Программа индивидуальных и групповых занятий по математике для учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (5, 6, 7 классы)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ИНДИВИДУАЛЬНЫХ И ГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ ПО МАТЕМАТИКЕ
для учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата
5 КЛАСС
Составитель программы:
Кочева Е.В.
учитель математики
г. Екатеринбург
2013 г.
Пояснительная записка
Без базовой математической подготовки невозможна постановка образования современного человека. Важным является формирование математического стиля мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. Кроме этого, изучение математики способствует эстетическому воспитанию человека.
Целью изучения курса математики является систематическое развитие понятия числа, выработка умений выполнять устно и письменно арифметические действия над числами, переводить практические задачи на язык математики, подготовка учащихся к изучению систематических курсов алгебры и геометрии.
Задачи по математике играют важную роль в организации учебно-воспитательного процесса. Они являются и целью, и средством обучения. Грамотно организуя процесс решения задач, можно широко использовать дифференцированный подход к учащимся, а также удовлетворять потребности и запросы школьников, проявляющих интерес и способности к математике. Правильно подобранные серии задач содержат в себе огромный потенциал для развития гибкости ума, пластичности мышления.
Данный курс посвящен отработке навыков, полученных на уроке, а также некоторому углублению тем математики, изучаемых в курсе 5 класса общеобразовательной школы. Содержание курса определяется образовательным учреждением и зависит от особенностей учащихся, запроса родителей и возможностью учреждения. Удовлетворение особых образовательных потребностей учащихся в освоении математики и помощь ему в процессе школьного образования.
Данная программа составлена на основе:
Программы для общеобразовательной школы. Математика 5-11 классы.
Стандарта общего образования обучающихся с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата;
Анализа ЗУН, математической подготовки учащихся;
Степени сфоромированности ОУУН;
Индивидуального темпа развития и психологических особенностей учащихся 5 класса.
На изучение курса отводиться 34 часа, 1 час в неделю.
Исходным принципом для определения целей и задач коррекции, а также способов их решения является принцип единства диагностики и коррекции развития. Задачи коррекционной работы могут быть правильно поставлены только на основе результатов комплексной диагностики и оценки резервов возможностей ребенка. Выбор оптимальных средств и приемов коррекционно-педагогического воздействия невозможен без глубокого и всестороннего изучения причин затруднений, возникающих у детей в процессе образования.
Содержание индивидуальных занятий должно быть направлено на развитие и коррекцию (исправление, восстановление) определенных функций, процессов, способностей, навыков. Планируется не столько достижение отдельного результата (например, выучить таблицу умножения), сколько создание условий для улучшения возможностей развития ребенка в целом. Можно выделить две формы коррекционного воздействия: симптоматическую, построенную в соответствии с выделенными симптомами отклонений в развитии, и коррекционную, направленную на источники и причины отклонений в развитии. Вторая форма коррекции имеет безусловный приоритет перед первой.
Групповые занятия должны также обеспечивать развитие коммуникативной компетентности обучающихся.
Индивидуальные занятия обеспечивают большее доверие и понимание, возникающие между педагогом и ребенком. Особенно важны индивидуальные занятия для детей с высокой степенью невротичности, тревожности и другими эмоциональными, поведенческими особенностями в тех случаях, когда присутствие других детей является для ребенка стрессом. Этот факт следует учитывать в работе с вновь поступившими детьми, в адаптационный период (особенно, когда «вхождение» в коллектив происходит для ребенка болезненно). Индивидуальные занятия необходимы для учащихся с повышенной значимостью успеха. Учащиеся, удовлетворительно усваивающие учебный материал в ходе фронтальной работы, к индивидуальным занятиям не привлекаются.
Обе формы коррекционных занятий (индивидуальные и групповые) являются самостоятельными, не могут заменяться одна другой. Дополняя друг друга, они усиливают эффективность коррекционно-развивающего процесса.
Коррекционные занятия проводятся с учащимися по мере выявления индивидуальных пробелов в их развитии и обучении.
