«Наглядность как средство создания коммуникативной мотивации при обучении устному иноязычному общению».


Индивидуальный план самообразования учителя английского языка ГБОУ «Васильевская КШИ им. Героя Советского Союза Н.Волостнова»
Базиловой Индиры Шамилевны «Наглядность как средство создания коммуникативной мотивации при обучении устному иноязычному общению».
-148590409575


   Пояснительная записка.
Для современной школы требуется учитель, способный свободно и активно мыслить, моделировать воспитательно–образовательный процесс, самостоятельно генерировать и воплощать новые идеи и технологии обучения и воспитания, поэтому важную роль в нашей работе играет профессиональная компетентность педагога на современном этапе развития образования. С целью повышения психологической культуры в образовательном процессе систематически проходить курсы повышения квалификации по предмету и дополнительному образованию, занимаюсь самообразованием по индивидуальной программе развития своего профессионализма.
Совершенствование качества обучения и воспитания в школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования учителя. Самообразование – есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия учителя.
Моя методическая тема, над которой я работаю:
«Наглядность как средство создания коммуникативной мотивации при обучении устному иноязычному общению».
Срок реализации проблемы – 5 лет (до 2021г.)
Цели:
обеспечить программирование своей деятельности, творческой рефлексии, генерирование идей, воплощение творческого замысла;
использовать ИКТ на уроке и во внеурочной деятельности для повышения мотивации к предмету и качества образования;
развить учебно-познавательную компетенцию обучающихся через совершенствование общих и специальных учебных умений, частично опираясь на наглядность;
ознакомить обучающихся со способами самостоятельной работы в изучении иностранного языка, опираясь на наглядность;
формировать способность обучающихся к творческому саморазвитию при работе с наглядным материалом, к творческой деятельности;
ознакомить обучающихся с сингапурской методикой обучения иностранному языку;
уметь видеть проблемы к прогнозированию, к внедрению инноваций, к исследовательской работе в виде проектов, к опытно-экспериментальной работе (составление эссе, и других материалов);
развить коммуникативные навыки
Задачи:
продолжение внедрения инновационных технологий, методик в преподавание иностранного языка, повышая тем самым научно-теоретический уровень в области теории и методики преподавания иностранного языка;
изучение психологических и возрастных особенностей обучающихся, прибывающих в школу из-за трудной жизненной ситуации;
проведение целенаправленной работы с одарёнными детьми, проявляющими интерес к изучению иностранного языка;
проведение целенаправленной работы с неуспевающими детьми;
изучить современные педагогические технологии, с целью использования на уроке английского языка;
создание условий для проявления творческих способностей обучающихся на уроках, для развития таких качеств, как ответственность и самостоятельность в приобретении необходимых знаний по предмету;
применить данные технологии при изучении тем;
разработка и внедрение в практику образовательной деятельности рабочих (авторских) программ по преподаваемому предмету с применением ИКТ.
Источники самообразования:
СМИ, в том числе: специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная);
Интернет;
семинары, конференции районного и областного уровня;
мероприятия по обмену опытом;
мастер-классы;
курсы повышения квалификации;
информация на различных электронных носителях.
Формы самообразования:
индивидуальная – через индивидуальный план;
групповая – через участие в деятельности школьного и районного методического объединения учителей иностранного языка, а также через участие в жизни школы.
В 2016/2017 учебном году мною взята новая тема по самообразованию: «Наглядность как средство создания коммуникативной мотивации при обучении устному иноязычному общению».
Основной целью обучения иностранному языку в школе является овладение учащимися навыком общения на иностранном языке. Под навыком общения, как правило, понимается коммуникативная компетенция, т.е. способность и готовность осуществлять как непосредственное общение (говорение, понимание на слух), так и опосредованное общение (чтение с пониманием иноязычных текстов, письмо). Речевое общение относится к наиболее сложным видам речевой деятельности. Необходимым фактором для возникновения общения является потребность в высказывании, так как мотивированность является характерной чертой этого процесса. На данный момент методистами разрабатывается масса способов мотивировать учащихся на общение. Одним из самых эффективных способов является использование наглядных средств обучения, которые позволяют интенсифицировать процесс речевого общения.
Цель данного исследования состоит в изучении наглядности как средства создания коммуникативной мотивации при устной речи на уроке английского языка в средней школе и рассмотрении конкретных примеров наглядных средств, их роли, места и особенностей на уроке английского языка в средней школе.
