Конспект открытого урока по музыке « Путешествие в музыкальный театр. Балет «Щелкунчик» П.И.Чайковского

Конспект открытого урока по музыке
« Путешествие в музыкальный театр. Балет «Щелкунчик» П.И.Чайковского
5 класс
Цель урока: знакомить учащихся с музыкально - сценическим жанром балетом в творчестве П.И.Чайковского
Задачи урока:
Образовательные:
Научить различать признаки балетного жанра;
знакомство с балетом П.И.Чайковского “Щелкунчик”, как крупным музыкально-сценическим жанром музыки, который не может существовать без литературного источника;
укрепление понимания взаимосвязи литературы и музыкального искусства;
совершенствовать навыки хорового исполнения
Воспитательные:
приобщение детей к сокровищам музыкальной классики;
создание эмоционально – положительной, творческой атмосферы  на уроке, способствующей более полной реализации творческого потенциала учащихся.
Развивающие:
формирование музыкального вкуса, понимания синтетической природы и художественных особенностей балетного искусства, умения слушать и анализировать фрагменты балетных спектаклей;
развивать вокально-хоровые навыки;
расширить кругозор учащихся через знакомство с новым репертуаром.
Тип урока: комбинированный.
Методы:
повторение пройденного методом устного опроса;
рассказ учителя с использованием средств визуальной и слуховой наглядности (рассматривание слайдов, слушание музыки, просмотр видеофрагментов);
анализ музыкальных фрагментов, формулирование выводов в ходе беседы;
хоровое исполнение распевки, песни «Дорога добра» музыка И. Лученка, слова Н.Тулуповой; песни «Дружба»
Оборудование:
компьютер;
проектор;
звукоусиливающая аппаратура (колонки);
синтезатор.
Материалы:
слайдовая презентация;
видеофрагменты из балета “Щелкунчик”:
музыкальные фрагменты из балета П.И.Чайковского “Щелкунчик”:
нотный материал
музыкальные фонограммы.
Конспект урока
I. Организационный момент
Презентация. Слайд №1 (Тема урока)
Звучит “Марш” из балета “Щелкунчик” П.И.Чайковского. Дети входят в класс. Музыкальное приветствие. Ученики садятся за парты в группы, которые формируются по цвету ноток, приколотых у них на груди. В течение урока работают в группах.
Учитель: Прежде чем начать наш урок, давайте настроимся и приведем в порядок наш голос, мысли и чувства. Поможет нам в этом дыхательная гимнастика и распевка.
Исполнение песни «Дорога добра».
II. Работа по теме урока
Учитель: Сегодня нас ожидает увлекательное путешествие в мир музыкального театра. Театр - здесь искусства в едино сплелись.
Театр - здесь мечта и реальность слились (Владимир Миодушевский)
Но это уже не первое путешествие. Кто мне подскажет, с каким жанром музыкального сценического искусства мы с вами встречались в музыкальном театре?
Ученики: В музыкальном театре мы познакомились с оперой.
Учитель: Какие же оперы Вам запомнились больше всего?
Ученики: Опера “Садко”, которую написал оперный сказочник Николай Андреевич Римский-Корсаков.
Учитель: Правильно, но возможно кто-нибудь вспомнит ещё одну оперу Н.А.Римского-Корсакова на сказочный сюжет. Фрагменты из этой оперы так же звучали на наших уроках.
Ученики: Снегурочка.
Учитель: Какие литературные жанры стали основой сюжета для этих оперных спектаклей?
Ученики: Былина, сказка.
III. Беседа по теме урока
