Рабочая программа по истории для 5 класса (с учетом требований ФГОС)
Автор-составитель учитель истории
и обществознания МБОУ «Гимназия»
г. Абакана Плеханова Е.С.
Рабочая программа по курсу «Всеобщая история» 5 класс с учетом требований ФГОС
Пояснительная записка
Программа по истории на базовом уровне в 5 классах составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004г. № 1089), Примерных программ по истории (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 03-1263), Закон РХ «Об образовании» № 53 от 04.10.2004 года, статья 8 «Национально-региональный компонент государственных образовательных стандартов» с учетом Учебного плана МОУ «Гимназия» г. Абакана.
Характеристика УМК. Преподавание курса «Всеобщая история» ведётся с использованием учебника Вигасин А.А. История Древнего мира: учеб. для 5 класса общеобразоват.учреждений /А.А.Вигасин. Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая; изд-во «Просвещение». Автор методического сопровождения Арасланова О.В. Поурочные разработки по истории Древнего мира. – М.:ВАКО, 2008.
Место предмета в учебном плане МБОУ «Гимназия». Общее число учебных часов по истории в 5 классе в учебном году – 68, по 2 часа в неделю. Уровень обучения предмета – базовый.
Общая характеристика учебного предмета.
Курс истории в 5 классе является частью концентрической системы исторического образования. Соотношение содержания исторического образования на ступенях основного и полного общего образования определяется с учетом принципа преемственности исторического образования и специфики каждой из них этих ступеней. Изучение истории позволяет систематизировать знания обучающихся об историческом пути и опыте человечества, составить представление о различных моделях изучения исторического прошлого, развить навыки работы с различными типами исторической информации.
Основные содержательные линии рабочей программы в 5 классах реализуются в рамках курса – «Всеобщая история. История Древнего мира». Внутренняя периодизация в рамках этого курса учитывает сложившиеся традиции преподавания истории и необходимость сбалансированного распределения учебного материала.
Реализация программы исторического образования в 5 классе предполагает широкое использование межпредметных связей. Интегративное взаимодействие курсов истории и обществоведения позволяет обучающимся сформировать целостное представление о динамике развития и исторической обусловленности современных форм общественной жизни. Использование потенциала межпредметных связей курсов истории и географии расширяет знания обучающихся о закономерностях пространственной организации мира, закрепляет умение оперировать статистическим и картографическим материалом.
В соответствии с требованиями национального – регионального компонента предполагается включение синхронных событий из истории Хакасии в контекст изучения тем по истории Древнего мира.
Осмысление идей гимназического образования позволило определить общие требования к преподаванию истории: обязательность целенаправленной работы по формированию надпредметных умений; формирование культуры диалога в общении, обучение принятию многозначных оценочных суждений; обучение рефлексии как методу самоанализа,формирование функциональной грамотности учащихся и ключевых компетенций, обеспечивающих возможность самостоятельного решения проблем в различных сферах жизнедеятельности в условиях меняющегося общества.
Реализация гимназического компонента осуществляется на основе активизации учебной деятельности через использование методик проблемного обучения истории, работе с источниками, персонификации и драматизации, проведение деловых и ролевых игр, использование материалов региональной истории, современных ИКТ, технологии проектного обучения.
Особенностью преподавания истории в 5 классах является то, что данный курс впервые изучается обучающимися. В начальной школе изучался курс «Окружающий мир», который позволял сформировать первичные знания о социальных объектах и явлениях как о компонентах единого мира.
Характеристика 5 классов. Обучающиеся 5 Б класса владеют навыком пересказа текстов, нахождением необходимой информации в литературе, имеют опыт работы с подготовкой и представлением рефератов. Отмечается высокий темп прохождения учебного материала, за счет чего больше привлекается дополнительной информации, в том числе через привлечение Интернет – ресурсов.
Изучение истории в 5 классе направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о важнейших событиях, процессах всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;
овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями;
Исходя из поставленных целей можно определить следующие задачи обучения:
Формировать у обучающихся общеучебные навыки, универсальные способы деятельности, ключевые компетентности;
Развивать рефлексивную деятельность, способность организации самостоятельной учебной деятельности;
Формировать опыт применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в оценке исторических явлений.Основное содержание с конкретным распределением учебных часов по темам/разделам курса «Всеобщая история»
№ Темы Количество часов
1 Что изучает история 2 часа
2 Первобытное общество 6 часов
3 Древний Восток
17 часов
4 Древняя Греция и эллинистический мир
21 час
5 Древний Рим
18 часов
Всего: 64+4 (резерв)=68 часов
Требования к уровню подготовки обучающихся
Ожидаемые результаты:
Личностные результаты: осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности; освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека; осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УДД:учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную.
