Открытый урок в 5 классе на тему Тематические группы слов
Открытый урок в 5 "Б" классе "Тематические группы слов"
Урок в 5 классе.
Тема урока – тематические группы слов.
Тип урока – комбинированный.
Цели урока:
1. Дать понятие о тематических группах слов; учить находить в тексте слова одной тематической группы и определять их общее лексическое значение.
2. Развивать устную связную речь учащихся, навыки работы с учебником, развивать орфографическую зоркость.
3. Прививать интерес к изучению русского языка.
До урока
Учитель выписывает на доску число, тему урока и стихотворение В. Берестова «Гербарий»:
С удивлением гляжу на гербарий:
Медуница с иваном-да-марьей,
Грустный ландыш с веселою кашкой
И фиалка с высокой ромашкой.
Мать-и-мачеха с чертополохом,
Лук гусиный с мышиным горохом
На одной расцветали опушке,
И не знали они друг о дружке.
Дождь осенний за окнами хлынул –
Я сухие растения вынул,
Положил на листы полукругом –
И цветы познакомил друг с другом.
Орг. Момент. 1 мин.
Учитель: Здравствуйте! (устанавливает тишину, по мере необходимости).
Ученики: Здравствуйте!
Ход урока.
Речевая разминка.5 мин.
Учитель: Разучивание скороговорок. (Произносим хором, постоянно ускоряя темп).
Нитки иволга несет –
Сарафан себе сошьет.
Федя филина боится – Филин может рассердиться.
Говорил попугай попугаю:
«Я тебя, попугай, попугаю».
Отвечает ему попугай:
«Попугай, попугай, попугай!»
Ученики: Ученики хором произносят скороговорки.
Актуализация опорных знаний, (беседа с классом) 7мин.
Учитель: Ну, а сейчас мы с вами повторим материал, изученный на прошлых уроках. Что такое лексика? (если ученики не помнят формулировки, учитель вместе с ними зачитывает определение из учебника).
Ученики: 1) Вся совокупность слов, словарный состав языка. 2) Совокупность слов, характерных для данного варианта речи.
Учитель: 2. Что такое лексическое значение слова?
Ученики: Лексическое значение слова – это его содержание, т.е. исторически закрепленная в сознании говорящих соотнесенность между звуковым комплексом и предметом или явлением действительности, «оформленное по грамматическим законам данного языка и являющееся элементом общей семантической системы словаря.
Учитель: 3. Что такое синонимы? Приведите примеры.
Ученики: Синонимы – это слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи.
Бегемот-гиппопотам.
Учитель: 4. Что такое антонимы? Приведите примеры.
Ученики: Антонимы – это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением.
Зло – добро
Учитель: 5.Что такое омонимы? Приведите примеры.
Ученики: Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению, называются омонимами.
Наряд – документ или одежда.
Мотивация учебной деятельности, объявление темы и задач (целей) урока. 1мин. (Тему записываем в тетради)
Учитель: Все верно. Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с понятием Тематическая группа слов. Научимся вычленять слова этой группы их текста, составлять тематические группы самостоятельно.
Объяснение нового материала. 7мин.
Учитель: Если лексические значения слов что-то объединяет, есть в них что-то общее, такие слова образуют ТЕМАТИЧЕСКИЕ ГРУППЫ. Птицы — голуби, перепела, вороны, снегири. Во всех этих словах есть одно общее понятие — птицы. Но в то же время каждая из птиц имеет свои отличительные особенности.
Найдите в наших скороговорках тематическую группу слов и запишите их в тетради. Определите, какое общее понятие они называют
Ученики: Иволга, филин, попугай – птицы.
Закрепление полученных знаний.20 мин.
Учитель: Всё правильно. А сейчас давайте с вами поработаем над закреплением наших знаний о тематической группе слов. Нужно записать ряд слов и подчеркнуть слова, которые относятся к спорту. Борода, хоккей, сирень, футбол, стадион, промокашка, пловец, гитара, пятиборье, троллейбус, теннис, суматоха (для спора), кукушка, тренер, спартакиада, одеяло.
Ученики: Борода, хоккей, сирень, футбол, стадион, промокашка, пловец –пишем с буквой «О», гитара, пятиборье, троллейбус, теннис, суматоха, кукушка,тренер, спартакиада, одеяло.
Учитель: Хорошо, а теперь выделите цветной ручкой слова хоккей, пловец, троллейбус, спартакиада. Запомните написание этих слов! Выполним следующее задание. Река, озеро, ручей, родник. Это тематическая группа слов. Входит ли в этот ряд водопровод?
