Преимущества и риски применения информационно-компьютерных технологийв общеобразовательной школе
Пастухова С.Б.
Преимущества и риски применения информационно-компьютерных технологий в общеобразовательной школе
«Если сегодня будем учить так, как учили вчера,
мы украдём у наших детей завтра”
Джон ДьюиСфера образования достаточно специфическая область, для нее характерны свои особые риски. В данной статье мы рассмотрим преимущества и риски применения информационно-компьютерных технологий в общеобразовательной школе.
Слово «технология» имеет греческие корни и в переводе означает науку, совокупность методов и приемов обработки или переработки сырья, материалов, полуфабрикатов, изделий и преобразования их в предметы потребления. Информационное технологии – это частный пример технологий, основанных на применении научных и инженерных знаний для решения практических задач, связанных с обработкой и преобразованием информации. Согласно свободной энциклопедии «Википедия» в последнее время под информационными технологиями чаще всего понимают компьютерные технологии. [2]
В современной школе сегодня все шире используются информационно-компьютерные технологии (далее ИКТ), основанные на:
совершенствование организации преподавания, повышение индивидуализации обучения;
повышение продуктивности самоподготовки учащихся;
индивидуализация работы самого учителя;
ускорение тиражирования и доступа к достижениям педагогической практики;
усиление мотивации к обучению;
активизация процесса обучения, возможность привлечения учащихся к исследовательской деятельности;
обеспечение гибкости процесса обучения. [5]
Копылова И.М., полагает, что решение этой проблемы ставит перед педагогом следующие задачи:
Формирование у обучающихся целостной системы знаний и соответствующих этим знаниям практико-ориентированных умений и навыков.
Развитие творческого потенциала обучающихся.
Формирование навыков и умений работать с информацией.
Развитие коммуникативных умений и навыков. [3]
Авторская мультимедийная презентация является одним из видов ИКТ, широко используемых в образовательном учреждении. Презента́ция ( от лат. praesento – представление) – документ или комплект документов, предназначенный для представления чего-либо (организации, проекта, продукта и т.п.). Цель презентации – донести до аудитории полноценную информацию об объекте презентации в удобной форме.
Общеизвестно, что мультимедийная презентация повышает наглядность представления материала, но ее можно использовать не только для иллюстрации, но и в качестве самостоятельного источника знаний, для создания проблемных ситуаций. В презентацию помимо текста можно добавить фотографии, картинки, схемы, таблицы, другой материал, что еще более усиливает эффект воздействия. Подобные приемы в значительной степени опираются на визуализацию, что ведет к лучшему усвоению материала. Применение презентаций на школьных занятиях дает возможность представить изучаемый материал с элементами контроля усвоения знаний, например, тесты. Широко применять игровые презентации в виде кроссвордов, викторин и т.п.
Презентации могут обладать свойством интерактивных технологий. В таких презентациях реализована возможность выбирать, как способ изучения учебного материала, так и степень подробности изложения материала, позволяют адаптировать информацию и обеспечить индивидуальный подход к каждому обучаемому. С помощью интерактивных презентаций удобно реализовать индивидуальные «экскурсии» по учебному материалу, которые позволяют пользователю самостоятельно ознакомиться с информацией о предмете.
Интерактивная презентация – это диалог между компьютером и человеком, в котором человеку предоставляется возможность искать и находить для себя информацию самостоятельно, по мере необходимости. Пользователь управляет интерактивной презентацией, принимая решение о том, какой материал для него важен, и осуществляя на экране компьютера выбор, т.е. указывая курсором на нужный объект и выполняя щелчок кнопкой мыши или нажимая клавишу на клавиатуре. Компьютер отвечает на действия пользователя выдачей запрашиваемой информации. Отличительный признак качественной интерактивной презентации — это заложенное в ней свойство увлекать пользователя и удерживать в нем интерес к представляемому материалу. Лучшие активные презентации содержат элементы неожиданности, которые способствуют стимуляции интереса пользователя к дальнейшим исследованиям [7].
Мы применяем мультимедийные презентации в ходе преподавания биологии и географии. Эти предметы довольно сложные в освоении. Используя только учебники, методические пособия и собственные объяснения, какими бы обширными, разносторонними и полными они не были, добиться высокой успеваемости учащихся, на наш взгляд, невозможно. Методики обучения, предполагающие использование ИКТ, позволяют повысить эффективность учебного процесса.
