Статья Организация исследовательской и проектной деятельности на уроках английского языка


С.И. Медведева
учитель английского языка,
МБОУ «Курасовская СОШ» Ивнянского района
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Аннотация. В статье описывается эффективность исследовательской и проектной деятельности. Большое внимание уделяется ведущим положениям методики проектной и исследовательской деятельности, а также особенностям реализации данного метода в учебном процессе.
Ключевые слова: федеральный государственный образовательный стандарт, творческий потенциал, системно-деятельностный подход, исследовательская деятельность, проектная деятельность, кейс – технологии, работа в группах.S.I. Medvedeva, ELT, Kurasovka school, Ivnya district
CONCEPT OF PROJECT AND RESEARCH EDUCATION AT THE ENGLISH LESSON

Abstract. The article describes the effectiveness of the research and design activities at the English lesson. Much attention is devoted to the leading positions of project education and features of implementation of this method in the educational process.
Keywords: Federal State Standard of School Education, creative potential, system-activity approach, research activities, project method, case technology, group work.
    Одним из главных направлений развития средней школы является создание условий для развития личности каждого ученика через совершенствование системы обучения.  Роль предмета «Иностранный язык» значительно возросла, изменились ценностные ориентиры, возникла новая система оценки достижения планируемых результатов учащихся средней школы.  В рамках реализации ФГОС нового поколения актуальным в педагогическом процессе является использование методов и приемов, формирующих у учеников навыки самостоятельного добывания знаний, сбора необходимой информации, умения делать выводы, строить умозаключения.
      В основе федерального образовательного стандарта второго поколения лежит системно-деятельностный подход, в основе которого предусматривается участие ребенка в учебном процессе в качестве субъекта учения, когда знания не преподносятся учителем в готовом виде, а самостоятельно добываются учеником в ходе проектной и исследовательской деятельности.
Безусловно, существует разнообразие способов развития интеллектуально-творческого потенциала личности ученика, но одним из наиболее эффективных способов, на наш взгляд, является участие в исследовательской и проектной деятельности.
Мы считаем, что для успешного осуществления исследовательской деятельностью учащимся необходимо овладеть следующими действиями:
- постановкой проблемы и аргументированием ее актуальности;
- формулировкой гипотезы исследования;
- планированием выполнения исследовательской работы и выбором необходимого инструментария;
- проведением исследования с обязательным поэтапным контролем и коррекцией результатов работы;
- оформлением результата исследовательской деятельности как конечного продукта;
- представлением полученных результатов исследования широкой аудитории для обсуждения и возможного дальнейшего практического использования.
В течение нескольких лет приоритетным направлением в нашей педагогической деятельности является освоение и внедрение в учебный процесс технологии проектного метода обучения. Выбор данного метода, во-первых, обусловлен тем, что он позволяет учащимся наиболее полно реализовать их способности и интересы, то есть речь идет о реализации личностно-ориентированного подхода в обучении. Во – вторых, это связано с особенностями иностранного языка, как учебного предмета, который имеет ярко выраженный межпредметный характер.
Мы считаем, что использование исследовательского и проектного методов в обучении английскому языку в средней школе способствует развитию интеллектуальной сферы личности, развитию творческого потенциала учащегося, формированию умений и навыков самообразования.
       Большинство проектов учащиеся выполняют в ходе итоговых уроков, когда по результатам их выполнения, оценивается усвоение учащимися определенного учебного материала и умение использовать данный учебный материал на практике. При оценивании проекта мы обращаем внимание не только на правильное использование языка. На наш взгляд, не менее важным для развития личности учащегося является степень творчества и оригинальность при выполнении проекта.
“Мы знаем, для чего нам надо, что мы познаем. Мы знаем, где и как мы можем это применить”– основной тезис понимания исследовательской и проектной деятельности учащихся.
