Проект урока по русскому языку. Знакомство с понятием «сложные слова»
Общие сведения о проекте
Название учебного предмета: русский язык
Класс: 3
УМК начального образования: Школа 2100
«Русский язык» учебник для 3 класса. Авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина. (Москва «Баласс» 2013 г.)
Фрагмент календарно-тематического планирования:
№
п/п Тема Планируемые результаты Виды деятельности
Предметные Метапредметные и личностные (УУД) Сложные слова и их правописание (6ч)
42 Сложные слова. Уметь: находить в предложении (тексте) сложные слова путём выделения двух корней. Личностные: положительно относиться к учению, проявлять желание умело пользоваться русским языком, грамотно говорить и писать.
Познавательные: анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи (на доступном уровне). Осознавать способы и приёмы действий при решении учебных задач. Знакомство с понятиями «соединительная гласная», «сложное слово». Запись слов с изученными орфограммами.
Тема «Знакомство с понятием «сложные слова» находится в разделе №7 «Сложные слова и их правописание». Данный урок является вводным уроком в данный раздел. Дети знакомы с понятиями «корень», «однокоренные слова», умеют выделять морфемы в словах. На уроке идёт знакомство с понятием «сложные слова», образованием сложных слов и применением их в речи.
Тема урока: Знакомство с понятием «сложные слова»
Цель урока: помочь детям научиться понимать лексическое значение сложного слова; создать условия для формирования представления о сложных словах, опираясь на жизненный опыт детей.
Задачи урока:
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения: самостоятельно определять и высказывать общие для всех людей правила поведения.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
А) регулятивные УУД:
Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
Совместно с учителем обнаруживать, формулировать учебную проблему и составлять план решения проблемы;
Б) познавательные УУД:
Добывать новые знания: извлекать информацию, предоставленную в разных формах;
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знания;
В) коммуникативные УУД:
Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
Договариваться с ребятами: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы;
Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения: создать условия для открытия и осмысления учащимися нового понятия «сложные слова»
Форма работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, работа в парах, группах (четвёрках)
Оборудование урока:
1. Русский язык. Учебник. 3 класс. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Часть 1, стр.104-107
2. Дидактический материал (упражнения) к учебнику «Русский язык». 3 класс. Комиссарова Л.Ю.3.Мультимедийное оборудование, компьютерная презентация
4. Карточка-схема сложного слова
5.Карточки-задания для групп со словами
Ожидаемый результат: осмысление значения сложных слов в речи и их правописание
План урока с хронометражем
№ Этап урока Хронометраж Содержание этапа
Мотивация к учебной деятельности 2мин Включаю обучающихся в учебную деятельность через работу над высказыванием «Кто думает, тот всегда додумывается».
Дети читают высказывание и участвуют в его обсуждении.
Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии 7 мин Коррекция написания букв, соединений, слов. Закрепление правописания орфограмм в корнях слов. Словарная работа.
Формулирование проблемы, планирование деятельности. Поиск решения. 15 мин Вступают в диалог с учителем, выполняя задание, выявляют, осознают и проговаривают противоречие. Упр. 122, стр.104 – выявление в тексте слова, состоящего из двух корней. Упр. 123 – определение места сложных слов в ряду однокоренных.
Применение полученного знания. 15мин Работа в группах. Проверка выполненной работы по алгоритму. По окончании работы сверяют свой результат с правилом (определением учебника).
Домашнее задание.
3 мин По выбору:
1. Упр. 85 («Дидактический материал»).
2. Творческое. Сочинить сказку про сложные слова.
Итог урока. Рефлексия учебной деятельности 3 мин Соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке (заполняют листы самооценки)
Ход урока
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Теоретическое обоснование
Ι. Мотивация к учебной деятельности. - Прочитаем высказывание литературного критика, писателя Виссариона Григорьевича Белинского:
(слайд2)
- Как вы понимаете это высказывание?
-А вы согласны с этим высказыванием? Почему?
- Как вы думаете, связано ли это высказывание с сегодняшним уроком?
- Если мы на уроке узнаем что-то новое, можно считать что мы «обогатили» нашу речь?
- Пришло время заняться важной работой. Вы согласны? Читают высказывание,
участвуют в его обсуждении и отвечают на вопросы учителя
Развитие регулятивного УУД через умение высказывать своё мнение.
Личностное УУД
Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
ΙΙ. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии
– Кто может мне помочь и грамотно прокомментировать запись даты урока?
1.Коррекция написания букв, соединений, слов.
- Посмотрите, какие соединения букв прописаны у вас в тетрадях, они все разные (написание которых нуждается в корректировке).
- Как вы думаете почему?
- Постарайтесь прописать строку аккуратно, следуя образцу.
2.Закрепление правописания орфограмм в корнях слов.
- Посмотрите на слайд, по какому признаку сгруппированы слова? Постарайтесь найти разные признаки. (слайд 3)
-Какие задания можно придумать, используя эти слова?
После обобщения заданий, дети выписывают по 3 слова, обозначая знакомые орфограммы.