При организации коррекционных занятий необходимо исходить из возможностей ребенка: задание должно быть умеренной трудности, но доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику субъективное переживание успеха на фоне определенной затраты усилий. В дальнейшем трудность заданий следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ребенка. Цель и результаты не должны быть слишком отдалены во времени от начала выполнения задания, они должны быть значимы для обучающихся, поэтому при организации коррекционного воздействия необходимо создание дополнительной стимуляции, ситуации успеха. При подготовке и проведении коррекционных занятий необходимо помнить об особенностях восприятия детьми учебного материала и специфике их мотивации деятельности. Эффективно использование различного рода игровых ситуаций, дидактических игр, способных сделать учебную деятельность более привлекательной и значимой для ребенка.
Небольшой объем изучаемого материала позволяет принять небыстрый темп продвижения по курсу. Отработка основных умений и навыков осуществляется на большом числе несложных, но доступных учащимся упражнений. Занятия должны быть наполнены заданиями, разнообразными по форме и содержанию, позволяющими применять получаемые знания в большом многообразии ситуаций. Важнейшее условие, позволяющее правильно строить учебный процесс и сделать обучение эффективным и доступным, заключается в том, чтобы в каждой теме выделять главное и, исходя из этого, четко дифференцировать материал: вычленять те задачи, которые должны отрабатываться и выполняться многократно, и те, которые служат другим целям (развитие, пробуждение интереса и т.д.) и в соответствии с этим не должны дублироваться. Важно чтобы школьники поверили в свои силы, испытали успех в учебе. Именно учебный успех в этом возрасте может стать сильнейшим мотивом, вызывающим желание учиться. Мотивацией учения должны быть не наказание и страх получить плохую отметку, а поощрение, похвала за малейшее продвижение, чувство удовольствия от преодоления препятствия. С целью повышения интереса к учению желательно в занятия включать кратковременные математические игры.
Интеллектуальное развитие непосредственно связано с развитием речи. Поэтому важным и непременным принципом работы является внимание к речевому развитию: учащиеся в классе должны объяснять свои действия, вслух разъяснять свои мысли, ссылаясь на известные правила, высказывать догадки, предлагать способы решения, задавать вопросы. Еще одно условие, выполнение которого помогает развитию продуктивной мыслительной деятельности учащихся - это систематическое решение текстовых задач, в т.ч. и нестандартных. Заметим, что степень самостоятельности учеников при решении задач не так уж важна (для многих это может оказаться непосильным). Главное здесь - осознание каждым учеником приема решения, с помощью которого получен ответ. Серьезное внимание следует уделять развитию ОУУН:
организовывать свое место;
понимать учебную задачу;
выделять главное; сравнивать, анализировать и обобщать;
уметь слушать и слышать;
высказывать свое мнение;
задавать уточняющие вопросы;
проводить самоконтроль и самооценку своей деятельности.
Таким образом, доступная интересная деятельность, ощущение успеха, доброжелательные отношения – вот непременные условия эффективной работы с детьми, имеющими недостаточную математическую подготовку. Особенностью содержания данной программы является ее конкретизация и индивидуализация. В связи с этим программа скорректирована в части целеполагания и содержания, а также в части требований к уровню подготовки учащихся.
Цель курса:
1. Дифференцированная разноуровневая отработка умений и навыков, полученных на уроке.
2. Восполнение пробелов в знаниях учащихся и преодоление трудностей в овладении
программного материала по математике.
2. Обучение методам и приемам решения и составления задач.
3. Формирование исследовательских навыков и умений.
4. Развитие у школьников абстрактного мышления, пластичности мышления и
конструктивных способностей.
Задачи курса:
- продолжение целенаправленной работы по корректировке и развитию психических
процессов, эмоциональной и когнитивной сфер, обеспечивающих усвоение учащимися
образовательной программы (на основе применения методов и приемов, форм обучения,
способствующих повышению работоспособности, активации учебной деятельности);
- расширение и углубление знаний учащихся в области математики;
- повышение интереса школьников к занятиям математикой и общей математической культуры.
Содержание курса
Содержание курса
Количество часов
Глава 1. Натуральные числа и шкалы.
Обозначение натуральных чисел. Шкалы и координаты. Понятие неравенства.
3 ч
Глава 2. Сложение и вычитание натуральных чисел.
Сложение натуральных чисел и его свойства Вычитание натуральных чисел и его свойства Числовые и буквенные выражения Уравнение.
4 ч
Глава 3. Умножение и деление натуральных чисел.
