Программа индивидуального сопровождения ребенка младшего школьного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата как часть адаптированной основной общеобразовательной программы
Программа индивидуального сопровождения ребенка младшего школьного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата как часть адаптированной основной общеобразовательной программы
Составитель: учитель-логопед
Пчелкина Елена Игоревна
Москва
2016 год
Содержание.
стр.
1. Введение…………………………………………………………………………3
2. Основная часть…………………………………………………………………5
1) Пояснительная записка к обоснованию содержания индивидуальной программы коррекционной логопедической работы……………………………...5
2) Цели, направления, задачи и содержание коррекционно-логопедической работы с ребенком с НОДА…………………………………………………………7
3) Тематическое планирование…………………………………………….……12
3. Заключение…………………………………………………………….……….19
Список использованной литературы…………………………………….……20
Введение.
Одним из приоритетных направлений современной политики в области образования является активная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, обеспечение им доступной среды воспитания и обучения в рамках общеобразовательных учреждений. Основной задачей, стоящей перед специалистами общеобразовательных организаций в рамках данного направления, становится создание и реализация специальных программ, адаптированных под нужды детей с различными нарушениями в развитии. В данной работе рассматривается вариант программы индивидуального сопровождения ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата, нуждающегося в логопедической помощи. Программа логопедической коррекции написана как часть адаптированной основной общеобразовательной программы для конкретного ребенка.
Адаптированная основная общеобразовательная программа (далее – АООП) обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (далее – НОДА) – это программа, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию данной категории детей с учётом особенностей их психофизического развития и их индивидуальных возможностей.
Речь таких детей страдает практически в 100% случаях, и без специальной логопедической помощи невозможно представить образовательный процесс, специально адаптированный для детей с НОДА. Именно поэтому представляется особенно актуальной разработка индивидуальной коррекционной программы для ребенка с тяжелым нарушением речи, обусловленным в свою очередь нарушением опорно-двигательного аппарата.
В основу разработки адаптированной основной общеобразовательной программы ребенка с тяжелым нарушением речи, обусловленным нарушением опорно-двигательного аппарата, положены следующие принципы:
1. Принципы государственной политики Российской Федерации в области образования (гуманистический характер образования, светский характер образования, общедоступность образования, адаптация системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников).
2. Принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся.
3. Принцип коррекционной направленности образовательного процесса.
4. Принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей.
5. Принцип комплексного подхода, использования в полном объеме реабилитационного потенциала с целью обеспечения образовательных и социальных потребностей обучающихся.
6. Принцип онтогенеза и преемственности.
7. Принцип целостности содержания образования.
8. Принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивающий возможность овладения обучающимся с ОВЗ всеми видами доступной ему деятельности, способами и приемами познавательной, учебной, коммуникативной деятельности и нормативным поведением.
9. Принцип переноса знаний, умений и навыков, сформированных в условиях учебной ситуации, в деятельность в жизненной ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире.
10. Принцип сотрудничества с семьей.
Эти же принципы положены в основу Программы индивидуального сопровождения ребенка с ТНР как части адаптированной общеобразовательной программы.
В основу разработки Программы индивидуального сопровождения ребенка с ТНР как части АООП обучающегося с НОДА заложены дифференцированный, деятельностный и системный подходы.
Дифференцированный подход предполагает учет особых образовательных потребностей такого ребенка, определяемых уровнем речевого развития, этиопатогенезом, характером нарушения формирования речевой функциональной системы.
Деятельностный подход строится на признании того, что развитие личности ребенка с НОДА младшего школьного возраста определяется характером организации доступной ему деятельности. Реализация деятельностного подхода обеспечивает придание результатам образования социально и личностно значимого характера; прочное усвоение обучающимся знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения, возможность его самостоятельного продвижения в изучаемых предметных областях; существенное повышение мотивации и интереса к обучению; приобретение нового опыта деятельности и поведения.