- Назовите проверочные слова, которыми вы пользовались для определения пропущенных букв.
– Вспомните названия этих орфограмм.
- Давайте ещё раз назовём морфему слова, над которой вы работали в этих слова.
3. Словарная работа. (слайд 4)
Орфограммы веселились,
И ошибки появились.
- Мог ли так написать грамотный человек? – А вы можете записать слова без ошибок?
Вы скорее их найдите,
Правильно слова спишите.
– Запишите правильно. Обозначьте орфограмму.
- Кто может выполнить эту работу у доски?
Прописывают одну строку.
Дети определяют: по классификации орфограмм, по морфологическим признакам и т.д.
Предложения детей.
Самостоятельно выписывают слова с орфограммами, обозначая их.
Устно называют проверочные слова, проговаривают названия орфограмм.
Корень слова.
Объяснения детей.
Работа в тетрадях.
Один ученик – у доски.
Познавательное УУД
На основе анализа объектов обобщать и классифицировать по признакам.
ЛичностноеУУДФормируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
Физминутка (свободные движения под музыку)
ΙΙΙ.Формулирование проблемы, планирование деятельности. Поиск решения. - Я увидела в тетрадях учеников следующее:
center000
– Какой вопрос возникает? (Кто из учеников прав? Сколько корней в слове мухоловка?)- Кто такая мухоловка?
– Почему птицу так назвали?
Запись на доске:
мухоловка – ловит мух
– Какой корень в слове муха? Подберите однокоренные слова.
– Какой корень в слове ловит? Подберите однокоренные слова.
– Есть ли корни мух и лов в слове мухоловка?
– Так сколько корней в слове мухоловка?
- Встречались ранее с такими словами?
- Попробуйте подобрать подобные слова.
Работа с материалом учебника.
1.Упр. 122, стр.104 – выявление в тексте слова, состоящего из двух корней
- Прочитайте про себя отрывок из песни.
- Как же могла называться эта песня? Почему вы так думаете? Как рассуждали?
- Запишем слово «звездопад» в тетрадь.
- Как можно определить корень?
- Какое лексическое значение слова?
- Сравните ваши объяснения с толкованием источников информации.
– Из каких слов сложилось это слово?
– Сколько в нём корней?
– Выпишите это слово и выделите в нём корни.
2. Упр. 123 – определение места сложных слов в ряду однокоренных.
- Прочитайте внимательно задание.
-Что необходимо сделать?
- Выполните его в парах, советуясь друг с другом. Приготовьтесь объяснить выполненное задание. Подумайте, кто из вашей пары это сможет сделать лучше.
– Сколько у вас получилось групп слов? Объясните, почему? (слайд 5)
- В какой группе оказалось слово водопад?
– Объясните, что обозначает слово водопад.
– В чём особенность этого слова?
– Выделите корни в этом слове.
- Сделайте вывод: в какой группе однокоренных слов оно может оказаться?
3. Формулирование темы урока.
– Можно ли объединить слова мухоловка, звездопад, водопад в одну группу?
- По какому признаку?
- Попробуйте предположить как их можно назвать одним словом.
- Почему их так назвали: сложные?
_ Сравните ваше название с названием этих слов в учебнике на с. 104.
– Над какой же темой мы сегодня начали работу? 419108509000
400050175895004191017462500мухоловка мухоловкаОтветы и предположения детей.
Выяснить лексическое значение слова. Подобрать к нему однокоренные. Найти корень.
В этом слове два корня.
Ответы детей, варианты слов.
Коллективное выполнение задания
Предположения и доказательства детей.
Выяснить лексическое значение слова. Подобрать к нему однокоренные. Найти корень
Работа со словарём
Дети выполняют задания в парах (выписывают три группы однокоренных слов), определяют, кто будет объяснять.
Три.
1.Вода, водопад, водичка.
2.Водопад, упаду, падать.
Поток воды, который падает с высоты.
В обеих: с корнем вод- и с корнем пад-.
Имеет два корня
Варианты детей, в том числе – сложные.
Сложили/составили из двух слов.
Регулятивные УУД
Развиваем умение высказывать своё предположение.
Регулятивное УУД
Совместно с учителем обнаруживать, формулировать учебную проблему и составлять план решения проблемы.
Коммуникативное УУД
Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Личностное УУД
Развиваем умения выказывать своё отношение, выражать свои эмоции.
Регулятивное УУД
Принятие и удержание учебной задачи
Коммуникативное УУД
Выражение собственной мысли
Регулятивные УУД
Развиваем умение высказывать своё предположение, сравнивать его с материалом учебника.
Зарядка для глаз (тренажер на слайде)
ΙV.Применение полученного знания. 1.Работа в группах (по 4 человека).
- Сможете ли вы теперь находить сложные слова самостоятельно?
- Хотите это проверить?
- А если не получиться?
- У меня есть конверты. В каждом конверте набор слов. Среди них есть интересующие нас сложные слова. Их нужно найти, выписать, выделить корни, подобрать к ним однокоренные. Приготовить устное объяснение лексического значения сложных слов. Но мне бы хотелось ещё усложнить задание: составьте со сложными словами по одному предложению. Справитесь? Задание большое и справиться с ним быстро вы сможете только распределив между собой роли. Сначала подумайте, кто, что будет делать.