В соответствии с концепцией модернизации российского образования вопросы коммуникативного обучения иностранному языку приобретают особое значение, так как коммуникативная компетенция выступает как интегративная, ориентированная на достижение практического результата в овладении языком, а также на образование, воспитание и развитие личности школьника. Основное назначение иностранного языка как предметной области школьного обучения видится в овладении учащимися умением общаться на иностранном языке. Речь идет о формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять как непосредственное общение (говорение, понимание на слух), так и опосредованное общение (чтение иноязычных текстов, письмо). Формирование коммуникативной компетенции является основной и ведущей целью обучения иностранному языку
Для того, чтобы создать коммуникативную мотивацию и выйти в речь, необходимы средства наглядности. Прежде чем ответить на вопрос, какой должна быть наглядность при коммуникативном обучении устному иноязычному общению, необходимо рассмотреть понятия важнейших терминов для данного исследования: “наглядность” и “коммуникативная мотивация”.
“Наглядность не есть какое – то свойство или качество реальных объектов. Наглядность есть свойство, особенность образов этих объектов, которые создает человек в процессе познания. Наглядность есть показатель простоты и понятности для данного человека того психического образа, который он создает в результате его непосредственного или опосредованного познания”
Под коммуникативной мотивацией понимается создание ситуации, которая будет обеспечивать инициативное участие ученика в общении как на уроке, так и вне его. Коммуникативная мотивация возникает на основе взаимодействия субъекта с объективной действительностью. Именно объективная действительность служит основой, которая вызывает потребность в общении. Мотивация к высказыванию возникает при условии, если у школьника есть потребность высказать мысль. Поэтому коммуникативная мотивация зависит от содержания мыслительной деятельности учащихся. Чем интенсивнее содержание, тем интенсивнее потребность в его выражении
Согласно Прокофьевой В.Л., процесс возникновения коммуникативной мотивации происходит по следующей схеме: деятельность субъекта – взаимодействие с объектами реальной действительности – активизация мышления – потребность в высказывании мысли – коммуникативная мотивация Таким образом, средства наглядности формируют смысловую опору говорения. Это может показанная перед началом работы сюжетная картинка, эпизод фильма, рассказ. Благодаря данной опоре учащемуся задаются смысловое содержание и логическая последовательность высказывания, и от него требуется лишь оформить это смысловое содержание известными ему языковыми средствами .Одним из наиболее важных и эффективных примеров наглядных средств является flash cards activity. Это карточки, на которых четко, ярко и заметно написаны либо напечатаны слова на английском языке, касающиеся заданной темы. Данный прием можно использовать абсолютно на всех этапах изучения языка, для всех уровней и возрастов, при изучении любой темы. Flash card activity используется при вводе и отработке нового лексического материала. Чем полезен данный прием? Прежде всего, он направлен на отработку техники чтения. Педагог показывает карточку ученикам, правильно, громко и четко произносит написанное слово, говорит “Repeat all together!”, дети хором проговаривают данную лексическую единицу, затем учитель может сказать “Repeat once again!”, дети повторяют снова. Тем самым, речевой аппарат учеников “запоминает”, как произносится слово, и затем учащимся легко учить и использовать новый лексический материал. Очень важно, чтобы был задан четкий ритм произношений, чтобы дети не проговаривали слово как попало. Для четкости учитель может хлопать в такт, притопывать ногой. Более того, с помощью flash cards ученики смогут не только запомнить правильное произношение слова, а в принципе запомнить его само, а также запомнить написание слова. Ведь когда ребенок видит слово, проговаривает его несколько раз, он невольно “фотографирует” его глазами, и оно остается в памяти.
ИКТ в настоящее время стало неотъемлемым помощником в повышении интереса учащихся к изучаемым проблемам. ИКТ развивает наглядно – образное мышление учеников, позволяет учителю показать изучаемый материал с наиболее яркой и важной стороны. Еще одним эффективным средством наглядности является slide vocabulary technique. С помощью программы Microsoft Power Point учитель может создавать презентации по заданной теме, которая выводится на формат интерактивной доски Smart Board. Исходя из практического опыта, мы можем сказать, что такие презентации помогают быстро и эффективно использовать необходимую наглядность на уроке. Урок по теме “семья” можно начать с презентации новой лексики. В первую очередь слово мигает несколько раз, дети хором проговаривали его, запоминая его произношение и написание.