Системный подход основывается на теоретических положениях о языке как о целостной функциональной системе, отдельные компоненты и уровни которой (фонетический, лексический, грамматический, семантический) тесно взаимосвязаны на всех этапах развития речи ребенка.
Основная часть. Программа индивидуального логопедического сопровождения ребенка младшего школьного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата как часть адаптированной основной общеобразовательной программы
Пояснительная записка.
Программа индивидуального сопровождения младшего школьника с тяжелым нарушением речи разработана с учетом диагностических данных обучающегося и на основе государственной программы по русскому языку для учащихся начальных классов (программа «Русский язык» УМК «Школа 2100» для 1-4 кл., авторы: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.), а также методических рекомендаций Ястребовой А.В., Бессоновой Т.П. («Обучаем читать и писать без ошибок», М.: Аркти, 2007г.), а также Елецкой О.В., Горбачевской Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. М. «Сфера», 2007г.
Характеристика ребенка.
Ребенок рожден на 38-й неделе беременности с диагнозом ДЦП. Физическое развитие проходило с небольшой задержкой от возрастной нормы (ходить – 1 год 4 мес.). Первые слова появились около 1 года, фразовая речь после 2-х лет. Логопедическая помощь оказывалась начиная с 3-хлетнего возраста. Поставлены и автоматизированы звуки, кроме свистящих, шипящих и «ц», велась работа по общему развитию речи.
Логопедическое обследование показало, что нарушение звукопроизношение обусловлено органическим поражением мышц артикуляционного аппарата по типу псевдо-бульбарной дизартрии. Нарушена подвижность и координация движений мышц губ, языка. Наблюдается нарушение прикуса - прогнатия. Объем артикуляционных движений резко ограничен. Ребенок не может длительно удерживать артикуляционную позу, испытывает трудности при переключении позы языка.
Речь несколько смазанная, несколько снижена разборчивость речи. Основные виды интонаций употребляет правильно. Темп речи замедленный. Лексико-грамматическая сторона речи развита в соответствии с возрастной нормой. Активный и пассивный словарь ребенка соответствует возрасту. Звуко-слоговая структура слов не искажена. В речи присутствует незначительное количество аграмматизмов. Имеются небольшие затруднения при образовании новых слов, в особенности притяжательных прилагательных. Речевая память снижена.
При обследовании выявлены нарушения речевого дыхания (диафрагмальный тип дыхания) и звукопроизносительной стороны речи: смазанное произношение или замена свистящих («с», «сь», «з», «зь»), боковое произношение шипящих звуков («ш», «ж»), искаженное произношение «ц».
Психологические особенности.
1. Неустойчивое внимание
2. Недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям.
3. Недостаточное развитие способности к переключению.
4. Слабое развитие словесно-логического мышления
5. Недостаточная способность к запоминанию.
6. Недостаточный уровень развития самоконтроля.
Следствия:
Несформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности.
Трудности формирования учебных умений:
• планирования предстоящей работы;
• определения путей и средств достижения учебной цели;
• контролирования деятельности;
• умения работать в определенном темпе.
Цель коррекционной работы: формирование предпосылок к полноценному освоению чтения и письма.
Основные направления коррекционной работы:
- развитие речевых функций;
- развитие зрительных и зрительно-пространственных функций;
- развитие моторных функций;
- развитие регуляторных функций.
В рамках развития речевых функций можно выделить следующие направления коррекционной работы:
1. Развитие фонетико-фонематической стороны речи.
2. Развитие языкового анализа и синтеза.
3. Развитие словаря.
4. Развитие грамматического строя речи.
5. Развитие связной речи.
При реализации направления развития речевых функций решаются следующие задачи:
Совершенствование звукопроизношения и звукового анализа и синтеза.
Развитие слогового анализа и синтеза.
Работа над ударением: определение ударного слога и ударного гласного, дифференциация ударных и безударных гласных в слове.
