Технологическая карта урока русского языка во 2 классе на тему Как делаются слова. Сложные слова с соединительными гласными


Технологическая карта урока русского языка во 2 классе

Тема урока: Сложные слова с соединительными гласными
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цель: создание условий для достижения учащимися образовательных результатов:
Личностные
- осознавать свои возможности в учении, способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха, связывая успехи с усилием и трудолюбием;
- формировать желания выполнять учебные действия;
- умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные УУД
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение
Коммуникативные УУД
Уметь оформлять свои мысли в устной форме, аргументировать свою точку зрения; принимать другое мнение и позицию; допускать существование различных точек зрения; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им
Познавательные УУД
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке
Предметных результатов:
-Знакомство детей с образованием сложных слов с помощью сложения двух основ и соединительной гласной;
- знакомство с лексическим значением сложных слов;
-упражнение в нахождении сложных слов;
-умение определять, с помощью основ каких слов они образованы;
-развитие орфографической зоркости,
-обогащение письменной и устной речью уч-ся,
-Знать правописание соединительных гласных в сложных словах.



Формирование УУД на уроке:
Познавательные УУД
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач ;
- способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.);
Коммуникативные УУД
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
- сотрудничество в поиске и сборе информации;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;
- формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;
- формирование умения работать в малых группах.
Регулятивные УУД (типы учебных действий)
- целеполагание;
- планирование;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;
- коррекция;
- оценка
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, групповая.
Средства обучения: презентация, учебник, рабочие тетради,














Технологическая карта

Этапы урока

Деятельность учителя
Деятельность обучающихся

1.Самоопределение к деятельности. Организационный момент.



Эмоциональный настрой






2.Актуализация знаний уч-ся и фиксация затруднений в деятельности.












3. Постановка учебной задачи урока.







4.Построение проекта выхода из затруднения




































5.Первичное закрепление новых знаний




































6.Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу ( взаимопроверкой)







8. Рефлексия



























Прозвенел звонок и смолк - начинается урок.
Вы за парты тихо сели, на меня все посмотрели.
Пожелайте успехов глазами
И вперёд, за новыми знаниями.
– Начинаем урок русского языка.
– Рассказать секреты слова Я для вас всегда готова. Но на уроке будь готов Сам раскрыть секреты слов.
– Ребята, вы готовы сделать новые открытия? Тогда приступаем к работе.
Предлагаю открыть тетради и записать число.
1.Чистописание Мин. Красивого письма
-В упражнении по чистописанию сегодня будем писать буквы О и Е.
Оо
Ее
3. Повторение пройденного
- Как называется раздел, над которым мы с вами работаем?
-Какие части слова вы знаете?
-При помощи, каких частей образуются или делаются новые слова?
3. Карточка ( работа в паре ) Музыка леса
лесной, лесок, перелесок, лесопарк
-Где мы с вами опять очутились? ( в лесу)
-Как и от какого слова обрадовались слова? Разберите по составу.
-Какое слово вызвало затруднение. (ЛЕСОПАРК) Почему?
(Не знаем как оно образовалось, как его разобрать по составу)
-Что можете сказать об этом слове? ( Оно сложное)
- Что вы знаете о сложных словах?( Слова образованные от основ разных слов- это сложные слова, соединяются соединительной гласной)
-Кто знает, что оно обозначает? (участок леса, который используется как парк) Как можно догадаться о его значении?
( взяв значения каждого слова)

-Попробуйте сформулировать тему нашего урока.
-Какой раздел изучаем? ( Как делаются слова)
-А теперь откроем учебники и убедимся в этом ( Содержание, стр.91)
-Что ещё предстоит нам узнать на уроке? Какие цели мы поставим для себя на уроке?
- Что мы уже знаем? Что предстоит узнать?
- Какой главный вопрос? ( как образуются сложные слова)

Планирование своей работы ( карточки плана на доску)
-Сегодня вы будете исследователями, вам предстоит сделать очередное научное открытие.
- Какими нужно быть, чтобы исследования прошли успешно?
(активными, внимательными, помогать друг другу)

-Маша и Миша не могут составить сложные слова. Давайте им поможем
с. 92, учебник.
-А теперь догадайтесь, как называется полоса леса, то есть полоса зелёных насаждений? (ЛЕСОПОЛОСА)
-А как называется земля между лесом и степью? ЛЕСОСТЕПЬ
-Как называется завод по обработке леса? ЛЕСОЗАВОД
-А комбинат по заготовке леса? ЛЕСОКОМБИНАТ
-А как называется посадка леса? ЛЕСОПОСАДКА

- Как называются все эти слова?( эти слова называются СЛОЖНЫМИ)
-Как вы думаете, почему эти слова получили такое название?
-Как пишутся сложные слова?

