Методические рекомендации для проведения практических занятий по истории СПО
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Самарской области «Обшаровский государственный техникум им. В.И.Суркова»
Методические рекомендации
к выполнению практических занятий
по дисциплине История
для обучающихся по специальности 43.02.08.
Сервис домашнего и коммунального хозяйства
Номинация: Учебно-методические материалы по дисциплинам общеобразовательного, общего гуманитарного и социально-экономического, математического и естественнонаучного циклов.
Разработчик: Меренкова О.Ю. преподаватель истории
Обшаровка 2015 год
Пояснительная записка.
Методические рекомендации предназначены для выполнения практических работ по специальности 43.02.08. «Сервис домашнего и коммунального хозяйства» разработаны в соответствии с содержанием рабочей программы дисциплины История, изучаемой на 1 курсе.Рекомендации предназначены для оказания помощи обучающимся при выполнении практических работ.
Практическое занятие - это одна из форм учебной работы, которая ориентирована на закрепление изученного теоретического материала, его более глубокое усвоение и формирование умения применять теоретические знания в практических целях. Готовясь к практическому занятию, обучающийся должен освежить в памяти теоретические сведения, полученные на уроках . Только это обеспечит высокую эффективность практических учебных занятий.
Преподаватель имеет возможность наблюдать за работой каждого обучающегося, оказывая ему необходимую методическую и консультационную помощь на практическом занятии.
Практические занятия являются важной формой, способствующей усвоению курса отечественной истории. Основные задачи этих занятий сводятся к тому, чтобы научить обучающихся, самостоятельно мыслить, изжить имеющиеся штампы и способствовать расширению общей исторической культуры. В ходе занятий обучающиеся должны научиться применять выработанную методику в практике конкретно-исторических исследований.
В процессе практических занятий обучающихся выполняют различные задания, работы. Практические работы могут носить репродуктивный, частично - поисковый характер.
Работы, носящие репродуктивный характер, отличаются тем, что при их проведении обучающихся пользуются подробными инструкциями, в которых указаны: цель работы, пояснения порядок выполнения работы, таблицы, учебная и специальная литература.
Работы, носящие частично-поисковый характер, отличаются тем, что при их проведении обучающиеся не пользуются подробными инструкциями, им не задан порядок выполнения необходимых действий, от обучающихся требуется выбор способов выполнения работы, инструктивной и справочной литературы. Работы, носящие поисковый характер, отличаются тем, что обучающиеся должны решить новую для них проблему, опираясь на имеющиеся у них теоретические знания.
Содержание практических занятий является решением разного рода задач, работа с литературой, справочниками, составление таблиц, схем, и др.
Тематика, содержание и количество часов, отводимое на практические занятия, зафиксировано в рабочей программе дисциплины истории. Состав практических заданий планируется с таким расчетом, чтобы за отведенное время обучающиеся смогли их качественно выполнить.
Практические занятия содержат:
Инструкцию к выполнению практических работ, включающую:
цель работы;
пояснения (теория, основные факторы т.п.);
порядок выполнения заданий;
таблицы, выводы (без формулировок);
учебную, нормативную и специальную литературу.
Текстовые задания для входного контроля (в том числе, автоматизированного), определяющего теоретическую готовность обучающихся к выполнению практической работы, заданий, решению задач.
При проведении практических занятий следует использовать различные формы организации работы обучающихся: фронтальную, групповую, индивидуальную. Каждая из них позволяет решать определенные дидактические задачи: Разнообразить работу обучающихся, повышать ответственность каждого студента за самостоятельное выполнение полного объема работ, повышать качество подготовки обучающихся.
Основными этапами практического занятия являются:
проверка знаний обучающихся – их теоретической подготовленности к занятию;
инструктаж, проводимый преподавателем;
выполнение заданий, работ, упражнений, решение задач;
последующий анализ и оценка выполненных работ и степени овладения, обучающихся запланированными умениями.
Критерии и показатели, используемые при оценивании задания: составить таблицу.
Критерии Показатели
1. Степень заполнения таблицы и правильность ответов на поставленные вопросы
Макс. - 10 баллов - полнота раскрытия вопросов;- обоснованность способов и методов работы с материалом;- умение работать с литературой
- умение обобщать, сопоставлять различные точки зрения по рассматриваемому вопросу, аргументировать основные
положения и выводы.
2. Оригинальность и целостность выполнения задания Макс. - 10 баллов - круг, полнота использования литературных источников по
вопросам;
3. Соблюдение требований к оформлению таблицы Макс. - 5 баллов - правильное оформление;- грамотность и культура изложения; - владение терминологией и понятийным аппаратом проблемы
4. Грамотность
Макс. - 5 баллов - отсутствие орфографических и синтаксических ошибок;- отсутствие опечаток, сокращений слов, кроме общепринятых;- литературный стиль.