Умножение и его свойства. Деление и его свойства. Упрощение выражений. Упрощение выражений. Задачи на части. Задачи на уравнивание.
6 ч
Глава 4. Площади и объемы.
Формулы. Единицы измерения объемов.
2 ч
Глава 5. Обыкновенные дроби .
Доли и дроби. Сложение и вычитание дробей с одинаковым знаменателем.
Смешанные числа. Сложение и вычитание смешанных чисел.
4 ч
Глава 6. Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей.
Сравнение десятичных дробей. Сложение и вычитание десятичных дробей.
3 ч
Глава 7. Умножение и деление десятичных дробей.
Умножение и деление десятичных дробей на натуральные числа.
Умножение и деление десятичных дробей.
4 ч
Глава 8. Инструменты для вычислений и измерений.
Решение задач на проценты. Измерение углов.
4 ч
Повторение.
Решение задач.
4 ч
34 ч
Требования к математической подготовке учащихся:
Владеть терминологией.
Уметь читать и записывать многозначные числа.
Знать, что такое отрезок, прямая, луч, треугольник, многоугольник, угол. Измерять и строить отрезки и углы.
Уметь проводить арифметические операции над многозначными числами.
Уметь составлять уравнения для решения задач.
Применять свойства действий для оптимизации вычислений.
Уметь выполнять действия с десятичными дробями.
Выполнять действия с обыкновенными дробями с одинаковым знаменателем.
Решать простейшие задачи на проценты.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
Для устной прикидки и оценки результата вычислений;
Для проверки результата на правдоподобность;
Для проверки результата вычисления с использованием различных приемов.
Предполагаемые результаты.
В результате дифференцируемой индивидуально-групповой работы по отработке основных умений и навыков оперативно ликвидируются пробелы в знаниях, повышается качественная успеваемость учащихся.
Учебно-тематический план
индивидуально групповых занятий по математике.
Условные обозначения: СР – самостоятельная работа, Т – тест, МД – математический диктант, СД – словарный диктант.
№
Содержание
(раздел, темы)
Количество часов
Виды и формы контроля
Примечание
Глава 1. Натуральные числа и шкалы
3
1.
1. Обозначение натуральных чисел.
Т
2.
2. Шкалы и координаты
МД
3.
3. Понятие неравенства.
СР
Глава 2. Сложение и вычитание натуральных чисел
4
4.
1. Сложение натуральных чисел и его свойства
МД
5.
2. Вычитание натуральных чисел и его свойства
МД
6.
3. Числовые и буквенные выражения
Т
7.
4. Уравнение.
СР
Глава 3. Умножение и деление натуральных чисел
6
8.
1. Умножение и его свойства
МД
9.
2. Деление и его свойства
Т
10.
3. Упрощение выражений
СР
11.
4. Упрощение выражений.
Т
12.
5. Задачи на части
СР
13.
6. Задачи на уравнивание.
СР
Глава 4. Площади и объемы
2
14.
1. Формулы
МД
15.
2. Единицы измерения объемов.
Т
Глава 5. Обыкновенные дроби
4
16.
1. Доли и дроби
СД
17.
2. Сложение и вычитание дробей с одинаковым знаменателем
МД
18.
3. Смешанные числа
СД
19.
4. Сложение и вычитание смешанных чисел.
Т
Глава 6. Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей
3
20.
1. Сравнение десятичных дробей
МД
21.
2. Сложение и вычитание десятичных дробей
СР
22.
3. Сложение и вычитание десятичных дробей
Т
Глава 7. Умножение и деление десятичных дробей
4
23.
1. Умножение и деление десятичных дробей на натуральные числа
МД
24.
2. Умножение и деление десятичных дробей
МД
25.
3. Умножение и деление десятичных дробей
Т
26.
4. Решение задач.
СР
Глава 8. Инструменты для вычислений и измерений
4
27.
1. Решение задач на проценты
МД
28.
2. Решение задач на проценты
Т
29.
3. Измерение и построение углов
СР
30.
4.Измерение и построение углов.
МД
Повторение
4
31.
1. Повторение. Решение задач
СР
32.
2. Повторение. Решение задач
СР
33.
3. Повторение. Решение задач
Т
34.
4. Повторение. Решение задач.
