ППРЕИМУЩЕСТВА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
ТЕМА ВЫСТУПЛЕНИЯ:
« ПРЕИМУЩЕСТВА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ »
ЛАЗАРЕВ ДЕНИС АНДРЕЕВИЧ
УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Никому не нужно доказывать, что на современном этапе наблюдается всестороннее массовое внедрение информационных технологий во все сферы образования. Это законы времени.
Процесс информатизации образования, который является одновременно основным требованием и результатом развития современного общества, ставит перед каждым учителем новые задачи :
овладеть навыками работы с компьютерной техникой и методикой применения компьютера как средства обучения,
ориентироваться в возросшем потоке информации, уметь ее находить, перерабатывать и использовать.
Для реализации поставленных задач современному учителю (а учителю начальных классов в первую очередь!) необходимо овладеть основами необходимых знаний и накопить личный опыт по практическому использованию компьютерных технологий, иметь методическую подготовку по их применению в учебном процессе.
Основам работы на компьютере можно обучиться на специализированных курсах, а в накоплении личного опыта ключевым моментом становится только ваше желание к самосовершенствованию, к самопознанию и выраженная мотивация к реализации своего творческого потенциала.
Очень просто отказаться от использования компьютера в начальных классах, ссылаясь на нехватку времени, возраст учеников, да и, честно говоря, на собственную некомпетентность в этом вопросе. Конечно, можно работать по старинке: доска, мел, самодельные карточки из картона. Признаю, учителю «высшего пилотажа» этого достаточно для работы в классе. Остальное «сделают» его многолетний опыт, горящие глаза, вдохновенная речь, иными словами то, что мы называем «творческим полетом». Но вопрос в том, считаете ли вы себя учителем «высшего пилотажа»? А что делать начинающим молодым педагогам?! Выход есть – осваивайте компьютер!
Я не призываю все уроки строить, используя информационные технологии. Да это и не нужно. У обычных рабочих уроков своя специфика, да и цели другие. Открытые уроки, которые мы проводим для гостей, родителей, своих коллег – вот поле деятельности, где у нас есть возможность показать широкие возможности своего педагогического мастерства.
И компьютерные технологии на таких уроках - наши главные помощники! Но компьютер имеет смысл применять лишь в случае необходимости: контроль домашнего задания, показ каких-то видео-сюжетов, презентаций. А вот использовать его как некоторое развлечение и панацею от не заинтересованности учеников ни в коем случае нельзя.
Убежден, что применение компьютера на уроках в начальной школе развивает интерес к изучаемому предмету, вносит новые интересные элементы в процесс обучения, позволяет удачно варьировать коллективную работу на уроке с индивидуальной, развивать психологические процессы: внимание, мышление, память, воображение, восприятие.
Приведу пример из личного опыта. Урок в третьем классе по окружающему миру на тему «Размножение и развитие растений» (по А.Плешакову). Технические возможности компьютера позволили во время проведения урока создать на их экранах игровую среду (прилетали бабочки и пчелки, волшебный цветок распускался, на экране появлялась Дюймовочка, лесные эльфы приносили на крылышках творческое задание, Мудрый Червячок показывал, как прорастает растение из семени и тд). Игровая компьютерная среда, соединяясь с конкретной учебной задачей, позволили ребенку усваивать материал как бы незаметно для себя, и при этом, что очень важно, использовать его в своей любимой практической деятельности – игре, где развивается память и концентрация внимания ребенка, обогащается его опыт и знания.
На этапе актуализации знаний дети отгадывали кроссворд (правильные ответы появлялись на экране, этот процесс регулировал компьютер), при проверке домашнего задания на экране высвечивались яркие фотографии групп растений и цель ребят – вспомнить и рассказать, что они знают и мхах, водорослях, хвойных и цветковых растениях. Объяснение новой темы проходило в игровой форме: мультипликационный герой Мудрый Червячок показывал ребятам, как развивается растение из семени. Быстрая прокрутка фотографий с изображением проросшего растения дала наглядное представление, как этот процесс происходит в природе. Дома дети заранее проделали практическую работу по проращиванию семян и принесли свои растения на урок. Теперь они увидели то, что было скрыто от их глаз. Компьютер интересовался у ребят, знают ли они, героиня какой сказки появилась на свет из семени? И дети с удовольствием вспомнили о Дюймовочке. На экране из яркого бутона появилась Дюймовочка. Задание для самостоятельной работы дал компьютер, а не учитель.( Это повышает мотивацию детей к выполнению задания). Во время физминутки на экране появились красивые бабочки, которые передвигались по экрану, и ребята с удовольствием выполняли физические упражнения, стараясь быть похожими на грациозных бабочек. С просьбой о домашнем задании также выступили анимационные герои.
