Урок по технологии Лоскутная мозаика
Тема урока : ЛОСКУТНАЯ МОЗАЙКА
Цели:
- обучающие: изучение различных видов лоскутного шитья; научить рационально использовать отходы ткани, подбирать лоскуты ткани, соответствующие по цвету, фактуру, качеству, изготавливать шаблоны; обучить рациональной организации рабочего места;
- развивающие: развитие сенсорных навыков(умение определять признаки и свойства материалов по их цвету, фактуре), моторных навыков, воображения;
- воспитательные: формирование нравственных качеств личности; воспитание патриотизма, эстетических взглядов.
Оборудование: образцы изделия, выполненные в технике лоскутного шитья, иллюстрации из журналов.
Инструменты и материалы: картон, ножницы, цветная бумага, клей.
Тип урока: изучение нового материала.
Структура урока
I. Организационный момент- 2 мин.
II. Актуализация опорных знаний и умений обучающихся- 5 мин.
III. Мотивация учебной деятельности - 3-4 мин.
IV.Изучение нового материала 15мин.V Практическая работа. - 10- 12 мин.
VI.Подведение итогов занятия. - 5 мин.
VII.Домашнее задание. – 2мин.
ХОД УРОКА.
I.Организационный момент.1. Подготовка рабочих мест.
2. Получение сведений об отсутствующих.
3. Сообщение темы и целей урока.
II. Проверка дом.задания.
Вам было задано сообщение о истории лоскутной мозаики. (3 человека )III. Сообщение темы урока. Тема нашего урока «Лоскутная мозаика» .Вы познакомились с новым видом рукоделия – лоскутным шитьём; научитесь приёмам выполнения лоскутного шитья, подбирать лоскутки по цвету, используя сочетания цветов; изготовите из бумаге аппликацию в технике лоскутная мозаика.
IV. Изучение нового материала.
Учитель ИЗО: Представьте себе, как долгими зимними вечерами в уютном деревенском домике (Слайд 3), под неторопливые разговоры женщин, собравшихся вместе после тяжелых хлопот дня, рождались прекрасные творения их рук, служившие годами и передававшиеся из поколения в поколение.
Учитель технологии: (Слайд 4)
Все в доме спят, а я поворожу,
Пасьянс лоскутный тихо разложу,
Что есть в душе - о том и расскажу,
Про жизнь свою иголкой напишу.
Раскрою веер, сказочный ковер
Сошью, сумею, выстелю узор,
Поймав рукой перо из лоскутка,
Жар-птицей унесусь под облака.
Учитель ИЗО: Сегодня наш урок посвящен одному из старинных видов рукоделия - лоскутному шитью, или лоскутной мозаике, где вы познакомитесь с историей лоскутного шитья и научитесь составлять узоры из подручного материала: бумаги и лоскутков. Это очень древний вид творчества. Самое древнее изделие в стиле лоскутной мозаики датируется 980 г. до нашей эры и было найдено в Египте. Фрагменты мозаичных изделий были обнаружены при раскопках скифских курганов (Слайд 5). В Европе лоскутная мозаика появилась около 800 лет назад, во времена крестовых походов. Не исключено, что толчком к появлению лоскутных орнаментов послужило древнее искусство создания мозаичных композиций, дошедшее до нас из глубины веков. Недаром шитье из лоскута называли также «лоскутная мозаика»
Учитель технологии: Принято считать, что лоскутное шитье первоначально возникло в Англии, где в середине XVIII бережливые женщины, выкроив из дорогого ситца одежду, стали использовать его остатки для создания других изделий. Таким образом, первоначально лоскутная техника возникла в результате нехватки материалов и их дороговизны (Слайд 6).
В России шить из лоскутков стали во второй половине ХIХ в., в это время появился в продаже дорогой заморский ситец. Идеей для создания лоскутной техники послужили обыкновенные заплаты, которые обыкновенно ставились на ещё крепкие, но слегка потертые вещи. Заплаты имели разнообразные формы и расцветки. Это помогло мастерицам прийти к мысли о возможности создания изделий из лоскутков.
Лоскутное шитьё не прекращалось никогда, а в последнее десятилетие ХХ в это традиционное женское рукоделие стало возрождаться во всем мире, но уже под названием «пэчворк» (Слайд 7).
Учитель ИЗО: Лоскутная техника не утратила своего обаяния и сегодня. (Слайд 8- 11). Очень часто на страницах журналов можно увидеть изделия, выполненные в лоскутной технике.
Создавать из лоскутков что-то новое и необычное - занятие увлекательное и, в отличие от других видов декоративно- прикладного искусства, таких как: вышивание, вязание, плетение и др, не требует особых навыков. Надо немного уметь шить и быть в работе очень аккуратным. Это рукоделие развивает художественный вкус, воспитывает терпение, приучает к аккуратности, обогащает нашу внутреннюю жизнь и приносит истинное удовольствие от выполненной работы. Незаслуженно забытые изделия ручного труда в нашей стране вновь обретают свою ценность и превосходство над серийными промышленными образцами. Недаром в народе всегда ценили ручную работу как источник эмоциональной духовности.
