Технологическая карта урока биологии 10 класс Современные гипотезы возникновения жизни
"Современные гипотезы возникновения жизни". 10-й класс
Зварич Оксана Михайловна, учитель биологии
Разделы: Биология
Урок входит в состав раздела “Биосферный уровень организации жизни”.
Цель: Сформировать знание о гипотезе возникновения жизни естественным путем, сущности современных гипотез о происхождении жизни
Задачи:
Образовательные: познакомить учащихся сущностью современных гипотез о происхождении жизни.
Воспитательные: поддерживать у учащихся познавательный интерес к знаниям, продолжить работу по формированию коммуникационных и рефлексивных качеств.
Развивающие: продолжить развитие логического мышления, учить умению выделять главное, обобщать и преобразовывать полученную информацию.Тип урока: комбинированный.
Технологическая карта урока “ Современные гипотезы возникновения жизни ”.
Стадии технологии Этапы урока Виды деятельности учителя Виды деятельности ученика Методы и формы работы
1. Стадия “Вызова”. 1. Организационный момент. (1 минута.) Создание эмоционального настроя учащихся на работу на уроке. 2. Мотивация и целеполагание.
(5 минут.) На доске появляется тема урока, слайд «Состав современной и первичной атмосферы»
Постановка проблемы: В чем различие по газовому составу? Почему в первичной атмосфере нет кислорода?
Учитель: какую закономерную особенность еще можно заметить проанализировав состав первичной атмосферы?
Учитель: Правильно. На доске слайд № 3.
По одному из определений «Жизнь – это способ существования белковых молекул» Соответственно с появлением сложных органических веществ на нашей планете появилась жизнь. Газовый состав атмосферы дал возможность (материальную базу, химические элементы) для создания сложных биомолекул, которые в свою очередь явились «строительным материалом» для живых организмов. Записывают тему урока в тетрадь.
Отвечают на вопросы:
1. основное отличие в отсутствии кислорода
2.Кислород появился на планете в результате деятельности живых организмов. Нет живых организмов – нет свободного кислорода.
3. химические элементы входящие в состав веществ первичной атмосферы – являются основными химическими элементами входящими в состав современных органических веществ. (углерод, водород, кислород, азот)
(Ответы учащихся.)
Беседа.
2. Стадия “Осмысления”. 3. Изучение нового материала
Термическая теория
Теория адсорбции
Низкотемпературная теория
1) Работа в группах – 15 минут Учитель: Ребята, Существует несколько теорий образования биополимеров (сложных органических веществ)
Предлагаю поработать в группах с дополнительными источниками информации и определить сущность теорий. Сделать запись в тетради по плану
1. Название теории
2. Автор
3. Сущность
Ответы учащихся оцениваются учителем
Учащиеся выполняют самостоятельные записи в тетради
От каждой группы выступающий озвучивает результат работы группы. Остальные фиксируют записи
3 группы:
1. Термическая теория
Автор – американский ученый Сидней Фокс. Образование полимеров из низкомолекулярных структур путем нагревания (нагрева до 180-200) из аминокислот - полипептиды, но образование нуклеиновых кислот и сложных сахаров представляется маловероятным.
2. Теория адсорбции
Автор – английский физик Джон Бернал. Концентрация веществ повышается путем адсорбции в пресноводных или морских отложениях очень тонких глин Вещества соприкасаются, взаимодействуют, разрушаются одни – образуются другие в-ва.
3. Низкотемпературная теория
Авторы – румынские ученые К.Симонеску и Ф. ДенешВедущее значение принадлежит энергии холодной плазмы (молнии, северное сияние). На абиотической Земле этот вид энергии был способен превращать молекулы в свободные радикалы, активные в химическом отношении. В результате экспериментов с холодной плазмой авторами теории были получены отдельные мономеры, полимеры пептидного типа и липиды. Самостоятельная работа с текстом (Определение сути теории)
Обсуждение полученных результатов
2) белково-коацерватная теория происхождения жизни.
5 минут
Учитель: Российский ученый биохимик Александр Иванович Опарин в 1924 г. опубликовал труд «Происхождение жизни», в котором была сформулирована белково-коацерватная гипотеза происхождения жизни.. Немногим позже 1929 г. – английский ученый Джон Холдейн выдвигает генетическую гипотезу происхождения живого.
Гипотезы крайне схожы в этапах появления протобионтов. Отличие по теории Опарина – первоначально появились белки, по теори Холдейна – нуклеиновые кислоты.
Итак этапы формирования протобионтов:
1. В первичном бульоне достаточно высокая концентрация химических элементов, в атмосфере много углерода, азота, водорода, кислород входит в состав хим. веществ. Происходит синтез и накопление аминокислот / нуклеотидов (органических соединений)
2. Так. как высокая концентрация орг. веществ, то возможно спонтанное объединение белковоподобных органических соединений (формирование длинных полипептидов) плавающих в более разбавленном водном растворе.
3. Образовавшиеся полимеры обособляются водной оболочкой (водной рубахкой, т.к. молекула воды – диполь)
4. молекулы окруженные водной оболочкой сливаются в многомолекулярные комплексы – кооцерваты. Оболочка у все еще остается водной . но внутри комплексов уже несколько разных химических веществ.
5. Капли увеличиваются в объеме и весе и дробятся. Рассказ учителя
3) Актуализация знаний необходимых для дальнейшего этапа урока
5 минут Постановка проблемы: Можно ли считать коацерват на этом уровне – живой системой? Отвечают на вопрос:
Нужно соотнести возможности коацерватных капель с свойствами живых биосистем
Учащиеся дают характеристику основных признаков жизни:
Единство химического состава,
Обмен веществ и энергии
Способность к росту и развитию,
Самовоспроизведение и размножение.
Раздражимость.
Энергозависимость,
Дискретность.
Системность и упорядоченность. Репродуктивное воспроизведение полученных ранее знаний
4) Первичное закрепление знаний
5 минут Учитель: Каковы перспективы эволюции коацерватов. Самостоятельная работа учащихся в группах с учебником страница 72-73
Работа в группах «Составление схемы появления протобионтов»
5). Закрепление и обобщение знаний.
5 минут Оценивание работы групп От каждой группы выступающий озвучивает результат работы группы – поясняет составленную схему Стадия “Рефлексии”. 3 минуты Сравнение составленных схем с эталоном
Учитель: Ребята, а посмотрите на схему. Какие процессы не были учтены в схемах?
Спасибо всем за работу. Беседа.
Используемая литература:
И.Н. пономарева, О.А. Корнилова, Л.В. Симонова Биология. Профильный уровень 10 класс, 2011.
В.В. Захаров, С.Г. Мамонтов, Н.И. Сонин , учебник Общая биология 10-11 класс 2011.
Используемые Интернет-ресурсы:
http://ecology-education.ru/index.php?action=full&id=289http://www.yandex.ru/search/?text=мономер%20днк&lr=237&clid=9582