Формы и методы применения информационно – компьютерных технологий в практике обучения и воспитания учащихся с ОВЗ при дистанционном образовании
Формы и методы применения информационно – компьютерных технологий в практике обучения и воспитания учащихся с ОВЗ при дистанционном образовании
Смирнова Наталья Анатольевна,
учитель английского языка
муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №9
им. К.К. Рокоссовского»
г. Железногорска Курской обл.
Основные права ребенка - на полноценную жизнь, заботу и уход, на получение качественного образования, медицинское обслуживание, всестороннее и полноценное проживание в семье - принадлежат всем детям независимо от состояния их физического или психического здоровья.
Во всех странах и любой группе общества есть дети – инвалиды, они составляют значительную часть нашего общества, их число, к сожалению, продолжает увеличиваться. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья наравне с другими должен получать образование и развиваться. Проводимая в настоящее время политика в отношении инвалидов – результат развития мирового сообщества в течение последнего столетия. Она прошла путь от идеи полноценного ухода за инвалидами в соответствующих учреждениях до получения равных возможностей в образовании.
В Конвенции о правах ребенка говорится, что «ребенок должен вести полноценную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и его активному участию в жизни общества».
В феврале 2010 года была утверждена национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». Ее цель — модернизация и развитие системы общего образования страны. Национальная образовательная инициатива предусматривает и модернизацию образования детей с ОВЗ: «Новая школа — это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации».
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) имеют право на особую заботу со стороны государства. Государственная помощь должна быть направлена на обеспечение ребенку с ОВЗ эффективного доступа к услугам образования, медицинского обслуживания, подготовки к профессиональной трудовой деятельности таким образом, чтобы гарантировать наиболее полное вовлечение ребенка в социальную жизнь и развитие его личности, включая культурное и духовное развитие.
Дети с особенностями в физическом и психическом развитии нуждаются в равных правах с их обычно развивающимися сверстниками, но вместе с тем и в особом внимании и поддержке со стороны ближайшего окружения, а также всего общества.
К категории детей с ограниченными возможностями здоровья относятся дети, имеющие физические и (или) психические нарушения, приводящие к ограничениям в общем развитии и препятствующие получению образования без создания для этого специальных условий.
В настоящее время получение общего образования детьми – инвалидами связывают с дистанционными технологиями. С появлением Интернета организовать дистанционное обучение стало возможным. Дистанционное обучение через Интернет – это обучение, при котором предоставление обучаемым существенной части учебного материала и большая часть взаимодействия с преподавателем осуществляется с использованием технических, программных средств глобальной сети Интернет.
Использование дистанционных форм при организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья позволяет обеспечить ребенка качественным образованием вне зависимости от места обучения, предоставляет возможность общения со сверстниками, необходимого для социализации и адаптации в обществе. Обучаясь в информационной компьютерной среде, ребенок одновременно получает профессиональные навыки, которые в дальнейшем обеспечат ему работу и достойное существование.
В рамках реализации программы приоритетного национального проекта «Образование» на 2009-2012 годы» - «Развитие дистанционного образования детей – инвалидов» с 1 сентября 2012 года на базе нашей школы (МОУ «СОШ №9 им. К.К. Рокоссовского» города Железногорска Курской области) открыт Центр по дистанционному обучению детей с ограниченными возможностями здоровья. Центр Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 1. Кабинет дистанционного обучения. МОУ "СОШ №9 им. К.К. Рокоссовского" г. Железногорска Курской обл.
257683032385оснащен оборудованием за счет средств областного бюджета на сумму 2 200 000 рублей, что позволило обучать 14 детей с ОВЗ. По медицинским показаниям всем детям не противопоказано дистанционное обучение.
Практика показывает, что обучение с использованием дистанционных образовательных технологий значительно расширяет возможности получения детьми-инвалидами образования, позволяет во многих случаях обеспечить освоение обучающимся основной общеобразовательной программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования в полном объеме.
К программам, установленным в компьютере по учебным предметам, прилагаются методические пособия. Все участники дистанционного обучения обеспечены Интернет-доступом. Предоставлен доступ к системе дистанционного обучения (www.vacad.ru), где располагаются материалы учебных курсов для поддержки учебного процесса по основным учебным предметам с 1 по 11 класс, детям с ограниченными возможностями здоровья.
Учебный процесс детей с ограниченными возможностями здоровья основан на интеграции очного и дистанционного обучения, но вместе с тем к каждому из них на дом приходит учитель, позволяющий справиться с возникшими проблемами или трудностями.
Мониторинг динамики развития детей с ОВЗ, их успешности в освоении образовательной программы показал рост качества обучения с момента использования дистанционных технологий в образовательном процессе:
- из 14 обучающихся на «4» и «5» учебный год заканчивают 8, что составляет 64%.