34
Список литературы:
Алгоритмы – ключ к решению задач по математике: кн. для учащихся 5-6 кл../Ж.Н. Михайлова.- М.: Просвещение, 2009.
Виленкин Н.Я. Математика. 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений.- М.: Мнемозина, 2013.
Ершова А.П., Голобородько В.В. Самостоятельные и контрольные работы по математике для 5 класса.- М.: Илекса, 2007.
Жохов В.И. Обучение математике в 5-6 классах: Книга для учителя.- М.: ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС», 2004.
Математика. 5-6 класс. Тесты для промежуточной аттестации./Под. Ред. Ф.Ф. Лысенко, Л.С. Ольховской, С.Ю. Кулабухова – Ростов-на-Дону: Легион-М, 2009.
Контрольно-измерительные материалы. Математика: 5 класс/Состав. Л.П. Попова.- М.: ВАКО, 2011.
Рудницкая В.Н. Рабочая тетрадь по математике №1: Натуральные числа. 5 класс.- М.: Мнемозина, 2001.
Рудницкая В.Н. Рабочая тетрадь по математике №2: Дробные числа. 5 класс.- М.: Мнемозина, 2001.
Сычева Г.Н. Математика в таблицах (1-5 классы).- Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО-ПРЕСС», 2005.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ИНДИВИДУАЛЬНЫХ И ГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ ПО МАТЕМАТИКЕ
для учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата
6 КЛАСС
Составитель программы:
Кочева Е.В.
учитель математики
г. Екатеринбург
2014 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
индивидуальных и групповых коррекционных занятий
по математике
«Коррекция вычислительных навыков»
для 6 класса
Пояснительная записка
Данная программа индивидуальных и групповых коррекционных занятий разработана для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Индивидуальная коррекционно-развивающая программа по математике 6 класса составлена для учащихся, не усваивающих программный материал в ходе уроков.
Данная программа составлена на основе:
Программы для общеобразовательной школы. Математика 5-11 классы.
Стандарта общего образования обучающихся с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата;
Анализа ЗУН, математической подготовки учащихся;
Степени сфоромированности ОУУН;
Индивидуального темпа развития и психологических особенностей учащихся 6 класса.
Специфика общеобразовательных курсов заключается в их практической и коррекционной направленности. Следовательно, основными целями данных занятий являются овладение учебным предметом на практическом уровне, расширение их знаний об окружающем мире и развитие навыков планирования своей деятельности, контроля и самоконтроля.
Ступень изучения математики в 6 классе подготавливает обучающихся к разделению предмета на две самостоятельные дисциплины – алгебру и геометрию, поэтому на данном этапе очень важно тренировать и углублять вычислительные навыки детей. Психические и физиологические особенности обучающихся предусматривают построение занятий на основе посильных заданий практической направленности, использовании игровой формы при проектировании занятий. Очень важно при работе на групповых занятиях уделять время каждому обучающемуся.
В результате диагностики выявлено, что у этих детей снижены все виды памяти, внимания и процессы мышления, а также имеются пробелы в знаниях по темам «Действия с рациональными числами», что существенно затрудняет усвоение дальнейшего программного материала по математике.
Направления работы:
- развитие различных видов мышления; развитие наглядно-образного мышления;
- развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать
логические связи между предметами, явлениями и событиями);
- развитие основных мыслительных операций: развитие умения сравнивать,
анализировать;
развитие умения выделять сходство и различие понятий; умение работать по
словесной и письменной инструкциям, алгоритму; умение планировать
деятельность;
- коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: развитие
инициативности, стремления доводить начатое дело до конца;
- формирование умения преодолевать трудности; воспитание самостоятельности
принятия решения;
- формирование устойчивой и адекватной самооценки; формирование умения
анализировать свою деятельность;
- воспитание правильного отношения к критике;
- расширение представлений об окружающем мире; коррекция индивидуальных
пробелов в знаниях.
Цель: - устранение выявленных пробелов в знаниях учащихся и предупреждение
образования новых пробелов;
- повторение и систематизация полученных навыков числовых операций;
- развитие логического мышления как основного инструмента для решения
Математических заданий, развитие памяти, внимания;
- отработка навыков устного счета;
- вовлечение обучающихся в учебный процесс посредством проведения
математических игр;
- развитие стремления совершенствовать практические умения по применению
полученных знаний.