Учитель: Но пора вернуться к теме нашей встречи. Сегодня мы продолжим путешествие в музыкальный театр и встретимся с новым жанром. А сейчас вы в в своих группах создадите кластер «Путешествие в музыкальный театр. Балет».
Каждая группа создала свой кластер.
Учитель: Вы отлично поработали в группах. Создали замечательные кластеры.
А сейчас нам необходимо отгадать кроссворд. Но для этого Вам необходимо отгадать насколько загадок. Все готовы?( Дети работают в группах)
Ученики: Да!!!
Решение музыкального кроссворда
Презентация. Слайд №2
Учитель: В основу оперы, балета
Берётся книжечка?
Презентация. Слайд №3
Ученики: Либретто.
Презентация. Слайд №4
Учитель: Бах, Чайковский, Моцарт, Глинка.
Арфа, флейта, рояль, скрипка. Хор, солистов голоса, - Всех подружила?
Презентация. Слайд №5
Ученики: Музыка.
Презентация. Слайд №6
Учитель:
Бывает драматический, бывает музыкальный. Ему сопутствует успех, обычно, колоссальный! Его придумал режиссёр, играют в нём артисты. Идёт в театре и порой - на сцене всё, как в жизни.
Презентация. Слайд №7
Ученики: Спектакль.
Презентация. Слайд №8
Учитель:
Спектакль на славу удался И публика довольна вся! Художнику особые овации За красочные?
Презентация. Слайд №9
Ученики: Декорации.
Презентация. Слайд №10
Учитель: Звучит полонез и танцует поляк, А хота – конечно испанец, Но если “Камаринская” зазвучит - Исполнят для вас русский?
Ученица в красивом русском костюме танцует фрагмент русского народного танеца.
IV.Новый материал
Учитель: Молодцы! Вы успешно справились с этим творческим заданием. Кроссворд решён, и Вы без труда можете назвать характеристику балетному творчеству. Но я бы хотела услышать от Вас, что же такое балет? Посмотрите внимательно на ответы в кроссворде и попытайтесь дать определение жанра балет по аналогии с уже известным по предыдущим урокам жанром опера.Учитель предоставляет возможность всем учащимся высказаться, после чего, либо выбирает наиболее полный ответ, прозвучавший на уроке, либо суммирует ответы детей и даёт определение жанра балет.
Презентация. Слайд №12 (Балет - определение)
Учитель: Балет - (французское ballo, буквально - танец). Музыкально- хореографический спектакль, в котором органически сочетаются музыка, танец, драматическое действие и элементы изобразительного искусства. А сейчас я попрошу расшифровать мне ответ на первую загадку. Что же это за “волшебная книжечка”, которая является основой оперы и балета?
Ученики: Либретто - итальянское слово и переводится, как книжечка. По сути же это краткое изложение содержания оперы или балета.
Презентация. Слайд №13 (Либретто - определение)
Учитель: Не могу с Вами не согласиться, но хотелось бы добавить, что помимо литературно-драматической основы, изложенной в либретто, вы можете в нём найти и характеристики всех действующих лиц. А как вы думаете, какие литературные жанры могут стать основой сюжета для балетного спектакля?
Ученики: Сказки, легенды, пьесы, драма и т.д.
Физминутка для тинейджеров (читается в стиле «Рэп»):
Ну-ка, школьник,   Хватит сидеть. Время пришло Встать, чуть вспотеть.
Шею потянуть,  Плечи поднять, Круговыми движениями Лопатки сжать.
Руки в стороны Разведи, Шире грудью Воздух вбери.
В наклонах мышцам Нагрузку дай, Движение-жизнь,  Почувствуй кайф.

