Программа профориентационной работы Мир труда и профессий МАОУ СОШ №5 города Тюмени
«Мир труда и профессий»
Программа
профориентационной
работы в МАОУ СОШ №5
города Тюмени
Автор:
педагог – психолог Копылова О.Г.
город Тюмень
2013
1.Обоснование программы
Если вы не знаете
в какую гавань держите путь,
то ни один ветер не будет для вас попутным.
Сенека.
В соответствии с Законом РФ «Об образовании», [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Тюменской области от 28.12.2004 N 328 "Об основах функционирования образовательной системы в Тюменской области", во исполнение перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам совместного заседания Государственного совета Российской Федерации и Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России от 09.09.2010 N Пр-2663, Региональной [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] комплексного развития профессионального образования Тюменской области на 2011 - 2015 годы, согласно приложению от 24 января 2011 г. N 57-рп, требований стандартов нового поколения по профессиональному самоопределению обучающихся основными задачами государственной программы образования названо формирование системы непрерывного профобразования. Увеличение вклада профессионального образования в социально-экономическую и культурную модернизацию России, обеспечение востребованности экономикой и обществом каждого обучающегося является целью профориентационной работы всех образовательных субъектов.
Современные социально-экономические условия, характеризующиеся быстрой переориентацией с одних ведущих областей профессиональной деятельности на другие, предъявляют принципиально новые требования к профессиональной подготовке работников. Приоритетными становятся такие личностные качества как:
психологическая мобильность, позволяющая человеку принимать адекватные решения в различных ситуациях профессионального, выбора;
готовность к самостоятельной познавательной и исследовательской деятельности при решении профессиональных задач;
владения техниками самопознания и саморазвития для формирования конкурентоспособности на рынке труда;
устойчивая позитивная мотивация к образовательной деятельности на протяжении всей активной профессиональной жизни личности;
гибкое планирование собственной жизненной и профессиональной стратегии.
Обобщая опыт работы школы по профессиональной ориентации, следует сказать о реализации программы «Мир труда и профессий», созданной в 2005 году. Целью системы профессиональной ориентации являлось формирование у молодых людей способности выбирать сферу профессиональной деятельности, оптимально соответствующую их индивидуальным особенностям, способностям, склонностям и запросам рынка труда.
Эта программа являлась одним из разделов программы воспитания школы «Школа для всех, школа для каждого», она способствовала профессиональному определению выпускников школы, помогла им осознать свои интересы, склонности, способности, притязания.
На педагогическом совете «Профессиональное самоопределение как средство социализации школьников в современных условиях» (март 2013 г) был сделан анализ состояния профориентационной работы и реализации программы «Мир труда и профессий». (Приложение 1, 2, 3).
В ходе организации работы по профессиональному самоопределению обучающихся выявились следующие проблемы:
1.Обучающимися и их родителями не рассматривается возможность альтернативных путей получения образования, кроме вузовского.
2. Профильное обучение нередко сводится к работе по подготовке ЕГЭ.
3. Несформированность у обучающихся активной жизненной позиции для принятия самостоятельных решений в ситуации выбора профиля дальнейшего образования.
4. Недостаточный уровень использования ресурсов муниципальной системы образования.
Педагогическим коллективом было решено:
актуализировать программу в соответствии с новым нормативно - правовым походом;
совершенствовать организацию внеурочной деятельности по профессиональному самоопределению обучающихся в части содержания и форм, а также использования ресурсов муниципальной системы образования на основе социального партнерства;
проводить отбор содержания элективных курсов на основе анализа диагностики профессиональной направленности обучающихся; классным руководителям организовать системное ознакомление обучающихся с содержанием профессий, востребованных на современном рынке труда;
обеспечить информирование родителей о востребованных профессиях на современном рынке труда и возможностей получения дальнейшего образования;
спланировать работу по целенаправленному формированию социальных компетенций, обеспечивающих успешную адаптацию обучающихся на рынке труда, содействовать подготовке обучающихся к самостоятельной трудовой деятельности через организацию творческих проектов, направленных на формирование ценностного отношения к труду.