Задачи:
Закрепить умения выполнять действия с обыкновенными дробями.
Уточнить знания о смешанных числах.
Совершенствовать навыки работы с задачами.
Развивать мыслительные операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение) посредством работы со схемами и таблицами.
Развивать долговременную память и произвольность внимания путём повторения правил.
Повышение мотивации к учебной деятельности посредством поддержания ситуации успеха (посильные задания, использование всех видов помощи, опора на имеющийся опыт).
Предмет коррекции: психические процессы учащихся.
Объект коррекции: учащиеся с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Программа рассчитана на 34 часа, реализуется учителем математики на индивидуальных коррекционных занятиях 1 раз в неделю продолжительностью 20 минут.
Формы работы, применимые на занятиях – индивидуальная и групповая.
Планируемые результаты освоения курса индивидуально-групповых коррекционных занятий «Коррекция вычислительных навыков»
В результате прохождения программы данного курса обучающиеся должны:
- закрепить навыки выполнения арифметических действий с натуральными
числами;
- обобщить знания по долям и дробям; выработать умения работать с ними;
- повторить и закрепить этапы работы с задачами на нахождение процентов;
- уметь применять вычислительные навыки при решении геометрических задач;
- закрепить умения решать уравнения;
- углубить знания об отрицательных числах;
- научиться анализировать задачи, составлять план их решения;
- осознать практическую направленность изучения предмета.
Учебно-методический комплекс:
Алгоритмы – ключ к решению задач по математике: кн. для учащихся 5-6 кл../Ж.Н. Михайлова.- М.: Просвещение, 2009.
Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И. Математика. 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений.- М.: Мнемозина, 2009.
Ершова А.П., Голобородько В.В. Самостоятельные и контрольные работы по математике для 6 класса.- М.: Илекса, 2007.
Жохов В.И. Обучение математике в 5-6 классах: Книга для учителя.- М.: ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС», 2004.
Математика. 5-6 класс. Тесты для промежуточной аттестации./Под. Ред. Ф.Ф. Лысенко, Л.С. Ольховской, С.Ю. Кулабухова – Ростов-на-Дону: Легион-М, 2009.
Контрольно-измерительные материалы. Математика: 6 класс/Состав. Л.П. Попова.- М.: ВАКО, 2011.
Рабочая тетрадь по математике: 6 класс: к учебнику Н.Я. Виленкина и др. «Математика: 6 класс» / Т.М. Ерина - М.: Издательство «Экзамен», 2014.
Сычева Г.Н. Математика в таблицах (1-5 классы).- Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО-ПРЕСС», 2005.
Содержание программы
Делители.
Действия с рациональными числами.
Решение текстовых задач.
Признаки делимости.
Разложение составных чисел на простые множители.
Наибольший общий делитель.
Наименьшее общее кратное.
Сокращение дробей.
Сложение и вычитание смешанных чисел.
Умножение обыкновенных дробей.
Нахождение дроби от числа.
Распределительное свойство умножения.
Деление обыкновенных дробей.
Нахождение числа по его дроби.
Дробные выражения.
Отношения двух чисел.
Пропорция. Основное свойство дроби.
Масштаб.
Длина окружности и площадь круга.
Координатная прямая.
Сравнение чисел с помощью координатной прямой.
Изменение величин.
Сложение отрицательных чисел.
Сложение чисел с разными знаками.
Вычитание.
Умножение положительных и отрицательных чисел.
Деление положительных и отрицательных чисел.
Решение примеров на все действия с положительными и отрицательными числами.
Коэффициент.
Раскрытие скобок.
Приведение подобных слагаемых.
Решение уравнений.
Решение задач с помощью уравнений.
Координатная плоскость.
Учебно-тематический план
индивидуально групповых занятий по математике.
Условные обозначения: СР – самостоятельная работа, Т – тест, МД – математический диктант, СД – словарный диктант.
№
Содержание
Виды и формы контроля
Задания
1
Делители.
СР
Карточки, таблицы
2
Действия с рациональными числами.
МД
Примеры на сложение, вычитание, умножение и деление десятичных дробей. Задания на развитие памяти, внимания.
3
Решение текстовых задач.
Т
Решение задач на движение. Решение задач на стоимость. Решение задач на проценты.
