Мастер-класс по темеРабота над моей методической темой. Самообразование


Мастер-класс «Нестандартные приёмы обучения математике»
Приветствую участников мастер-класса.
(музыка, слайды)
Высоко-высоко в небе живёт маленькая-маленькая птичка
Глубоко-глубоко в море живёт маленькая–маленькая рыбка
Они очень любят друг-друга и хотят встретиться. Как вы думаете, смогут ли они встретиться? Если да, то где? ( Разные ответы с аудитории)
Мы все с вами действовали творчески (у каждого был свой ответ), самостоятельно, не подчинялись какому- то алгоритму. Значит, как мы действовали ? Нетрадиционно , правильно.
Итак, тема моего сегодняшнего мастер – класса «Нестандартные приёмы обучения математике»?
Наше время, перенасыщенное всевозможной и разнообразной информацией, предъявляет особые требования к образованию и, конечно, учителю. Мы должны не только дать знания детям и не только научить применять их в жизненных ситуациях, но и научить детей думать, анализировать, учить отбирать необходимую информацию.
Изменились цели общего среднего образования. Создаются новые концепции образования, которые основаны на деятельностном подходе. Настоящее время требует перемены мышления во многих областях жизни. Обновление образования требует использования нетрадиционных методов и форм организации обучения, которые имеют цели – помочь учащимся:
1.                научиться познавать
2.                научиться делать
3.                научиться жить вместе
4.                научиться жить в ладу с самим собой
Чтобы моя педагогическая деятельность стала результативной, сделала SWOT-анализ (кстати, эту методику мы можем применить и на уроках).
Сильные стороны
-образование
-опыт работы
-желание работать
-владение технологиями Слабые стороны
-низкая мотивация школьников к учебному труду
-низкая заинтересованность участия родителей в образовательном процессе
-необходимость усвоения большого объема учебного материала и недостаточно сформированные общеучебные умения и навыки школьников
Возможности
-активизация учащихся
-участие в конференциях, конкурсах
-развивается личность школьника
-улучшение результатов ОГЭ и ЕГЭ Риски
-«выгорание» учителя
-перегруженность
Проанализировав, определила траекторию своей педагогической деятельности (схема).(слайд)
Рассмотрим несколько методов и приемов, которые я использую на своих уроках. Для этого мы с Вами попробуем решить интересную задачку:
На наш мастер-класс пришли учителя, которые преподают разные предметы. Нам надо познакомиться с пятью из них. Известно, что их имена А, Б, В, Г, Д. Один из них учитель математики, другой – учитель географии, третий – учитель физики, четвёртый – учитель биологии, пятый – учитель истории. Они рассказали о себе следующее.
В и Г не пользуются в своей работе учебником математики.
Г и Б живут в одном доме с учителем физики.
А и Г подарили учителю истории красивую вазу.
Б и Г помогали учителю географии готовить открытый урок.
Б и Д по субботам встречаются у учителя истории, а учитель физики по воскресеньям приходит в гости к А.
Нам нужно будет выяснить , Кто из них преподаёт какой предмет?
Сейчас я попрошу вас организовать одну группу полукругом перед доской, для этого понадобиться мне 5 коллег.
Давайте представим себе ситуацию в жизни. 5 человек на время станут «инкогнито» (каждому из пяти выдаётся бейджик с буквами А, Б, В, Г, Д со спрятанным внутри названием предмета, соответствующим имени)
Нам нужно установить соответствие между именами и предметами.
(Пока 5 наших коллег решают эту задачу, с аудиторией «математически поулыбаемся». Для этого даются разные математические задачки -зал работает)
Презентация « О математике с улыбкой»
Итак, слушаем решение задачи . После представляю своё объяснение:
Назовите имена (вписать), перечислите предметы (вписать).
имя           предмет математика история география биология     физика
А          
Б          
В          
Г          
Д          
Есть ли в условии ключевая фраза, которая поможет вам оттолкнуться? Может о ком-то из учителей известно больше, чем о других (о Г). Давайте читать, что известно о Г и, делая выводы, заполним таблицу с помощью знаков + и –
имя               предмет математика история география биология физика
А       –  
Б       –  
В       –  
Г – – – + –
Д       –  
Внимательно смотрите на таблицу и  друг на друга. Интересно, кого первого вы разгадаете, и  кто из вас окажется самым внимательным?
Итак, мы разгадали всех «инкогнито», то есть ответили на вопрос задачи. Проговорите, что мы выяснили.
имя        предмет математика история география биология физика
А – – + – –
Б + – – – –
В – + – – –
Г – – – + –
Д – – – – +
Каким способом мы так быстро решили задачу? Составили таблицу.
Это один из приемов решения математических задач - логические таблицы.
Использую нестандартный прием – это кодирование информации. Самый простой из них алфавитный код, простую кодовую таблицу можно составить , если поставить в соответствие каждой букве его порядковый номер, например, А-1, Б-2,…., Я-33
В старших классах кодирование информации выполняю с помощью штрих-кодов. У наших детей есть смартфоны, планшеты, на которых есть программа считывания штрих-кодов. Например ,условия задачи я кодирую и раздаю учащимся. Дети, используя программу, читают условие задачи и выполняют её дома.

