О НЕКОТОРЫХ ПРИЁМАХ РЕАЛИЗАЦИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ


О НЕКОТОРЫХ ПРИЁМАХ РЕАЛИЗАЦИИ
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Есть много родов образования и развития, и каждое из них важно само по себе, но всех выше должно стоять образование нравственное.
В.Г. Белинский
Школьные предметы русский язык и литература имеют явные преимущества перед остальными предметами в плане содержания обучения, и поэтому учителя-филологи имеют возможность использовать разные методы, приёмы и формы работы во воспитанию духовно-нравственных качеств у обучающихся.
На уроке литературы любая тема может рассматриваться с точки зрения духовно-нравственного понимания. Русская литература как учебный предмет целиком и полностью направлен на формирование у учащихся лучших духовных и нравственных качеств. Можно перечислить следующие формы работы на уроках:
Изучение русского фольклора, его больших и малых жанров: жития святых, сказаний, преданий, исторических и лирических народных песен, пословиц и поговорок и др.
Изучение текстов Древнерусской литературы («Поучение Владимира Мономаха», «Повесть о Петре и Февронии Муромских», «Повесть о белгородском киселе», «Шемякин суд») и др.
Анализ стихотворений и их выразительное чтение на темы родной природы, родины, любви, дружбы и др.
Рассмотрим подробнее некоторые приёмы работы, которые, на наш взгляд, можно использовать и на уроках по другим учебным предметам.
Приём технологии сотрудничества «Эпиграф», который можно использовать в начале урока русского языка. Суть его в том, чтобы учащиеся получают задание: подумать над тем, как текст эпиграфа к уроку может быть связан с новой темой по орфографии. Например, при изучении правописания - тся и -ться в глаголах на доске записана пословица: «Будешь трудиться ‒ будет у тебя и хлеб, и молоко водиться». Возвращение к записанному на доске «эпиграфу» на этапе рефлексии дает возможность оценить его соответствие изучаемой теме и качество предположений учащихся. Слайды с цитатами.
Этот приём можно использовать иначе: в начале изучения новой части программы чтение цитаты К. Г. Паустовского к разделу «Язык. Речь. Общение» в учебнике «Русский язык» для 6 класса под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской: «Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Человек, равнодушный к своему языку, ‒ дикарь. Его безразличие к языку объясняется полнейшим безразличием к прошлому, настоящему и будущему своего народа». Далее учащимися предлагается задание: выразить свою позицию по содержанию текста и привести примеры из реальной жизни. Такое задание требует напряжения не только мысли, но и духовной работы учащимися. Слайды с цитатами.
Эпиграфы встречаются во многих литературных произведениях. Все помнят русскую пословицу «Береги честь смолоду, а платье снову», в повести «Капитанская дочка», или к каждой главе романа «Евгений Онегин». Так к 4 главе аффоризм Жака Некке́ра «Нравственность в природе вещей». Аналогичная работа с высказываниями проводится как перед изучением произведения, так и на завершающем этапе: ученики сопоставляют нравственную глубину и одновременно краткость мысли, выраженной в афоризме и развёрнутой в литературном произведении. Слайды с цитатами.
В старших классах работа с эпиграфами организована на уроках развития речи как тренировка к сочинениям в формате ОГЭ с заданием: используйте это высказывание как тезис, постройте рассуждение и приведите примеры из произведений художественной литературы и реальной жизни.
На уроках в 9 классах используется и следующий приём, который относится к технологии развития критического мышления. Это дискуссия (от лат. - исследование, разбор, обсуждение какого-либо вопроса). Фрагменты художественных текстов для подготовке к ОГЭ в 9 классе представляют собой замечательный материал для обсуждения понятий: доброта, сострадание, милосердие, предательство, любовь, дружба, честь, достоинство, стиль. В ходе организованной дискуссии с опорой на конкретный текст учащиеся не только уточняют для себя понимание духовных ценностей, но и ставят себя на место литературного персонажа, «примеряют» его поступки.
Метод моральных дискуссий позволяет создавать доступную для понимания детей проблемную ситуации, связанную с реальной жизнью, включающую два или более вопросов. Задание: на основе анализа доказать правомерность поведения «героя» (нравственный выбор Петра Гринёва присягать Пугачёву или нет, выбор Онегина после получения письма Татьяны: «Не каждый вас как я поймёт. К беде неопытность ведёт», выбор Татьяны Лариной «Но я другому отдана и буду век ему верна» выбор Андрия в повести «Тарас Бульба», поступок Андрея Соколова в толпе пленных в разрушенной церкви в «Судьбе человека» и др. ситуации).
Использование заданий по русскому языку на основе общеизвестных фактов из реальной жизни: 23-летняя прима-балерина омского Музыкального театра Нина Маляренко стала претенденткой региональной премии "Народный герой" в номинации "Самоотверженность" за спасение тонущей 11-летней школьницы Насти. Слайд с заданием.