4
Признаки делимости.
МД
Выбрать из множества многозначных чисел, числа делящиеся на 2, 5, 3,10, 9. Составить трехзначные числа, делящиеся на 2, 5, 3,10, 9.
5
Разложение составных чисел на простые множители.
Т
Разложить составные числа на простые множители. Выбрать из множества чисел простые числа, пользуясь таблицей простых чисел.
6
Наибольший общий делитель.
СР
Наибольший общий делитель двух чисел, трех чисел
7
Наименьшее общее кратное.
МД
Найти наименьшее общее кратное двух чисел, трех чисел.
8
Сокращение дробей.
СР
Сократить дробь. Перевести десятичную дробь в обыкновенную и сократить.
9
Сложение и вычитание смешанных чисел.
Т
Примеры на сложения и вычитание смешанных чисел.
10
Умножение обыкновенных дробей.
СР
Решение примеров на умножение обыкновенных дробей. Решение текстовых задач на умножение обыкновенных дробей.
11
Нахождение дроби от числа.
МД
Найти проценты от числа. Найти дробь от числа.
12
Распределительное свойство умножения.
Т
Решение примеров на умножение обыкновенных дробей. Решение текстовых задач на умножение обыкновенных дробей.
13
Деление обыкновенных дробей.
СР
Решение примеров на деление обыкновенных дробей.
14
Нахождение числа по его дроби.
СР
Решение примеров на все действия с обыкновенными дробями.
15
Дробные выражения.
Т
Решение задач на все действия с обыкновенными дробями и натуральными числами.
16
Отношения двух чисел.
МД
Найти число по его процентам.
17
Пропорция. Основное свойство дроби.
СД
Читать и записывать пропорции. Называть члены пропорции. Решать уравнения, пользуясь основным свойством пропорции.
18
Масштаб.
Т
Решать задачи на прямую пропорциональность и обратную пропорциональность.
19
Длина окружности и площадь круга.
СР
Решение геометрических задач.
20
Координатная прямая.
СР
Построение точек на координатной прямой по их координатам и определение координат точки.
21
Сравнение чисел с помощью координатной прямой.
МД
Сравнение чисел. Построение точек на координатной прямой по их координатам и определение координат точки.
22
Изменение величин.
СД
Нахождение изменения различных величин (температуры, длины пружины, перемещение по координатной прямой)
23
Сложение отрицательных чисел.
Т
Примеры на сложение отрицательных чисел.
24
Сложение чисел с разными знаками.
СР
Примеры на сложение чисел с разными знаками.
25
Вычитание.
СР
Примеры на вычитание.
26
Умножение положительных и отрицательных чисел.
МД
Примеры на умножение положительных и отрицательных чисел.
27
Деление положительных и отрицательных чисел.
МД
Примеры на деление положительных и отрицательных чисел.
28
Решение примеров на все действия с положительными и отрицательными числами.
Т
Примеры на все действия с положительными и отрицательными числами.
29
Коэффициент.
СД
Нахождение коэффициента.
30
Раскрытие скобок.
СР
Упрощение выражений, содержащих скобки.
31
Приведение подобных слагаемых.
Т
Приведение подобных слагаемых.
32
Решение уравнений.
СР
Решать уравнения.
33
Решение задач с помощью уравнений.
СР
Задачи, решаемые при помощи уравнений.
34
Координатная плоскость.
МД
Построение точек на координатной плоскости по их координатам и определение координат точки.
Программа
коррекционных занятий по алгебре
7 класс
Пояснительная записка
Данная программа составлена на основе:
программы по математике для общеобразовательных школ (7 класс);
стандарта общего образования обучающихся с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата;
анализа ЗУН, математической подготовки учащихся;
степени сформированности ОУУН;
индивидуального темпа развития и психологических особенностей, учащихся 7 класса.
Коррекционные занятия проводятся 1 раз в неделю.