Далее слово появлялось на слайде с соответственно подобранной картинкой или фотографией. А затем и его перевод. Вводя такие лексические единицы как to get married, to divorce, husband, wife, можно показывать фото знаменитых личностей, просить описать их факты из их личной жизни, используя вокабуляр. Ученики мгновенно оживляются, включаются в работу. Это очевидно, потому что содержание данных слайдов максимально приближено к реальной жизни. Слайды мотивируют ребят на дальнейшую работу на языке, на высказывание своего мнения и отношения к теме.
Здесь мы видим, что slide vocabulary technique имеет не только образовательную, а также воспитательную и общепознавательную ценность. Используя данный метод, учитель имеет возможность осуществить беспереводной метод представления лексики. Таким образом, slide vocabulary technique дает развитие языковой догадки учащихся, т.к. сначала они видят только слово и картинку и могут сами предсказать, что это слово обозначает на русском языке.
Метод “разрезного предложения” также является одним из эффективных и интересных средств наглядности. Учитель разрезает предложение на слова, и дает ученикам по одному слову, затем просит выйти и составить цельное предложение. Этот прием очень нравится как учащимся младших классов, так и старшеклассникам. Они сразу оживляются, стараются составить предложение быстрее.
Фантазия учителя играет огромную роль в создании средств наглядности. Например, изучая различные фразы и выражения, можно показывать ученикам картинки зашифрованной фразой, а они должны описать ситуации, используя выученный материал. Например, изучая такие фразы как “to feel like doing something”, “to be to somebody׳s liking”, фото женщины, которая заглядывает в холодильник, они описывали как: “She feels like eating something”. А картинку, на которой девушка держит платье и говорит “I like it!” – “The dress is to her liking”.
Таким образом, использование информационных технологий (а именно slide vocabulary technique) не только оживляет ученый процесс и делает его разнообразным, но и несет большой мотивационный потенциал, повышает уровень практического владения языком, помогает презентовать и закрепить лексический материал. А итогом всего это становится выход в речь, мини – монолог на базе опор. Каждый ученик может произнести не только высказывание, используя наглядные опоры, но и выразить свое мнение. Известно, что в подростковом возрасте у детей складывается собственное мировоззрение, появляются свои идеалы, принципы и мнения. Поэтому так важно давать ученикам возможность самовыражаться на уроке.
Еще одним видом внешней наглядности является фильм – эпизод, видео. Известно, что для того, чтобы создать коммуникативную мотивацию, необходимо обеспечить смысловую наглядность. Очень важным в процессе изучения иностранного языка является расширение словарного запаса, на что можно давать задания – найти английский вариант всех слов, которые ученики увидели в видеофрагменте. На следующем уроке учащимся можно предложить кратко пересказать содержание видео – эпизода, используя найденные слова, а также в нескольких предложениях выразить свое мнение по поводу затронутой проблемы, сказать понравилось видео или нет, и почему. Данный вид наглядности является очень эффективным для учеников средней и старшей школы, ребята с удовольствием смотрят и обсуждают видео, предназначенные не для смеха и развлечения, а для серьезных рассуждений и мыслей.
Коллажирование является очень интересным и необычным средством наглядности. В начале урока учащиеся получают пакеты с различными картинками, рисунками, вырезками из газет и журналов, чистый лист бумаги, клей, ножницы. Создание коллажей может происходить в индивидуальном порядке, в парах, в микро – группах. Также ребятам могут быть выданы листки с напечатанными фразами и выражениями, которые они должны были использовать в своем мини монологе. 10 минут можно отвести на оформление коллажа, наклеивание картинок, 10 – на составление рассказа по нему, используя выданные фразы. Ученики обсуждают, как будут защищать свой коллаж, т.е. все картинки и фотографии они должны уметь комментировать на языке. Затем учащиеся выходят к доске, и, указывая на картинки коллажа, представляют свой рассказ. Чаще всего, мини – монологи получаются логичными, связными, интересными и веселыми. Ребята использовали не только выданные фразы, но и другие изученные по этой теме, которые они помнили. Было важно, чтобы выступающие сумели объяснить, почему выбрали ту или иную иллюстрацию. Грамотно составленные коллажи помогают нам в эффективном закреплении материала. В итоге мы достигаем изначально поставленной целей – составления собственного высказывания по собственной программе, расширения вокабуляра и потенциальных возможностей учащихся в самостоятельном поиске продуктивных лингвистических решений, а также развития воображения и творческих способностей учащихся.Проанализировав эффективность и место наглядности на уроке английского языка, мы можем сделать вывод о том, что она играет особую роль в обучении иностранным языкам. Наглядность моделирует мир иноязычной среды в процессе учебной коммуникации, создает ситуации, схожие с ситуациями реальной действительности, в которых ученики начинают реагировать и говорить на языке. Применение наглядности привлекает внимание ребенка на уроке, мотивирует его на выход в речь, делает урок ярче, интереснее.
