Доклад на темуРазвитие устной речи учащихся на уроках чтения с помощью пересказа
МБОУ «Верхне-Талецкая СОШ»
Тема доклада
Развитие устной речи учащихся на уроках чтения с помощью пересказа
2014г.
Введение
Что может быть важнее хорошо развитой речи? Без нее нет подлинных успехов в учении, нет настоящего общения, а значит, и коллективного труда. Современная программа представляет высокие требования к речевому развитию школьников.
Развитие речи процесс сложный, творческий. Он невозможен без эмоций, без увлеченности. Недостаточно было бы лишь обогатить память школьника каким-то количеством слов, их сочетаний, предложений. Главное – в развитии гибкости, точности, выразительности, разнообразия. Шаблон в развитии речи недопустим, механическое заучивание речевых штампов может принести только вред. Однако и стихийность тоже вредна и недопустима.
Развитие речи - это последовательная, постоянная учебная работа, которую можно планировать и на каждый урок, и в перспективе. Развитие речи имеет свой арсенал методов, собственные виды упражнений, свою программу умений, которые обеспечиваются соответствующей методикой. Развивать речь учащихся – значит стремиться к тому, чтобы она стала свободной и связной, более точной и логичной, более выразительной и образной. И если формирование логически правильной и точной речи школьника – предмет заботы всех учителей школы, то выразительность, связность, образность и эмоциональность речи приобретаются в большей степени благодаря урокам чтения, литературы.
Цель данного исследования - рассказать о приемах работы по развитию речи учащихся на уроках чтения с помощью пересказа.
Объектом исследования является учебно-воспитательный процесс в начальной школе.
Предмет нашего исследования: развитие устной речи учащихся на уроках чтения с помощью пересказа.
В соответствии с целью исследования были поставлены задачи:
1. Рассмотреть психолого-педагогические основы работы по пересказу художественного текста в начальной школе, в младшем школьном возрасте.
2. Рассмотреть понятие устной речи.
3. Рассмотреть методические приемы по работе с пересказом.
Понятие речи.
Речь неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие существования человеческого общества. Речь используется в процессе совместной трудовой деятельности для согласования усилий, планирования работы, проверки и оценки ее результатов. Речь является необходимым условием познавательной деятельности человека. Благодаря речи (языку) человек усваивает, приобретает знания и передает их. Речь средство воздействия на сознание, выработки мировоззрения, норм поведения, формирования вкусов. В этой функции речь используется для того, чтобы повлиять на взгляды и убеждения людей, изменить их отношение к определенным фактам и явлениям действительности, склонить их к действиям и поступкам. Речь средство удовлетворения личных потребностей человека в общении, в приобщении к определенной группе лиц. Человек, будучи по своей природе существом социальным, не может жить вне связи с другими людьми: он должен советоваться, делиться мыслями, переживаниями, сопереживать, искать понимания и т.д. В целом речь имеет основополагающее значение в становлении человеческой личности.
Письменная и устная формы речи, их особенности, различия.
Известно, что между устной и письменной речью имеется много общего: в основном используется один и тот же словарь, одни и те же способы связи слов и предложений. Характерно, что на уровне 1200 наиболее употребительных слов принципиальных различий между разговорным и литературно-книжным списком слов нет.
Как указывает Л.А. Булаховский, обе формы речи «связаны тысячами переходов друг в друга». Эту органическую связь между устной и письменной речью психологи объясняют тем, что в основе обеих форм речи лежит внутренняя речь, в которой начинает формироваться мысль.
Письменная и устная формы речи имеют разную материальную основу: движущиеся слои воздуха (звуки) в устной речи и краска (буквы) в письменной речи. С этим различием связаны богатые интонационные возможности устной речи и отсутствие таковых в письменной речи. Интонация создается мелодикой речи, местом логического ударения (в начале, середине или конце фразы), его силой, изменениями в интенсивности (громкости), степенью четкости произношения, наличием или отсутствием пауз. Письменная речь не в состоянии передать все это. В ее распоряжении только знаки пунктуации. Наша система знаков препинания основана на передаче синтаксической, а не интонационной структуры фразы. Место и сила логического ударения, мелодика, интенсивность и четкость произнесения на письме не выражаются, речевые паузы, и запятые бывают связаны очень редко, обычно пауза тоже никак не обозначена. Поэтому в письменной речи интонация подсказывается расположением слов, учетом их смысла, использованием частиц.
