Методы и приемы работы с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Государственное областное бюджетное образовательное учреждение
«Центр психолого-медико-социального сопровождения»










Методы и приемы работы с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата.



Сидоренко Анастасия Григорьевна,
учитель – дефектолог









г.Мурманск, 2014г.
Дети с нарушениям опорно-двигательного аппарата представляют собой многочисленную группу детей, имеющих различные двигательные патологии, которые часто сочетаются с нарушениями в познавательном, речевом и эмоционально-личностном развитии.
В последние годы отмечается тенденция к активному включению детей с двигательными нарушениями в общеобразовательную школу.
Какие показатели развития благоприятны для инклюзии детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата?
Нормальное или близкое к нормальному интеллектуальное развитие.
Отсутствие сопутствующих нарушений (зрения, слуха, грубого недоразвития речи).
Достаточно развиты навыки самообслуживания (сам одевается, ест, т.д.).
Хотя бы одна рука способна к различным манипуляциям.
Разборчивая речь.
Для того чтобы включение ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата в общеобразовательную школу оказалось успешным, педагоги и другие участники образовательного процесса должны знать особенности развития своих учеников и учитывать их в учебном и воспитательном процессе.
Почти у всех детей нарушены тонкие дифференцированные движения пальцев, что мешает формированию навыков самообслуживания, изобразительной деятельности, письма.
Педагогу следует учитывать, что акт письма формируется крайне медленно. Для развития мелкой моторики можно использовать следующие упражнения:
Самомассаж
Пальчиковая гимнастика, пальчиковые игры
Выкладывание букв из различных материалов
Игры с пластилином, бумагой, карандашом, крупами, бусами, камешками
Шитье, плетение
Вырезание
Рисование, раскрашивание, штриховка
Игры со счетными палочками
Игры с конструктором, мозаикой
Шнуровки
Аппликация, лепка
Недостаточное развитие у детей зрительно-моторной координации. Зрительно-моторная координация особенно важна на начальном этапе обучения чтению, когда движение пальцем ребенок прослеживает глазом, указывает и определяет последовательность букв, слогов, слов. Будут полезны следующие упражнения:
Рисование горизонтальных и вертикальных прямых линий от заданного начала до заданного конца
Рисование наклонных и изогнутых линий по образцу
Корректурные пробы
Различные «соединялки»
Раскрашивание
Дорисовывание
Обводка, штриховка, раскрашивание
Написание цифр
Копирование образца по точкам
Лабиринты
Графические диктанты
Прямое и зеркальное копирование образца с опорой на клетки
У многих детей с нарушениями ОДА недостаточно развиты пространственный анализ и синтез. Работа по развитию пространственной ориентировки идет по следующим направлениям:
обучение ориентировке в схеме собственного тела.
обучение восприятию местоположения и удаленности предмета в пространстве.
обучение восприятию пространственных отношений между предметами
обучение ориентировки на плоскости.
В тесной связи с нарушениями зрительно-пространственного синтеза находится слабость функций счета. Эти расстройства проявляются в замедленном усвоении числа и его разрядного строения, замедленной автоматизации механического счета, неузнавании или смешении арифметических знаков и цифр при письме и чтении. В связи с этим необходимо применять:
разнообразный наглядный материал, чертежи, схемы, рисунки;
упражнения на развитие мыслительных операций.
Практически у всех детей отмечается пониженная работоспособность. Таким детям необходимо крайне аккуратно дозировать нагрузку, давать перерывы при продолжительных заданиях. Более интенсивно нагружать в начале урока и снимать нагрузку в конце занятия.
Особенности учебной деятельности учащихся с двигательными нарушениями в значительной степени определяются различными нарушениями речи.
Характерным проявлением являются разнообразные нарушения произносительной стороны речи. Коррекционной работой в этом направлении занимается логопед.
Часто у детей с нарушениями ОДА отмечаются нарушения письма и чтения.
Коррекция дислексии проводится в несколько этапов:
I этап. Проводятся специальные подготовительные упражнения по развитию зрительного восприятия цвета, формы и пространственных отношений.
II этап. Тренировка чтения разных слогов.
III этап. Чтение слов, не несущих смысловой нагрузки: гаурезанкар, мордкан, кортлаля, малакартар, чиндростон. Предъявление слов, не имеющих семантического значения, не позволяет ребенку читать по догадке, опираясь на логически-смысловую память.
IV этап. Чтение текстов, которые составлены по законам морфологии и грамматических связей в русском языке из слов, не имеющих семантической значимости по типу «Глохая куздря».
При обучении детей с двигательными нарушениями чтению в начальных класса педагог может воспользоваться такими приемами, как
выделение (маркировка) начала строки, заглавной буквы, начальной фразы текста, с которой учащимся предлагается читать или писать,
ограничение нужного слова, текста, предложения специальными прорезями и т. п.
При коррекции нарушений письма следует учитывать форму дисграфии и в зависимости от этого строить систему психологической и логопедической работы при оптической, аграмматической дисграфиях или дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза.
У детей с нарушениями ОДА обнаруживаются недостатки в развитии произвольного внимания.