Развитие фонематического восприятия (слуховой дифференциации звонких и глухих, твердых и мягких согласных, аффрикат и их компонентов, определение позиционных чередований).
Формирование элементарных представлений о тексте, предложении и словосочетании.
уточнение значений слов, имеющихся в словарном запасе детей;
обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов, так и в процессе развития умения активно пользоваться различными способами словообразования;
уточнение значений используемых детьми синтаксических конструкций;
дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления связной речи путем овладения словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями синтаксических конструкций простого распространенного предложения.
При реализации направления развития зрительных и зрительно-пространственных функций решаются задачи:
Развитие зрительного восприятия, узнавания цвета, формы и величины (зрительного гнозиса).
Расширение объема и уточнение зрительной памяти.
Формирование пространственных представлений.
Развитие зрительного анализа и синтеза.
Формирование и развитие умения ориентироваться на листе бумаги.
Основной задачей направления развития моторных навыков является
Подготовка руки к письму, развитие графо-моторного навыка.
Развитие способности «удерживать» строку.
Развитие регуляторных функций.
Методологической основой коррекционной работы, направленной на преодоление регуляторных нарушений у детей являются положения Л.С. Выготского об интериоризации психических функций и теория о поэтапном формировании умственных действий П.Я. Гальперина.
Основными задачами данного направления будут:
развитие сукцессивных функций (функции развертывания, расположения по порядку).
формирование психологических предпосылок (внимания, памяти, умения переключаться с одного вида деятельности на другой, умения слушать и слышать логопеда, навыков самоконтроля) к полноценной учебной деятельности.
развитие познавательных способностей и логического мышления.
Содержание работы
- Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звукового состава слова.
- Коррекция дефектов произношения, развитие артикуляционного праксиса, речевого дыхания, коррекция слоговой структуры слова.
- Расширение и уточнение словаря по основным лексическим темам. Практическое усвоение грамматических категорий.
- Усвоение модели простого предложения, распространение предложения по моделям и вопросам.
- Формирование коммуникативных умений и навыков, развитие всех форм восприятия, слухового и зрительного внимания, обучение самоконтролю.
- Закрепление пространственных и временных представлений.
- Развитие общей и мелкой моторики, мыслительных операций (анализ, классификация, сравнение, обобщение).
Форма работы – индивидуальные занятия
Продолжительность занятий – 40 мин.
Занятия проводятся – 2 раза в неделю.
Ожидаемый результат.
К концу 1-го года обучения ребенок должен уметь:
Правильно произносить и дифференцировать звуки речи.
Вычленять звуки из слова, давать акустико-артикуляционный анализ гласных и согласных звуков.
Различать гласные и согласные звуки и их буквы, обозначать на письме мягкость согласных звуков, обозначать на письме звонкие и глухие согласные соответствующими буквами.
Владеть слоговым анализом, выделять ударный слог, самостоятельно производить звукобуквенный анализ доступных слов.
Понимать, подбирать слова, обозначающие названия предметов, их признаки, действия. Согласовывать существительные с прилагательными.
Понимать назначение речи, различать слово, предложение, текст. Понимать и уметь использовать в речи слова-термины: звук, буква, слог, слово, предложение, текст, гласные, согласные, твердые – мягкие согласные, звонкие – глухие согласные.Использовать в речи конструкции простого предложения с небольшим распространением.
Составлять модель простого предложения, уметь распространять предложение по модели и вопросам.
Определять пространственные направления и обозначать их вербально. Уметь анализировать, обобщать предметы и явления. Классифицировать предметы по заданному признаку.
Воспринимать инструкцию педагога и действовать последовательно по ее выполнению. Участвовать в учебном диалоге, отвечать на вопросы полным ответом.
Проверка умений и навыков:
выполнение тестовых заданий,
слуховых диктантов,
самостоятельных работ.
Тематическое планирование.
