Исследовательская работа «Проблемы бытовых отходов и их вторичное использование»


Муниципальное общеобразовательное учреждение «Чудиновская Средняя Образовательная Школа»
Исследовательская работа
«Проблемы бытовых отходов и их вторичное использование»
Выполнила: Холопова М
Учащаяся 7 класса
Руководитель: Исмаилова В.ВУчитель биологии.
2016

Содержание
Введение
Проблема бытового мусора.
Классификация и способы переработки бытовых отходов.
Варианты вторичного использования бытовых отходов.
Заключение
Список литературы.

Введение
Проблема бытового мусора – актуальная проблема экологии в настоящее время. Ведь, если разобраться, мы засорили природу и засорили очень даже сильно. Сколько мусора можно увидеть, пройдя по улицам любого населенного пункта. Картина печальная! Она заставляет задуматься каждого человека о своем будущем, о будущем нашей планеты.
Вот и мы задумались: а насколько остро данная проблема стоит в нашей местности и что можно сделать для ее решения нашими силами? Объектом нашего исследования стало с.Чудиново, где я проживаю.
Цель исследования: изучить историю и проблемы бытовых отходов, и способы их вторичного использования.
Предмет исследования: бытовые отходы.
Для осуществления цели были поставлены следующие задачи:
изучить информацию по данной проблеме в газетах, журналах и других источниках;
изучить классификацию бытовых отходов и способы их переработки.
Предложить варианты вторичного использования бытовых отходов.

Проблема бытового мусора.
История вопроса утилизации отходов
200 тыс. летдо н. э. Первые мусорные кучи, найденные археологами, целиком состояли из костей животных и обломков каменных орудий
400 лет до н. э. В Афинах основана первая в истории муниципальная свалка
200 г. В Риме возникла городская служба по уборке мусора
1315 г. После долгого перерыва в Париже возобновился вывоз мусора с городских улиц на свалки
1388 г. Английский парламент запретил бросать мусор на улицы и в источники питьевой воды
1775 г. В Лондоне появились первые мусорные баки
1800 г. Муниципалитет Нью-Йорка приказал выгонять на улицы города свиней, которые должны были поедать мусор
1810 г. В Англии изобретена жестяная консервная банка, занявшая вскоре почетное место на свалках
1869 г. Началось производство целлулоида – первого из многих видов пластмассы
1874 г. В Ноттингеме (Англия) началось организованное сжигание городского мусора
1897 г. В Нью-Йорке открыт первый центр по сортировке и переработке мусора
1912 г. Швейцарский химик Якоб Бранденбергер изобрел целлофан
1916 г. 80 % отходов в крупных городах Европы и Америки составляет угольная и древесная зола из печей. К 1940 г. этот показатель снизился до 42 %, к 1960 г. – до 3 %
1932 г. В США изобретены машины, прессующие мусор
1942 г. В СССР и США начинается массовый сбор мусора для переработки в военных целях
1948 г. В Нью-Йорке открылась свалка Фреш-Киллс, до сих пор остающаяся крупнейшей в мире
1965 г. Конгресс США принимает Акт об утилизации твердых отходов
1992 г. Международный форум в Рио-де-Жанейро назвал утилизацию отходов одной из главных проблем человечества
2000 г. Страны ЕС поставили задачу добиться утилизации и повторного использования 50 % отходов
Борьба с мусором - глобальная проблема экологии
В настоящее время очень остро стоит проблема бытового мусора. На каждого жителя нашей планеты приходится в среднем около 1 т мусора в год, и это не считая миллионов изношенных и разбитых автомобилей. Если весь накапливающийся за год мусор не уничтожать и не перерабатывать, а ссыпать в одну кучу, образовалась бы гора высотой с Эльбрус – высочайшую горную вершину Европы.
Можно назвать несколько причин увеличения количества мусора:
– рост производства товаров массового потребления одноразового использования;
– увеличение количества упаковки;
– повышение уровня жизни, позволяющее пригодные к использованию вещи заменять новыми.
