Учебно-методический материал на тему: Использование инновационных технологий в работе с детьми, имеющие особые образовательные потребности.


Использование инновационных и коррекционных технологий в работе с детьми, имеющими особые образовательные потребности
Главная задача российской образовательной политики - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.
В отечественной специальной педагогике в настоящее время разработаны новые подходы к содержанию образования детей с ОВЗ, к технологиям их образования и воспитания, современным моделям коррекционно-развивающего педагогического процесса и сопровождения учащихся с особыми образовательными потребностями, направленные на решение задачи приближения специального образования к требованиям современного общества. 
«Инновация» - что это такое? Инновация - (итал иnnovatione - новизна, нововведение).
Педагогическую инновацию рассматривают как особую форму педагогической деятельности и мышления, которые направлены на организацию нововведений в образовательном пространстве, или как процесс создания, внедрения и распространения нового в образовании. Инновационный процесс в образовании - это совокупность последовательных, целенаправленных действий, направленных на ее обновление, модификацию цели, содержания, организации, форм и методов обучения и воспитания.
Инноватика должна включать процесс выработки уверенности маленького человека в себе, в своих силах. Инновации в образовании, это использование новых, повышающих эффективность способов, средств передачи информации, проверке её адекватности, повышения интереса учащихся к новому материалу, контроля за усвоением информации.
Целью использования инновационной деятельности является качественное изменение личности воспитанника по сравнению с традиционной системой. Использование инновационных технологий направлено на развитие умения мотивировать действия, самостоятельно ориентироваться в получаемой информации, формирует творческое нешаблонное мышление, развивает детей за счёт максимального раскрытия их природных способностей.
Конечно, характер инновационной деятельности педагога зависит от существующих в конкретном образовательном учреждении условий, но и прежде всего от уровня его личностной готовности к этой деятельности.
Под готовностью к инновационной деятельности мы понимаем совокупность качеств педагога, определяющих его направленность на совершенствование собственной педагогической деятельности и деятельности всего коллектива, а также его способность выявлять актуальные проблемы образования, находить и реализовать эффективные способы их решения.
Инновации могут быть представлены в виде:
абсолютной новизны (отсутствие в данной сфере аналогов и прототипов);
относительной новизны (внесение некоторых изменений в имеющуюся практику).
Отличительные черты инновационной деятельности педагога:
новизна в постановке целей и задач;
глубокая содержательность;
оригинальность применения ранее известных и использование новых методов решения педагогических задач;
разработка новых концепций, содержания деятельности, педагогических технологий на основе гуманизации и индивидуализации образовательного процесса;
способность сознательно изменять и развивать себя, вносить вклад в профессию.
Рассмотрим подробнее здоровьесберегающие технологии коррекционной и реабилитационной работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности. Здоровьесберегающая технология – это система мер, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.
Сказочная имидж-терапия
Смысл этой терапии мгновенное преображение. Недостаточно здоровый в психологическом и соматическом смысле человек зачастую привыкает к одной роли - роли больного. И только реальное, а не воображаемое изменение образа, реальное переодевание способно помочь ему найти альтернативные ипостаси самого себя. Изменение образа, переодевание, во многом способно помочь специалисту (психологу, педагогу, воспитателю). Меняя образ, мы меняем характер, стиль поведения и общения. Через сказочное преображение взрослый может «отнормировать» расшалившегося, капризного или перевозбужденного ребенка. Для этих целей подходят образы Короля, Королевы, Рыцаря, Волка - тех, кто мудро повелевает и кому подчиняются. Обычно дети очень хорошо воспринимают это, выполняют поручения и начинают контролировать свое поведение.
Сказочная куклотерапияВ рамках сказочной куклотерапии реально воплощаются воображаемые образы, что, собственно, многие и называют волшебством. Возможно использование трех вариантов куклы-марионетки: пальчиковые куклы, куклы рукавички, теневые куклы. В куклотерапии важен и процесс изготовления куклы - процесс творения новой сказочной жизни и игра с куклами - вхождение в персонаж. Благодаря куклотерапии создается особая «терапевтическая» среда, стимулирующая развитие личности ребенка, а также укрепляется союз с педагогом.