№ п/п Тема Кол-во часов Речевые понятия и термины. Коррекционно-воспитательная работа
Восполнение пробелов в развитии психологических предпосылок к полноценному овладению чтением и письмом.
1. Части тела.
Представление о схеме собственного тела. 1 Правый-левый, вправо-влево, направо-налево, выше, ниже. Лексика по теме «Части тела». Антонимы (не называя терминов). Формирование пространственно-временных представлений. Развитие мотивации к занятиям. Формирование общеучебных умений
2. Школа.
Направления в пространстве. 1 Справа-слева, впереди-сзади, перед, после и др. Лексика по теме «Школа. Дом». Антонимы. и навыков: умения слышать и понимать инструкцию педагога и действовать последовательно по ее3. Пространственные взаимоотношения предметов. Предметы и фигуры. 1 Слева от, справа от и др. Круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник. Лексика по темам: Цвет. Форма. Размер. Части предмета. Мебель. Посуда. Антонимы. выполнению; участвовать в учебном диалоге, отвечать на вопросы полным ответом.
4. Последовательность предметного ряда. 1 Первый, последний, перед, после, слева-справа, первый (второй, третий) слева, первый (и т.д.) справа, слева-направо, справо-налево, слева от, справа от.Лексика по темам: Осень. Деревья. Развитие мелкой моторики.
Развитие произвольной концентрации и переключения внимания.
Формирование зрительного гнозиса, анализа и синтеза.
5. Последовательность числового ряда. 1 Первый, второй, третий и т.д., последний, перед, после, слева-справа, первый (второй, третий) слева, первый (и т.д.) справа, слева-направо, справо-налево, слева от, справа от... Лексика по темам:
Животные. Игрушки. Развитие самоконтроля и самоорганизации.
6. Графическое обозначение направлений. 1 Сверху вниз, снизу вверх, вертикальный, горизонтальный, наклонный, наклон вправо, наклон влево. Лексика по теме: Осень. 7. Буквы. Цифры. Слог. Слово. 2 Печатные буквы, прописные буквы. Заглавные и строчные. Слог. Слово.
Лексика по темам: Магазин. Почта. 8. Время. Сутки. Времена года. Месяцы. Дни недели. Последовательность временного ряда. 2 Лексика по темам: Антонимы. Семья. Режим дня. Календарь природы. Дни недели. Праздники и даты. Нормализация звуковой стороны речи
9. Артикуляционная гимнастика. Правильное дыхание. Самомассаж. 2-3 Органы речи. Артикуляционная гимнастика. Положение органов речи. Речевое дыхание. Формирование правильной самооценки своей речи. Воспитание стремления преодолеть дефект произношения.
10. Формирование правильного произношения звука «с» 1-2 Звуки речи. Согласные и гласные звуки. Глухой звук. Воздушная струя. Развитие наблюдательности к языковым явлениям, развитие слухового внимания, памяти, мышления и самоконтроля. Развитие интуиции и чувства языка. Формирование мотивации к занятиям. Уточнение и активизация словарного запаса и грамматического строя.
11. Автоматизация звука «с» в слогах и словах 1 Звук «с». Семья. Птицы. 12. Автоматизация звука «с» в предложениях и тексте. 1 Звук «с». Буква «с».
Животные. 13. Формирование правильного произношения звука «сь» 1 Звуки речи. Согласные и гласные звуки. Глухой звук. Воздушная струя. 14. Автоматизация звука «сь» в слогах и словах 1 Звук «сь». Осень. 15. Автоматизация звука «сь» в предложениях и тексте. 1 Звук «сь». Осень. Предзимье. 16. Дифференциация звуков «с» - «сь» 1 Мягкие и твердые звуки. Животные и их детеныши. 17. Формирование правильного произношения звука «з» 1 Звуки речи. Согласные и гласные звуки. Звонкий звук. Воздушная струя. 18. Автоматизация звука «з» в слогах и словах 1 Звук и буква «з». Домашние животные. 19. Автоматизация звука «з» в предложениях и тексте. 1 Звук и буква «з». 20. Формирование правильного произношения звука «зь» 1 Звуки речи. Согласные и гласные звуки. Звонкий звук. Воздушная струя. 21. Автоматизация звука «зь» в слогах и словах 1 Звук «зь». Зима. 22. Автоматизация звука «зь» в предложениях и тексте. 1 Звук «зь». Буква «з».