Каждый российский горожанин ежегодно «производит» 300 кг твердых бытовых отходов (ТБО), примерно столько же отходов у парижанина или берлинца. Самые большие «мусорщики» – американцы: у них на каждого жителя страны в год образуется 600 кг ТБО. Во всех странах состав ТБО довольно близкий, его главные составляющие – бумага, стекло, органические остатки (пищевые и садовые отходы), пластмассы, ткани, металлические предметы. Кроме всего этого, в ТБО входит крупногабаритный мусор (старая мебель, вышедшие из строя холодильники, стиральные машины, автомобильные шины и др.).
В целом переработка каждой из фракций ТБО не составляет проблемы, и это достаточно выгодное дело. Так, из макулатуры получают новую бумагу, из автомобильных шин – крошку, которая незаменима в составе покрытий для спортивных площадок. Органические отходы можно компостировать и производить удобрения, повышающие плодородие почв, пластики прессуют и из них делают садовые скамейки и тазики. И, тем не менее, проблема ТБО остро стоит во многих странах, и особенно в России.
Классификацию бытовых отходов и способы их переработки.
Твердые бытовые отходы и их классификацияТвёрдые бытовые отходы (ТБО,бытовой мусор) — непригодные для дальнейшего использования пищевые продукты и предметы быта или товары, потерявшие потребительские свойства, наибольшая часть отходов потребления. ТБО делятся также на отбросы (биологические ТО) и собственно бытовой мусор (небиологические ТО искусственного или естественного происхождения), а последний часто на бытовом уровне именуются просто мусором.Ежегодно количество мусора возрастает примерно на 3% по объёму. Количество ТБО в СНГ составляет около 100 млн тонн/год, причём на долю России приходится более четверти этого объёма (по другим данным за 2007 год для РФ — около 63 млн тонн/год).
Состав твёрдых бытовых отходов зависит от многих факторов: уровня развития страны и региона, культурного уровня населения и его обычаев, времени года и других причин. Более трети ТБО составляют упаковочные материалы, количество которых непрерывно увеличивается. ТБО характеризуются многокомпонентностью и неоднородностью состава, малой плотностью и нестабильностью (способностью к загниванию). Источниками образования ТБО могут быть как жилые, так и общественные здания, торговые, зрелищные, спортивные и другие предприятия. В зарубежной практике названию "ТБО" соответствует термин "твердые муниципальные отходы" (Municipal Solid Waste).
В состав ТБО входят следующие виды важных отходов:
бумага (картон);
крупногабаритные материалы;
пищевые (органические) отходы;
пластик;
металлы;
резина;
кожа;
текстиль;
стекло;
дерево и прочие. 
Характеристики основных способы переработки твердых бытовых отходов.
Есть три основных варианта обращения с ТБО.
1. Захоронение. Это самый антиэкологичный вариант. При обычной свалке из нее вытекают токсичные инфильтрационные воды, а в атмосферу попадает метан, который способствует усилению парникового эффекта (сегодня метан «берет на себя» 20 % эффекта потепления климата). Если используется современный полигон для хранения ТБО (это «ванна» с дном и бортами из глины и полиэтиленовой пленки, в которой уплотненные слои ТБО пересыпаются слоями почвы), то инфильтрационные воды окружающую среду не загрязняют – их собирают и очищают. Тем не менее метан в атмосферу все-таки летит, а объем мусора нарастает так быстро, что через несколько лет любой полигон заполняется, и нужно строить новый.
2. Сжигание. При сжигании ТБО на мусоросжигающих заводах удается уменьшить их обьем и получить некоторое количество энергии. 1 т мусора может дать 400 кВт · ч. Однако даже при самой совершенной технологии сжигания эти заводы загрязняют атмосферу. Кроме того, значительное количество образующейся золы приходится захоранивать. За последние 20 лет интерес к сжиганию мусора резко снизился. В США закрыли половину ранее построенных заводов и прекратили строить новые. В Европе также не строят мусоросжигающие заводы и постепенно закрывают имеющиеся.