Конвертация полученных баллов в оценку
• 27 - 30 баллов – «отлично»;
• 26 – 22 баллов – «хорошо»;
• 21 – 17 баллов – «удовлетворительно»;
• менее 17 балла – «неудовлетворительно»
Критерии и показатели, используемые при оценивании задания: составить схему
Критерии Показатели
1. Степень завершенности и правильности ответов создания схемы
Макс. - 10 баллов - полнота раскрытия вопросов;- обоснованность способов и методов работы с материалом;- умение работать с литературой
- умение обобщать, сопоставлять различные точки зрения по рассматриваемому вопросу, аргументировать основные
положения и выводы.
2. Полнота и целостность выполнения задания
Макс. - 10 баллов - круг, полнота использования литературных источников по вопросам;
3. Соблюдение требований к составлению логической схемы Макс. - 5 баллов - правильное оформление;- грамотность и культура изложения; - владение терминологией и понятийным аппаратом проблемы
4. Грамотность
Макс. - 5 баллов - отсутствие орфографических и синтаксических ошибок;- отсутствие опечаток, сокращений слов, кроме общепринятых;- литературный стиль.
Конвертация полученных баллов в оценку
• 27 - 30 баллов – «отлично»;
• 26 – 22 баллов – «хорошо»;
• 21 – 17 баллов – «удовлетворительно»;
• менее 17 балла – «неудовлетворительно»
Темы практических занятий (46 часов)
1Практическое занятие. Составить таблицу «Периоды истории человечества»
2.Практическое занятие. Составить таблицу «Присваивающее и производящее хозяйство»
3. Практическое занятие. Составить таблицу «Древнейшие цивилизации» 4. Практическое занятие. Составить таблицу «Цивилизации бронзового века»
5. Практическое занятие. Составить таблицу «Древние религии Востока»
6. Практическое занятие. Составить таблицу «Особенности политического устройства Римского государства»
7. Практическое занятие. Составить таблицу «Быт греков и римлян»
8. Практическое занятие. Составить таблицу « Мировые религии »
9.Практическое занятие. Составить хронологическую таблицу
«Императорские династии, правившие в средневековом Китае»
10. Практическое занятие. Составить схему «Распространения буддизма по странам Востока»
11. Практическое занятие. Составить таблицу « Мировые религии »
12. Практическое занятие. Составить схему «Управление империей Карла Великого»
13. Практическое занятие. Составить схему «Государственное устройство Византийской империи»
14. Практическое занятие. Составить таблицу « Средневековые сословия в Европе »
15. Практическое занятие. Составить план схему «Достижения
западноевропейской цивилизации»
16.Практическое занятие. Составить таблицу «Внутренняя и внешняя политика первых русских князей»
17.Практическое занятие. Составить таблицу «Основные направления деятельности Ивана III»
18.Практическое занятие. Составить таблицу «Реформы в годы правления Ивана IV»
19.Практическое занятие. Составить таблицу «Смуты в России в XVIIв ».
20. Практическое занятие. Составить таблицу «Народные восстания в царствование Алексея Михайловича
21.Практическое занятие. Составить таблицу « Социальная структура русского общества в XV- XVII в ».
22. Практическое занятие. Составить таблицу «Идеи гуманизма и реформации»
23.Практическое занятие. Составить таблицу «Английская революция в XVII в»
24.Практическое занятие. Составить таблицу «Войны на территории Европы в XVII- XVIII вв.»
25.Практическое занятие. Составить таблицу «Философы Просвещения»
26.Практическое занятие. Составить таблицу «Американская и французская революция»
27.Практическое занятие. Составить таблицу «Петровские реформы».
28. Практическое занятие. Составить таблицу «Дворцовые перевороты»
29. Практическое занятие. Составить таблицу «Русско-турецкие войны в XVIII в »
30. Практическое занятие. Составить таблицу «Развитие культуры в России в 1725-1741 гг.»
31. Практическое занятие. Составить таблицу « Французский и британский пути модернизации»
32.Практическое занятие. Составить таблицу «Сословный строй в России в XIX в.».
33. Практическое занятие. Составить таблицу «Западники и славянофилы»
34. Практическое занятие. Составить таблицу «Идейные течения в народничестве XIX в.»
35.Практическое занятие. Составить сравнительную таблицу «Военно-политических блоки начала XX века»
36. Практическое занятие. Составить таблицу «Многопартийная система в России в начале XX века».
37.Практическое занятие. Составить хронологическую таблицу наиболее крупных сражений Первой мировой войны и их краткую характеристику.
38. Практическое занятие. Составить таблицу «Этапы гражданской войны»
39. Практическое занятие. Составить таблицу «Восстание масс»
40. Практическое занятие. Составить таблицу « Причины и итоги образования СССР
41.Практическое занятие. Составить схему «Эволюция советского образования в 1920 – 1930г.»
42.Практическое занятие: Составить таблицу «Крупные операции в ходе Второй мировой войны, их цели и результаты».
43.Практическое занятие: Составить таблицу «Этапы холодной войны».
44.Практическое занятие. Составить таблицу «Экономический кризис 1974г»
45. Практическое занятие. Составить схему «Основные направления хрущевских преобразований»
46. Практическое занятие. Составить таблицу «Реформы М.С.Горбачева»