Консультация для родителей «Взаимосвязь логопеда и семьи»
Взаимосвязь логопеда и семьи
Логопедическая работа занимает важное место в процессе коррекции нарушения развития ребенка с особыми образовательными потребностями. Нарушения речи обучающихся с недоразвитием интеллекта являются очень распространенными и имеют стойкий характер.
Нарушение речи – это отклонения в речи говорящего в процессе речевой деятельности от языковой нормы.
Различные недостатки речи среди детей с недоразвитием интеллекта встречаются значительно чаще, чем среди детей развивающихся в соответствии с нормой.
Это обусловлено комплексом причин:
Органические - локальное или очаговое поражение коры головного мозга, недоразвитие отделов головного мозга (страдают речевые зоны Брокка, Вернике).
Функциональные причины связаны с нарушениями в ЦНС процессов возбуждения и торможения.
Психогенные причины - воздействие эмоционального потрясения (положительного или отрицательного характера), психологические переживания (сильнейший испуг, утрата родственника).
Социальные причины – все случаи неадекватной речевой среды (дефекты речи у родственников, глухие родители – ребенок растет в среде молчания, умственная отсталость в семье).
Последние годы 100% детей, поступающих в 1 класс коррекционных школ, имеют выраженные дефекты устной и (или) письменной речи и, нуждающихся в коррекционной логопедической помощи. При этом нарушения речи у школьников с недоразвитием интеллекта носят системный характер т. е. затрагивают звукопроизношение, звукоразличение, словарный запас, грамматический строй речи, связную речь, нарушения смысловой стороны речевой деятельности, кода дети не понимают смысла слова или высказывания, не могут проанализировать ситуацию, сделать выводы.
У наших ребят наблюдается снижение потребности в речевом общении.
Дети с недоразвитием интеллекта долго не различают звуки речи, не разграничивает слова, произносимые окружающими, недостаточно точно и четко воспринимает речь окружающих. Другими словами, когда Вы обращаетесь к своему ребенку с просьбой или просто что-то ему рассказываете, объясняете, он может совершенно Вас не понимать, понимать сказанное Вами лишь частично или понимать смысл Ваших высказываний искаженно.
Речь у большинства наших детей развивается с большим отставанием, очень медленно. Многие из них начинают произносить отдельные искаженные слова лишь на 3-5 году жизни, в речи преобладают одно-двусложные слова, чаще существительные. Запас слов крайне ограничен. Дети не знают названий многих предметов, явлений окружающего их мира, особенно названий отдельных частей предметов. Названия действий и особенно качеств предметов встречаются в активном словаре ребенка очень редко.
Появление фраз в речи так же значительно запаздывает. В 6-8 лет ответы ребенка чаще одно – двухсловные. Связная речь на низком уровне развития. Пересказ текста даже по наводящим вопросам вызывает затруднения, дети не понимают смысла прочитанного, пропускают многие важные части текста, передают содержание упрощенно. Часто на основе случайных ассоциаций они добавляют события, детали, которые отсутствуют в тексте. Рассказ по серии сюжетных картинок подменяют перечислением изображенного на каждой картинке, не устанавливают взаимосвязи. Связные тексты часто состоят из отдельных фрагментов, не составляющих единого целого, и характеризуются краткостью и сжатостью изложения.
У детей с ограниченными возможностями здоровья нарушения звукопроизношения являются полиморфными. Коррекция нарушений звукопроизношения является более сложным и длительным процессом, чем у детей с нормой. На постановку одного звука может уходить от нескольких месяцев до нескольких лет, в особо тяжелых случаях, а автоматизация звука растягивается на 1,5-3 года. Основной причиной являются особенности высшей нервной деятельности, отсутствие контроля за собственной речью, за правильностью произношения.
Речь у детей часто монотонная, маловыразительная, лишена сложных и тонких эмоциональных оттенков, в одних случаях замедленная, в других – ускоренная, голос тихий, слабый или крикливый, резкий. Бывают случаи полного отсутствия голоса.
При логопедической диагностике нарушение речи у детей с особыми образовательными потребностями определяются как СИСТЕМНОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ (тяжелой, средней, легкой степени тяжести). Наряду с общим недоразвитием речевой моторики у этих детей нередко имеются параличи, парезы речевой мускулатуры, аномалии в строении артикуляционного аппарата.
При регулярной, систематической коррекционно-логопедической работе к старшим классам, у большинства обучающихся, коррекционных школ VIII вида происходит коррекция звукопроизношения, просодических компонентов речи (нормализуется темп, ритм). Наблюдается положительная динамика в развитии активного словарного запаса, развитии связной речи, но грамматический и смысловой уровни развития речи никогда не достигают нормы.