Из них отличники 5 человек (55%). Причины положительного роста мы видим в таких особенностях дистанционного обучения, как:
индивидуализация обучения: каждый ребенок занимается по удобному для него расписанию и в удобном для него темпе;
сведение до минимума непродуктивного использования времени обучающегося. Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья с помощью Интернет-технологий помогает формировать новое образовательное окружение, в котором дети смогут реализовать свой потенциал и получить качественное образование. Новая среда обучения открывает им возможности практиковать свои навыки работы с Интернет и компьютерными технологиями, что оказывает влияние на их развитие и дальнейшую профессиональную ориентацию.
Работая учителем иностранного языка, я пришла к выводу: невозможно использовать только те методики, которые сложились несколько десятков лет назад и являются общепринятыми.
Школа сегодня стремительно меняется, старается идти в ногу со временем. Важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить его Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 2. Дистанционный урок.
-60960142240умением учиться. По сути, это и есть главная задача, поставленная новыми образовательными стандартами, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования.
Что же такое умение учиться? Это способность ребенка к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Другими словами, мы, учителя, должны наделить ребёнка универсальными учебными действиями, то есть совокупностью навыков учебной работы, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса. Целью современного образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.
От выпускника школы требуются мобильность, креативность, способность применять свои знания на практике, умение мыслить нестандартно. Все это вынуждает учителя уходить от привычной структуры урока, традиционных педагогических технологий.
Современный учитель — это человек, способный к саморазвитию, самосовершенствованию, осознающий необходимость в изучении и внедрении новых технологий, инновационных подходов в преподавании. Это — учитель, способный создавать благоприятные условия для:
общекультурного личностного и познавательного развития и саморазвития ребенка;
проявления и раскрытия творческого потенциала ученика;
реализации каждым учеником себя как личности.
С тех пор как Ян Амос Каменский впервые обосновал необходимость классно-урочной системы в 1652 году, школьная среда обучения претерпела значительные изменения. В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий на уроках иностранного языка. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Современный учитель должен уметь создать условия для практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество, а также активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранным языкам. При традиционных методах ведения урока главным носителем информации для ученика, как мы знаем, выступает учитель. Он требует от ученика концентрации внимания, сосредоточенности, напряжения памяти. Не каждый ученик способен работать в таком режиме. Зачастую психологические особенности, тип восприятия ребенка становятся причиной «академической неуспешности» школьника. При этом современные требования к уровню образованности не позволяют снизить объем информации, необходимой для усвоения учеником на уроке. Поэтому можно сделать один вывод — необходимо проводить уроки с применением новых информационных технологий. Однако, я убеждена, что внедрение в учебный процесс мультимедийных программ вовсе не должно исключать традиционные методы обучения, а гармонично сочетаться с ними. Опыт показывает, что использование в обучении компьютерных технологий, включение обучающихся в активную познавательную деятельность с применением мультимедийных средств существенно повышают эффективность занятия.
В своей педагогической деятельности я реализую задачи (предметные и личностные):
систематическая работа по развитию общей культуры обучающихся;
формирование ответственного отношения обучающихся к результатам обучения;
повышение интереса к предмету и положительная динамика качества образования обучающихся;
повышение плотности урока, продвижение вперёд быстрыми темпами.
Свою миссию как учителя английского языка вижу в создании условий для практического овладения языком каждого обучающегося.
В МОУ СОШ № 9, где я работаю, имеется достаточно развитая образовательная среда, обеспечивающая применение ИКТ, что позволяет эффективно распределять учебное время;
создать условия для индивидуального и дифференцированного обучения обучающихся;
увеличить время устной практики для каждого обучающегося;
обеспечить высокую мотивацию обучения;
преодолеть личностно-психологический барьер общения;
установить благоприятный психологический климат на уроке;
работать над лексической, грамматической, фонетической сторонами языка.
В своей педагогической практике применяю следующие компьютерные технологии:
презентации в PowerPoint;
ЭОР (электронные образовательные ресурсы);
интерактивная доска.
Применение компьютерных презентаций в учебном процессе позволяет интенсифицировать усвоение учебного материала обучающимися и проводить занятия на качественно новом уровне. Эффективность воздействия учебного материала на учащихся во многом зависит от степени и уровня иллюстративности материала.
Компьютерные презентации позволяют акцентировать внимание обучающихся на значимых моментах излагаемой информации и создавать наглядные эффектные образы в виде иллюстраций, схем, диаграмм, графических композиций. Презентация позволяет воздействовать сразу на несколько видов памяти: зрительную, слуховую, эмоциональную и в некоторых случаях моторную.
Обладая такой возможностью, как интерактивность (способность вести «диалог»), компьютерные презентации позволяют эффективно адаптировать учебный материал под особенности обучающихся.