       Организацию исследовательской и проектной деятельности по английскому языку мы проводим в разных формах.  В качестве творческих домашних заданий школьникам предлагается подготовка сообщений, поиск ответов на вопросы, написание мини сочинений, составление кроссвордов, вопросов по заданной теме для одноклассников и т. п.
       Так, при изучении темы «My family», ученики рисуют портреты членов своей семьи, создают семейное дерево и рассказывают о каждом из членов семьи. Учащиеся работают с научно-популярными текстами, решают конкретные проблемы, а также проводят небольшие исследования частично-поискового характера, результаты которых представляют в виде проектов и презентаций.
Например, в 10 классе при изучении темы «How world is different» учащиеся, работая в группах, подготовили проект “Russia is a great country”.
При осуществлении данного проекта работа велась по следующим темам:
1 группа: The capital of Russia
2 группа: The wild nature of Russia
3 группа: The main cities of Russia
4 группа: Famous people of Russia
Каждая группа представила обзорный материал по теме, который сопровождался устным или письменным сообщением. В представлении проекта принял участие каждый член группы, выбрав себе роль по силам.
Независимые эксперты оценивают представленные проекты:
1.  «Самые интересные факты»
2.  «Самая подробная информация»
3.  «Интересно было узнать» и т.д.
Благодаря данному проекту, учащиеся совершили виртуальное путешествие по различным городам России.
В качестве примеров урочной учебно-исследовательской деятельности учащихся являются проблемные уроки, уроки-проекты, уроки-дискуссии, уроки – исследования.        В своей работе мы выделяем следующие виды исследовательской деятельности: 1. Групповая  работа, когда представители каждой группы готовят сообщения по темам. Учащиеся с низкой мотиваций к изучению предмета имеют возможность воспользоваться предложениями подстановочной таблицы при составлении своего высказывания. 
2. Лабораторные работы. Проведение анализа о том, как правильно составить вопросительное предложение на английском языке или рассмотрение порядка слов в английском предложении. 
3. Кейс-технологии. Сущность данного способа обучения заключается в том, что учащимся предлагаются конкретные ситуации, которые обсуждаются на занятиях и служат основой дальнейшей исследовательской деятельности. 
Продолжением урочной деятельности является внеурочная учебно-исследовательская деятельность учащихся, которая включает выполнение проектных работ по интересам, подготовка и участие в олимпиадах, конференциях, конкурсах, в том числе дистанционных, предметных неделях.
В требованиях к условиям реализации основной образовательной программы говорится, что образовательное учреждение, реализующее основную образовательную программу основного общего образования, должно быть оснащено техническим оборудованием всех предметных областей и внеурочной деятельности, которые необходимы для обеспечения образовательной деятельности.
Общеизвестно, что материально-техническое оснащение образовательного процесса должно обеспечивать возможность включения учащихся в проектную и исследовательскую    деятельность.
       На наш взгляд, навыки, полученные в работе над проектом, помогают детям успешно справляться с проблемными заданиями на уроках, не бояться публичных выступлений, отстаивать собственную точку зрения.
 В заключение следует отметить, что проектная и исследовательская работа – неотъемлемая часть содержания школьного образования, которая создает благоприятные условия для развития креативности учащихся, способствует формированию творческого отношения к окружающей действительности.
Список литературы
1. Байдурова Л.А., Шапошникова Т.В. Метод проектов при обучении учащихся двум иностранным языкам. // ИЯШ №1, 2002.
2. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. - М.: Мысль, 2009.
3. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М.: Академический проект, 2007. - 231 с.
4.Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка ИЯШ № 2, 3 2002.
5.Савенков А.И. «Творческий проект или как провести самостоятельное исследование. Школьные технологии» М., - 2000.
6.Стрельникова Т.Д. Обучение с помощью кейс-технологий Ж «Справочник заместителя директора школы» №4 2009 .- М.: АРКТИ. 2006. 
7.Хуторской А.В. Развитие одарённости школьников: Методика продуктивного обучения.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 320с.