Важную роль в развитии внимания имеет речь учителя. Она должна быть внятной, четкой, оптимальной громкости с переменными интонациями, приуроченными к тем местам объяснения, которые имеют ключевое значение.
Важно использовать разные приемы привлечения непроизвольного внимания детей на протяжении урока с учетом его содержания. Использование интересного, увлекательного материала в начале урока способствует поддержанию внимания в течение более длительного срока. Для поддержания повышенного уровня внимания на протяжении уроков может быть полезно создание у учеников ожидания интересного продолжения в конце урока.
Существуют различные приемы для привлечения внимания к учебному материалу. Так на доске различными мелками подчеркивать то, что наиболее важно для понимания и усвоения того или иного раздела программы. Нужно учитывать, что при изучении особенностей зрительного восприятия и эмоционально-волевых аспектов с помощью теста Люшера можно выявить предпочитаемые ребенком цвета. Эти наблюдения особенно важны при индивидуальной работе с детьми.
Немаловажное значение имеет размер, яркость зрительных стимулов. Повышенная отвлекаемость детей с незрелыми процессами регуляции деятельности требует особого контроля за тем, чтобы во время занятий, а особенно при объяснении нового материала в поле внимания детей не попадали новые, не имеющие отношения к этому материалу раздражители. Например: надо продумать, где разместить стенды с информацией к уроку, с новым материалом.
Следующая важная проблема, с которой сталкивается учитель, – это недостатки памяти. Проявляется это в том, что хорошо понятный и усвоенный материал даже на следующий день может восприниматься как незнакомый. Учителю целесообразно начинать урок с краткого повторения хорошо усвоенных понятий, а затем переходить к малознакомому. Узнавание ранее воспринятого обычно сопровождается положительными эмоциями. Положительный эффект дает запись на доске нового материала и оставление его до следующего урока. Для лучшего запоминания учитель обычно дважды читает соответствующий материал. Хорошо действует дополнительное прочтение того же отрывка отдельными учениками (желательно с хорошей дикцией) и особенно хором. Можно задавать наводящие вопросы. Эффективна запись на доске основных положений совместно с учениками.
Многим детям присуща эмоционально-волевая незрелость, поэтому учителям следует широко использовать поощрения. Отрицательные оценки деятельности ученика влияют крайне неблагоприятно, т.к. детям с нарушениями ОДА свойственна повышенная тревожность, ранимость, обидчивость. Создание положительного эмоционального отношения – важный фактор успешной адаптации к школьным условиям, фактор улучшения усвоения знаний и навыков.
Как оценивать достижения детей?
Достижения детей в овладении программным материалом оцениваются на протяжении всего периода обучения в школе. С этой целью используются:
1) тестовые задания для изучения уровня достижений в овладении знаниями, умениями и навыками по этапам обучения с учетом развития двигательных и речевых навыков;
2) тематические текущие и годовые проверочные задания по основным предметам на протяжении всего периода обучения;
3) срезовые задания, выявляющие жизненные потребности и интересы учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
4) экзаменационные работы и билеты для оканчивающих основную школу, которые разрабатываются администрацией школы с учетом возможностей детей и имеющихся у них нарушений. На экзаменах за среднюю школу работы и билеты, предназначенные для общеобразовательной школы;
5) анкеты для педагогов, воспитателей, родителей, в которых дается оценка продвижения детей в интеллектуальном, речевом и двигательном развитии, указываются трудности в овладении учебным материалом и особенности поведения учащихся.
Требования к уровню подготовки обучающихся
I ступень (начальная школа) соответствует требованиям начальной школы общего назначения с учетом особенностей двигательного и речевого развития детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата. В подготовительном и I классах используется только качественная оценка успешности освоения школьной программы. Знания учащихся оцениваются с учетом особенностей нарушений речи и затруднений в письме, обусловленных двигательными расстройствами. Обучающиеся в начальных классах, не справившиеся с учебной программой по состоянию здоровья, по решению медико-педагогической комиссии могут быть оставлены на повторный курс обучения с использованием при необходимости индивидуальной учебной программы.
Т.о., коррекционно-развивающее воздействие осуществляется на основе использования разнообразных практических, наглядных и словесных методов. Методы и приемы организации учебно-воспитательного процесса предполагают сочетание теоретического, теоретико-практического и практического усвоения учебного материала.
Перед специалистами, работающими с детьми с нарушениями ОДА, встает важная задача профилактики и коррекции этих нарушений. Конкретные задачи этой работы в отношении каждого ребенка могут быть определены только после комплексного обследования.

Литература.
Детский церебральный паралич /Авторы: Шипицына Л.М.; Мамайчук И.И. СПб., Изд-во "Дидактика Плюс", 2001, 272 с.
Создание специальных условий для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в общеобразовательных учреждениях: Методический сборник/ Отв. ред. С.В. Алехина // Под. ред. Е.В.Самсоновой. М.: МГППУ, 2012. 64с.









13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215