Учитель технологии:
Почти все ткани можно использовать для лоскутного шитья, но начинающей мастерице лучше всего работать с хлопчатобумажными тканями. Они хорошо стираются и прекрасно утюжатся. Это прежде всего сатин, ситец и лен. Шьют также из шелка, атласа, сукна, драпа, из плотного вязаного полотна, тканей других видов, лишь бы они не плавились под утюгом (СЛАЙД 12-13).
Учитель ИЗО: Геометрические узоры в лоскутной мозаике носят красивые названия: мельница, колодец, вертушка, елочка, пила, звезда, окно и другие (Слайд 14,15). Элементами этой мозаики могут служить квадраты, прямоугольники, ромбы, треугольники, шести- и восьмиугольники и так далее. Узоры обычно складываются из повторяющихся элементов, поэтому для удобства раскроя материала применяют шаблоны.
Учитель ИЗО: (Слайд 16-17).Чтобы подчеркнуть разную тональность элементов, нужно применять контрасты: в изделии всегда должны сочетаться темные и светлые части. Располагая светлые элементы рядом с темными, художник усиливает звучность их цвета.
Характеризуя различные цвета, часто употребляют слова «теплый» и «холодный». К первым относят красный, оранжевый и желтый, ко вторым: голубой, синий, фиолетовый. Теплые цвета кажутся расположенными ближе (выступающими), а холодные - дальше своего фактического расположения на плоскости (то есть отступающими). Это явление можно использовать в своем узоре.
Физминутка ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ДЕРЕВО И ЛИСТОЧКИ
Соблюдайте правила по технике безопасности:
Техника безопасности на уроках технологии
1. Работу начинай только с разрешения учителя
2. Не отвлекайся во время работы.
3. Употребляй инструменты только по назначению.
4.Ножницы должны лежать на столе с сомкнутыми лезвиями
5. Не работай неисправными инструментами.
6. Инструменты и оборудование храни в предназначенном для этого месте.
7. Содержи в чистоте и порядке рабочее место.
8. Не разговаривай во время работы.
9. Выполняй работу внимательно.
Правила работы с клеем
1.При работе с клеем пользуйся кисточкой, если это требуется.
2.Бери то количество клея, которое требуется для выполнения работы на данном этапе.
3.Клей наносят на середину листа и размазывают равномерно к краям. Края надо всегда хорошо смазывать.
4. Когда бумага намазана клеем, надо немного подождать, чтобы она размокла и растянулась, а то будут морщины и складки.
5.Деталь надо сначала примерить. А потом намазывать клеем.
6. Излишки клея убирай мягкой тряпочкой или салфеткой, осторожно прижимая ее.
7.Кисточку и руки после работы хорошо вымой с мылом.
Правила работы с линейкой и карандашом
1. Линейку держи левой рукой, а карандаш правой.2. Работай только хорошо отточенным карандашом.
3. Линию проводи слева направо.
4. При черчении карандашом, держи его наклонно.
5. Не нажимай на карандаш, линейку не двигай.
Практическая работа. Создание эскиза коврика (цветная бумага, клей, белая бумага для основы).
Учитель ИЗО Работа в группах (народные песни)
Сегодня будем работать на уроке с бумагой для своей работы вам надо выбрать один из элементов узора: колодец, пила, елочка. мельница ( лежат на столах в конвертах). Работу можно сделать в теплых, холодных или контрастных тонах. Используя цветовой круг, подберите необходимые цвета. Применяя трафареты, вырежьте из цветной бумаги геометрические фигуры составляющие узор.
Из вырезанных геометрических фигур соберите эскиз коврика и, наклеив его на основу, закончите работу.
Четкость и аккуратность главное условие в работе.
Выполнение практической работы. Подведение итогов.
Защита практической работы
(3-4 МИНУТЫ ВИДЕО)
Рефлексия
1.Какую тему мы сегодня изучили на уроке?
2.Ребята, так что же такое лоскутная мозаика?
3.Какие техники лоскутного шитья вы знаете?
4.Что такое пэчворк?
5. Какие ткани используют для лоскутного шитья?
6.Какие цвета являются основными?
Закрепление изученного материала
Учитель технологии.
Лоскутная техника - самый популярный вид рукоделия на сегодняшний день, не требует больших материальных затрат, предполагая использование «бабушкиных сундуков» и остатков ткани, которые найдутся в каждом доме. Вещи, выполненные в технике «пэчворк», разнообразны, оригинальны, неповторимы. Их можно использовать и для украшения интерьера и как аксессуары. К тому же фольклорный стиль всегда в моде. Этот вид рукоделия развивает художественный вкус, воспитывает терпение, усидчивость, приучает к аккуратности. Испытав радость творчества от выполненной работы, мы оставляем в наших вещах тепло своих рук и частичку души. Готовые работы вы можете увидеть на стенде.
Домашнее задание: подготовить ткани.
Спасибо за внимание, все свободны.