Зимующие птицы..23. Дифференциация звуков «з» - «зь» 1 Мягкие и твердые звуки. Животные и их детеныши. 24. Дифференциация звуков «с-сь-з-зь» 1 Скороговорки. 25. Формирование правильного произношения звука «ш». 1-2 Звуки речи. Согласные звуки. Глухой звук. Воздушная струя. 26. Автоматизация звука «ш» в слогах и словах 2-3 Звук «ш». Настольные игры. 27. Автоматизация звука «ш» в предложениях и тексте. 1-2 Звук «ш». Слово. Словосочетание. Предложение. Текст. 28. Формирование правильного произношения звука «ж». 1 Звуки речи. Согласные твердые и мягкие звуки. Глухой звук. Воздушная струя. 29. Автоматизация звука «ж» в слогах и словах 1 Звук «ж». Насекомые. 30. Автоматизация звука «ж» в предложениях и тексте. 1 Звук «ж». Слово. Словосочетание. Предложение. Текст. 24. Дифференциация звуков «ш»-«ж» 1-2 Звуки «ш»и «ж». 25. Дифференциация звуков «ш-ж-с-з» 2-3 Скороговорки 26. Постановка звука [ц] 1-2 Звук и буква Ц. Цирк 27. Автоматизация звука «ц» в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях. 1 Звук и буква Ц. Домашние птицы. Основная коррекционно-логопедическая работа.
28. Речь. Предложение. 1 Устная и письменная речь. Предложение. Количество слов в предложении. О чем (о ком) говорится в предложении. Лексика по теме: Осень. Формирование навыков работы в группе. Развитие наблюдательности к языковым явлениям, развитие слухового внимания, памяти, мышления и самокнтроля. Развитие интуиции и чувства языка. Формирование мотивации к занятиям. Уточнение и активизация словарного запаса и грамматического строя.
29. Предложение. Слово. Одушевленные и неодушевленные предметы. 2 Предложение. Слова, обозначающие предметы, действия предмета, признаки предмета. Одушевленные и неодушевленные существительные. Слова, близкие по значению. 30. Звуки речи. 1 Звуки речи. Гласные и согласные звуки. Звуковой анализ слова. Лексика по теме: Музыкальные инструменты. 31. Гласные звуки. Буквы А, О, У, Ы, И 2 Гласные звуки речи. Звуковой анализ слова. Голос. Органы речи. Имена людей. Единственное и множественное число предметов. Уменьшительно-ласкательные формы слов. Лексика по теме: Фрукты. Овощи. 32. Деление слов на слоги. 1 Слог. Гласный звук. Звуковой анализ слова. Овощи. Фрукты. Мн. и ед. число. 33. Ударение. 1 Словесное ударение. Ударный и безударный слог, звук. Звуковой анализ слова. Лексика по теме: Деревья. 34. Согласные звуки. 1 Согласный звук. Голос и шум в образовании согласных звуков. Звуковой анализ слова. Цветы. Грибы. 35. Твердые и мягкие согласные. 1-2 Твердые и мягкие согласные. Гласные I и II ряда. Звуковой анализ слова. Слова-близкие по звучанию, далекие по значению. Зима. 36. Звонкие и глухие согласные. 1 Звонкие и глухие согласные. Голосовые связки. Голос. Шум. Звуковой анализ слова. Зимние забавы. 37. Звуки П-ПЬ. Буква П. 1 Звуковой анализ слова. Гласный И. Характеристика звука. Многозначные слова. Одежда. Головные уборы. Единственное и множественное число. Слова, имеющие форму только единственного числа. 38. Звуки Б-БЬ. Буква Б. 1 Звуковой анализ слова. Характеристика звука. Слова, близкие по значению. Обувь. Единственное и множественное число. Слова, имеющие форму только множествен-ного числа. 39. Дифференция П-Б (ПЬ-БЬ). 1 Парные согласные. Звуковой анализ слова. Гласный И. Характеристика звука.