В устной речи интонация языковое средство передачи смысла, в письменной речи она может быть только производным, не самостоятельным явлением. С этим различием форм речи связаны различия в нормах расположения слов, в функциях порядка слов, в использовании тех или иных конструкций .
В устной речи нет таких средств письменной формы, как кавычки, прописная буква.
Использование письменной формы означает возможность продумывания речи, перестроек предложения, замены слов, их длительного поиска, даже обращения к словарям и справочникам. Устная форма речи все это исключает. Известный советский методист Т. А. Ладыженская в качестве одного из четырех различий устной и письменной речи указывает на то, что «говорящий говорит набело, исправляя по ходу изложения лишь то, что сумеет заметить в процессе речи. Пишущий может возвратиться к написанному, совершенствовать его многократно». Говорящий как бы оказывается в своеобразном цейтноте: у него нет времени на продумывание фразы, он вынужден мыслить и говорить одновременно. С этим связан ряд явлений, характерных для устной речи: меньшая лексическая точность, синтаксические ограничения длины и сложности словосочетаний и предложений, отсутствие причастных и деепричастных оборотов, появление необычных для письменной речи конструкций, заполнителей пауз, наличие речевых ошибок.
Устная речь, прежде всего, делится на разговорную и неразговорную. Неразговорная устная речь в свою очередь может быть разделена по принципу стилевой принадлежности на научную (научная дискуссия; в какой-то мере к ней может быть отнесена речь учителя при объяснении нового материала и речь школьника во время развернутого ответа по какой-либо теме), публицистическую (публичная лекция, выступление на собрании), деловую (речь в судебном процессе, деловые переговоры диспетчера с пилотом, машинистом и т. д.), художественную (устные рассказы, анекдоты).
В современном советском языкознании некоторые лингвисты (Е. А. Земская, Е. Н. Ширяев) выделяют в неразговорной (официальной) устной речи публичную речь (один говорящий и много слушающих) и непубличную (официальную, но лично адресованную, персональную, с меной ролей говорящий/слушающий). Во многом это деление совпадает с делением на монологическую речь, которая значительно ближе к письменной речи, характеризуется своей организованностью, целостностью и диалогическую, в которой даже в официальных условиях обнаруживается очень большая близость к разговорной речи. Поскольку истинный монолог возможен только в официальной обстановке, а мена ролей говорящий/слушающий очень важна для организации речи, можно считать деление устной речи на монологическую и диалогическую наиболее важным. Публичная речь является, как правило, монологической (мена ролей говорящий/слушающий невозможна). Это кодифицированная речь с отдельными отклонениями за счет устной формы. В диалогической официальной речи (служебные разговоры, разговоры незнакомых лиц и т. д.) возможны и разговорные построения.
Поскольку устная форма речи прежде всего и чаще всего связана с разговорным стилем (разговорная речь) и гораздо реже используется в других стилях, на ней особенно сильно сказывается влияние разговорной речи, даже если это речь монологическая, официальная и даже публичная.
Действительно, для всякой устной речи характерно почти полное отсутствие деепричастных и причастных оборотов, сложность синтаксиса.
В то же время устная речь имеет свои особенности. Чем же она отличается от письменной? Иногда это отличие характеризуют так: устную речь мы произносим и слышим, письменную пишем, читаем. Одна, следовательно, рассчитана на слуховое восприятие, другая на зрительное. Действительно, устная речь возникла и существует как звуковая, произносимая. Однако не всякая произносимая и слышимая речь может быть отнесена к устной форме, речи. Дело в том, что устная речь может быть записана (на бумаге), а письменная произнесена. Так, при чтении вслух или произнесении наизусть стихотворения мы воспринимаем звучащую речь, однако письменная форма в данных случаях была первичной, поэтому вслух воспроизводится эта форма речи с присущими ей лексико-грамматическими особенностями. И хотя при произношении вслух письменного текста он может приобретать некоторые особенности устной речи (ее интонационную окраску, ритм и т.п.), эта звучащая речь не является устной в полном смысле этого слова.