Учитель: Ну, а сейчас самое время отправиться в театр. У Александра Сергеевича Пушкина есть такие строки:
Презентация. Слайд №14 (Портрет и высказывание А.С.Пушкина)
Театр уж полон; ложи блещут; Партер и кресла, всё кипит; В райке нетерпеливо плещут, И, взвившись, занавес шумит.
(А.С.Пушкин)
Сегодня мы познакомимся с балетом великого русского композитора П.И.Чайковского, действие которого происходит в рождественскую ночь. Может быть, кто-нибудь подскажет, что же это за балет?
Ученики: Щелкунчик.
Презентация. Слайд №15
Учитель: Итак, перелистаем страницы музыкальной истории и отправимся в 1892 год.
Презентация. Слайд №16 (Памятная дата)
Первая постановка балета “Щелкунчик” состоялась за год до смерти композитора на подмостках Мариинского театра в Петербурге. Этот балет был заказан П.И.Чайковскому дирекцией Императорских театров. Либретто к балету создано Мариусом Петипа. А теперь подумайте: всех ли авторов мы с Вами вспомнили?
Ученики: Мне кажется, что здесь необходимо вспомнить о литературном первоисточнике, который был использован в работе над этим балетом. Ну, и конечно же его автора.
Учитель: Я Вам очень благодарна за это дополнение. Так какое же литературное произведение было положено в основу либретто?
Ученики: Сказка “Щелкунчик”.
Учитель: Может быть, кто-то назовёт автора и уточнит название произведения.
Ученики: Эрнст Теодор Амадей Гофман “Щелкунчик и мышиный король”.
Презентация. Слайд №17
Учитель: Вы абсолютно правы. Своим появлением балет П.И.Чайковского “Щелкунчик” обязан в первую очередь сказке Эрнста Теодора Амадея Гофмана “Щелкунчик и мышиный король”. А кто ещё принимает участие в создании балета?
Ученики: Симфонический оркестр, дирижёр, балетмейстеры, артисты балета. А также художники, создающие декорации и костюмы.
Учитель: Музыка, которая звучала в начале урока, когда мы входили в класс. Это был “Марш” из балета «Щелкунчик».
Учитель: Что же происходит в спектакле в рождественскую ночь?
Ученики: Маше, так зовут главную героиню, снится сон. Оживают её игрушки Она и Щелкунчик вступают в борьбу с мышиным королём. В этой неравной борьбе они одерживают победу, а потом отправляются в сказочную страну сладостей и игрушек
Учитель: Прекрасно. Мы и продолжим знакомство с балетом, посмотрев фрагмент из балета «Щелкунчик».
Учитель: Когда мы говорим с Вами о балете, мы представляем себе танец. Услышите ли в этом фрагменте характерные черты знакомых Вам танцев.
Презентация. Слайд №18
V.Слушание и обсуждение
Ученики: Музыку, которая сейчас прозвучала, трудно назвать танцем. Это скорее музыкальная зарисовка.
Учитель: Мне очень понравилось в Вашем ответе словосочетание “музыкальная зарисовка”. Это правильное замечание, потому что композитор, используя изобразительные возможности оркестра, создаёт зрительное ощущение происходящего на сцене. Что Вам помогла услышать и “увидеть” музыка П.И.Чайковского
Ученики: Здесь мы слышим окрики часового и барабанный бой, военные, хотя и игрушечные, фанфары и мышиный писк, напряжение схватки и чудесное превращение Щелкунчика.
Учитель: Молодцы! Ну, а сейчас самое время проверить себя и соотнести свои фантазии с тем, что Вы увидите на сцене.
VI. Просмотр видеофрагмента “Битва с мышами” в исполнении артистов балета Большого театра.
Презентация. Слайд №19
VII. Обсуждение видеоматериала
Учитель: “Но что это Падают крупные хлопья снега. Поднимается вихрь, и снежинки быстро кружатся. Постепенно метель утихает, свет луны искрится на снегу.”
Просмотр видеофрагмента “Вальс снежных хлопьев” в исполнении артистов балета Большого театра
Презентация. Слайд №20
Учитель: Фрагмент, который сейчас демонстрировался, называется “Вальс снежных хлопьев”.
Презентация. Слайд №21
Я, надеюсь, Вы обратили внимание на то, что в этом эпизоде танцевальность соединяется с яркой картинностью: музыка рисует легкое и немного призрачное в рассеянном свете луны кружение снежинок. Вместе с тем это и “картина настроения”. Как Вы думаете, какие чувства переживает героиня?
Ученики: С одной стороны мы слышим тревогу, а с другой - очарование волшебного сна Маши.
Учитель: Что необычного Вы услышали в средней части вальса?
Ученики: Мне кажется, что пел хор.
Учитель: Сейчас мы тоже хором исполним песню «Друзья»
VIII. Исполнение песни «Друзья»
Заключение
Учитель: Несмотря на то, что наше знакомство с этим удивительным балетом ещё не закончилось, я думаю, вы без труда ответите на вопрос:
Что такое балет? Какой это жанр? С каким балетом вы познакомились сегодня?
Ученики: Они дают характеристику жанру балету, рассказывают о балете «Щелкунчик» П.И.Чайковского
IX. Домашнее задание: Презентация. Слайд №22 (Домашнее задание
Учитель: Мне бы очень хотелось, чтобы наше виртуальное путешествие в мир музыкального театра, пробудило в вас желание посетить балетный спектакль в одном из музыкальных театров нашего города. А к следующему уроку я попрошу Вас найти имена композиторов, которые писали музыку к балету на сказочный сюжет. Кто эти композиторы? Какие балеты? На чьи сказки? Привести в тетради 2-3 примера.
Слова благодарности за работу на уроке. Прощание с классом.


Список литературы
Гофман Э. Т. А. Щелкунчик. РОСМЕН Москва, 2001.
Житомирский Д. Балеты П.И.Чайковского. Москва, 1957.
Пушкин А. С. Евгений Онегин: Роман в стихах // Пушкин А. С. Полное собрание сочинений: В 10 т. Л.: Наука. Ленинградское отделение, 19771979.
Яснов М. Чайковский. – СПб.: “Азбука-классика”; “Нота МИ”, 2006.
Учебник «Музыка» - 5 кл. – С.А.Елиманова, А.А.Саильянц. - Алматы. – 2010 г., «Атамура».



















Конспект открытого урока по музыке
« Путешествие в музыкальный театр. Балет
«Щелкунчик» П.И.Чайковского»
6 класс





Учитель музыки Бухарина С.И.









КГУ СОШ №15
г. Караганда 2015 г.
15