Множественное число. Относительные прилагательные. 40. Звуки Т-ТЬ. Буква Т. 1 Звуковой анализ слова. Буквы И-Ы. Характеристика звука. Инструменты. 41. Звуки Д-ДЬ. Буква Д. 1 Звуковой анализ слова. Буквы И-Ы. Характеристика звука. Птицы. Притяжательные прилагательные. 42. Дифференция Т-Д (ТЬ-ДЬ). 1 Звуковой анализ слова. Характеристика звука. Парные звуки. Мужской, женский, средний род. 43. Звуки В-ВЬ. Буква В. 1 Звуковой анализ слова. Характеристика звука. Животные дикие и домашние. 44. Звуки Ф-ФЬ. Буква Ф. 1 Звуковой анализ слова. Характеристика звука. Продукты питания. 45. Дифференция В-Ф (ВЬ-ФЬ). 1 Звуковой анализ слова. Характеристика звука. Парные звуки. 46. Звуки К-КЬ. Буква К. 1 Звуковой анализ слова. Характеристика звука. Единственное и мн. число. Ягоды. 47. Звуки Г-ГЬ. Буква Г. 1 Звуковой анализ слова. Характеристика звука. Цветы. 48. Дифференция К-Г (КЬ-ГЬ). 1 Звуковой анализ слова. Характеристика звука. Парные звуки. Грибы. 49. Звук и буква Х. Дифференциация К-Г-Х. 1 Звуковой анализ слова. Характеристика звука. Домашние птицы. 50. Звуки С-СЬ. Буква С. 1 Звуковой анализ слова. Характеристика звука. Птицы перелетные и зимующие. 51. Звуки З-ЗЬ. Буква З. 1 Звуковой анализ слова. Характеристика звука. Фрукты. 52. Дифференция С-З (СЬ-ЗЬ). 1 Звуковой анализ слова. Характеристика звука. Парные звуки. Дикие животные.
Согласование числительных (1,2,3,4,5) с существительными. 53. Звук Ш. Буква Ш. 1 Звуковой анализ слова. Характеристика звука. Детеныши животных. 54. Звук Ж. Буква Ж.
Дифференция Ш-Ж. 1 Звуковой анализ слова. Характеристика звука. Животные жарких стран.
Парные звуки. Притяжательные прилагательные. Сочетание жи-ши. 55. Дифференциация С-Ш, З-Ж 2 Звуковой анализ слова. Характеристика звука. 56. Звуки Р и РЬ. Буква Р. 1 Звонкие согласные. Звуковой анализ слова. Характеристика звука. Транспорт. 57. Звуки Л и Ль. Буква Л. 1 Звуковой анализ слова. Характеристика звука. Уменьшительно-ласкательные формы слов. 58. Дифференциация Р-Л (РЬ- ЛЬ) 1 Звуковой анализ слова. Характеристика звука. Инструменты. 59. Звук Ч. Буква Ч. 1 Мягкий согласный звук. Звуковой анализ слова. Характеристика звука. Птицы и их жилье. Уменьшительно-ласкательные формы слов. 60. Дифференциация Ч-Т. 1 Звуковой анализ слова. Характеристика звука. Птицы. 61. Звук Ц. Буква Ц. 1 Звуковой анализ слова. Характеристика звука. Семья животных. Суффиксальный способ образования слов. 62. Дифференциация Ч-Ц. 1 Звуковой анализ слова. Характеристика звука. Образование новых слов. 63. Звук Щ. Буква Щ.