В нашей школе логопедические занятия посещают обучающиеся с 1 по 7 классы. С ними проводятся групповые, подгрупповые и индивидуальные логопедические занятия.
Содержание логопедического занятия включает в себя следующие направления:
1. Развитие общих речевых навыков (дыхательная гимнастика, упражнения на развитие силы голоса, ритма, темпа, интонационной выразительность речи).
2. Развитие общей моторики; координации движений (речь с движениями).
3. Развитие мелкой моторики (массаж, самомассаж, пальчиковая гимнастика, пальчиковый игротренинг, работа с мозаикой, лепка, вырезывание, штриховка и др.)
4. Развитие высших психических функций (внимание, зрительное и слуховое восприятие, память, мышление).
5. Обязательный комплекс общей артикуляционной гимнастики. Индивидуальные комплексы артикуляционной гимнастики для подготовки артикуляционного аппарата к постановке звуков. Постановка, автоматизация поставленных звуков.
6. Работа над слоговой структурой слова.
7. Развитие фонематического слуха и навыков звукового анализа и синтеза (от простого к сложному).
8. Развитие лексики (обогащение активного словаря существительных, прилагательных, глаголов…).
9. Развитие связной речи (простые, распространенные предложения, пересказ, составление рассказов по картинке…).
10. Развитие грамматического строя речи.
11. Задания и упражнения направленные на профилактику или устранение нарушений чтения и письма.
12. С учащимися младших классов проводится работа по развитию графомоторных умений, обучение грамоте.
В процессе взаимодействия с семьями довольно часто выявляется, как мало родители уделяют должного внимания преодолению речевого нарушения у ребенка: не замечают недостатков в его речи, не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом все исправится. Обеспечение тесной взаимосвязи между родителями и педагогическим коллективом - важнейший аспект в коррекционно-образовательной деятельности школы. Целенаправленная, систематически спланированная, комплексная работа педагогического коллектива и осознанная заинтересованность родителей – значительно повышает результативность обучения. Хаотичность воспитательных воздействий на ребенка в семье и перекладывание ответственности за речевые успехи ребенка на логопеда и учителей не способствуют установлению уважительной позиции в общении между педагогами и ребенком, формируют у ребенка отрицательную или безразличную установку на педагогические воздействия.
Для того чтобы повысить уровень речевого развития ребенка, необходимо целенаправленно и систематически вести работу по речевому развитию детей, которая должна проводиться не только в школе, но и в семье.
Родители нередко сами отстраняются от работы по исправлению речевых дефектов, так как не владеют необходимыми знаниями и умениями и достаточным количеством свободного времени для занятий с детьми дома. Отсюда возникает проблема: родителям необходимо получить определенный уровень знаний, умений по вопросам речевого развития детей.
Ни для кого не секрет, что совместная деятельность родителей и специалистов приносит более эффективный результат в коррекционной работе. Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организована преемственность работы логопеда и родителей. Мы должны стать сотрудниками, коллегами, помощниками друг другу, решающими общие задачи.
Чем обусловлена необходимость взаимосвязи логопеда и родителей? Прежде всего, несформированностью контроля, слабостью волевых процессов. Часто я сталкиваюсь с тем, что в условиях логопедического кабинета, под контролем логопеда ребенок пользуется полученными умениями, но перенести эти умения в повседневную жизнь самостоятельно не может. Возможен и рецидивирующий тип течения нарушения речи, когда в после длительных пропусков занятий (особенно после летних каникул), утрачиваются приобретённые умения и работа по устранению и коррекции речи в начале каждого нового учебного года начинается практически с самого начала.
Мне хотелось бы разрушить иллюзию, весьма распространенную среди родителей, о возможности магического, “волшебного” разрешения всех проблем развития и воспитания ребенка только в результате посещения им коррекционных занятий. Какие бы значительные позитивные изменения в речи ребенка не происходили на занятиях с логопедом, они приобретут значение для ребенка лишь при условии их переноса в реальную жизненную ситуацию.
Никакая позитивная динамика в ходе коррекционно-логопедического воздействия не сможет привести к достижению планируемого эффекта, если изменения в речевом развитии ребенка не находят понимания, отклика, оценки у родителей, если значимые, авторитетные, любимые близкие взрослые не видят истинного смысла этих изменений.
Комплексный подход к преодолению речевого дефекта предполагает активное участие в нем родителей, которые в состоянии все речевые умения и навыки, полученные детьми во время занятий с логопедом, смогут закрепить в процессе повседневной жизни, используя для этого прогулки, экскурсии, посещение театра, уход за растениями и животными, помощь взрослым дома и на даче.
Такая организация логопедической работы позволяет не только успешно осуществлять коррекцию недостатков речи детей, но и обеспечивает успешное овладение ими учебной деятельностью.