С. Возрастная одарённость школьника. – М.: Академия, 2000.
Лободина С.В. Способности ребенка. Как их развить? СПб «Диалог» 2004
Матюшкин A.M. Загадки одаренности: проблемы практической диагностики. М., 1993.
Панов В.И. Если одаренность – явление, то одаренные дети – это проблема. Начальная школа: плюс-минус. – 2000 №3
Попова Л.В. Одарённые девочки и мальчики. Начальная школа: плюс-минус. – 2000. - №3
Психология одаренности детей и подростков. П.р. Лейтеса Н.С. М.: Академия, 1996.
Прутченков А.С. Свет мой, зеркальце, скажи… М.: Новая школа 1996
Рензулли Дж., Рис С.М. Модель обогащающего школьного обучения: практическая программа стимулирования одаренных детей. Основные современные концепции творчества и одаренности. М.: Молодая гвардия, 1997.
Роджерс Н. Творчество как усиление себя. Вопросы психологии. – 1990. - №1
Степанов С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста.М.,1997.
Степанов С.С. «Психологический словарь для родителей», М., 1996. Психология
Теплов Б.М. Избранные труды. 2.Т. М.: Педагогика, 1985.
Терасье Ж.К. «Сверходаренные дети», М., 1999
Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. С.-П.., 1997.- 35 с.
Хеллер К.А. Диагностика и развитие одарённых детей и подростков. Основные современные концепции творчества и одарённости. Под ред. Д.Б. Богоявленской. – М.: Молодая гвардия, 1997
Шадриков В.Д. О содержании понятия "способности" и "одаренность".Психологический журнал. 1983. №5.
Шумакова Н.Б. и др. Исследование творческой одаренности с использованием тестов П.Торренса у младших школьников. // Вопр. психологии. – 1991.- №1.- с.27.
Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. – М.: Медицина, 1990
Экземплярский В. М. «Проблема школ для одаренных», М., 1977
Юркевич B.C. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность. М.: Просвещение, 1996.
Яковлева Е.А. Развитие творческого потенциала личности. Вопросы психологии М.: 1996. №3