Большинство объектов, изучаемых в школьном курсе биологии, в силу их удаленности, больших или малых размеров, редкости, не может наблюдаться учащимися, поэтому значение наглядности для формирования представлений и понятий очень велико. Компьютер как универсальное средство сбора, хранения, обработки, обмена и представления информации способен частично заменить некоторые наглядные средства обучения. Компактность хранения информации позволит разместить на одном диске огромное количество научных и художественных текстов, звуковых фрагментов, высококачественных изображений, эпизодов видеофильмов и телепередач. Используя базу данных, учитель может подготовить раздаточный материал, создать мультимедийную учебную презентацию.
На своих уроках применяю презентации в программе Power Point собственные с гиперссылками, созданные учениками, а также других авторов, например позаимствованных у участников Сети творческих учителей. Для повторения и обобщения материала использую готовые и создаю презентации другого типа, с заданиями (например: к уроку природоведения по теме «Природные зоны», где для повторения применяла задания и вопросы с картинками, схемами, моделями). Кроме того, дополнительным источником служат электронные энциклопедии, справочники, которых пока в кабинете недостаточно, но здесь выручает Интернет. Очень удобным является использование дидактического материала (сборников тестов, задач), составляю тесты (например: «Вселенная»). Это позволяет быстро, беспристрастно и автоматизировано обработать полученный результат.
Программа «PowerPoint» является верным помощником современного учителя, позволяя подготовить мультимедийное пособие к уроку с минимальными временными затратами. При этом не требуется глубокой компьютерной подготовки, т. к. основные возможности приложения легко освоить за несколько часов самостоятельной работы с компьютером.
К преимуществам интерактивных презентаций, на наш взгляд, следует отнести:
1. Наглядность. Не возникает проблем с представлением схем, рисунков, графиков, таблиц; появляется возможность использования анимации и различных видео-аудио фрагментов. Наглядность способствует лучшему запоминанию и усвоению материала.
2. Быстрота и удобство в использовании. Учителю не нужно возиться с распечатанными картинками или всевозможными плакатами. Решена проблема с «непонятным почерком» преподавателя. Существует возможность представления каждой темы отдельно. При составлении схем и таблиц, заранее подготовленный педагогом материал дает возможность задать темп в то же время позволяет вернуться к любому промежуточному построению.
3. Структурированное предоставление информации. Весь материал излагается последовательно, с расставлением акцентов на наиболее важных и значимых моментах. Использование заголовков на каждом слайде дает возможность следить за ходом изложения информации.
4. Контроль знаний. В конце каждой пройденной темы, можно проводить тестирование, устраивать контрольную работу, или использовать другой вид оперативного контроля знаний; презентация позволяет обучающимся сравнивать представленные документы, анализировать, делать выводы, как с помощью педагога, так и ознакомившись с материалом самостоятельно.
5. Мотивация и креативность. Эстетические средства воздействия (музыка, анимация) усиливают мотивацию учения, в результате чего, в процесс урока включаются все дети, даже самые пассивные и застенчивые; грамотно выполненные презентации повышают интерес к изучению материала; данный вид деятельности дает возможность педагогу проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению занятий.
Но существуют и риски применения ИКТ в общеобразовательной школе. Риск – сочетание вероятности и последствий наступления неблагоприятных событий [4].Риски в образовании предсказуемые и aктуальные; по своим последствиям – моральные и материальные, по масштабу – значительные, по времени наступления – отсроченные.
Большинство передовых образовательных учреждений внедряет свою систему оценки и управления рисками, при этом они сталкиваются со значительными трудностями. Основными проблемами являются: отсутствие стандартизированных методик и недостатки используемых, отсутствие сравнительной базы экономических показателей; отсутствие специалистов и структур по управлению рисками.
Основываясь на статье С.В. Гурьева [1], мы сделали вывод, что мультимедийный продукт может содержать не меньше информации, чем большой музей или библиотека. И раз он доступен всем, он должен быть организован так, чтобы в нем мог разобраться и человек, не имеющий специального образования. Но, с другой стороны, одно из главных условий внедрения компьютера в образовательный процесс состоит в том, что с детьми должны работать специалисты, знающие технические возможности компьютера, владеющие навыками работы с ними, четко выполняющие санитарные нормы и правила использования компьютеров в учреждениях образования, хорошо ориентирующиеся в компьютерных программах, разработанных специально для школьников, знающие этические правила их применения и владеющие методикой приобщения детей к новым технологиям.
Сегодня компьютерные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка. Этот способ позволяет ребенку с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивает дисциплину интеллектуальной деятельности.
Мы опираемся на следующую классификацию мультимедийных презентаций:
1) Линейная презентация: Слайды презентации сменяют друг друга последовательно; Пользователь пассивен, его участие в управлении презентацией незначительно; Внимание пользователя акцентируется на просматриваемом слайде, содержание просмотренных слайдов быстро забывается; Требования пользователя к качеству потребляемой информации невысоки.