Данная программа рассчитана на учащихся с недостаточной математической подготовкой. Отличительной особенностью отстающих в учении школьников является слабое развитие у них продуктивной деятельности. Это выражается в несформированности таких операций мышления, как анализ и синтез, в неумении выделять главное, существенные признаки и провести обобщение, в низком уровне развития абстрактного мышления. Для отстающих характерно неумение организовать свою умственную деятельность, отсутствие навыков самоконтроля. Они не могут сконцентрировать внимание на поставленной задаче, часто отвлекаются, часто имеют плохую память, плохо читают и не умеют вникнуть в смысл текста. Эти учащиеся имеют низкий уровень общего развития, серьезные пробелы в математической подготовке, как за курс начальной школы, так и за курс математики 5-6 классов. Все это не позволяет им овладевать содержанием курса математики 7 класса даже на минимальном уровне, исключает возможность нормального изучения математики в последующих классах.
Основное содержание коррекционных занятий по алгебре за курс 7 класса составляет материал арифметического, алгебраического и геометрического характера. Основное внимание уделяется:
формированию широкого круга практических навыков вычислений (прочные навыки выполнения действий над сравнительно небольшими числами, навыки вычислений с рациональными числами, процентами, приемы прикидки и оценки результатов действий, проверка результата на правдоподобие и др.);
обучению решению несложных, но достаточно разнообразных по ситуациям текстовых задач.
приемам аналитико-синтетической деятельности при доказательстве теорем и решении задач.
систематическому изучению свойств геометрических фигур на плоскости.
развитию логического мышления и умения учащихся вычленять геометрические факты, формы и отношения в предметах и явлениях действительности, использовать язык геометрии для их описания.
формированию пространственного представления.
Небольшой объем изучаемого материала позволяет принять небыстрый темп продвижения по курсу. Отработка основных умений и навыков осуществляется на большом числе несложных, но доступных учащимся упражнений. Занятия должны быть наполнены заданиями, разнообразными по форме и содержанию, позволяющими применять получаемые знания в большом многообразии ситуаций. Важнейшее условие, позволяющее правильно строить учебный процесс и сделать обучение эффективным и доступным, заключается в том, чтобы в каждой теме выделять главное и исходя из этого, четко дифференцировать материал: вычленять те задачи, которые должны отрабатываться и выполняться многократно, и те, которые служат другим целям (развитие, пробуждение интереса и т.д.) и в соответствии с этим не должны дублироваться. Важно чтобы школьники поверили в свои силы, испытали успех в учебе. Именно учебный успех в этом возрасте может стать сильнейшим мотивом, вызывающим желание учиться. Мотивацией учения должны быть не наказание и страх получить плохую отметку, а поощрение, похвала за малейшее продвижение, чувство удовольствия от преодоления препятствия. С целью повышения интереса к учению желательно в занятия включать кратковременные математические игры.
Интеллектуальное развитие непосредственно связано с развитием речи. Поэтому важным и непременным принципом работы является внимание к речевому развитию: учащиеся в классе должны объяснять свои действия, вслух разъяснять свои мысли, ссылаясь на известные правила, высказывать догадки, предлагать способы решения, задавать вопросы. Еще одно условие, выполнение которого помогает развитию продуктивной мыслительной деятельности учащихся - это систематическое решение текстовых задач, в т.ч. и нестандартных. Заметим, что степень самостоятельности учеников при решении задач не так уж важна (для многих это может оказаться непосильным). Главное здесь - осознание каждым учеником приема решения, с помощью которого получен ответ. Серьезное внимание следует уделять развитию ОУУН:
организовывать свое место;
понимать учебную задачу;
выделять главное; сравнивать, анализировать и обобщать;
уметь слушать и слышать;
высказывать свое мнение;
задавать уточняющие вопросы;
проводить самоконтроль и самооценку своей деятельности.
Таким образом, доступная интересная деятельность, ощущение успеха, доброжелательные отношения – вот непременные условия эффективной работы с детьми, имеющими недостаточную математическую подготовку. Особенностью содержания данной программы является ее конкретизация и индивидуализация. В связи с этим программа скорректирована в части целеполагания и содержания, а также в части требований к уровню подготовки учащихся.
Цели:
создать условия для выравнивания;
помочь учащимся достигнуть уровня необходимых знаний и умений.
Задачи:
приобретение базовой подготовки учащимися по математике;
формировать значимые знания и умения;
интенсивное интеллектуальное развитие средствами математики на материале, отвечающем особенностям и возможностям данной категории учащихся.
Содержание.
1 четверть.
Составление памятки при работе с числовыми выражениями, нахождение процентов от числа.