Изотерапия, то есть терапия рисованием. Изобразительная деятельность находятся в тесном взаимодействии с общим развитием ребенка, поскольку в процессе изображения участвует не какая-то отдельная функция, а личность в целом. Если правильно организовывать изотерапию, то у детей совершенствуется не только познавательная деятельность (восприятие, воображение, мышление, внимание), но также совершенствуется эмоционально-волевая сфера.
Техники: рисование «волшебными красками», техника «Овощных печатей», техника «Монотипия».
Сказкотерапия (сказкокоррекция)
Сказкотерапия – это процесс:
поиска смысла, расшифровка знаний о мире и системе взаимоотношений;
образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни;
переноса сказочных смыслов в реальность; активизация ресурсов, потенциала личности;
экологического образования и воспитания ребенка;
улучшения внутренней природы и мира вокруг.
ИгротерапияИгротерапия - процесс взаимодействия ребенка и взрослого посредством игры, в которой на глубинном ценностном уровне происходит волшебное таинство собирания и укрепления собственного «я», успешное моделирование собственного настоящего и будущего. Для детей с ОВЗ целесообразно использовать игры с пуговицами.
Благодаря массажу мы активизируем так называемый «мануальный интеллект», находящийся на кончиках пальцев рук и ладонях. Таким образом, происходит сенсомоторное развитие, является условием успешного взаимодействия с окружающим миром. Игры: аквариум, пуговичное ожерелье, пуговичное лото, родовое дерево, бабушкина пуговица, игры со спичками.
ГарденотерапияГарденотерапия - это особое направление психосоциальной, трудовой, профессиональной реабилитации при помощи приобщения к работе с растениями. Эта деятельность напрямую связана с положительным терапевтическим воздействием энергетики земли, растений. Особое эмоциональное настроение, связанное с выполнением необходимой работы, психически балансирует и успокаивает. Этот вид деятельности имеет ярко выраженную психотерапевтическую направленность, что позволяет использовать его при коррекции поведенческих и эмоциональных расстройств, для улучшения психоэмоционального состояния (работа в зимнем саду, на приусадебном участке, изготовление поделок в студии флористики и фитодизайна).
ПрищепкотерапияИгры с прищепками направлены на формирование умения сличать и объединять предметы по признаку цвета, способствуют развитию ощущений собственных движений и формированию положительного настроя на совместную со взрослым работу. Они стимулируют речевую активность детей. Обычные бельевые разноцветные прищепки служат хорошим подспорьем  в развитии у детей пространственно-временных представлений. Закрепляются знания о временах года, днях недели, частях суток. Совершенствуются знания сенсорных эталонов, закрепляются навыки счета, развивается зрительно – двигательная координация.
Фототерапия
Фотография помогает установить контакт с детьми и активизировать их речевые навыки, может рассматриваться как способ контроля за внешними объектами и ситуациями, и даёт подросткам ощущение собственной силы и значимости. Даёт почувствовать себя художником и в лучшую сторону изменить своё представление о себе и о своих возможностях. Фотографирование ребёнка может способствовать повышению его самооценки и удовлетворять его потребность во внимании и заботе, позволяет подростку почувствовать свою самостоятельность и проявить инициативу. Варианты лечебно-коррекционного, здоровьесберегающего и развивающего применения фотографии можно классифицировать с учётом состава участников, занятия могут быть индивидуальными и групповыми. При занятиях в группе техники и упражнения могут быть рассчитаны на индивидуальную, парную, микрогрупповую или общегрупповую работу. Одни варианты применения фотографии могут быть связаны с использованием готовых снимков, другие – с их созданием в ходе занятия или между занятий. В любом случае работа может протекать спонтанно и предполагать неограниченную свободу действий либо требовать чёткой постановки задач и применения конкретных техник, игр, упражнений. При создании фотографий в ходе занятий дети могут сами выбирать тему, например «Прекрасное и безобразное», «Любимые уголки школы», «Мир детей», «Детская фантазия безгранична» и др. С целью решения коррекционных и реабилитирующих задач бывает очень полезно проводить съёмку в той среде, которая выступает в качестве значимого внешнего ресурса. Например, съёмка на природе сама по себе обеспечивает сенсорную стимуляцию, вызывает положительные эмоции и эстетические переживания. Или же съёмка может проводиться в такой среде, которая чревата социальной конфронтацией и появлением сложных чувств, что в определённых случаях может быть полезна, помогая детям, например, осознать природу своего социального поведения и установок. Например, фоторепортаж, где показаны результаты небрежного отношения человека к природе. В работе с детьми обязательно учитываются их интересы и способности. Например, некоторые ребята проявляют интерес к созданию фотоколлажа или ассамбляжа, плаката или иллюстрированной фотографиями «книжки». Применение техник телесно-ориентированной и танцедвигательной терапии, когда съёмка производится во время движения участников группы (дискотеки, концерты, спортивные соревнования и т.