В современных условиях профессиональное самоопределение детей предполагает формирование осознанного отношения личности к социокультурным и профессионально-производственным условиям. Поэтому решение проблемы мы связываем с такой организацией профориентационной работы в школе, которая будет направлена не на выбор профессии, а на подготовку к профессиональной деятельности на основе актуализации человеческого ресурса: мотивации, способностей, воли, социального интеллекта. Речь идет прежде всего, о необходимости развития творческих способностей, навыков и умений обучающихся, в том числе через профориентационную направленность уроков.
Потребность человека в востребованности на современном рынке труда меняет концепцию образования «От профессионального образования на всю жизнь – к профессиональному образованию через всю жизнь».
Формирование профессионального намерения подростка, должно проявляться в последовательности осознанных действий по выбору жизненной стратегии. Профессиональное самоопределение представляет собой личностную характеристику, включающую осознанную и осмысленную субъективную позицию по отношению к будущей профессиональной деятельности, структуру которой составляет профессиональное самосознание, профессиональная направленность, профессиональная компетентность.
Благодаря целеполаганию подросток осознает необходимость выстраивания индивидуальной траектории успеха. Осмысленное профессиональное намерение помогает не растеряться, самоопределиться на современном рынке труда. Перед нами стоит задача развить у школьников творческие способности, навыки и умения, повысить общий уровень информационной культуры, сформировать умения действовать в нестандартных ситуациях, иными словами необходимо формировать социальные компетентности через развитие социального интеллекта. Таким образом, профессиональная ориентация становится условием успешной социализации в информационном обществе.
2. Цели и задачи программы
Профориентационная работа – это система комплексных мероприятий, имеющих конечную цель – выбор профессии выпускниками школы, отвечающей наиболее полно их индивидуальным особенностям, способностям, склонностям и запросам рынка труда.
Наиболее важными задачами профориентации являются следующие:
выявление интересов, склонностей, профессиональных намерений учащихся и их динамики;
определение социальных установок, мотивации выбора профессии и оказание помощи в их формировании;
осуществление профессионального подбора;
определение степени соответствия «профиля личности» и профессиональных требований, внесение корректив в профессиональные намерения.
т.е., формирование у обучающихся качеств личности, профессионально важных компетенций, позволяющих осуществлять сознательный, самостоятельный и адекватный профессиональный выбор не только в типичной ситуации, но и в ситуации непредсказуемости и риска, быть ответственными за свой выбор, быть профессионально мобильными.
3. Основные направления деятельности
Основными направлениями профориентационной работы являются следующие:
профессиональное просвещение;
профессиональная консультация
социально значимые проекты и практики.
В профессиональном просвещении решаются задачи ознакомления с наиболее распространенными видами профессий, содержанием и характеристикой основных профессий, условиями и организацией труда в различных сферах деятельности, с требованиями предъявляемыми профессией и путями ее приобретения. Учащиеся знакомятся с учебными заведениями города и области, обстановкой на рынке труда, возможностями трудоустройства. Большая роль в этом вопросе отводится курсу «Как научиться выбирать профессию».
В профессиональном консультировании учащимся оказывается индивидуальная помощь в правильности выбора той или иной профессии, рассматриваются пути ее получения, ищутся возможные альтернативы, решаются возникающие конфликтные ситуации, и самое главное, происходит развитие профессионального самосознания школьников.
При организации социально значимых практик и проектов необходимо решать задачи развития и совершенствования навыков самообслуживания, общетрудовой и допрофессиональной подготовки, воспитание любви к труду и представителям любой профессии.
4. Механизм реализации
В процесс реализации программы должны быть включены все возможные участники образовательного процесса как в школе (администрация, педагоги, психолог, библиотекарь и другие), так и вне её (внешкольные учреждения дополнительного образования, Тюменский Центр занятости, Тюменский городской многопрофильный центр, родители).
Кадровое обеспечение:
1. Педагог – психолог:
осуществляет диагностику общих и специальных способностей, личностных особенностей;
выявляет интересы, склонности, профессиональные намерения учащихся и их динамику;
проводит элективный курс «Как правильно выбрать профессию»;
развивающие тренинги;
2. Классные руководители:
организуют:
социально значимые практики и проекты;
экскурсии на предприятия и в учебные заведения;
встречи с представителями организаций, учебных заведений;
конкурсы.
3. Библиотекарь:
осуществляет информационно-методическое обеспечение;
формирует библиотечные и библиографические знания.
