Методические особенности коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата старших дошкольников
Методические особенности коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата старших дошкольников
Дошкольный возраст является важным этапом становления личности ребенка, формирования двигательных навыков, развития физических качеств, обеспечения условий нормального биологического развития.
Анализ состояния здоровья детей 5-6 лет за последние годы не дает оснований для оптимизма. Данные исследований Г.И. Нарскиной, И.В. Пеньковой свидетельствует о том, что заболеваемость детей, посещающих дошкольные учреждения, продолжает оставаться высокой и имеет тенденцию к увеличению [8],[9].
Несмотря на значительное количество научно-методических разработок, в специальной литературе отсутствуют данные об особенностях организации оздоровительных мероприятий для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата[1].
Теория и методика физического воспитания за последнее время обогатилась большим количеством научных данных, посвященных вопросу профилактики и коррекции нарушений опорно - двигательного аппарата у детей старшего дошкольного возраста [7].
Данные положения объясняют актуальность поиска новых путей и неиспользованных резервов в организации и содержании занятий по физической культуре в дошкольных учреждениях детей старшего дошкольного возраста с нарушениями опорно – двигательного аппарата.
Многочисленные исследования свидетельствуют о широком распространении функциональных отклонений со стороны ОДА среди детей старшего дошкольного возраста. Около 80 % детей дошкольного возраста имеют отклонения в физическом развитии, которые, как правило, отражаются на пространственной организации тела: ухудшается вертикальная устойчивость тела, функциональное состояние опорно - двигательного аппарата (ОДА), изменяется гониометрия сагиттального и фронтального профиля осанки [4]. Наиболее распространенными функциональными нарушениями ОДА у детей старшего дошкольного возраста являются: нарушения осанки во фронтальной плоскости, которые наблюдаются у 47,5 % детей; нарушения осанки в сагиттальной плоскости с увеличением физиологических изгибов позвоночного столба - у 18,75 %, с уменьшением физиологических изгибов позвоночного столба - у 7,5 %, комбинированные нарушения осанки
· у 13,75 % [5].
Существуют разнообразные современные оздоровительные методики, направленные на коррекцию нарушений ОДА у старших дошкольников. Физкультурно-оздоровительные методики включают утреннюю гимнастику, физкультурные минутки и закаливающие процедуры, но основными являются лечебная физическая культура и массаж [2]. Применение в совокупности разнообразных форм и средств физического воспитания в дошкольных учреждениях создающих определенный двигательный режим, позволяет обеспечить полноценное физического развития и укрепить здоровье детей дошкольного возраста.
Данные многочисленных исследований свидетельствуют о широком распространении функциональных отклонений со стороны ОДА среди детей старшего дошкольного возраста. Состояние здоровья детей в настоящее время не соответствует ни потребностям, ни потенциальным возможностям современного общества. Около 80 % детей дошкольного возраста имеют отклонения в физическом развитии которые, как правило, отражаются на пространственной организации тела: ухудшается вертикальная устойчивость тела, функциональное состояние опорно - двигательного аппарата (ОДА), изменяется гониометрия сагиттального и фронтального профиля осанки [6].
Наиболее распространенными функциональными нарушениями ОДА у детей старшего дошкольного возраста являются: нарушения осанки во фронтальной плоскости, которые наблюдаются у 47,5 % детей; нарушения осанки в сагиттальной плоскости с увеличением физиологических изгибов позвоночного столба - у 18,75 %, с уменьшением физиологических изгибов позвоночного столба - у 7,5 %, комбинированные нарушения осанки
· у 13,75 % [3].
Совокупность разнообразных форм физического воспитания в дошкольных учреждениях создает определенный двигательный режим, необходимый для полноценного физического развития и укрепления здоровья детей.
Одной из таких форм являются физкультурно-оздоровительные мероприятия, включающие утреннюю гимнастику, физкультурные минутки и закаливающие процедуры. Ежедневные проведения утренней гимнастики обстановке, правильно подобранные комплексы физических упражнений растормаживают нервную систему детей после сна, активизируют деятельность всех внутренних органов и систем, повышают физиологические процессы обмена, увеличивают возбудимость коры головного мозга, а также реактивность всей центральной нервной системы. Поток импульсов, идущих в головной мозг от всех рецепторов - зрительного, слухового, опорно-двигательного, кожного, повышает жизнедеятельность организма в целом.
Регулярные проведения физических упражнений на свежем воздухе с последующими водными процедурами способствуют закаливанию детского организма, вырабатывает стойкость к различным неблагоприятным воздействиям окружающей среды (перегревание, ветер, дождь и др.), а также введение в комплексы упражнений корригирующего характера способствует формированию свода стопы и правильной осанки [6].
Необходимо усовершенствовать процесс физического воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в детском саду, который будет направлен, с одной стороны, на коррекцию нарушений и укрепление здоровья, с другой - на их разностороннее развитие.
Список литературы.
Амосов, В. Н. Искривление позвоночника. Сколиоз у детей и взрослых / В. Н. Амосов.- Спб.: Вектор, 2014.- 128 с.
Васичкин, В.И. Большой справочник по массажу / В.И. Васичкин. – М.: Аст, 2010.- 416 с.
Гайворонский, И.В. Анатомия и физиология человека / [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].-М.: Академия, 2011.- 496 с.
Гросс, Н.А. Современные методики физической реабилитации детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата / Н. А. Гросс. - М.: Советский спорт, 2005. - 235 с.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]Т.А. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]: автореф. дис. на соискание учен. степени канд. пед. наук: 13.00.04 / Т.А. Гутерман.- Краснодар, 2005. - 25 с.
Дубровский, В.И., Дубровская А.В. Лечебный массаж. / В.И. Дубровский, А.В. Дубровская. - М.: ГЕОТАР-Мед, 2004.-512 с.
Левченко, И.Ю. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата / И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько.- М.: Академия, 2005.- 192 с.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]Г.И. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] / Г.И. Нарскин.- М.: Астрель, 2002. – 93 с.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] И.В. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] / И.В. Пенькова .-М.: Медицина, 2006.- 274 с.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14315
15