д.), даёт возможность увидеть и осознать особенности телесной экспрессии, наблюдать и познавать мир эмоций человека. Большой интерес девочки проявляют к фотографированию в сочетании с элементами драматерапевтического подхода и предполагать ролевое перевоплощение, использование костюмов, грима и т.д. Возможна постановочная фотография, в том числе портретный жанр (например, фотографирование участниками друг друга). Деятельность участников занятий может быть достаточно эффективной и в том случае, если она будет построена на основе общих тем («Новый год в школе», «Времена года», «Мир цветов» и т.д.). Очень трогательно наблюдать, когда ребята стараются найти интересные моменты в сюжете, предмете, деятельности, любуются снимками, рассказывая при этом, как они старались сфотографировать тот или иной объект, какие усилия им пришлось приложить, чтобы получился хороший кадр. Здесь налицо решаются задачи развития личностных качеств, эстетических переживаний, познавательных способностей.
Компьютерные технологии
Компьютерные технологии важны, прежде всего, как источник информации при использовании сети Интернет. Овладев достаточно простыми навыками работы с поисковыми системами возможен доступ к множеству справочников, словарей, энциклопедий и т.д., кроме этого Интернет имеет значительную базу музыкального, изобразительного и фотоматериала.
Общение с компьютером вызывает у учеников коррекционной школы интерес - сначала как игровая, а затем и как учебно-воспитательная деятельность. В этом случае применение компьютерных технологий становится особенно целесообразным, так как предоставляет информацию в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание, но и делает его осмысленным и долговременным.
Компьютерные игры – это мощный резерв в игротерапии. Игры должны являться не только элементом развлечения, но и тренировкой ряда эмоциональных, психических и моторных функций. У них широкий диапазон: начиная от простых игр, например, «Тетрис», не требующих высокопроизводительного компьютерного оборудования, до технически сложных, мультимедийных, с применением специализированных аппаратных средств. Они позволяют моделировать различные состояния, как сенсорные, так и эмоциональные, тренируют координацию, движение, включают механизм «глаз-рука». Игры способствуют формированию таких качеств, как принятие решения, преодоление страха перед непредвиденными обстоятельствами. Существуют игры, которые требуют умения удерживать в памяти и управлять достаточно большим количеством параметров одновременно (стратегические, тактические, ролевые, игры), другие позволяют проигрывать экстремальные состояния ( автомобильные гонки, а также другие стимуляторы).
Описанные технологии и формы работы с детьми, позволяют каждому ребёнку оставаться самим собой, не испытывать неловкости, обиды от сравнения с другими участниками группы, продвигаться в развитии сообразно своей природе.  
Важно заметить, что инновационные технологии в работе с детьми позволяют самостоятельно проектировать подачу материала, строить структуру занятий не по схеме, не как тебя учили и не как делают коллеги, а с элементами парадоксальности, деструктивности.
Список литературы
Андерсен Б. Мультимедиа в образовании / Б. Андерсен, В.Д. Бриик. –
М. : Дрофа, 2007.
Акатов Л.И. Социальная реабилитация  детей   с   ОВЗ . Психологические
основы / Л.И. Акатов.- М. : ВЛАДОС, 2003.
Гнездилова О.Н. Психологические аспекты инновационной деятельности педагога // Психологическая наука и образование, 2006.
Разина Н.А. Профессионально-личностное развитие педагога в условиях инновационной деятельности образовательного учреждения // Современные наукоемкие технологии, 2008.
Розова Ю.Е., Коробченко Т.В. Использование мультимедийныхпрезентаций для повышения эффективности логопедических занятий.
Сластенин В.А., Подымова Л.С. Готовность педагога к инновационной деятельности // Сибирский педагогический журнал, 2007.