На основе практического опыта, мы можем уверенно сказать, что приемы наглядности на уроке английского языка помогает учащимся усваивать языковой материал более осмысленно и с большим интересом. Кроме того, наглядность мобилизует психическую активность учащихся, вызывает интерес к занятиям английским языком, расширяет объем усваиваемого материала, снижает утомление, тренирует творческое воображение, мобилизует волю, облегчает весь процесс изучения английского языка. А сама главным итогом является выход в речь, составление учениками собственного высказывания, монолога.
Вывод
Ребёнок, приступая к изучению языка, стремится научиться общаться на нём. Задача педагога – поддержать это стремление с помощью заданий коммуникативного характера. Опыт показывает, что чем активнее протекает процесс говорения, тем лучше осваивается, закрепляется и активизируется основной языковой материал. Немаловажную роль в этом играет разного рода наглядность, которая является неотъемлемой частью успешного усвоения языкового материала.
Направления самообразования:
Основные направления Действия и мероприятия Сроки реализации
I.Профессиональное 1. Изучить программы и учебники, уяснить их особенности и требования:
-Английский язык 2-7 классы новый учебник FORWARD)- Примерная программа по иностранным языкам. Английский язык (базовый уровень). Сентябрь,
Октябрь
2016-2017 уч.г.
Август, 2016г
2.Изучение основных нормативных документов, связанных с ФГОС на II ступени обучения 2016-2017 уч.г3. Составление перечня изменений в своей педагогической системе - составление рабочих программ с учётом изменений.
Август
с 2016-2021 уч.г.
4.Разработать программы элективного курса по предмету, авторских программ. Август,
с 2016-2017 уч.г.
5. Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет. 2016-2021 уч.г.
6. Повышать квалификацию на курсах для учителей английского языка. По плану 2017, 2021 уч.г.
7.Составить и утвердить учебно-методическое обеспечение по предмету на учебный год Август, 2016-2021 уч.г.
II.Психолого-педагогические 1.Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики. 2016-2021 уч.г.
III.Методические 1.Совершенствовать знания современного содержания образования учащихся. 2016-2021 уч.г.
2.Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения. 2016-2021 уч.г.
3. Принимать активное участие в работе ШМО. По плану ШМО
4. Организовать работу с одарёнными детьми и принимать
участие в научно-практических конференциях, конкурсах творческих работ, олимпиадах. 2016-2021 уч.г.
5. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом По плану ШМО
6. Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности. 4 раза в год (в конце четверти и итоговый)
7. Создать собственную базу лучших сценариев уроков, интересных приемов и находок на уроке. 2016-2021 уч.г.
8. Проводить открытые уроки (в школе не менее 1 раза в год) 2016-2021 уч.г9. Выступать с сообщениями на заседаниях школьного и районного МО учителей иностранного языка 2016-2021 уч.г10.Продолжить подготовку папок по использованию наглядного материала на уроках английского языка.(2-9 классы) Постоянно
11. Подать заявление на аттестацию в Аттестационную комиссию До 8 ноября 2016г.
IV.Информационно- коммуникативные технологии 1.Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс. Регулярно
2.Обзор в Интернете информации по английскому языку, педагогике и психологии. Постоянно
3.Составлять собственные презентации к урокам. По мере надобности
V.Охрана здоровья 1.Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии. Регулярно, на каждом уроке.
VI.Психологическое 1.Ознакомиться с новыми формами мониторинга в образовательном процессе. (По ФГОС в 5классах)
2016-2021 уч.гОжидаемые результаты:
Повышение успеваемости и уровня обученности учащихся, мотивации к изучению предмета;
повышение своего теоретического, научно-методического уровня, профессионального мастерства и компетентности;
разработка и апробирование дидактических материалов, тестов, наглядности, создание электронных комплектов педагогических разработок по предмету (карточки, тесты, тексты, проекты) и внеклассной работе (содержание олимпиадных заданий для учащихся 3-9 классов);
разработка и проведение открытых уроков, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой теме;
доклады, выступления на заседаниях педагогических советов, участие в конкурсах и конференциях с самообобщением опыта, выступления на курсах повышения квалификации.