Для Вас я тоже приготовила сюрприз: закодировала Новогоднее поздравление , надеюсь ,Вам это понравится (раздаются штрих коды ).
Зрительное восприятие определенного расположения величин дает дополнительную информацию, облегчающую процесс решения задачи и её проверки.
Не зря китайская пословица гласит:
Услышал - забыл.
Увидел - запомнил.
Сделал - понял.
Например, объяснение наглядным образом теорему о сумме углов треугольника 180 градусов.(Берем нарисованный на листе треугольник, разрезаем углы и собираем их в одну точку –сумма углов 180 0)
В жизни часто мы оказываемся в разных забавных ситуациях, порой иногда очень комичных. (Слайды )
Как вы думаете, почему такое могло произойти?? (девушка неправильно приготовила раствор, нарушила пропорции смеси).
Давайте попробуем разрешить шуточную задачу из жизни. Итак, предмет сегодняшнего разговора определен – задачи на смеси, сплавы. Две науки – математика и химия призваны сегодня на урок, чтобы объединить свои усилия в решении задач.
В большинстве случаев задачи на смеси и сплавы становятся нагляднее, если при их решении использовать составление математических моделей: рисунки, таблицы.
Многие ученики относятся к ним с опаской. В КИМах ЕГЭ эти задачи встречаются в части В, где от учащихся не требуют обоснованного решения, а только ответ, а в ОГЭ эти задачи относятся ко второй части, где ученик должен записать обоснованное решение. Когда мы с учениками решаем задачи на смеси и сплавы, я всегда им говорю:
- Не надо бояться этих задач, они настолько легкие, что вы об этом даже не подозреваете. Вы каждый день их решаете.
И мы с Вами сей час в этом убедимся.
Но сначала предлагаю вам сыграть игру: соотнесите следующие слова с математическими знаками «+» и «-»: смешали, отлили, спилили, долили, перемешали, отобрали, добавили, вылили, вместе, отделили и т.д. (если знак «+», то хлопок, если знак «-»то 2 хлопка)
. Молодцы!!!
Но у Вас могут возникнуть трудности при встрече с такими понятиями как «сплав», «смесь», «раствор», «концентрация».
Пример раствора.  Возьмем 180 грамм воды и добавим в воду 20 грамм соли. Получим раствор соли, его масса равна 180 + 20 = 200 грамм
Концентрация соли -процентное содержание соли
1) Представьте в виде дроби: а) 50% = 0,5
б) 43% =0,43
Мы с Вами решать уравнения не будем, а будем составлять их - это наша основная задача сегодня.
-Предлагаю вам показывать растворы в виде прямоугольника
5177790-64135200г
00200г

