Практико-ориентированный проект Математика и диета


ОГБОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 10 г. Рязани»
-1397056515МАТЕМАТИКА
И
ДИЕТА
00МАТЕМАТИКА
И
ДИЕТА

2014 год
Паспорт проекта
Участники проекта: учащиеся школы № 10 (возраст 15-16 лет).
Учебные предметы, в рамках которых проводится работа по проекту: математика.
Учебные предметы, близкие к теме проекта: биология, физика, химия.
Тип проекта: исследовательский.
Заказчики проекта: учащиеся, учителя, родители.
Цель проекта: формирование у учащихся осознанного отношения к здоровью как к ценности жизни; способности использовать в поведении всю информацию, которая служит сохранению и укреплению здоровья, конкретных привычек здорового образа жизни.
Задачи проекта:
☼ расширение теоретических знаний школьников в образовательной области “Математика”;
☼ создание условий для формирования у подростков навыков общей культуры, включая культуру питания;
☼ обеспечение профилактики и отказа от вредных продуктов питания;
☼ способствование формирования положительной мотивации выработки своего индивидуального способа поведения, позволяющего сохранить здоровье в современных условиях жизни.
Проблемные вопросы проекта:
- Как оценить свой режим питания?
- Как определить насколько питание является рациональным и здоровым?
- Как правильно составить индивидуальную диету?
Ожидаемый результат: формирование устойчивого интереса учащихся к процессу и содержанию деятельности, а также познавательной и социальной активности; умение составлять индивидуальную диету.
Аннотация проекта.
Самое драгоценное у человека – это здоровье. Только здоровый, всесторонне развитый, образованный человек способен быть настоящим творцом собственной судьбы. Здоровье нельзя купить, ни за какие деньги, но сформировать его и сохранить на долгие годы может каждый, если раз и навсегда выберет здоровый образ жизни.
Результаты изучения показали, что сама по себе медицина решить проблему сохранения и укрепления здоровья современного человека не в состоянии. Ей необходима помощь педагогики, так как все основные «факторы риска» заболеваний имеют поведенческую основу. Поведение же всегда связано с мотивацией, которая вырабатывается именно воспитанием, в данном случае речь должна идти о воспитании соответствующих мотивов здоровья.
Подростковый возраст – прекрасная пора взросления. В этом возрасте в организме человека происходят заметные изменения, а кроме этого начинает формироваться свой образ жизни. Очень важно «правильно повзрослеть»: не приобрести вредных привычек, а главное - научиться управлять своим здоровьем. Ведь от этого во многом будет зависеть дальнейшая жизнь молодого человека – то, каким он вырастет, чем сможет заниматься, какая будет семья и многое другое. Для того чтобы управлять своим организмом, необходимо, прежде всего, знать, что и почему для него полезно, а что вредно. Ответить на эти вопросы должен помочь проект «Математика и диета».
Наш проект показывает, что математика в наши дни проникла во все сферы жизни и деятельности человека и овладение практически любой профессией требует тех или иных знаний по математике. Также он опирается на знания и умения, полученные школьниками при изучении биологии, физики, химии и т.д.; поддерживает и углубляет знания по этим предметам.
Особо остро в последнее время встал вопрос об излишнем весе, как среди взрослых, так и среди подростков. Кажется, что толстые люди живут где-то далеко. Судя по новостям, больше всего их в США. И виноваты в этом в первую очередь «фаст-фуд» и современный малоподвижный образ жизни, а у нас в России все по-другому, мы много двигаемся, мало едим и очень хорошо выглядим. А русские девушки вовсе самые красивые в мире.
Во все это можно верить, втягивать живот перед зеркалом и пенять на «ужасающую» американскую статистику. А у нас статистики по ожирению, как выясняется, практически нет. Россияне, особенно в сельской местности, не брезгуют хлебом, сахаром и животным жиром — высококалорийными «вредными» продуктами. Вместо растительного масла для жарки нередко используется сало. Так что традиционная пища у нас не многим лучше американских гамбургеров.
Что касается образа жизни, то не стоит думать, что россияне очень подвижны и спортивны. «Работу в поле» можно закусить тарелкой макарон, а потом несколько часов пролежать перед телевизором с кружкой пива и парой пакетиков чипсов. Телевизор можно заменить компьютером, а чипсы — бутербродами. Так что «западный» образ жизни мы переняли довольно успешно. Не переняли мы другого — критического отношения к себе.
Как выяснили Джун Стивенс из университета Северной Каролины и его коллеги, еще в подростковом возрасте россияне страдают ожирением не меньше своих белых американских ровесников.