Таким образом, компьютерные технологии помогли мне на уроке создать благоприятную эмоциональную атмосферу, повысили мотивацию к учению, углубили знания учащихся, что обязательно приведет к высоким показателям качества обученности.
Основными целями использования компьютерных технологий на своих уроках я вижу:
повышение мотивации к учебе,
углубление знаний,
развитие психофизических качеств учащихся в процессе их практической деятельности в игровой компьютерной среде.
Важно отметить, что учителю при использовании компьютера на уроке отводится очень важная роль. Он составляет урок, подбирает дидактический материал и индивидуальные задания, разрабатывает методические и обучающие цели. Интегрирование обычного урока с компьютерным позволяет переложить часть своей работы на компьютер, делая при этом процесс обучения более интересным, разнообразным и интенсивным. Подбор компьютерных игр и составление из них урока зависит, прежде всего, от проходимого текущего учебного материала и уровня подготовки обучаемых. Компьютер не заменяет учителя, а только дополняет его! Опытный и творческий учитель здесь может найти широкие возможности для реализации собственных интересных методических задумок, ведь процесс использования игровой компьютерной деятельности в школе с каждым годом развивается. Однако живое общение незаменимо, и я не поддерживаю тех педагогов, которые мечтают о полной автоматизации учебного процесса. Кроме того, с точки зрения валеологии, проводить много времени за компьютером небезопасно. Это что касается недостатков. Преимущества же в настоящее время очевидны для всех:
1. Мотивационный аспект.
Использование средств новых информационных технологий позволяет усилить мотивацию учения благодаря не только новизне работы с компьютером, но и возможности регулировать предъявление задач по трудности, поощряя правильные решения, не прибегая при этом к нравоучениям и порицаниям.
Что же касается занимательности как источника мотивации учения, то возможности компьютера здесь поистине неисчерпаемы, и основная задача заключается в том, чтобы эта занимательность не стала превалирующим фактором в использовании компьютера и не заслонила учебные цели.
2. Учет индивидуальных особенностей и активизация учебного процесса.
Применение средств новых информационных технологий в учебном процессе позволяет индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, реализуя интерактивный диалог, предоставляя возможность самостоятельного выбора режима учебной деятельности и компьютерной визуализации изучаемых объектов.
3. Расширение возможностей предъявления учебной информации. Предъявляемая учащимся информация постоянно расширяется, благодаря развитию интерактивных компьютерных систем: мультимедийных технологий, подключающих комплексное (текст, звук, цвет, объем, анимация и сенсорика) восприятие информации
4. Изменение форм и методов учебной деятельности. Наличие программно-методического обеспечения, объектно-ориентированных программных систем (текстовые, графические, музыкальные редакторы, электронные таблицы и др.), систем искусственного интеллекта (базы знаний, экспертные обучающие системы), а также учебного и демонстрационного оборудования, сопрягаемого с компьютером, позволяет организовать в учебном процессе информационно-учебную, экспериментально-исследовательскую деятельность, обеспечить возможность самостоятельной учебной деятельности и предметной деятельности со средствами новых информационных технологий. Так, текстовый редактор со встроенными словарями синонимов и омонимов, средствами проверки правописания один из мощнейших учебных инструментов, пришедших вместе с компьютером, - неизбежно влечет изменения в содержании и методах обучения языку и литературе.
5. Контроль за деятельностью учащихся. При работе на компьютере каждый ученик может обдумывать ответ столько времени, сколько ему необходимо; снимается вопрос о субъективной оценке знаний при опросе, так как оценку выставляет компьютер, подсчитывая количество верно выполненных заданий; происходит мгновенный анализ ответа, что дает возможность опрашиваемому либо утвердиться в своих знаниях, либо скорректировать неверно введенный ответ, либо обратиться за помощью к учителю. Таким образом, компьютер позволяет качественно изменить контроль за деятельностью учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом.
***
Я убежден, что использование компьютера на уроках в начальной школе продвигает учащихся в интеллектуальном развитии, воспитывает любознательность, творчество, научное мировоззрение.
Я считаю, что современный учитель просто обязан владеть компьютерной грамотностью. Это позволит ему проводить современные уроки с использованием компьютерных технологий. А значит повышать мотивацию обучения учащихся, добиваться высоких показателей качества обученности своих учеников, развивать стремление к саморазвитию и творческому росту.
13PAGE 15
13PAGE 14715
Заголовок 115