2. Проверка выполненной работы в группах по алгоритму ( слайд 6):
3. Подведение итогов работы по наблюдению за новыми словами.
– Над какими словами вы работали в группах?
- Почему их так можно называть?
- Сравним наш вывод с выводом-определением авторов учебника (стр. 106).
- Совпали ваши предположения?
- Как схематически можно изобразить сложные слова?
4.Самостоятельная работа.
- Приведите свой пример сложного слова, запишите его в тетрадь, выделите корни. Обратимся за помощью к учителю, одноклассникам.
Работают в группах.
Сложными
Сложены из двух корней
Читают определение на стр.106
4000514605000
1113790-317500
о/е
Дети записывают по
одному слову. Регулятивное УУД
Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Прогнозировать, планировать предстоящую работу.
Коммуникативное УУД
Умение работать в группах.
Уметь организовать себя для самостоятельной работы, применяя полученное знание.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других, отстаивать свою точку зрения..2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Личностные результаты
Развиваем умения выказывать своё отношение, выражать свои эмоции.
Познавательное УУД
Развиваем умение высказывать своё предположение, сравнивать его с материалом учебника.
V. Домашнее задание.
По выбору:
1. Упр. 85 («Дидактический материал»).
2. Творческое. Сочинить сказку про сложные слова.
- Все домашние задания понятны?
- Какое задание повышенного уровня? Записывают домашнее задание в дневник Регулятивное УУД
Принятие и удержание учебной задачи
Личностное УУД
Участие в творческом процессе
VΙ. Итог урока. Рефлексия.
– О каких словах вы сегодня узнали?
-Что такое сложные слова? (слайд 7) Незнайка на этот вопрос ответил так: «Все непонятные слова называются сложными». Буратино сказал, что все длинные слова – это сложные слова. Афанасий: «Слова, в которых два корня, называются сложными словами».
– Кто из героев прав?
– Какие умения мы сегодня формировали?
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
- В конце урока мне хочется вернуться к высказыванию Виссариона Григорьевича Белинского:
«Что русский язык — один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения».
- Сегодня вы обогатили свой словарный запас и свои познания русского языка?
- А сейчас я прошу взять свои листы самооценки и заполнить их
Ответы детей
Дети заполняют листы самооценки
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Регулятивное УУДД
Адекватная оценка своих достижений
Самоанализ урока
№ п/п Порядковый номер в схеме, данной в ч.3 Параметры оценки Самооценка учителя Оценка преподавателя
НИРО
1 1 Сложность содержания, его соответствие возможностям учащихся 2 2 2 Реализация компетентностного подхода 2 3 3 Творческий или репродуктивный характер учебных заданий, их целесообразность и обоснованность. 3 4 4 Развивающая направленность заданий. 3 5 6 Логика построения урока. 3 6 7 Формы учебной работы, их разнообразие и оптимальность выбора. 3 7 8 Методы обучения и методические приемы, целесообразность их выбора. 2 8 9 Характер используемой наглядности. 2 9 10 Целесообразность и функциональность используемых средств обучения 2 10 12 Осуществление дифференцированного подхода к учащимся, учет их индивидуальных особенностей. 3 11 13 Формирование мотивационного компонента учебной деятельности 3 12 14 Постановка учебных задач. Организация целеполагания. 3 13 15 Формирование познавательных УУД 3 14 16 формирование регулятивных УУД 3 15 17 Формирование коммуникативных УУД 3 Всего баллов 40 №
п/п Структурные части проекта и параметры их оценки Самооценка учителя Оценка преподавателя НИРО
1 Наличие общих сведений о проекте и соблюдение правил оформления зачетной работы 3 2 Качество диагностического блока проекта - 3 правильность формулировки темы и задач урока, наличие сведений об оборудовании урока 3 4 Соблюдение требований к плану урока 3 5 Качество теоретического обоснования 2 6 Адекватность самоанализа урока (объективность выставления учителем баллов за свой конспект) 3 Всего баллов 14
Русский язык. Учебник. 3 класс. В 2-х частях. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.
Дидактический материал (упражнения) к учебнику «Русский язык». 3 класс. Комиссарова Л.Ю.
Русский язык. Учебник. 3 класс. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Часть 1, стр.104-105.
Русский язык. Учебник. 3 класс. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Часть 1, стр.104-105.
Дидактический материал (упражнения) к учебнику «Русский язык». 3 класс. Комиссарова Л.Ю. Стр.46-47
Карточки с заданиями:
1 конверт:
Летний, стройка, садовод, цифры, выполняет, огуречная, масса, самолёт, медвежья.
2 конверт:
Вечерний, ночка, школьник, луноход, зелень, лебединая, носорог, тонна, земляника.
3 конверт:
Чистая, ветерок, змеелов, крепкий, цепочка, пустослов, ученица, знойная, зайчиха.