Говорят, что ожирение — болезнь крупных городов. Но только не в России. Еще со времен СССР, а может, и царской России, ожирением страдали в первую очередь жители деревень и сел. А детское ожирение по данным мониторингового исследования RLMS (Russian Longitudinal Monitoring Study) у нас встречается даже чаще, чем в Соединенных Штатах. Дело в том, что многие матери перекармливают своих детей и не замечают их лишнего веса. «Будешь хорошо кушать, вырастешь большим и здоровым», — говорят они. К счастью, к подростковому возрасту дети находят более интересные занятия, чем просить добавки, и, по большей части, «худеют».
Чем же опасен избыток веса?
Кроме эстетических проблем лишний вес связан с заболеваниями сердечно-сосудистой системы, повышенным риском инсульта, диабета и других тяжелых заболеваний. Также ожирение — причина депрессий, неврозов и прочих психологических проблем.
Поэтому в нашем проекте мы исследовали данные о пользе и вреде тех или иных продуктов питания, узнали о сочетаемости их друг с другом, а также показали, как правильно выполнить суточный расчёт затрачиваемой энергии и на его основе составить индивидуальную диету.
При работе над проектом учащиеся были разделены на несколько групп, каждая из которых занималась исследованием своего конкретного вопроса:
1. Изучение правил составления баланса питания.
2. Составление режима приема пищи.
3. Расчет индекса массы тела человека.
4. Расчет суточной затраты энергии.
5. Составление индивидуальной диеты.
Этапы работы над проектом:
I. Выбор темы. Постановка задач проекта.
II. Сбор материала.
III. Коррекция и адаптация материала.
IV. Создание компьютерной презентации.
V. Выпуск газеты.
VI. Подготовка проекта к защите.
VII. Защита проекта.
VIII. Анализ результатов защиты проекта.
Защита проекта.
Ведущий. Проблема лишнего веса всегда остро стояла передо мной, и мне постоянно приходилось с ним бороться: старалась меньше есть, заниматься аэробикой, а потом и фитнесом, но, как говорят, в «борьбе с лишним весом всегда побеждал лишний вес»… И если до недавнего времени данная проблема волновала меня только с эстетической точки зрения, то в последнее время стало сказываться на здоровье – появилась одышка, начало побаливать сердце. Обращаясь к разным источникам информации, я поняла, что проблему излишнего веса надо решать «изнутри», не простым голоданием, а перестройкой своего сознания, всего организма. Существуют множество факторов, влияющих на вес и здоровье человека - это и правильное питание, и активный образ жизни, и отказ от вредных привычек. Все факторы взаимосвязаны, но я решила остановиться на одном – правильном питании и обратилась за помощью к своим ученикам, с целью вместе провести исследование о пользе и вреде различных продуктов питания. Ребята с удовольствием откликнулись на мою просьбу.
Именно поэтому возникла тема нашего проекта «Математика и диета». Так начались наши исследования.
Все ученики разделились на несколько групп. Каждая занималась своим вопросом, и сейчас представит вам результаты своей деятельности.
1 группа – изучение правил составления баланса питания.
Наша пища, как известно, состоит из белков, жиров, углеводов, минеральных солей и витаминов. Образование клеток и тканей, т. е. рост организма, происходит главным образом за счет белка. По своему происхождению белки делятся на животные и растительные. Из растительных можно назвать сою, горох, хлеб и другие. Из животных – сыр, мясо, рыба, яйцо, молоко и другие. Растительный белок очень полезен, но он не может полностью заменить белок животный. К примеру, аминокислотный состав белков животного происхождения ближе организму человека. В рационе подростка белки животного происхождения должны составлять около 60% от общего количества белка в пище.
Жиры и углеводы – основные источники энергии. Суточная потребность девушек составляет 2800 килокалорий, а юношей – 3150 килокалорий. При сгорании 1 грамма жира образуется 9,3 килокалории, а 1 грамма белков и углеводов – 4,1 килокалории. Известно, что очень полезны растительные масла. В то же время, в них не содержатся полинасыщенные кислоты, которые тоже необходимы организму человека.
Минеральные соли сохраняют неизменный состав крови, придают крепость костям, способствуют деятельности мозга, да в принципе всего организма. В организме имеются соли кальция и фосфора, железо, магний, натрий, марганец, цинк, йод, кобальт, фтор и т. д., и т. п. – почти вся таблица Менделеева. В то же время, в потреблении фтористого натрия или поваренной соли нужно знать меру. И будет лучше, если пища будет мало соленой.
Кроме того, организму требуются различные витамины, и в первую очередь витамин С, провитамин А, витамины группы В, витамин Р и другие.
Чрезвычайно полезны натуральные соки, в которых хорошо сохраняются минеральные соли, есть в них пектиновые вещества и клетчатка, но особенно много витаминов.