Подлинная устная речь создается в момент говорения. По определению В.Г. Костомарова, устная речь это речь говоримая, что предполагает наличие словесной импровизации, которая всегда имеет место в процессе говорения в большей или меньшей степени (это зависит от подготовленности к высказыванию, от его характера и т.д.).
В наше время устная речь, по словам В. Г. Костомарова, «не только перегнала письменную, по возможностям фактического распространения, но и приобрела перед ней важное преимущество моментальность, или, как сейчас говорят, сиюминутность передачи информации. Кроме того, устная речь приобрела другое качество: способность фиксироваться, консервироваться, сохраняться и воспроизводиться»
Различия устной и письменной речи психолого-ситуативного характера можно представить в следующей сопоставительной таблице:
Устная речь
Письменная речь
1. Говорящий и слушащий не только слышат, но часто и видят друг друга
1. Пишущий не видит и не слышит того, кому предназначена его речь, он может лишь мысленно представить себе – более или менее конкретно – будущего читателя.
2. Во многих случаях зависит от реакции слушателей, может изменяться в зависимости от этой реакции.
2. Не зависит от реакции адресата
3. Рассчитана на слуховое восприятие.
3. Рассчитана на зрительное восприятие.
4. Говорящий говорит набело, исправляя по ходу изложения лишь то, что успеет заметить в процессе речи.
4. Пишущий может неоднократно возвращаться к написанному и многократно совершенствовать его.
Итак, устная (говоримая) речь рассчитана на смысловое восприятие создаваемой в момент говорения произносимой речи. Поэтому, когда мы характеризуем устную речь как говоримую, то имеем в виду только одну ее разновидность (с точки зрения речевой деятельности), связанную с порождением речи. На самом же деле есть и другая, тесно связанная с говорением сторона слушание, восприятие, понимание порождаемой речи. Говорящий и создает свое высказывание в расчете на его смысловое восприятие.
Для устной речи как для речи, создаваемой в момент говорения характерны две особенности избыточность и краткость высказывания, которые, на первый взгляд, могут показаться взаимоисключающими друг друга. Избыточность, т.е. прямые повторы слов, словосочетаний, предложений, чаще повторы мыслей, когда используются близкие по значению слова, другие, соотносительные по содержанию конструкции, объясняется условиями создания устного текста, стремлением донести до слушателей определенную информацию.
Поскольку устной речи свойственна (в большей или меньшей степени) словесная импровизация, то - в зависимости от различных обстоятельств – устная речь может быть более или менее гладкой, плавной, более или менее прерывистой. Но прерывистость устной речи – явление неоднозначное. Паузы, самоперебивы, срывы начатых конструкций могут отражать состояние говорящего, его волнение, несобранность, могут свидетельствовать и об определенных затруднениях того, кто творит устное слово: о том, что он не знает, о чем говорить, что сказать, и о том, что он затрудняется в выражении мысли.
Что такое пересказ.
Развивать речь учащихся значит стремиться к тому, чтобы она стала более свободной и связной, более точной и логичной, более выразительной и образной. И если формирование логически правильной и точной речи школьника предмет заботы всех учителей школы, то выразительность, связность, образность и эмоциональность речи приобретаются в большей степени благодаря урокам чтения, литературы.
Работа по развитию речи учащихся в огромной степени опирается на художественный текст, как на образец языка
Беседа подготавливает младших школьников к пересказу, так как в ходе беседы учитель обращает внимание детей на главное на композицию и логику текста, на языковые средства, на идейное содержание.
Воспроизводя прочитанное, дети активизируют (т. е. используют в собственном высказывании, в собственной речевой деятельности) и лексику, и синтаксические конструкции, встречавшиеся в тексте, придерживаются определенной последовательности изложения, передают и подчеркивают главную мысль.