Ученики: Ученики сидят, думают.
Учитель: Учитель начинает рассказывать сам: мы продолжим этот ряд: река, озеро, ручей, родник… ак-ве-дук – мост, по которому течет вода для жителей города (обогащаем словарь учеников!), канал, арык (местное название канала оросительной сети в Средней Азии, Казахстане, Закавказье.), – значит, этот ряд включает искусственные источники воды, – тогда, наверное, в него войдет и водопровод. А если таких слов нет, то все источники естественные – и водопровод не входит. А что это означает? Это означает, что слова относятся друг к другу. Задано одно отношение между словами – и водопровод вошло в эту группу. Задан другой ряд слов, с другими отношениями, – и слово водопровод не входит в этот ряд. Например, арбуз. В какие тематические группы входит, если стоит в одном ряду с такими словами, как дыня, тыква, баклажан, кабачок
Ученики: Названия растений и их плодов.
Учитель: Верно. А если мы поставим слово арбуз в другой ряд Арбуз, мяч, Земля (с большой буквы), апельсин, глобус, горошина…
Ученики: Слова, обозначающие круглы предметы.
Учитель: Вот видите, значит, этот ряд оживляет другую сторону этого слова.
Значит, тематические группы не совсем бесполезные для того, чтобы понять, что язык – это отношение. Вставили в один ряд данное слово – и оживили в нем одно значение, вставили в другой ряд – и оживили в нем другое значение.
А сейчас посмотрите на доску. Здесь написано стихотворение Берестова «Гербарий»:
С удивлением гляжу на гербарий:
Медуница с иваном-да-марьей,
Грустный ландыш с веселою кашкой
И фиалка с высокой ромашкой.
Мать-и-мачеха с чертополохом,
Лук гусиный с мышиным горохом
На одной расцветали опушке,
И не знали они друг о дружке.
Дождь осенний за окнами хлынул –
Я сухие растения вынул,
Положил на листы полукругом –
И цветы познакомил друг с другом.
Задание такое: найдите слова одной тематической группы, назовите, что это за группа.
Ученики: Растения – медуница, иван-да-марья, ландыш, кашка, фиалка, ромашка, мать-и-мачеха, чертополох, лук, горох.
Учитель: Ребята, а кто знает, почему мать-и-мачеха, называется именно так?
Ученики: Растения с листом, с одной стороны гладким, с другой – шероховатым.
Учитель: Верно, объясним написание. Пишутся через дефис сложные названия растений, имеющие в своем составе глагол в личной форме или союз: любишь-не-любишь, не-тронь-меня, иван-да-марья, мать-и-мачеха. А посмотрите на такие интересные слова ромашка, медуница, кашка, вы знаете, почему они так названы? Давайте обратимся к этимологическому словарю.
Ученики: РОМАШКА, искон. Суф. Производное (ср. Степан Ч Степашка, баран Ч барашек) от роман ромашка¬, в диалектах и других слав. Яз., еще известного заимств. Из ботанической латыни anthemus romana (буквально ромашка – римская).
Учитель: Правильно. Цветок кашка так назван, вероятно потому, что похож на кашу. А теперь посмотрим на слово медуница. Найдите в нем корень.
Ученики: мед-
Учитель: От какого слова образовано название цветка?
Ученики: От слова мед.
Учитель: Правильно, цветок так назван, потому что пахнет медом. Поэтому запомните, медуница пишется с Е в корне слова.
Учитель: Молодцы! Вы справились с заданием. Открываем учебник на стр. 251. и устно выполним упражнении под номером 38. Работаем в парах. У нас соревнование. Какая команда назовёт больше слов одной тематической группы.
Подведение итогов урока (методом микрофона: «Сегодня на уроке я…») 3мин.
Учитель: Правильно! Итак, давайте подведем итоги нашего урока. Мы сделаем это при помощи метода микрофона. Сейчас некоторые из вас сделают выводы, начав свой ответ так, «Сегодня на уроке я…»
Ученики: Сегодня на уроке я узнал о тематической группе.
Сегодня на уроке я повторил такие понятия, как синонимы, омонимы, антонимы.
Сегодня на уроке я научился вычленять из текста слова, относящиеся к одной тематической группе.
Выставление оценок.1-2мин.
Задание на дом.1 мин.
Упр. 37. + стр. 250 слова «пиши правильно»