При составлении своего рациона питания, необходимо также учитывать и сочетаемость различных продуктов друг с другом. Обратимся к таблице:
Сочетание пищевых продуктов
Наиболее распространенные продукты Наилучшее сочетание Наихудшее сочетание
Фрукты (полукислые и некислые)
Кислое молоко
Кислые фрукты, крахмалы (злаковые, хлеб, прочие крахмалы), белки, молоко
Фрукты кислые
Прочие кислые фрукты, орехи, молоко кислое
Сладости (все), крахмалы (злаки, хлеб, прочие крахмалы), белки, кроме орехов
Зеленые овощи Все белки, все крахмалы Молоко
Крахмалы
Зеленые овощи, животные, растительные жиры Все белки, все фрукты, кислоты, сахара
Мясо (всех видов)
Зеленые овощи
Молоко, крахмалы. сладости, другие белки, кислые фрукты н овощи., сливочное и растительное масло, сметана, салоОрехи (большинство видов)
Зеленые овощи, кислые фрукты
Молоко, крахмалы, сладости, другие белки, кислые фрукты и овощи, сливочное и растительное масло, сливки, салоЯйца
Зеленые овощи
Молоко, крахмалы, сладости, другие белки, кислые фрукты и овощи, сливочное и растительное масло, лярд, салоМолоко
Принимать отдельно или с кислыми фруктами Все белки, зеленые овощи, крахмалы
Жиры животные Все злаковые Все белки
Дыня (всех видов)
Лучше употреблять отдельно Все продукты
Злаковые (зерновые)
Зеленые овощи
Кислые фрукты, все белки, все сладости, молоко
Салаты, бобовые, горох, (кроме зеленых бобовых) Зеленые овощи
Все белки, все сладости, молоко, фрукты (все виды), сливочное и растительное масло, сливки, сало, лярд2 группа - составление режима приема пищи.
Правильный режим питания чрезвычайно важен для нашего организма. Самый оптимальный режим приема пищи - четырехразовый. Промежутки между приемами пищи при четырехразовом питании составляют 4-5 часов, при этом нагрузка на пищеварительный тракт распределяется равномерно, пища полностью обрабатывается пищеварительными ферментами и хорошо усваивается.
При четырехразовом питании завтрак должен составлять примерно 25% суточного рациона, обед — 35%, полдник — 15 % и ужин — 25 %. Ужинать рекомендуется не позднее чем за 3 часа до сна.
К сожалению, принимать пищу четыре раза в день получается далеко не у всех. Большинство людей кушают в день три раза. Завтрак при трехразовом питании должен составлять 30-35% суточного рациона, обед — 35-40%, ужин — 25-30%. При трехразовом питании особенно важно не допускать слишком больших перерывов между приемами пищи. Самый большой перерыв не должен превышать 6 часов.
И уж совсем недопустимо принимать пищу лишь 1-2 раза в день.
Важно каждый день принимать пищу в одно и то же время. Только так обеспечивается ритмичность работы желудочно-кишечного тракта. Наш организм, если можно так выразиться, "запоминает" часы приема пищи и заранее "готовит" все органы пищеварения к работе.
Несоблюдение режима питания может привести к серьезным нарушениям в деятельности пищеварительной системы, а также негативно сказаться на состоянии здоровья в целом.
3 группа - расчет индекса массы тела человека.
Формулы для определения долженствующих антропометрических показателей у детей:
1. Масса тела в возрасте до 5 лет = 19 – 2(5 – n), где n – возраст в годах.
2. Масса тела в возрасте старше 5 лет = 19 + 3(n – 5), где n – возраст в годах.
3. Масса тела детей в возрасте от 12 до 15 лет = n х 5 – 20, где n – возраст в годах.
Формулы для определения долженствующих антропометрических показателей у взрослых:
1. Весо-ростовой индекс = вес (г) / рост (см)
В норме средний показатель – 370 – 400 г на 1 см роста у мужчин, 325 – 375 г на 1 см роста у женщин.
Норма для мальчиков 15 лет – 325 г на 1 см роста, для девочек того же возраста – 318 г на 1 см роста.
Расчёт: значит, женщина при росте 160 см должна весить 375 х 160 = 60(кг) – и это максимум!
2. Формула Брока-БругшаНормальная масса тела = рост – 100 (при росте 155 – 165 см)
Нормальная масса тела = рост – 105 (при росте 166 – 175 см)
Нормальная масса тела = рост – 110 (при росте 175 и выше)
При этом принимают во внимание, что в возрасте свыше 30 лет масса тела может быть больше у мужчин на 2,5-6 кг, у женщин — на 2,5-5 кг, особенно с учетом объема грудной клетки (узкая, широкая, нормальная).
