Статья Работа с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС

Овчинникова Яна Николаевна,
учитель начальных классов,
МБОУ «СОШ № 92»

Работа с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС.

В настоящее время очень высок интерес к одаренности как явлению. Это объясняется как общественными потребностями, так и требованиями, сформулированными во ФГОС НОО (Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования). Не случайно федеральные стандарты второго поколения делают акцент на деятельностный подход в образовательном процессе, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества; учёт индивидуальных особенностей учащихся; разнообразие их развития; обеспечение роста творческого потенциала и познавательных мотивов.
Важно направить одарённого ребёнка на творческую переработку определённого объёма знаний, воспитать способность мыслить самостоятельно, на основе полученного материала.
В организации работы с одарёнными детьми можно выделить три основные проблемы:
- отсутствие у педагогов знаний об особенностях проявления детской одарённости, видовом её разнообразии;
- функционально - целевая направленность образовательной организации в плане развития интеллекта учащихся;
- ориентация школы на «уравнивание» под «среднего» без прогноза на индивидуальное развитие.
Что же понимается под термином «одаренность»?
Одаренность это системное, развивающееся в течение жизни каче-ство психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренность может проявляться:
1. как одаренность явная (проявленная), которая «у всех на виду». Специалисты утверждают, что число таких явно одаренных детей составляет примерно 1-3% процента от общего числа детей;
2. как одаренность возрастная, т.е. в одном возрасте ребенок показывает явную одаренность, а потом, по истечении нескольких лет эта одаренность куда-то исчезает;
3. как одаренность скрытая (непроявленная), т.е. одаренность, которая по каким-то причинам не проявила себя в учебной или иной деятельности данного ребенка. Детей со скрытой одаренностью примерно 20-25% от общего числа учащихся.
Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие невостребованности. Процент одаренных (с точки зрения психологов) с годами резко снижается: если в десятилетнем возрасте их примерно 60-70%, то к четырнадцати годам - 30-40%, а к семнадцати - только 15-20%.
Задачи, стоящие перед учителем:
-своевременное выявление одарённых детей;
-использование в урочное и во внеурочное время дифференциации на основе индивидуальных особенностей детей;
-отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в разных видах деятельности;
-организация разнообразной внеурочной и внешкольной деятельности;
-развитие у одарённых детей качественно высокого уровня представле-ний о картине мира, основанных на общечеловеческих ценностях.
Опыт работы показывает, что чем раньше начата работа по выявлению одарённости ребёнка, тем полнее и шире раскрывается его талант. Важно начать эту работу с первого класса.
1 этап.
1. Организация длительных наблюдений за детьми на уроках и творче-ских мероприятиях.
2. Проведение классных часов с обсуждением /«Мои интересы» или «Чем я люблю заниматься больше всего».
3. Индивидуальное общение с родителями (законными представителями), чтобы узнать в какой сфере живет и воспитывается ребенок.
4.Анализ успехов и достижений учащегося.
2 этап - использование различных диагностик одаренности. Это позво-лит очертить круг детей для более углубленных индивидуальных исследований.
Одаренные дети часто опережают в развитии сверстников, отличаются и темпы усвоения учебного материала. Основной целью развития и успешного обучения одаренных детей на уроках является совершенствование предметных умений и навыков; повышение учебной мотивации одаренных детей; развитие интеллектуальных способностей и нестандартности мышления; развитие навыков исследовательской и самостоятельной познавательной деятельности; овладение навыками самоконтроля, самооценки.
Решению данной цели способствует привлечение к поисковой деятельности, использование творческих заданий, решение нестандартных задач; работа с дополнительными источниками информации; нетрадиционные уроки; работа в парах, в малых группах, разноуровневые и творческие задания; ролевые игры; консультации.
Для активизации процесса обучения использую различные современные средства информации: медиатеку, Интернет - ресурсы, компьютерные игры по предметам, электронные энциклопедии, а также применяю современные технологии.
Такая система урочной деятельности способствует формированию беглости мышления, гибкости ума, любознательности, умения выдвигать и разрабатывать гипотезы.
Большую роль в развитии интереса к предметам играют олимпиады.
При выполнении олимпиадных заданий учащийся проявляет способность классифицировать, обобщать, прогнозировать результат, «включать» интуицию и воображение.
У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду самопознанию. Хотелось бы подробнее рассмотреть метод проектов. Метод проектов, относится к технологиям компетентностно-ориентированного обучения. Использование данного метода на уроках и во внеурочной деятельности даёт новые возможности в активизации познавательного интереса учащихся, развития творческих способностей. С учётом интересов и уровней дарования конкретных учеников им предлагается выполнить тот или иной проект: проанализировать и найти решение практической задачи, выстроив свою работу в режиме исследования и завершив ее публичным докладом с защитой своей позиции. Такая форма обучения позволяет одаренному ребенку, продолжая учиться вместе со сверстниками и оставаясь включенным в привычные социальные взаимоотношения, вместе с тем качественно углублять свои знания и выявить свои ресурсы в области, соответствующей содержанию его одаренности.
Взаимодействие с родителями (законными представителями) проис-ходит через познавательные, творческие и спортивные мероприятия. В нашей школе приоритетными формами работы стали дифференциация, лич-ностно-ориентированный подход по отношению к семье.
В заключение хотелось бы отметить, что работа педагога с одаренными детьми - это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителя личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями. Он требует постоянного роста мастерства педагогической гибкости, умения отказаться оттого, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной.

Библиографический список:
1.Айрумян Г. С., Галанина Д. С. Педагогическая работа с одаренными детьми // Молодой ученый. 2016. №1. С. 674-677.
2.Гали Г. Ф. Особенности работы педагога с одаренными детьми [Текст] / Г. Ф. Гали // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития : материалы VII Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 31 дек. 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. № 4 (7). С. 90–92. ISSN 2410-8642.
3.Савенков, А. И. Одаренный ребенок в массовой школе [Текст]/ А. И. Савен-ков – М.: Сентябрь, 2010-208 с.
4.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2009 - 41 с.

Ссылки на интернет-ресурсы:
1.Детская одаренность: признаки, виды, особенности личности одаренного ребенка - http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2012/04/15/detskaya-odaryonnost-priznakividyosobennosti-lichnosti-odaryonnogo
2.Работа с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС второго поколения - http://pedsovet.su/publ/164-1-0-3993
15