Знакомство с историей создания литературного произведения и прототипами персонажей в форме небольших сообщений с презентациями. Слайд презентации. (Прототипом Александра Чацкого, к примеру, в актуальной и в наше время комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» является Петр Яковлевич Чаадаев, личность которого является образцом гражданственности и чести).
Биографии писателей и поэтов – также благодатный материал для формирования нравственности. Учащиеся готовят мультимедиа презентаций с аудиа- и видеоматериалами, устные выступления с докладами и пересказы, индивидуальные дифференцированные задания и др.). Эти формы работы можно использовать при изучении любого учебного предмета. Например, биографию М.В. Ломоносова можно рассматривать практически по всем школьным предметам, или Н.М. Карамзина, первого нашего историка и писателя. Интересны судьбы не только Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, М. А. Булгакова, А. П. Чехова, но и В. И. Даля, С. И. Ожегова, Д. С. Лихачёва, авторов учебника русского языка М.Т. Баранова, Т. А. Ладыженской. И этот материал может стать отправной точной для создания учебных проектов, которые относятся к следующей группе методов и приёмов познания, эвристических методов, используемых для решения творческих задач.
Эвристические методы осуществляются путём интеграции учебных предметов, освоения элементов творчества в учебной деятельности, путём исследовательской организации обучения, выполнения творческих проектов и участия в конкурсах.
Это и создание творческих сочинений разных жанров, к примеру, сочинение о выборе будущей профессии «Кем бы я хотел стать», очерк «Физкультура в жизни современного подростка», иллюстративного материала к прочитанным художественным текстам, например, рисунки учащихся.) Демонстрация рисунков.
Роман «Евгений Онегин» представляет собой кладезь для формирования высоких нравственных качеств личности не только в школьный период жизни, но в последующие годы.
Можно организовывать индивидуальную и групповую проектную работу с изобразительными средствами языка романа, и с образом Татьяны Лариной как идеалом женского образа А.С. Пушкина, с именами собственными в романе, с пейзажными зарисовками, с изучением быта русской провинции, темами и проблемами романа.
Индивидуальная или групповая работа по созданию учебного исследовательского проекта. Это универсальная работа, воспитывающая уважение и любовь в родине, семье, природе, людям, живущим рядом, литературному культурному наследию, бережному отношению к тому, что дорого. где совмещаются и формируются общеучебные навыки учащихся по разным учебным предметам: определение и корректировка темы исследования, выявление проблемы, постановку цели, определение задач для достижения цели, поиск, отбор и систематизация материалов по теме исследования, создание собственного текста, редактирование текста, наполнение его примерами, практическими выкладками, наглядными материалами, представление своей работы, её защита. В процессе такой системной работы формируются такие гражданские качества, как самостоятельность, ответственность, чувство долга, собранность, работоспособность, трудолюбие. Примером могут служить следующие проектыучащихся:
«Дуэль в жизни писателей и судьбах героев их литературных произведений», (Обращает внимание на проблемы защиты чести и достоинства человека, законности и беззакония в стране, чести и бесчестия, милосердия и долга.)
«Об Отчизне складывал он песни» (Познакомил с биографией поэта родом из Подмосковья Николая Дмитриева и его творчеством.)
«Балашиха: история, положенная на плоскость карты» (Учит уважать и любить свой край.)
«Нравственные аспекты экологических проблем и их отражение в литературе 20 века» заставляет задуматься о судьбе природы, людей и планеты в целом.
«Жизнь природы в сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца» (Учит любить и беречь природу.)
Раскрытию и развитию нереализованных на уроках способностей и интересов учащихся способствуют вовлечение детей совместно с родителями к участию в творческих конкурсах и публичное представление своих достижений не только уроках по предмету, но и на классных часах в конце четверти, полугодия года.
Пополняется копилка творческих работ участников ежегодного городского литературного конкурса «Русь моя православная». В прошлом учебном году было два участника: презентации учеников 5 класса Веры Поддубной «Ксения Петербургская» и Никиты Глебского «Собор Василия Блаженного». В этом году готовятся новые темы и формы творческих работ: очерк об Андреюшке Блаженном Симбирском. Эти творческие работы можно использовать на уроках, внеклассных занятиях, предметных неделях или классных часах, демонстрировать и на родительских собраниях.
Таким образом, если учителем будут систематически применяться разные методы приёмы, продолжаться поиск новых форм и условий обучения, то работа по формированию высокой духовной нравственности у учащихся достигнет цели.
Литература
Агибалова С. В. Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы как основа формирования общечеловеческих ценностей / Молодой ученый. − 2015. − № 2. − С. 468 – 471
Ильин И. А. О воспитании в грядущей России/Собрание сочинений. В 10 томах. Т. 2. Кн. 2. М., 1993. − С. 178 − 192
Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Издание 4-е. Киев, 1973
Ушинский К. Д. О нравственном элементе в русском воспитании /Избранные произведения /М. − Л, 1946. − С. 148 −195