2) Презентации со сценарием: Являются совершенным средством представления информации для учебной аудитории; Материал в такой презентации, как правило, хорошо организован, ее можно отрепетировать заранее, чтобы обеспечить безупречную презентацию; Презентация, в ходе которой преподаватель руководит подачей материала, - это идеальный способ организовать процесс представления информации на уроке в школе; Эту методику можно применять в любой сфере обучения.3) Обучающие презентации: Обучающие презентации предназначены для помощи преподавателю и обучаемому и позволяют удобно и наглядно представить материал; Применение даже самых простых графических средств является чрезвычайно эффективным.
4) Самовыполняющиеся: Законченные информационные продукты; Можно адресовать самовыполняющуюся презентацию аудитории, если поместить ее на сайт, дискету, компакт - или видеокассету и использовать для самостоятельного изучения школьником в ходе урока или дома.
5) Интерактивная презентация: В таких презентациях реализована возможность выбирать, как способ изучения учебного материала, так и степень подробности изложения материала, позволяют адаптировать информацию и обеспечить индивидуальный подход к каждому обучаемому; С помощью интерактивных презентаций удобно реализовать индивидуальные "экскурсии'' по учебному материалу, которые позволяют пользователю самостоятельно ознакомиться с информацией о предмете; Слайды презентации демонстрируются в зависимости от действий пользователя; Пользователь активен и в значительной степени управляет ходом презентации; Пользователь держит в памяти значительную часть презентации, рассматривая каждый слайд как продолжение предыдущих; Требования пользователя к качеству потребляемой информации высоки – он ожидает адекватной реакции на производимый выбор [6].
Оценив преимущества для учащихся и учителей, мы пришли к следующим выводам: презентация позволяет: приобретать новые навыки работы с информацией и представлять графическую информацию в текстовом виде и наоборот; формулировать вопросы и выводы по существу обсуждаемой темы, проблемы; планировать свою учебно-познавательную деятельность.
Риски применения ИКТ зависят от опытности и квалифицированности учителя. Подготовка презентаций – серьезный, творческий процесс, каждый элемент которого должен быть продуман и осмыслен с точки зрения восприятия обучающегося. Судя по нашему опыту, создание презентации в «Microsoft Power Point» занимает в среднем до трех часов, а то и более, в зависимости от сложности материала. Учитывая загруженность педагога, такие большие временные затраты можно отнести к главному недостатку данной технологии, ограничивающему его использование.
Таким образом, применение информационно-компьютерных технологий в образовательном учреждении способствует повышению интереса к обучению, его эффективности. Компьютерные программы вовлекают детей в развивающую деятельность, формируют культурно значимые знания и умения. Развивающий эффект зависит от дизайна программы, доступности ее для ребенка, соответствия его уровню развития и интересу. Но помимо преимуществ (наглядность, доступность и др.) информационно-компьютерных технологий, существуют и риски их применения в общеобразовательной школе, поэтому презентации необходимо использовать в меру, дополняя традиционные средства обучения с учетом возрастных особенности обучающихся.
Список литературы
1. Гурьев С.В. Информационные компьютерные технологии как эффективное средство в образовательном процессе. [Эл. ресурс] - Режим доступа: //http://256.ru/pedagogics/guriev_stat_i.php
2. Информационные технологии [Эл. ресурс] // Википедия. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/
3. Копылова И.М. Преимущества и риски использования интерактивныхпрезентаций в дополнительном образовании [Эл. ресурс] // АНЕКС. – Режим доступа: http://aneks.spb.ru/index.php/publikacii/68-additional-education/879-2013-08-02-12-15-58#_ftn14. Риск [Эл. ресурс] // Википедия. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/
5. Сайт Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Информационные технологии в образовании. - Режим доступа: http://physics.herzen.spb.ru/teaching/materials/gosexam/b25.htm6. Синельникова Я.И. [Эл. ресурс] Классификация мультимедийных презентаций// Открытый класс. Сетевые общеобразовательные сообщества. - Режим доступа: http://www.openclass.ru/
7. Сайт учителя для учителя. [Эл. ресурс] Видеоуроки в сети интернет. Электронный учебник «Интерактивные презентации». - Режим доступа: http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98663132
Сведения об авторе: Пастухова Светлана Борисовна, г. Каменск – Уральский, средняя школа № 35, учитель; магистрант Института социального образования УрГПУ. Е-mail: svetlanapast1970@mail.ru