Пересказ текста является прекрасным упражнением, которое помогает ребенку осознать свое собственное отношение к прочитанному. Пересказ – это прекрасное средство для развития как логического, так и образного мышления.
По форме изложения пересказ представляет собой репродуктивный вид деятельности. Это объясняется тем, что пересказ всегда связан с исходным текстом, на основе которого он выполняется, а так же с тем, что его основная функция – приучить детей правильно (с лексической и грамматической точек зрения), без искажения передавать чужую мысль1.
Предлагая детям пересказать какой-либо текст, учителю следует подумать о цели такой деятельности. С точки зрения ребенка, пересказывать текст ''просто так'' бессмысленно. Можно предложить учащимся представить, что сказку они хотят рассказать своим младшим братьям и сестрам, а понравившийся рассказ надо посоветовать прочитать товарищу или поделиться впечатлением о прочитанном произведении с мамой и бабушкой. Для того чтобы пересказ получился, нужно составить план пересказа. Методика формирования умения составлять план подробно описана Л.Н. Изволенской. М.Р. Львов справедливо считает, что такому виду читательской деятельности, как составление плана, нужно специально учить, показывая ее поэтапно:
подумать, сколько картин можно нарисовать к тексту;
определить, на сколько частей можно разделить текст;
сказать, о чем будет говориться в каждой части;
предложить озаглавить каждую часть;
обсудить предложенные варианты заглавий и выбрать оптимальный.
При этом, по мнению М.Р. Львова, следует соблюдать единую синтаксическую конструкцию заглавий. Самой простой формой будут вопросы к каждой части текста. Затем нужно учить составлять заголовки в форме двусоставных предложений. После этого можно использовать для заголовка назывные предложения. Наконец, можно показать, что в виде заголовков могут быть употреблены фразы из текста.
Типы пересказов
В методике принято различать несколько типов пересказа:
подробный;
близкий к тексту;
выборочный;
краткий;
творческий.
Подробный пересказ – наиболее доступный детям вид пересказа, он помогает учить логике рассуждений, развивает речь ребенка, обогащает память, приучает детей фиксировать внимание на фактах произведения.
Пересказ, близкий к тексту, используется при работе над лирической прозой или художественным описанием. Обучая такому виду пересказа, следует добиваться от детей включения в речь слов и оборотов из произведения, употребления синтаксических конструкций, имеющих место в произведении.
Выборочный пересказ удобен в том случае, если надо привлечь внимание детей к одному эпизоду произведения, помочь проследить отдельные мотивы, отобрать материал для характеристики героя и т.п.
Краткий пересказ – наиболее трудный для освоения младшими школьниками вид пересказа, так как при его подготовке требуется выявить в тексте самые существенные детали и передать их в собственной речи. Краткому пересказу нужно целенаправленно учить на уроках чтения. З.Д. Кочаровская предлагает различные варианты инструкции при работе над кратким пересказом сравнительно небольшого произведения. В.И. Яковлева, М.Р, Львов, З.Д. Кочаровская выделили несколько путей работы при сокращении текста произведения1.
Все вышеописанные типы пересказа относятся к репродуктивной форме изложения. Как показывают наблюдения, репродуктивный пересказ является малоэффективным. В качестве причин малоэффективности следует выделить: низкий уровень интереса детей как к изучаемому тексту, так и к пересказу как виду учебной деятельности, невысокую степень активности и самостоятельности школьников в данном виде работы, отсутствие у них необходимого личного опыта, незначительный уровень восприятия и понимания прочитанного1.
Действительно, при репродуктивном пересказе лексический, синтаксический, текстовый материал прочитанного либо воспроизводится с большой нагрузкой на память, либо забывается. Другое дело, когда данные элементы будут не только свободно воспроизводится, но и использоваться детьми в собственной речи. В этой связи речь идет об обучении детей продуктивному или творческому пересказу.
Под продуктивным пересказом Л.Ф. Ни понимает воспроизведение готового материала, осуществляемого на основе его творческой переработки с целью построения модели изложения и «наполнения» ее содержанием.
