Из опыта работы учителя немецкого языка Роль творческих заданий в системе предметного обучения
Роль творческих заданий в системе предметного обучения Шалимова Л.И. учитель нем. языка МКОУ «Киреевская СОШ №6»
Часто учителя иностранных языков сетуют на то, что сначала учащиеся абсолютно все горят желанием изучать иностранный язык, но уже к концу первого года обучения, при встрече с первыми трудностями, таких ребят становится всё меньше, а через несколько лет – уже единицы. Как сделать так, чтобы желание заниматься языком не угасло, а наоборот нарастало? Известно, когда какое-либо дело получается, причём успешно, хочется делать ещё и ещё, появляется интерес и непреодолимое желание совершенствоваться. Значит, обучение должно быть успешным и интересным . С другой стороны необходимо учитывать уровень языковой подготовки учащихся и их психофизиологические особенности, которые определяют выбор содержания, формы и методы работы. Известно, что чем меньше ребёнок, тем больше у него проявляется интерес к изучению иностранного языка. А к 8-11 классу у учащихся наблюдается некоторое снижение интереса к иностранному языку, в частности немецкому, я вижу в использовании творческих заданий для учащихся.
Творческое задание считается одним из наиболее эффективных приёмов обучения немецкому языку. Оно используется для снятия монотонности при отработке языкового материала и при активизации речевой деятельности учащегося. Выполняя определённые творческие задания, дети успешнее обучаются, непроизвольно запоминая информацию, поскольку в данной форме обучения присутствует главный фактор – активность учащегося, интерес, творчество. Использование творческих заданий при проведении различного рода занятий по немецкому языку (чтение, закрепление лексического и грамматического материала) ведет к повышению творческого потенциала обучаемых и, таким образом, к более глубокому, осмысленному и быстрому усвоению материла. Выполнение творческих заданий приводит к снятию эмоциональной напряженности учащихся.
Творческое задание является действительным инструментом преподавания, которое активизирует мыслительную деятельность обучаемых, позволяет делать учебный процесс привлекательным и интересным, заставляем учащихся использовать дополнительную информацию, пользоваться справочным материалом. Это мощный стимул к овладению иностранным языком.
Роль творческих заданий в изучении иностранного языка огромна, так как выполняет важнейшие функции: средство развития мотивационно-потребностной сферы, средство познания, средство развития умственных действий и средство произвольного поведения.
Творческие задания могут быть разными по своему назначению, содержанию, способам организации и проведения их. С их помощью можно решить какую-либо одну задачу ( совершенствовать лексические, грамматические навыки) или же целый комплекс задач: формировать речевые умения, развивать наблюдательность, внимание, творческие способности. В основном творческие задания не носят чисто лексический или грамматический характер. Лексические задания могут стать грамматическими, орфографическими.
Сам факт, что творческие задания вызывают интерес и активность учащихся и дает им возможность проявить себя, способствует более быстрому запоминанию иноязычных слов и предложений. Они дают возможность не только совершенствовать, но и приобретать новые знания.
Творческие задания доступны всем категориям учащихся. В предлагаемых ниже творческих заданиях главным принципом классификации материала послужи определенные уровни или аспекты языка:
• Задания со словами.
• Синтаксические задания.
• Идеоматические задания.
• Поэтические задания.
• Загадки, ребусы.
• Грамматические задания.
Применяя творческие задания при обучении немецкому языку на уроке, необходимо помнить следующее:
• Выбор формы должен быть педагогически и дидактически обоснован. Учитель должен знать, с какой целью он дает то или иное творческое задание.
• Задания должны соответствовать возрасту и языковым возможностям ученика.
• Затраты времени на подготовку и на выполнение творческих заданий и их польза должны находиться в оправданном соотношении друг с другом.
• Творческие задания должны даваться преимущественно на немецком языке.
• Необходимо помнить, что творческие задания не могут заменить систематической учебы и интенсивной тренировки. Они базируются на уже изученном.
• Учитель должен применять творческие задания в меру, целесообразно и планово.
В целях достижения поставленных задач я использую на уроках следующие творческие задания:
• «Составь сказку» - для отработки грамматического материала по разделам: «Существительное»,
«Глагол», «Предлог», «Наречие». Из существительных, глаголов, предлогов и наречий учащиеся должны придумать сказку, записать ее, сделать иллюстрации.
• «Город» - закрепление страноведческих сведений о немецко-говорящих странах. После изучения достопримечательностей немецкого города учащимся предлагается составить путеводитель по данному городу. Можно использовать при этом небольшие иллюстрации, план города.
• «Лото» - изготовление карточек с различными предметами по определенной теме.
• «Юный поэт» - литературный перевод стихотворений немецких классиков с элементами творчества.
• «Кроссворды»
• «Ребусы»
• «Тематические рисунки»
• «Плакаты»
• «Постеры»
• «Творческие письменные работы»
Таким образом, я еще раз хочу подчеркнуть, что все творческие задания создают благоприятные условия для усвоения немецкого языка, способствуют интенсивному применению лексики, развивают чувства языка, умение работать с иноязычным материалом. При этом я обеспечиваю детям максимальную самостоятельность в творчестве, не даю прямых инструкций. Я считаю, самое главное – не нужно сдерживать инициативы детей и делать за них то, что они могут выполнить самостоятельно.