3. Сортировка и переработка. Это самый экологичный вариант обращения с ТБО, при котором не увеличивается их объем и снижается расход первичных ресурсов. Для того чтобы начать переработку, нужны инвестиции. Но это выгодно, так как мусороперерабатывающие заводы являются экономически рентабельными. На вторичное сырье – бумагу, стекло, пластик, алюминий, цветные металлы и др. – всегда есть спрос.
Способы уменьшения количества отходовДумали ли вы о том, сколько у вас каждый день возникает мусора? Знали ли вы, что в Таллинне на одного жителя возникает почти 400 кг смешанных бытовых отходов в год? Каждому, несомненно, следует пересмотреть, что он бросает в мусорное ведро под раковиной.
Основная часть содержимого мусорного ведра, с большой долей вероятности, приходится на отходы пищевых продуктов и связанных с ними упаковок. В ходе переезда или генеральной уборки неприятным сюрпризом становятся найденные в шкафу не вынутые из упаковок инструменты, одежда или другие потребительские товары, дату покупки которых трудно вспомнить. Еще хуже, если это оказывается косметика с истекшим сроком годности. Выброшенные на ветер деньги, подумает человек прежде всего. А окружающая среда?
Вот несколько советов, как уменьшить количество возникающего мусора.
• В магазин ходите со своей сумкой. Это может быть полиэтиленовый мешок с прошлой покупки, а еще лучше — матерчатый мешок или рюкзак.
• Если вы постоянно забываете взять с собой свою сумку, то положите в машину или сумку запасной полиэтиленовый пакет, чтобы при незапланированном походе в магазин пакет или сумка уже были при вас.
• Перед покупкой подумайте — вам обязательно нужна эта вещь или же она нужна вам только на один раз. Может, разумнее эту вещь взять взаймы или купить на несколько человек, особенно это касается сезонных товаров (горные лыжи, газонокосилка и т.п.). Подумайте о всех тех вещах, которые основную часть времени без дела хранятся у вас в подвале.
• Предпочтение отдавайте развесному, а не упакованному товару, который зачастую чрезмерно упакован.
• Покупая фрукты, можно обойтись одним полиэтиленовым пакетом, потому что на один пакет можно наклеить и несколько наклеек. Иногда он и вовсе не нужен, напр., наклейку с ценой можно наклеить на гроздь бананов.
• Нарезанный товар — появившееся в последние годы удобство. При нарезке продуктов дома вы намного снизите отходы упаковок. Знаете ли вы, что цена нарезанного товара на четверть или вполовину выше?
• Не покупайте продукты в ненужном большом количестве. Продумайте, что в ближайшие дни вы собираетесь готовить. Так возникнет меньше такого мусора, который вам позже придется выбросить.
• Предпочтение отдавайте товарам, к которым продаются и сменные наполнители.
• В качестве мешков для мусора используйте старые полиэтиленовые пакеты, сэкономите на специальных мешках для мусора.
• Отсортируйте упаковки и отнесите в контейнер для упаковок. Так вы поможете вторичному использованию упаковок и уменьшите объем отходов, складируемых на свалках.
• Предпочтение отдавайте товару с экологической маркировкой, при их производстве возникает меньше отходов.
• В переносных электронных устройствах (карманный фонарик, фотоаппарат, CD-плеер и пр.) вместо одноразовых батареек пользуйтесь аккумуляторами — один аккумулятор можно заряжать до 1000 раз!
• Вместо бутилированной воды для получения питьевой воды пользуйтесь фильтрами для крана или фильтр-кувшинами.
• Перед тем, как что-то выбросить, подумайте, нельзя ли это отремонтировать, сделать из этого что-то другое или отдать кому-нибудь.
• Не покупайте новый мобильник, телевизор или другую технику только потому, что старая модель вышла из моды.
• Пригодную к употреблению одежду, обувь, бытовую технику и пр., которые вам больше не нужны, сначала предложите своим друзьям и знакомым или отнесите Центр вторичного использования, в которых другие смогут их выгодно купить.
• Пригодные к употреблению одежду, обувь, игрушки, книги и пр. можно и самому продать на блошином рынке или продать, обменять или отдать, разместив объявление в Интернете.