Дифференциация С-Щ
Дифференциация Ч-Щ 1-2 Мягкий согласный звук. Звуковой анализ слова. Характеристика звука. Рыбы. Уменьшительно-ласкательные формы слов. Сочетания ЧА-ЩА. 64. Итоговая проверочная работа. 1 65. Повторение. Закрепление изученного2-3 Заключение.
В заключении хотелось бы отметить, что сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья относится к пролонгированной помощи, важнейшими характеристиками которой является комплексность получения различных услуг: психологических, педагогических, правовых. Представляется необходимым участие как родителей, так и профессиональной команды специалистов, придерживающихся единой концепции, понимающих сопровождение как совместную деятельность.
Несомненно, процесс социализации в общеобразовательном учебном заведении лучше ориентирует детей на активную гражданскую жизненную позицию, на самостоятельность, на самореализацию их как полноценной личности. Сегодня востребована личность, умеющая проявлять независимость от болезни и обстоятельств, сделать при необходимости свой жизненный выбор, вполне соотносимый с ее собственными, а не заданными и диктуемыми извне намерениями, мотивами, установками, и именно система индивидуального сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья обеспечивает возвращение такого ребенка в продуктивную полноценную социальную жизнь, включает его в систему общественных отношений.Литература:
1. Закон 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» / Законодательство Российской Федерации. М.: Проспект,-2013.
2. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: [федер. закон: принят Гос. Думой 24 ноября 1995 г.: по состоянию на 22 авг. 2004 г.]. – Библиотека журнала "Социальная защита", 2005. – выпуск № 18. – С. 9 – 32.
3. Об основных гарантиях прав ребенка в российской федерации [Электронный ресурс]: [федер. закон: принят Гос.Думой 3 июля 1998г.: по состоянию на 22 августа 2004г.]
4. Ястребова А.В., Спирова Л.Ф., Бессонова Т.П. Учителю о детях с недостатками речи. / Изд. 2-е. - М.: АРКТИ, 1997. - 131 с. (Библиотека практикующего логопеда)
5. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения. М., 1997г.
6. Безрукова О.А.Грамматика русской речи. Комплект из 2-х книг. М.; Каисса, 2007г.
7. Гайдина Л.И., Обухова Л.А. Логопедические упражнения. Исправление нарушений письменной речи. М.; «Вако», 2007г.
8.Ермакова И. И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков. М.; «Просвещение»,1996г.
9. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Кн. для логопедов. – М.,1991г.
10.Лалаева Р.И., Венидиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников: Учебно-методическое пособие. – СПб., 2003г.
11.Мисаренко Г.Г. Методика обучения младших школьников русскому языку с коррекционно-развивающими технологиями. М.; Академия,2004г.
12.Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М.; «Владос» 1995г.
13.Ястребова А.В., Бессонова Т.П.Обучаем читать и писать без ошибок. Комплекс упражнений для работы учителей – логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма. М.; «Аркти»,2007г.
14.Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников. / Под ред. Ахутиной Т.В., Иншаковой О.Б. М.; «Сфера»,2008.
15. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. М. «Сфера», 2007г.
16.Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. М.; « Айрис пресс»,2007г.
17. Плотникова В.И. Использование игровых приемов для развития артикуляционной моторики у младших школьников с церебральным параличом // Дефектология. - 1989. - № 2. - С. 55 - 58.
18. Данилова Л.А., Стока К., Казицина С.Н. Особенности логопедической работы при детском церебральном параличе. - СПб., 1997.
19.Электронный ресурс: сайт РГПУ им.А.И.Герцена: Проекты адаптированных основных общеобразовательных программ в редакции 30.03.2015 / http://fgos-ovz.herzen.spb.ru/