Познавательные УДД: умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации, добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
Коммуникативные УДД: учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика), умение координировать свои усилия с усилиями других, формулировать собственное мнение и позицию;договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;задавать вопросы;допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Предметные результаты: указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории; соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий; характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий; группировать (классифицировать) факты по различным признакам; рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи; на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.
Календарно - тематическое планирование по курсу «Всеобщая история»
№ Тема Количество часов Дата
Что такое история. 1 3.09
Счёт лет в истории 1 4.09
Древнейшие люди 1 10.09
Появление «человека разумного» 1 11.09
Рождение религии и искусства 1 17.09
Древние земледельцы и скотоводы 1 18.09
От неолита к медному веку 1 24.09
Первые очаги цивилизаций 1 25.09
Страна на берегах Нила и её жители 1 1.10
Мир пирамид 1 2.10
Могущество Древнего Египта 1 8.10
Верования древних египтян 1 9.10
Междуречье: рождение цивилизации 1 15.10
Культура Шумера 1 16.10
Древний Вавилон 1 22.10
Финикия – страна мореплавателей 1 23.10
Древнееврейское царство 1 29.10
Библейские пророки 1 30.10
Ассирийская держава 1 12.11
Древняя Персия – «страна стран» 1 13.11
Ранние цивилизации Древней Индии 1 19.11
Индийские касты 1 20.11
Первые китайские государства 1 26.11
Древняя мудрость и изобретения китайцев 1 27.11
Греки и критяне 1 3.12
Микены и Троя 1 4.12
Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея»
1 10.12
Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея»
1 11.12
Религия древних греков 1 17.12
Возникновение полиса. Великая греческая колонизация. 1 18.12
Рождение демократии в Афинах 1 24.12
Олигархическая Спарта
1 25.12
Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей 1 14.01
Олимпийские игры в древности 1 15.01
Начало греко – персидских войн 1 21.01
Нашествие персидских войск на Элладу 1 22.01
В гаванях афинского порта Пирей 1 28.01
Афинский Акрополь. 1 29.01
В афинских школах и гимнасиях 1 4.02
Театр. Трагедии и комедии 1 5.02
Афины при Перикле 1 11.02
Города Греции подчиняются Македонии 1 12.02
Александр Македонский и завоевание Востока 1 18.02
Восток и Греция после Александра Македонского 1 19.02
Повторно – обобщающий урок по теме «Древняя Греция и эллинистический мир»
1 25.02
Древнейший Рим 1 26.02
Завоевание Римом Италии 1 4.03
Ранняя республика 1 5.03
Римская семья, нравы, религия 1 11.03
Пунические войны 1 12.03
Рим превращается в мировую державу 1 18.03
Рабство в эпоху Поздней республики
1 19.03
Земельные реформы братьев Гракхов 1 1.04
Восстание Спартака 1 2.04
Диктатура Цезаря 1 8.04
Рим становится империей 1 9.04
Преемники Августа 1 15.04
Возникновение христианства 1 16.04
«Золотой век» Римской империи 1 22.04
Римляне в повседневной жизни 1 23.04
Империя в 3 – начале 4 века 1 29.04
Падение Западной римской империи 1 30.04
Повторно – обобщающий урок по теме «Древний Рим» 1 06.05
Повторно – обобщающий урок по теме «Древний мир» 1 07.05
Всего: 64+4 (резерв)=68 часов Список обязательной литературы для учителя:
Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (утвержден приказом Минобрнауки от 05.03.2004г. № 1089)
Требования к минимуму содержания основного общего образования (утверждены приказом МО РФ от 19.05.98. № 1235)
Временные требования к минимуму содержания основного общего образования (утверждены приказом МО РФ от 19.05.98. № 1236)
Примерные программы по истории (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 03-1263)
Список дополнительной литературы для учителя:
История Древнего мира: в 3кн./под ред. И.М.Дьяконова. М., 1999.
Хрестоматия по истории древнего мира. Пособие для учителей./под ред. Е.А.Черкасовой. - М., 1993.
Хрестоматия по истории Древнего Востока: в 2 ч./под ред. М.А.Коростовцева. - М., 1990.
Хрестоматия по истории Древней Греции./под ред. Д.П.Каллистова. – М., 2000.
Хрестоматия по истории Древнего Рима/под ред. В.И.Кузищина. – М., 2003.
Шраерман Е.М. Рабовладельческие отношения в Риме. М.,1998.
Список используемой литературы для учеников:
Борисовский П.И. Древнейшее прошлое человечества. М., 1997.
Головня В.В. История античного театра. М., 1995.
Иди М. Недостающее звено. М., 1987.
Ларичев В.Е. Сад Эдема, М., 1998.
Матье Искусство Древнего Египта. М., 2008.
Рубинштейн Р.И. Загадки пирамид. М, 1987.
Суздальский Ю.П. На семи холмах. М., 1998.
Утченко С.Л. Юлий Цезарь. М., 2001.
Шахермайер Ф. Александр Македонский. М.,2001.