Л.Ф. Ни определяет модель изложения как логическую структуру текста произведения, которая строится на основе аналитико-синтетической деятельности, направленной на выделение смысловых ориентиров в произведении на уровне абзаца, предложения, текста в целом.
Содержание модели составляют лексические, синтаксические элементы исходного произведения, а так же «свои» языковые средства. Таким образом, понимание продуктивного пересказа связывается с пониманием структуры текста.
В современной методике термин «творческий пересказ» по отношению к «продуктивному пересказу» является наиболее употребительным. Поэтому в дальнейшей в работе будет использоваться термин «творческий пересказ».
Творческий пересказ в школе применяется редко. Его воспитательная направленность, путь подготовки к нему учащихся отличаются от других видов пересказа. М.И, Оморокова считает, что цель творческого пересказа в том, чтобы вызвать у учеников эмоциональный отклик на читаемое произведение, помочь им глубже осознать его идею, пережить вместе с героем те нравственные чувства, что заложены автором в его образе.
Для творческого пересказа следует брать такие рассказы, которые позволяют читателю поставить себя в положение литературного героя, понять его психологию и, так сказать, его глазами посмотреть на тех людей и на те события, о которых рассказывается в произведении. При подготовки к такому пересказу почти всегда требуется работа и по отбору материала из рассказа автора или добавлению к нему, так как новому рассказчику не могут быть известны какие-то факты или, наоборот, ему потребуется рассказать о переживаниях, которые не описаны автором.
Итак, творческий пересказ предполагает передачу содержания с какими-либо изменениями. М.Р. Львов выделил следующие варианты изменений: добавить, что могло предшествовать той ситуации, которая изображена в произведении; придумать, как могли разворачиваться события дальше; изменить рассказчика (повествование ведется от третьего лица – пересказ строится от первого лица; повествование – с точки зрения рассказчика, а пересказ предлагается построить с точки зрения главного героя или другого персонажа); изменить грамматическое время глаголов. При этом обязательно нужно обратить внимание детей на то, как меняется изображение события. Например, употребление в место глаголов прошедшего времени глаголов настоящего времени создает эффект присутствия, приближая читателя к изображенному событию.
Такие упражнения тренируют гибкость читательского взгляда, приучают видеть позиции разных героев, сопереживать им
Психолого-педагогические подходы к анализу речевой деятельности.
Речь, как и любая другая деятельность, имеет этапы своего развития. Этап становления и развития речи очень длительный, начинается от рождения ребенка. Еще до того, как ребенок начинает говорить, он уже приобретает пассивный фонетический материал, овладевает своим голосовым аппаратом и научается понимать речь окружающих. Лишь затем появляются его первые звуки в виде криков, позже - лепет. На основе понимания речи окружающих и овладения своим голосовым аппаратом начинает развиваться речь ребенка. Первые осмысленные слова появляются к году. Затем возникают первые предложения, состоящие из 2-3 слов. Развитие связной речи имеет особое значение. Психологически всякая речь, передающая мысль и желание говорящего уже является связной речью. Связность речи означает адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения её понятности для слушателя или читателя. Связная речь - это такая речь, которая может быть вполне понятна на основе её собственного содержания или по-другому её называют контекстной речью. «Развитие речи не есть процесс количественных изменений, выражающихся в увеличении словаря ребенка и ассоциативных связей слова, но процесс качественных изменений, т.е. процесс действительного развития. В процессе развития речи развиваются лежащие за словом операции анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения» (А.Н. Леонтьев)
Развитие связной речи имеет особое значение. Психологически всякая речь, передающая мысль и желание говорящего уже является связной речью. Связность речи означает адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения её понятности для слушателя или читателя. Связная речь - это такая речь, которая может быть вполне понятна на основе её собственного содержания или по-другому её называют контекстной речью.
Речь маленького ребенка является ситуативной и не образует связного смыслового целого. Лишь к старшему дошкольному возрасту речь детей становится контекстной. Когда у ребенка развивается контекстная, связная речь, она не наслаивается внешне над ситуативной, она и не вытесняет её - они сосуществуют. При этом и ребенок, и взрослый, пользуются то одной, то другой в зависимости от содержания, которое необходимо сообщить, и характера самого сообщения.