51777903302010%
0010%
(рис.1), где наверху пишем массу раствора или смеси, внизу –
концентрацию .
например,
Задача №1: «Имеется 30 кг 26% го раствора соли. Требуется получить 40% раствор соли. Сколько кг 50% раствора соли нужно добавить?»
-Попробуйте нарисовать прямоугольник для первого раствора, с концентрацией 26%.
-Теперь для второго, с концентрацией 50 % и третьего, с концентрацией 40%.
-Заполнились ли ваши прямоугольники?
-Почему мы не можем заполнить эти прямоугольники?
-Давайте расположим эти прямоугольники в ряд в порядке их номеров.
- Попробуем обозначить массу второго раствора через х.
-Как тогда можно обозначить массу третьего раствора? (30+х)
-Посмотрим, что получилось.
1 2 3
2186940-15240001120140-1524000 30 кг х кг (30+х) кг
218694013779540%
0040%
112014013779550%
0050%
-1333513779526%
0026%
231076517525900112014017525900-1333517525900-13335-37719000
-Что сделали со вторым раствором? (добавили к первому).
- Какой знак можно поставить между первым и вторым раствором? («+»)- Чему равна сумма этих двух растворов?
1 2 3
2186940-15240001120140-1524000 30 кг х кг (30+х) кг
218694013779540%
0040%
112014013779550%
0050%
-1333513779526%
0026%
231076517525900112014017525900-1333517525900-13335-37719000 + =

30· 0,26 0,5х (30+х)· 0,4
-Какое равенство можно составить? (30· 0,26 + х· 0,5=(30+х)· 0,4)
-Можно ли переписать это уравнение в виде 30· 26+ х· 50 = (30+х)· 40 ?-Что мы найдем, решив это уравнение?
- Сможете ли вы сами составить рисунок и уравнение к подобной задаче? Давайте попробуем.
«В бидоне было 3 литра молока 6% жирности. После того как в бидон добавили некоторое количество молока 2% жирности и тщательно перемешали, получили молоко с жирностью 3,2%. Сколько литров молока 2% жирности было добавлено в бидон?»
1. Выберите правильный рисунок к этой задаче.
2186940-15240001120140-1524000 3л х л 3 л
21869401377953,2%
003,2%
11201401377952%
002%
-133351377956%
006%
231076517525900112014017525900-1333517525900-13335-37719000 + = А)
2186940-15240001120140-1524000 3л х л (3+х) л
21869401377953,2%
003,2%
11201401377956%
006%
-133351377952%
002%
231076517525900112014017525900-1333517525900-13335-37719000 + = Б)
2186940-15240001120140-1524000 3л х л (3+х) л
21869401377953,2%
003,2%
11201401377952%
002%
-133351377956%
006%
231076517525900112014017525900-1333517525900-13335-37719000 + = В)
2186940-15240001120140-1524000 3л х л (3х) л
21869401377953,2%
003,2%
11201401377952%
002%
-133351377956%
006%
231076517525900112014017525900-1333517525900-13335-37719000 + = Г)
2. Выберите правильное уравнение:
1) 3·6 + 2х = 3х·3,2 2) 3·6 + 2х = (3+х)·3,2 3) 3·2 + 6х = (3+х)·3,2

Уже на этих примерах можно убедиться, что знания нестандартных приемов и методов помогают намного быстрее дать ответ на поставленный вопрос задачи. А значит, и помогут в сдаче ЕГЭ по математике.
А теперь давайте, попробуем подвести итог нашего мастер- класса. Для этого попробуем составить синквейн, напомним что это:
Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Например,
Задача.
Сложная, текстовая.Сравнивает, анализирует, утверждает.Чтобы решить задачу, надо составить математическую модель.Ответ
Задача
Трудная, непонятная.
Думать, рассуждать, решать.
Развивает логическое мышление.
Получится
Молодцы! Спасибо за внимание.