-Молодцы! Поработали мы дружно, отдохнуть теперь нам нужно
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ( электронная)
-Проведём исследование (вывешивает плакат)
Исследование №1. Образование сложных слов.
-Вы знаете, что сложные слова состоят из частей. А как соединяются эти части? Что им помогает?( соединительная гласная)
-Давайте рассмотрим это на примере слова ЛЕСОПАРК

4. Наблюдение. Работа в парах
-Обсудите, как образовалось это слово?
ЛЕС/ + ПАРК/= ЛЕСОПАРК
- Кто объяснит у доски.
Сначала слово ЛЕС лишилось своего окончания и осталась основа ЛЕС/. Затем слово ПАРК лишилось своего окончания и осталась основа ПАРК/ Затем к основе первого слова с помощью буквы О присоединилась основа второго слова. Получилось слово ЛЕСОПАРК – мужского рода с нулевым окончанием.
ЛЕС/ + ПАРК/=ЛЕСОПАРК

Упр.102
( парная работа) Решите в паре, кто какое слово объясняет
-Давайте вместе попробуем показать письменно, как образовалось слово лесостепь: лес/+степь/=лесостепь;
лесозавод: лес/+завод/=лесозавод
-Разберём слова по составу.
-Как образовалось данное слово? (сложением двух основ)

-Какая соединительная гласная в сложных словах.
Конструирование
Сконструируйте образование сложных слов.
5.Работа над лексическим значением слов: ЛЕСОРУБ и ЛЕСОВОЗ
- Что означает первое слово? На какой вопрос оно отвечает? (КТО?)
Что делает лесоруб в лесу? Объясним значение этого слова (лесоруб-лес рубит)
-Что означает второе слово? На какой вопрос оно отвечает? (ЧТО?)
Объясним значение второго слова (лесовоз-лес возит)

- Какие соединительные гласные соединили основы простых слов?
-Как вы думаете, почему соединительная буква так называется?
6. Игра «Замени предложение одним словом».
Ребята, вы любите играть? Предлагаю поиграть в игру «Замени предложение одним словом». Работаем как олимпийцы ловко, быстро и точно. Проверяем ваши результаты. Слайды
1. Любитель книг. (Книголюб)
2. Машина, которая возит молоко. (Молоковоз)
3. Машина, которая сама летает. (Самолёт)
4. Человек, который пасёт свиней. (Свинопас)
5. Явление природы, когда снег падает –(снегопад)
6. В старину большой чайник, за которым собирались все члены семьи. (Самовар)
7. Судно-корабль, который ходит по Луне. (Луноход.)
8. Русская народная игра-пляска вокруг елки. (Хоровод.)
Давайте проведём последнее исследование и узнаем какую роль играют сложные слова в речи?
Исследование №2. Наблюдение над ролью сложных слов в речи) -А что означает слово маслозавод? (Завод, на котором делают масло) -Что удобнее использовать в нашей речи: слово маслозавод или  предложение  Завод, на котором делают масло? (слово маслозавод) -Почему? (Так короче, удобнее, быстрее)
- Какую роль играют сложные слова в русском языке? (Их используют для краткости речи; вместо того, чтобы использовать предложение или словосочетание)
7. Индивидуальная работа по карточкам

-А сейчас, проверим, как вы поняли новую тему,
-Для закрепления, проверим уровень знаний.
Самостоятельная работа.
Разноуровневые карточки на: 5,4,3
8.Работа в тетрадях на печатной основе (упр.59) (Доп-но)
(взаимопроверка)

- Как вы думаете, всё ли вы узнали о сложных словах? (наверное, нет)
Сложными словами могут быть некоторые фамилии, названия городов, профессий. Ещё есть сложные слова без соединительной гласной буквы.
На следующем уроке мы продолжим знакомится со сложными заданиями.
- Как вы считаете, мы достигли наших целей?
Продолжи фразу:
Я узнал
Удивился
Исследовал
Закройте глаза на минутку и вспомните, что было на этом уроке, какие задания мы выполняли, с чем работали. Проанализируйте и поставьте себе оценку с помощью 3 цветных карандашей (зелёный, жёлтый и красный)
З– у меня на уроке все получилось. Я доволен собой.
Ж– у меня на уроке были затруднения, но я справился.
К– задания на уроке оказались слишком трудными. Мне нужна помощь!
- Сегодня на уроке вы потрясающе поработали!
Самыми активными были Оценки за урок!!!!

-Я благодарю вас за работу на уроке. Урок окончен!












Дети высказывают своё мнение


Дети записывают, число, классная работа, выполняют упражнение чистописания
Как делаются слова (Состав слова)
Корень, приставка, суффикс и окончание.
Приставка, суффикс
Работа в паре
К каждому слову находят слово от которого оно образовалось, разбирают по составу.
Находят затруднение и выход из него.

Объясняют значения слов.




Предполагают тему.
Читают тему в учебнике(стр.91)
Ставят цели:
1.Узнать, как образуются сложные слова;
2.При помощи чего соединяются корни в сложных словах?
3. Какую роль играют сложные слова в речи?
Планируют деятельность



Объясняют значения слов.

















Даны на доске два слова: ЛЕС ПАРК



Обсуждают в паре как образовалось слово ЛЕСОПАРК








Взаимопроверка, сравнение с образцом.




Работа в парах по конструированию слова.
( отрезают части и составляют слово)

ЛЕС- РУБИТЬ

ЛЕС- ВОЗИТЬ












Работая в группе дети отмечают карандашом в учебнике слова























Дети выполняют упр.59
( дополнитьельно)

















Дети оценивают свою работу на уроке