Варианты заданий с использованием технологии дифференцированного обучения.
Дифференцированный подход при обучении истории, как средство повышения познавательного интереса учащихся к предмету.
Непростым моментом в дифференцированном обучении является составление заданий различной степени сложности. Обычно принята следующая градация заданий:
Первый уровень – продвинутый, творческий (предполагает, что ученики справятся с заданием самостоятельно, без подсказок учителя. Эти задания носят характер сравнения, выявления и решения какой-либо проблемы). Второй уровень – базовый, репродуктивный (основное звено, базовые знания, возможен некоторый алгоритм выполнения задания).
Третий уровень - стартовый, минимально допустимый (слабые ученики должны иметь подсказку в виде плана).
Примеры дифференцированных заданий для 5-9 классов:
Тема: «Олимпийские игры».
1.Расскажите о том, как в Древней Греции проходили Олимпийские игры (опишите каждый из 5 «незабываемых» дней).
2.Опишите состязания, в которых принимали участие древнегреческие атлеты:А)пятиборье
Б)гонки колесниц.
3.В чем состоит отличие Олимпийских игр в Древней Греции и современныхОлимпийских игр? В чем сходство?
2. Повторение темы: «Россия в эпоху Петра 1».
1.Оцените деятельность Петра 1 для будущего развития России. 2.Опишите, какие преобразования были осуществлены Петром 1 А) в экономической сфере
Б) в сфере государственного управления
В) в военной сфере
Г) в культурно-бытовой сфере
3.Расскажите об участии России в Северной войне по плану: -причины -основные события
- результаты и значение
3. Тема: «Новая экономическая политика».
1.Опишите, что изменилось после введения новой экономической политике в области сельского хозяйства, промышленности, торговли, в социальной сфере. 2.Сравните новую экономическую политику и политику «военного коммунизма». 3.Каковы причины перехода большевиков к новой экономической политике?
Также необходима корректность при делении учеников на группы. Самым целесообразным является предоставление возможности ученикам самим выбрать уровень, на котором они будут работать. Практика показывает, что ученики в большей части адекватно оценивают свои возможности, но в то же время стремятся всегда к повышению уровня сложности, чтобы получить более высокую оценку своих знаний. Это лишний раз доказывает, что дифференцированный подход стимулирует учеников.
Литература1.И.C. Якиманская Технология личностно-ориентированного образования.
М., «Сентябрь», 2000 г.
2. М.В. Буланова – Топоркова, А.В. Духавнева, В.С. Кукушин, Г.В. Сучков Педагогические технологии, Издательский центр «Март», Москва – Ростов-на-Дону, 2004г.
3. М.И. Лукьянова, Н.А.Разина и др. Личностно ориентированный урок: конструирование и диагностика., Москва, «Педагогический поиск», 2006 г. 4. Ж. Преподавание истории и обществознания в школе, № 4, 5,2008г.