4. Внешкольные учреждения дополнительного образования:
выявляют и развивают специальные способности:
музыкальные (музыкальные школы и студии);
художественные (художественные школы и студии);
спортивные (спортивные школы и секции;)
технические (станция Юных техников, клуб им. Кижеватова).
Тюменский Центр занятости, Тюменский городской многопрофильный центр организуют социально значимые практики и проекты, ярмарки учебных и рабочих мест, экскурсии в учебные заведения и предприятия. Другие социальные партнеры (приложение 4)
5.Этапы реализации программы
Реализация программы происходит поэтапно с учетом возраста:
1-й этап - младший школьный возраст (1-4 кл.). На этом этапе у детей еще мало дифференцированные представления о мире профессий, не определены представления о собственных возможностях и предпочтениях.
2-й этап – средний школьный возраст (5-8 кл.). Это этап подъема познавательной активности, появление достаточно устойчивых и определенных увлечений, хобби, посещение кружков и факультативов, происходит процесс самопознания и самопонимания.
3-й этап – старший школьный возраст (9-11кл). Этап профессионального самоопределения, на протяжении которого учащиеся формулируют для себя профессиональные предпочтения с учетом знаний о своих индивидуальных особенностях, способностях и ориентации на рынке труда.
Возможные виды деятельности на разных этапах:
1-й этап – ознакомление с наиболее распространенными видами трудовой деятельности;
2-й этап – знакомство с содержанием и характеристиками основных профессий, условиями и организацией труда, осуществляется общетрудовая подготовка подростков.
3-й этап – получение допрофессиональной и профессиональной подготовки в различных социально значимых практиках и проектах,
изучение возможностей получения образования и трудоустройства.
Основные формы и виды деятельности на каждом этапе представлены в приложении.
6. Прогнозируемые результаты
В ходе реализации программы большинство выпускников 9-11 классов будут осознанно подходить к выбору профессии, наиболее полно отвечающей их индивидуальным особенностям, способностям, склонностям и запросам рынка труда.
7. Система мониторинга
Доля обучающихся, получивших профориентационные услуги (в %):
Характеризует эффективность профориентационной работы
В том числе:
Труд по самообслуживанию (в %)
Социально – значимая деятельность (трудовые бригады, трудовые десанты и др) (в %)
Кружки, клубы по интересам, ДОО (количество, %)
Совместные детско – родительские проекты (количество, %)
Доля выпускников, поступивших на программы НПО/СПО, в %:
характеризует повышение привлекательности программ НПО/СПО для молодежи
Количество различных форм взаимодействия с работодателями
отражает эффективность работы ОУ по реализации различных форм взаимодействия с работодателями
В том числе: трудоустройство, (в количестве, в %)
Иные формы взаимодействия (экскурсии, проекты, исследования и др) (форма, количество охваченных, %)
8. Информационно – методическое сопровождение
Закон РФ «Об образовании»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Тюменской области от 28.12.2004 N 328 "Об основах функционирования образовательной системы в Тюменской области"
Региональная [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] комплексного развития профессионального образования Тюменской области на 2011 - 2015 годы
Областная целевая программа «Профессиональная ориентация населения Тюменской области» на 2013 -2015 годы
Профессиональное самоопределение обучающихся (требования стандартов нового поколения) Методические рекомендации МАОУ ГИМЦ, 2013 г
Методические рекомендации «О проведении профориентационной работы в общеобразовательных учреждениях города Тюмени», 2013 г.
Гуткин М.С, Михальченко Г.Ф., Прудило А.В. Твоя профессиональная карьера. М. Просвещение, 2000.
Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения.-Ростов-на-Дону; Феникс,1996.
Климов Е.А. Как выбирать профессию. М. Просвещение, 1900.
Мир профессий. Сборник профессиограмм. Тюмень; Академия, 2006.
Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога.-2-е изд., дораб.-М.; Просвещение, 1996.
Щербич Н.М. Психологическое сопровождение выбора профессии в школе.- Тюмень; ГИМЦ, 2004.
Сроки реализации программы
Программа будет реализоваться в течение 2013 – 2017 году.
13 EMBED MS_ClipArt_Gallery 1415
Root Entry