Статья на тему Тема: Закономерности поведения в социальных сетях как связующий элемент профессионального стандарта педагога
Тема: Закономерности поведения в социальных сетях как связующий элемент профессионального стандарта педагога
Современный мир невозможно воспринимать отдельно от социальных сетей в Интернете. Практически каждый ребенок имеет свой аккаунт в различных социальных сетях, которые являются его теневой стороной личности. Можно считать, что помимо традиционных групп ролей (семья, школа, друзья) на первое место сейчас выходит именно новое отражение личности – социальных профиль в сети Интернет.
Дети используют веб-узлы социальных сетей для общения как с детьми из других частей мира, так и с теми, кого каждый день встречают в школе. Причем, посещать могут как социальные веб-узлы, созданные специально для детей (Webkinz), так и веб-узлы, предназначенные для взрослых (Вконтакте, YouTube, MySpace, Twitter, Facebook ).
Интернет предоставляет ребенку выбор широкой информации, масок и стереотипов поведения, снятие психологической блокады «чувства надзора» и позволяет реализовать свои потаенные, скрытые желания, прикоснуться к «запретному», что особенно проявляется в начальном и среднем звене. Но необходимо понимать, что чем старше становится ребенок, тем больше становится и ограничений уже на уровне социального профиля. Так социальный профиль подростка это уже не отражение его желаний, а отпечаток его внутреннего состояния.
Изучение социального профиля ребенка и процесса его развития позволит педагогу определить уровень и динамику развития ребенка, правильно оценить эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка), заглянуть в его внутренний мир. Именно в социальном профиле можно увидеть развитие творческих способностей и развитие социальных установок. В ходе наблюдения за социальным профилем педагог может оценить уровень поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития
Влияние социального профиля ребенка на него самого очень велико так как Интернет, являясь мегафактором социализации дает представления о жизни в условиях современного мира, о формирование гражданской позиции, о формирование толерантности и образцов поликультурного общения. Поэтому важным элементов работы является деятельность по обучению навыкам поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях учеников. А для этого педагог сам должен владеть технологией работы с социальными сетями и осознавать опасности социальных сетей, в том числе не только вирусы, шпионские программы, но виртуальные клубы, социальные игры и широкое распространение информации об учащихся, явление «ТроллеЛенда».
Педагог должен понимать для чего использует социальные сети ребенок для общения, игры, размещения фотографий и видеороликов, изучения своих одноклассников или ведут блоги. Обратить внимание на количество и состав друзей ребенка в социальных сетях, на изменение его имени и фамилии, особое внимание следует обращать на размещение собственных фотографий или выделение чужих. Необходимо понимать, что все его посты и информация, которую учащийся публикует в социальных сетях, являются отражением его личности здесь и сейчас.
Работа в социальных сетях проходит через все функции и виды деятельности профессионального стандарта педагога. В воспитательной и развивающий деятельности это и проектирование ситуаций и событий развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка, развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде. На каждом уровне образования, начиная с дошкольного, где идет освоение ролевыми поведением (в том числе и через социальные профили). В начальном образовании, где закладываются элементы поликультурного общения, и социальные сети выступают одной из ведущих площадок также как и общем и среднем, где социальный профиль выступает как инструмент диагностики причин конфликтных ситуаций и базой для индивидуального образовательного маршрута.
Литература:
Письмо Минобразования РФ от 27.06.2003 N 28-51-513/16 «О Методических рекомендациях по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования»
Вульфов Б.З., Синягин Ю.В., Синягина Н.Ю., Селезнева Е.В., Интересы и потребности современных детей и подростков/ Б. З. Вульфов, Ю. В. Синягин, Н. Ю. Синягина, Е. В. Селезнева, - М., КАРО, 2007 г.
Эльконин Д.Б., Детская психология/ Д. Б. Эльконин, - М.:Академия, 2006 г.
15