Развитие творческих способностей обучающихся при выполнении творческого проекта.
Развитие творческих способностей обучающихся
при выполнении творческого проекта.
В современной педагогике "метод учебного проекта - одна из ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, исследовательские, поисковые и прочие методики» (1)
Проектная деятельность определяется как совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность обучающихся, имеющая общyю цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общeго результата. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности(2)
Проектная деятельность в рамках кружковой работы дает возможность обучающимся активно включаться в процесс поиска необходимой информации, ее критического и творческого осмысления, освоения способов самостоятельных действий при решении образовательной проблемы, и актуализации получаемых таким образом знаний.
Развитие познавательных способностей детей в решающей степени зависит от их творческой деятельности. Проектная деятельность предоставляет большие возможности для развития творческих способностей воспитанников. Под творческим проектом понимается самостоятельная творческая работа, выполненная под руководством пeдагoгa дополнительного образования. Учебный проект дает возможность делать что-то интересное самостоятельно, в rруппе или самому, используя свои возможности, эта деятельность позволяет проявить себя, попробовать свои силы, приложить знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат Такой проект способен кардинальным образом изменить представление окружающих об авторе, nоднять еrо статус в объединении, снизить тревожность, повысить самооценку, не говоря уже о непосредственном развитии творческих сnособностей ребенка(5)
A. И. Савенков считает, что проектирование - это не творчество в полной мере, это творчество по nлану в onределенных контролируемых рамках(3) Содержание познавательно-трудовой деятельности обучающихся при выполнении проектов включает в себя организационно- подготовительный, технологический и заключительный этапы. На
организационно-подготовительном этапе осуществляется поиск проблемы, выбор и обоснование проекта, выбор оптимальной конструкции проектируемого изделия, составление плана изroтовления изделия, выбор рациональной технологии и организация рабочего места. На технологическом этапе осуществляется выполнение технологических операций, на заключительном-контроль качества изготовления изделия и анализ результатов(4) Качество выполнения творческоrо проекта зависит от того, насколько прочны знания, умения и навыки воспитанника, приобретенные на занятиях в объединении. Проект должен быть направлен на изготовление нового, обладающеro элементами оригинальности изделия, отвечающего потребностям человека.
Возраст обучающихся, работающих над прикладными творческими проектами в студии «Вдохновение 11-13 лет. В этом возрастном периоде наиболее ярко проявляются и фантазия, и воображение и свое видение окружающего мира. Необходимо лишь правильно направить творческую энeprию детей, воспитанники нуждаются в значительной обучающей и стимулирующей помощи педагога почти на всех этапах работы, особенно трудно даются им выделение проблемы, формулирование цели работы, планирование деятельности, к тому же воспитанники не всегда объективно оценивают свои силы.
В процессе работы мы часто сталкиваемся с объективными и субъективными трудностями:
- в некоторых случаях обучающиеся не хотят продолжать работу над проектом в связи с нежеланием самостоятельно добывать знания (так как имеют небольшой опыт самостоятельной деятельности, не умеют полно, представить результат своей работы, сделать анализ деятельности, поэтому педагог выступает не только как координатор, но и как помощник);
- при работе над проектом возникают трудности с творческими разработками (чаще всего педагог подталкивает детей к выбору той или иной темы проекта, а также предлагает некие творческие разработки);
- детям больше нравится работать над практической частью проекта (оформление, т.е. реферативная часть проекта также проходит при постоянном консультировании педагога, дети часто не готовы сами оформить работу по предложенной структуре);
- иногда при самооценке обучающеroся и объективной оценке проекта происходят расхождения.
Для решения проблемных ситуаций, возникающих в ходе работы над творческими проектами, необходимо проводить индивидуальные консультации, опираться на способности и знания воспитанников и учитывать все эти факторы при распределении проектов Педагог помогает сконцентрировать внимание детей на конкретных задачах,
обращает внимание на формирование у детей ясности и четкости определения результатов предстоящей деятельности
В объединении «Вдохновение» воспитанники в основном выполняют персональные прикладные творческие проекты, что позволяет выстроить план работы с максимальной четкостью. У детей полноценно формируется чувство ответственности, поскольку выполнение проекта зависит только от них самих, они приобретают опыт деятельности на всех этапах выполнения проекта – от зарождения идеи до итоговой рефлексии. С прикладными творческими проектами, выполненными воспитанниками в студии «Вдохновение» («Сирень», «Белый павлин», «Виды подарочных упаковок для различных праздников» и другие) ежегодно участвуем на открытой научно-практической конференции исследовательских работ и творческих проектов эколого-биологической направленности «Шаг в науку» в нашем учреждении, а также на городском конкурсе творческих проектов «Мир увлечений»
Литература:
Васильев В. Проектно- исследовательская технология: развитие мотивации//Народное образование.2000, №9
Леонтович А. В. Об основных понятиях концепции развития исследовательской и проектной деятельности учащихся//Исследовательская работа школьников. 2003 №4, с.18-24
Савенков А.И. Указ. соч.с 231
Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся – М.; Аркти, 2007
Технология 5-11 классы. Проектная деятельность учащихся. Авт.-сост. Л.Н. Морозова, Н.Г. Кравченко, О.В. Павлова- Волгоград; Учитель, 2007.