• Знайте, что весь мусор, который попадает "под раковину", транспортируется прямым ходом на свалку и никогда — на вторичное потребление, в то время как отсортированные отходы (макулатура, упаковка, опасные отходы, старая электроника, одежда и пр.), которые отвозятся на станции отходов, по большей части идут на вторичное использование.
Варианты вторичного использования твердых бытовых отходов.
Все большее значение приобретает переработка и вторичное использование отходов, так как это экономит сырьевые ресурсы нашей планеты. Американский ученый А. Теллер говорил: «Мы не должны больше рассматривать отходы как нечто, подлежащее уничтожению; мы должны научиться видеть в них еще не использованные источники сырья». Найти применение чему угодно всегда умудрялись отечественные мастера. Сегодня издана даже антология подобных советов, собранных в передаче «Очумелые ручки».
Кажется, все уже знают, что:
в пластиковых баночках и стаканчиках выращивают рассаду;
пресловутые пластиковые бутылки используют в качестве удобных воронок, совков, импровизированных дачных рукомойников, материала для производства теплиц, вазочек для цветов и самих искусственных цветов, спасательных жилетов и даже плотов;
пластиковые бутылки - популярный материал для ограждения газонов, мини-клумб.
Перечисление может длиться бесконечно. С точки зрения экологии, такая вторая жизнь пусть небольшого количества вещей, конечно, предпочтительнее вывоза на свалку или, тем более, сжигания.

Заключение
В результате проделанной работы был изучена история и проблема бытовых отходов.
Предложены приемлемые способы уменьшения количества отходов не только в домашних условиях, но и в масштабе страны.
Результаты исследования подтверждают предположение о том, что бытовые отходы могут быть опасны, так как содержат ядовитые вещества и могут образовывать токсические вещества при сжигании в домашних условиях.
Предыдущие выводы дают основания для заключения о том, что в условиях текущего социально-экономического и нравственного кризиса необходимо существенное повышение воспитательной функции школы в области экологического просвещения и образования.
Мы считаем необходимым отметить, что существует необходимость в дальнейшей, более глубокой разработке проблемы изучения качественного и количественного состава бытовых отходов, способов его экологически безопасной утилизации, а также повышения экологической грамотности населения.
Мы, молодое поколение нашей страны, должны задумываться о своем будущем. Поэтому считаем, что необходимо формировать бережное отношение школьников к окружающей среде. Эти проблемы можно решать совместно с родителями, учителями, администрацией (например, тематические классные часы, беседы, лекции, экологические десанты, дни защиты от экологической опасности, дни здоровья).

Список литературы
Евгений Рихванов. Экологический журнал "Волна" №18(1), 1999. Твердые бытовые отходы. http://www.recyclers.ru/modules/section/item.php?itemid=189Акимова Т. А., Хаскин В. В. Экология: учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 1999.
Коробкин В. И., Передельский Л. В. ЭКОЛОГИЯ. Конспект лекций. Ростов н/Д: Феникс, 2004.
Протасов В. Ф. Экология, здоровье и охрана окружающей среды в России. Учебное и справочное пособие. – М.: Финансы и статистика, 1999.
Утилизация отходов.  http://pererabotka-musora.ru/.shtmlАшихмина Т.Я. Школьный экологический мониторинг: Учебно – методичесое пособие. – М.: АГАР, 2000
Горбатовский В.В., Мамин Р.Г.,Рыбальский Н.Г Экология жилища // Экологический вестник России: Информ.-справочн. бюл. - М.,1995. 80 с.Зверев А.Т., Зверева Е.Г. Экология: учебник для 7-9 кл. - М.: Дом педагогики, 1999.-336 с., ил.
О состоянии окружающей природной среды Российской Федерации в 2006 году: Государственный доклад. М.: ЭКОС-информ, 2006. 452 с.Экология. Элективные курсы. 9 класс / авт.-сост.Высоцкая М.В.- Волгоград: Учитель, 2007. – 127 с.