Развитие речевых умений при выполнении упрощения выражений.
Развитие пространственных представлений при выполнении чертежных работ.
Восполнение пробелов по теме: «Алгебраические выражения».
Развитие способности работы по наглядному образцу, алгоритму при решении линейных уравнений, задач.
Подготовка к решению задач.
Восполнение пробелов по теме: «Уравнения с одним неизвестным».
2 четверть.
Составление памятки по теме: «Свойства степени с натуральным показателем».
Развитие речевых умений.
Формирование осмысленного внимания при сложении и вычитании многочленов.
Развитие целенаправленного внимания при умножении многочленов на одночлен (многочлен).
Развитие словесно-логического мышления при решении задач геометрического содержания на доказательство.
Развитие пространственных представлений, ориентации (игра «Танграм»).
Восполнение пробелов по теме: «Одночлены и многочлены».
3 четверть.
Развитие математической речи при разложении многочленов на множители.
Выработка навыка самоорганизации и самоконтроля при работе с тестами.
Развитие пространственных представлений, ориентации при выполнении задач геометрического содержания на построение.
Составление памятки по теме: «Формулы сокращенного умножения».
Развитие способности работы по образцу, алгоритму при разложении многочлена на множители.
Восполнение пробелов по теме: «Разложение многочлена на множители».
Формирование осмысленного внимания при сокращении алгебраических дробей.
Развитие умения работы по словесной и письменной инструкции, алгоритму.
Восполнение пробелов по теме: «Параллельные прямые».
Формирование умения рассуждать, делать умозаключения при решении задач геометрического содержания на доказательство.
4 четверть.
Развитие осмысленного внимания при решении геометрических задач на вычисление, доказательство.
Формирование осмысленного внимания при работе с алгебраическими дробями.
Восполнение пробелов по теме: «Арифметические действия с алгебраическими дробями».
формирование навыков переключения внимания при построении графиков линейной функции.
Развитие навыка самоконтроля при решении задач.
Развитие графических навыков.
Восполнение пробелов по теме: «Соотношение между сторонами и углами треугольника».
Требования к уровню подготовки учащихся:
В результате изучения математики (алгебры, геометрии) ученик должен уметь:
выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание десятичных дробей с двумя знаками, арифметические операции с обыкновенными дробями с однозначным знаменателем и числителем;
переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты в виде дроби и дробь в виде процентов;
выполнять арифметические действия над сравнительно небольшими рациональными числами;
находить в несложных случаях значения степеней с целыми показателями;
определять порядок действий и находить значения числовых выражений;
решать простейшие текстовые задачи арифметическим способом.
пользоваться геометрическим языком и выполнять геометрические построения.
решать задачи геометрического содержания на построение, вычисление, доказательство.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
устной прикидки и оценки результата вычислений;
проверки результата на правдоподобность;
проверки результата вычисления с использованием различных приемов.
Учебно-методический комплекс:
Алгебра: Учебник для 7 кл. общеобразоват. учреждений / Ш.А. Алимов, Ю.М. Колягин, и др. – М.: Просвещение, 2011.
Алгоритмы – ключ к решению задач по математике: книга для учащихся / Ж.Н.Михайлова. – М.: Просвещение, 2009.
Контрольно-измерительные материалы. Математика: 5, 6 классы / сост. Л.П.Попова. – М.: Вако, 2011.
Контрольно-измерительные материалы. Алгебра: 7 класс / Л.И. Мартышова. – М.: Вако, 2010.
Контрольно-измерительные материалы. Геометрия: 7 класс, 8 класс / сост. Н.Ф. Гаврилова. – М.: Вако, 2010.
Математика в схемах и таблицах / А.Н. Роганин, И.В. Лысикова.- М.: Эксмо, 2010.
Сборник заданий для проведения письменного экзамена по алгебре за курс основной школы. 9 класс / Л.В.Кузнецова, Е.А. Бунимович, Б.П. Пигарев, С.Б.Суворова. – М.: Просвещение, 2006.
Математика. Устные вычисления и быстрый счет. Тренировочные упражнения за курс 7–11 классов: учебно–методическое пособие/Под ред. Ф.Ф. Лысенко, С.Ю. Кулабухова. – Ростов – на Дону: Легион – М., 2010.
Заголовок 115