3. Идеальная масса тела (формула Лоренца)

М = Р – (100 – P-1504)

М – долженствующая масса тела
Р – рост человека, см
4. Индекс Кетле (ИК) = масса тела, кг / квадрат длины тела, м2
В норме ИК = 24 – 27
Повышение данного индекса говорит об избыточной массе тела, уменьшение данного индекса – о недостатке массы.
Степени ожирения:
I степень — масса тела на 15-29 % выше нормы.
II степень — масса тела на 30-49 % выше нормы.
III степень — масса тела на 50-100 % выше нормы.
IV степень — масса тела более 100 % выше нормы.
4. Расчет суточной затраты энергии.
Основываясь на данных таблицы мы рассчитали затраты энергии за сутки подростка 14-15 лет.
Примерный расход энергии на различные виды деятельности
Вид деятельности Энергозатраты, ккал/час
Сон и отдых лежа 65-77
Уборка постели, личная гигиена 102-144
Чтение, просмотр телевизионных передач 90-100
Шитье, вязание 95-110
Мытье посуды, глажение белья 130-144
Вытирание пыли, подметание полов 167-180
Стирка белья, мытье полов 200-270
Другие виды домашней работы 157-200
Чтение 100-110
Работа на уроке 100
Выполнение лабораторной работы 150
Работа на уроках труда 190
Утренняя зарядка 200
Прогулочная ходьба 200
Ходьба средней скорости 300
Быстрая ходьба 600
Езда в автотранспорте 100
Сколько энергии вы расходуете, столько вы и должны получать с пищей. Так определяется потребность в калорийности суточного рациона.
Мы взяли один день ученика нашей школы и произвели необходимые расчёты.
Вид деятельности Затраченное время Расчёт энергозатратПолученный результат
1. Сон 9,5ч. 70ккал. х 9,5ч. 665ккал.
2. Уборка постели и личная гигиена 15 мин. = 14 ч.120ккал. : 4 30ккал.
3. Зарядка 15 мин. = 14 ч.200ккал. : 4 50ккал.
4. Дорога в школу и обратно:
- пешком
-на автобусе 15 мин. = 14 ч.30 мин. = 12 ч.300ккал. : 4 х 2
100ккал. : 2 х 2
150ккал.
100ккал.
5. Уроки в школе (6 уроков) 6ч. 150ккал. х 6ч. 900ккал.
6. Занятие в кружке рукоделия:
- дорога
-вязание 15 мин. = 14 ч.1,5ч. 200ккал. : 4
100ккал. х 1,5ч. 50ккал.
150ккал.
7. Выполнение домашних заданий 2ч. 110ккал. х 2ч. 220ккал.
8. Прогулка 2ч. 200ккал. х 2ч. 400ккал.
9. Помощь по дому 30 мин. = 12 ч.200ккал. : 2 100ккал.
10. Чтение книг, просмотр телевизора 1ч. 100ккал. х 1ч. 100ккал.
Итого 24ч. 2965ккал.
5 группа - составление индивидуальной диеты.
Основываясь на исследовании своих товарищей, мы составили примерное однодневное меню для девушек 14-17 лет.
Продукты Количество, гКалорийность, ккал на 100г Расчет калорийности пищи, ккал1завтрак (6.30)
Творог (нежирный)
Хлеб пшеничный
Масло сливочное
Сыр голландский
Кофе с молоком и сахаром 125
30
25
50
200 88
236
661
380
77 110
70,8
165,25
190
154
Итого: 721 ккал
2 завтрак (10.30)
Овсяная каша на молоке
Сок яблочный
Груша 150
200
130 102
42
47 153
84
61
Итого: 298 ккал
Обед (13.30)
Суп из говядины
Курица отварная
Макароны
Салат из помидоров и огурцов с растительным маслом
Компот из сухофруктов
Хлеб ржаной 150
125
100
100
200
50
187
241
332
28
73
190 280,5
301,25
332
28
146
95
Итого: 1185,75 ккал
Полдник (16.00)
Банан
Отвар шиповника 100
200 89
50 89
100
Итого: 189 ккал
1ужин 1-(19.00)
Рыба запеченная
Икра овощная
Чай с лимоном и сахаром
Круасан с вишней
150
100
200
30 44
93
28
355 66
93
56
106,5
Итого: 321,5 ккал
2 ужин (21.00)
Кефир 200 52 104
Итого: 104 ккал
Итого: 2786,25
Вывод: чтобы правильно и полезно питаться, надо знать, какие выбирать продукты, а также уметь рассчитывать потребляемые и расходуемые килокалории, в чём очень помогает математика.