В начале школьного возраста осуществляется переход к высказываниям повествовательного характера. Он связан с формированием внутренней речи ребенка, которая проявляется значительно позже, чем внешняя речь. Именно во внутренней речи определяется содержание высказывания одним партнером и восприятие его другим. Это особый психологический процесс, состоящий в активизации речевых механизмов (воспроизведения и восприятия речи) при отсутствии внешних проявлений. Для организации внешней речи по правилам языка и в соответствии с содержанием, которое хочет выразить говорящий, необходим специальный интегративный процесс, который должен опережать произносимую речь у говорящего и следовать за услышанной речью у слушающего.
Существуют четыре вида речевой деятельности: слушание, говорение, чтение и письмо.
Предметом речевой деятельности является мысль. Все виды речевой деятельности формулирование мысли осуществляют по-разному. Говорение и слушание используют внешнюю речь и формулируют её устно, а чтение и письмо - внутреннюю речь. Результатом речевой деятельности является понимание мысли и порождение речевого высказывания, но до конечного результата нужно пройти несколько этапов: восприятие, понимание, порождение речевого высказывания. Рассмотрим подробно, что представляет каждый из них.
Восприятие - это непосредственное, чувственно-предметное отражение внешнего мира. Оно является необходимой предпосылкой, условием жизни и практики человека. Именно на основе восприятия возможна деятельность других психических функций.
Восприятие, по определению А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, А.А. Смирнова и других, представляет собой отражение предметов, явлений действительности, их свойств и частей при непосредственном воздействии на органы чувств. Результат этого процесса - возникновение персептивного образа.
Восприятию присущи следующие свойства: целостность, предметность, осмысленность, обобщенность, константность, избирательность. Для определения продуктивности восприятия выделяют показатели производительности, качества и надежности: объем, быстрота, точность, полнота, надежность. Именно от этих показателей зависит уровень развития персептивных способностей человека.
Восприятие - это сложная познавательная деятельность, включающая целую систему действий: обнаружение объекта восприятия, опознание его, измерение и оценивание. Их состав зависит от степени осмысленности восприятия, т.е. понимания того, что воспринимается, и от характера задачи, стоящей перед человеком.
Одним из принципов эффективности восприятия в процессе обучения является сочетание его с пониманием, происходящее в системе речи. Разрывать эти процессы недопустимо из-за того, что восприятие не будет осмысленным.
Наиболее отчетливо это требование проявляется при организации восприятия текстов художественных произведений.
Процесс восприятия и понимания художественных текстов читателями основаны на соотнесении языковой картины мира автора и читателя Постижение главной идеи художественного произведения связано с психологическими механизмами восприятия и понимания текстов.
Восприятие тесно взаимодействует с долговременной и кратковременной (оперативной) памятью, так как текст произведения воспринимается аудиовизуальными рецепторами и переносится в оперативную память реципиента. Туда же из долговременной памяти поступают данные о предшествующем языковом опыте личности. Сопоставление этих двух информационных потоков позволяет реципиенту опознавать слова и приписывать им соответствующие значения. Параллельно, вызывая из долговременной памяти грамматическую информацию, реципиент устанавливает связи внутри предложения и осмысливает его содержание, строя в своем сознании на своем внутреннем коде модель, адекватную воспринимаемому предложению текста. При восприятии последующих отрезков предыдущая информация транслируется в долговременную память. В долговременной памяти сохраняется модель, которая создается в процессе восприятия текста. (Каменская О.Л.) (74).
По вопросам понимания выполнено немало исследований в области философии, лингвистики и психологии. (Дроздова Т.А., Зимняя И.А., Морозова Н.Г., Рубинштейн С.Л. и др.)
Существуют разные определения понимания текста.
