Технологическая карта по русскому языку с использованием игровой технологии Слова с несколькими значениями
Оформление педагогической разработки в виде проекта учебного занятия с использованием игровой технологии.
Класс: 2 «Б»
Предмет: Русский язык
Тема урока: Слова, у которых несколько значений
Тип урока: Изучение нового материала
Цель урока: дать представление о многозначных словах, о принципе сходства многозначных слов.
Задачи урока:
Образовательные: Обратить внимание детей на сходство предметов как условие возникновения переносных значений у слова; научить школьников определять конкретное значение многозначного слова в речевом употреблении; учить пользоваться толковым словарем.
Воспитательные: воспитывать интерес к русскому языку, самостоятельность, культуру общения, формировать активность.
Развивающие: развивать речь, мышление, воображение, творческие способности
Этап урока
Время,
мин
Цель этапа
Содержание
учебного материала
Методы и приемы работы
ФОУД
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Организация начала занятия
1-2
Проверка готовности обучающ., их настрой на работу
-
Стихотворное начало урока;
Рапортичка( определение отсутствующих)
Ф
Приветствует обучающихся, проверяет готовность уроку. Проверка отсутствующих
-Громко прозвенел звонок –Начинается урок.Мы пришли сюда учиться, не лениться, а трудиться.Работаем старательно, слушаем внимательно.
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.
Проверка дом. задания
5
Установить правильность, полноту и осознанность выполнения д/з учащихся
-
Беседа; Постановка дополнительных вопросов.
Ф
И
Проверка за короткий промежуток времени знаний и способов действий, установление пробелов в их усвоении
Проверяют дом. Задание, выявляют свои ошибки, выполняют подобные задания.
Подготовка к основному этапу
5-7
Обеспечение мотивации, принятие цели, актуализация знаний и умений.
На доске: иллюстрация «Чебурашка с часами »
Сообщение темы в виде проблемного вопроса
Ф
-Ребята, сегодня у нас с вами необычный урок. К нам в гости пришел Чебурашка, и ему нужна наша с вами помощь. Ему на день рождения подарили часы. Но ему стали говорить странные вещи:
Говорят часы стоят
Говорят часы спешат
Говорят часы идут
Но немного отстают
Мы смотрели с Геной вместе
А часы стоят на месте.
Что же так удивило Чебурашку?
Как вы думаете, почему так говорят?
А вам самим хотелось бы узнать, почему так говорят?
У меня в руках толковый словарь, как вы думаете, зачем он мне?
Верно, и на сегодняшнем уроке мы часто будем его открывать, чтобы разобраться в этом коварном русскому языке вместе с Чебурашкой.
То, что часы не ходят как люди, но о них так говорят.
(затрудняются ответить)
Да
Чтобы посмотреть значение слов.
Усвоение новых знаний, способов действий.
10-12
Облегчить восприятие осмысления и первичное усвоение учащимися изучаемого материал
Иллюстрации: кисть винограда, кисть руки, кисть для рисования.
Учебник страница 101, правило.
Толковый словарь Ожегова.
Объяснение;
Иллюстративная наглядность; Беседа;
Опрос;
Работа со словарем
Ф
И
Посмотрите на доску.
Что вы видите на иллюстрациях?
Какое слово повторяется?
Итак, все предметы разные, но называются одинаково? Как вы думаете почему?
Откройте учебники на стр. 101. Прочитайте правило в рамочке. Что вы поняли? Кто мне может объяснить?
Верно, давайте же тогда посмотрим в нашем словаре сколько значений у слова кисть?
А теперь давайте проверим слово идти.
Итак, мы узнали, что слова могут иметь одно или несколько значений. То есть бывают однозначными и многозначными. Давайте же еще раз объясним Чебурашке, правило, с которым мы сегодня познакомились.
Кисть винограда, кисть руки, кисть для рисования.
Слово кисть
Предлагают свои версии
Если в словаре слово записано один раз, то это одно слова с разными значениями, а если несколько раз, то это разные слова, похожие по написанию и звучанию
(убеждаются, что слово кисть имеет несколько значений)
(находят слово и убеждаются, что слово идти имеет несколько значений)
(Повторяют правило)
Первичная проверка понимания
7
Установить правильность и осознанность изученного материала, выявить пробелы понимая, провести коррекцию.
Учебник страница 102, упражнение
Толковый словарь Ожегова.
Работа со словарем
Ф
И
Чебурашка все понял, но просит нас показать ему как искать многозначные слова.
Прочитайте ещё одно стихотворение:
Где растут шишки?
На ёлке у опушки
И у Смирнова Мишки
На лбу и на макушке.
Почему шишку на лбу так назвали? На что похож этот вырост после ушиба? Следовательно, название слова выбрано не случайно, а благодаря сходству с другим предметом, поэтому в словаре должны быть указаны несколько значений слова ШИШКА. Причем можно установить, какое значение появилось первым. Если у слова несколько значений, то значение, которое появилось раньше, записано в словаре первым.
Проверьте по Толковому словарю.
Мы проверили по толковому словарю слово ШИШКА, и какой вывод сделаем?
.
(Читают стихотворение)
Она похожа на еловую шишку
ШИШКА, - и. 1. Орган размножения хвойных растений. Например: сосновая шишка; еловая шишка. 2. Выпуклость, бугорок на теле человека или животного от ушиба. Например: набить шишку
Наше предположение подтвердилось, слово ШИШКА с двумя разными значениями.
Закрепление знаний и способов действий
7
Обеспечить закрепление в памяти учащихся способов действия, повышение уровня осмысления.
Запись предложений на доске.
Создание ситуации успеха; Творческое задание; Работа со словарем
Ф
И
Теперь Чебурашка все понял и хочет показать своему другу крокодилу Гене, какой он умный. Давайте поможем Чебурашке и придумаем по 2 предложения с многозначным словами. В этом вам помогут толковые словари.
Самые лучшие предложения запишем на доске
(предлагают свои предложения, например, Мама купила кисть винограда. Миша поранил кисть руки.; У папы золотые руки. Мама купила золотой браслет.; Мы говорим на русском языке. Сашка показал мне язык.)
Подведение итогов. Рефлексия
2-3
Дать качественную оценку работы класса и отдельных учеников, провести рефлексию учащихся .
На барометре успеха ставится отметка.
Беседа;
Барометр успеха
Ф
И
Ну вот наш урок подошел к концу. Вы сегодня все хорошо потрудились Вам понравилась сегодняшняя тема? Что больше всего запомнилось? Что показалось трудным?
На своем барометре успеха отметьте, насколько хорошо вы работали на сегодняшнем уроке.
Чебурашке тоже очень понравился сегодняшний урок, он нас всех благодарит за помощь и будет с нетерпением ждать следующей встречи.
(Отвечают)
(оценка своей деятельности)
Инф. О дом. задании
2
Обеспечить понимание учащимися домашнего задания.
На доске: домашнее задание - Составьте три пары предложений с многозначным словами и нарисуйте к ним иллюстрации..
Объяснение.
Ф
А в знак благодарности он хочет подарить вам очень интересное творческое домашнее задание. Записываем в дневники: Составьте три пары предложений с многозначными словами и нарисуйте к ним иллюстрации.
(записывают в дневник домашнее задание)
15