Использовать презентацию в учебном процессе можно на различных этапах урока, при этом суть её как наглядного средства остаётся неизменной, меняются только её формы, в зависимости от поставленной цели, но существует ограничение по времени. Напомню – не более 15 мин. за урок.
Телекоммуникационные технологии дают доступ к различным банкам информации всем участникам педагогического процесса.
Возможности использования ЭОР огромны. Глобальная сеть Интернет создаёт условия для получения любой необходимой учащимся и учителям информации, находящейся в любой точке земного шара: страноведческий материал, новости из жизни молодёжи, статьи из газет и журналов и т. д.
На уроках английского языка с помощью Интернета можно решать целый ряд дидактических задач: формировать навыки и умения чтения, используя материалы глобальной сети; совершенствовать умения письменной речи школьников; пополнять словарный запас учащихся; формировать у школьников мотивацию к изучению английского языка. Кроме того, работа направлена на изучение возможностей интернет-технологий для расширения кругозора школьников, налаживать и поддерживать деловые связи и контакты со своими сверстниками в англоязычных странах. Учащиеся могут принимать участие в тестировании, в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет, переписываться со сверстниками из других стран, участвовать в чатах, вебинарах и т.
Использование сети Интернет позволяет мне как учителю глубже подготовиться к уроку, отобрать интересный аутентичный материал, повысить профессиональный уровень, поделиться опытом с коллегами на форумах, в интернет-сообществах для учителей. В настоящее время есть широкий выбор различных сайтов, для меня как учителя-практика более приемлемым является сайт www.tea4er.ru. Это интерактивный научно-методический журнал, в котором учителя могут обмениваться своим опытом, обобщать его, публиковать свои уроки, внеурочную деятельность, дидактические материалы, создавать свой персональный блог, который отражает индивидуальную педагогическую деятельность.
В настоящее время существует много сайтов как английских, так
и сайтов русскоязычных авторов, которые предназначены именно для снятия трудностей у изучающих английский язык при помощи разнообразных упражнений. Среди сайтов англоязычных авторов можно выделить такие как:
http://www.learn-english-online.org/
http://www.teachitworld.com/
Данные сайты дают возможность отработать определённые грамматические правила и поработать с упражнениями, позволяющими обобщить ранее полученные знания. Упражнения могут быть использованы как на уроке, так и дома. На данных сайтах можно найти не только упражнения, но и правила, таблицы, объяснения грамматических особенностей английского языка. Таким образом, обучающиеся могут перед выполнением упражнений предварительно прочитать правила и разобрать их ещё раз, что позволяет выполнять предложенные упражнения более успешно.
При выполнении данных упражнений обучающийся сразу же получает информацию в виде баллов и может реально оценить свои знания по данной теме. Я как учитель использую эти упражнения и для оценивания работы ученика. Так как обучающийся может наглядно увидеть результат своей работы, данные упражнения подходят и для домашней подготовки к различным грамматическим работам.
Изучая содержание ряда книг серии «Стандарты второго поколения» издательства «Просвещение», понимаешь, что в школе должны вводиться новые формы организации учебного процесса и новые требования к системе оценки достижения планируемых результатов. Вместо воспроизведения знаний мы теперь будем оценивать разные направления деятельности ученика, то есть то, что ему реально нужно в жизни в ходе решения различных практических задач.
Прежде всего изменился инструментарий – формы и методы оценки. Помимо привычных предметных контрольных работ, теперь необходимо проводить метапредметные диагностические работы, составленные из компетентностных заданий-задач, требующих от ученика не только познавательных, но и регулятивных и коммуникативных действий.
Инновации стали неотъемлемой частью современного урока, и задача учителя заключается в грамотном отборе и использовании обучающих технологий с тем, чтобы обеспечить эффективность овладения новым языком.
Список литературы:
Айшервуд М.М. Полноценная жизнь инвалида / Пер. с англ. – М.: Педагогика, 2007.
Андреев А.А. Введение в дистанционное обучение: Учебно-методическое пособие. – М.: ВУ, 2009.
Быков Д.А. Дети с ограниченными возможностями и общество // Дополнительное образование. - 2006. - №1.
Дистанционное обучение: Учебное пособие / Под ред. Е.С. Полат. – М.: ВЛАДОС, 2008.
Долгалев Б.А., Ладикова В.Н. Социально-психологические проблемы инвалидов // Человек: его сущность, развитие и проблемы. Вып. 1 / Под ред. В.С. Кукушина. - Ростов н/Д., 2007.
Полат Е.С. Дистанционное обучение: организационные и педагогические аспекты. – М.: ИНФО, 2006.
Организация индивидуального обучения на дому детей с ограниченными возможностями здоровья. – Курск, 2011. Комитет образования и науки Курской области. ОГОУ «Курский областной центр психолого-медико-социального сопровождения».