По мнению Н.Г. Морозовой, подлинное понимание художественного произведения есть проникновение в его смысл. «Понимание смысла является очень сложным процессом, ибо оно есть проникновение в разные сферы все большей и большей глубины и, что особенно важно, зависит от мотива чтения данного произведения». Смысл присущ любой деятельности, но специальный случай составляет понимание смысла, выраженного в речи, в художественном произведении. Речь Н.Г. Морозова рассматривает в двух основных планах: план «значений» (выражение речевого сообщения в языковых категориях) и план «смысла» речи (отражение личностного отношения к тому, что говорится или описывается). Выражаются эти отношения через особое стилистическое построение языковых средств и их интонационную и мимическую окраску, которая воспринимается при слушании или мысленно воспроизводится при чтении.
Два вида понимания: непосредственное и опосредованное различают А.А. Смирнов Н.А. Менчинская. Непосредственное понимание характеризуется тем, что оно достигается сразу, не требует особых мыслительных операций. Опосредованное понимание развертывается постепенно, проходя ряд этапов или ступеней. Оно представляет собой «сложную аналитико-синтетическую деятельность, включающую различные мыслительные операции, сопровождается иногда довольно мучительным эмоциональным переживанием интеллектуального затруднения, настойчивым стремлением преодолеть его, найти решение вопроса»
Одно из условий понимания текста В.И. Эйдлин видит в выделении и соотнесении нескольких его фрагментов, связанных «выраженным в них смысловым сходством».
Методические приемы по работе с пересказом художественного текста в начальной школе.
Проблема развития связной речи достаточно актуальна, она волнует и учителей начальных классов, и родителей. Необходимо помочь ребёнку с раннего возраста научиться красиво, ярко, логично, последовательно, точно излагать свои мысли, адекватно воспринимать и воспроизводить прочитанное, находить главную мысль суждения.
Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти и внимания. При пересказе совершенствуются структура речи, ее выразительные качества, произношение, усваиваются нормы построения отдельных предложений и текста в целом. Овладение пересказом способствует формированию навыков самостоятельного (творческого) рассказывания, так как этот процесс предполагает преднамеренность и плановость речи. При этом дети усваивают основы устной речи, упражняются в правильном употреблении языковых средств по аналогии, оценивают правильность высказываний с точки зрения соответствия их языковой норме. Обучение пересказу позволяет целенаправленно проводить работу по воспитанию у детей “чувства языка” - внимания к лексической, грамматической и синтаксической сторонам речи.
В структуре занятий по обучению пересказу можно выделить:
подготовительные упражнения,
чтение и разбор текста, пересказ текста детьми,
упражнения на усвоение и закрепление языкового материала,
анализ детских рассказов.
Цель подготовительных упражнений – организовать внимание детей, подготовить их к восприятию текста. Например, отгадывание загадок о персонажах будущего рассказа; активизация лексического материала по теме произведения: уточнение значения отдельных слов и словосочетаний, встречающихся в тексте и др.
Текст произведения прочитывается детьми двукратно. В целях организации восприятия текста, акцентирования внимания на важных смысловых моментах при повторном чтении можно использовать прием завершения детьми отдельных не законченных педагогом предложений нужным словом или словосочетанием.
Разбор содержания текста проводится в вопросно-ответной форме. Вопросы составляются так, чтобы отразить основные моменты сюжетного действия, их последовательность и наиболее значимые детали повествования.
Помимо этого проводится специальный лексический разбор текста, в ходе которого внимание детей сосредотачивается на языковом материале произведения: выделение из текста слов-определений, сравнительных конструкций, служащих для характеристики предметов, а также языкового материала, содержащего обозначение последовательных действий персонажей, акцентирование внимания на словах и выражениях, содержащих образную характеристику действий. Наблюдения показывают, что воспроизведение детьми слов и словосочетаний, обозначающих действия, значительно облегчает им последующее составление пересказа. Разбор лексического материала способствует лучшему осмыслению детьми отраженных в тексте предикативных отношений и усвоению способов их языкового выражения.
При обучении пересказу учитываются основные требования, предъявляемые к данному виду развернутого высказывания:
адекватность прочитанному тексту,
полнота передачи содержания,
связность и последовательность изложения,
грамматически правильное языковое оформление,
интонационная выразительность речи.
В процессе обучения пересказыванию используются различные методические приемы:
воспроизведение текста рассказа с опорой на иллюстративный материал и словесную помощь педагога,
воспроизведение по опорным вопросам,
воспроизведение по иллюстрациям, последовательно отражающим содержание произведения (пиктограммы),
воспроизведение по цепочке (по одному предложению),
составление пересказа с опорой на иллюстративное панно (красочное изображение общей обстановки и основных деталей),
составление пересказа по предваряющему словесному плану-схеме.
Опора на рисунок и иллюстрацию способствует активизации у детей зрительного и слухового внимания, восприятия, способствует лучшему осмыслению текста, помогает точнее воспроизводить последовательность событий, делает высказывание ребенка более выразительным, эмоциональным и информативным, формирует навык контроля и самоконтроля за построением высказываний.
Процесс пересказа включает в себя восприятие прочитанного, его понимание и речевое оформление. Пересказ содержания прочитанного, по словам М.Ф. Гнездилова, «это довольно сложный акт интеллектуальной переработки и воспроизведения воспринятого при чтении, предполагающий целый ряд мыслительных операций, а именно: оценку отдельных моментов, отбор наиболее существенных, комбинирование их в соответствии с планом или заданием». В ходе пересказа ученики, читая и анализируя текст произведения, должны выделить главное, понять идею, сюжет произведения, определить героев, мотивы их поступков, отобрать слова и выражения, необходимые для передачи его содержания и заменить их другими. Поэтому пересказ нельзя рассматривать как простое воспроизведение текста, основанное на его механическом запоминании с последующим повторением слов, составляющих содержание.
Заключение.
Из всех знаний и умений самым важным, самым необходимым для жизненной деятельности является умение ясно, понятно, красиво говорить на своем языке. Всю свою жизнь человек совершенствует речь, овладевает богатством языка. Чем полнее усваивается богатство языка, чем свободнее человек пользуется им, тем успешнее он познает сложные связи в природе и обществе. Содержание образования на современном этапе характеризуется усилением внимания к проблеме развития связной устной и письменной речи школьников.
Устная и письменная речь в жизни ребёнка, в становлении его как личности играет огромную роль. Речь - основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации.
Устная речь протекает в условиях непосредственного общения, поэтому она быстрее по темпу и менее полная. В процессе речи используются нелингвистические средства выражения смысла – мимика и жесты. Эти средства, дающие дополнительную информацию в устном сообщении, отсутствуют в письменной речи.
Как отмечалось выше, развитие речи учащихся - это процесс длительный и сложный, требующий систематического и целенаправленного вмешательства преподавателя.
Основной задачей работы по развитию речи является вооружение учащихся умением содержательно, грамматически и стилистически правильно выражать в устной и письменной форме свои и чужие мысли.
Работу по формированию умения четко излагать свои мысли нужно начинать с пересказа услышанного с опорой на вопросы, действия, предметные картинки, данные в последовательности услышанного рассказа. Позднее учат детей определять части в рассказе, составлять его план и пересказывать, опираясь на этот план. Развивая у детей фантазию, творческое мышление, включать в задание пересказы по отдельным фрагментам (началу, середине и концу) рассказа.
После того, как учащиеся научились последовательно передавать содержание услышанного, учитель учит составлять выборочный пересказ. Этот вид работы требует умения обобщать и выбирать самое главное из всего текста. Наиболее сложным для учащихся является краткий пересказ.
Далее младших школьников учат творческому пересказу, составлению самостоятельных рассказов по аналогии, по серии сюжетных картинок, по собственным наблюдениям и впечатлениям. Любому виду пересказа или рассказа должна предшествовать словарная работа, анализ текста. Этот вид работы требует умения обобщать и выбирать самое главное из всего текста.
Для того чтобы наиболее полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный лексический запас, поэтому работа над устной речью начинается с расширения и совершенствования словаря.
В развитии речи нужна кропотливая работа учащихся и учителей. Систематическая работа по развитию речи обязательно приведет к успеху.
1 Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. – М.: Академия, 2000.
1 Ни Л.Ф. Пути обучения продуктивному пересказу //Начальная школа. – 199.
13PAGE 143115
13PAGE 142115