Состояние и перспективы подготовки музыкальных кадров высшей квалификации
Состояние и перспективы подготовки музыкальных кадров высшей квалификации
На современном этапе развития Казахстана перед обществом встает целый ряд новых научных и практических задач, требующих глубокого осмысления исторического места и роли культуры в целостной картине общестного бытия и духовного производства, конкретных форм и функций ее проявлений в жизни народа и личности. В условиях отхода от тоталитарной модели государственного устройства и провозглашения курса на демократизацию современной общественной жизни в Казахстане особое значение и остроту приобрела проблема новой системы функционирования культуры в обществе в т.ч. и музыкальной.
Однако, крайняя степень идеологизации, система запретов и ограничений, всеобщая руководящая роль центральных органов придавали культуре большей частью обслуживающую функцию.
Исходя из этого, что, как предполагалось, высокая культура очень скоро станет насущной потребностью самых широких масс, создавалась соответствующая структура культурных учреждений, планировалась подготовка определенного количества творцов и т.д. Принцип полной занятости сферы экономики механически переносился в сферу культуры, придавая ей экстенсивный характер деятельности. Чрезмерная бюрократизация культуры также способствовала тому, что отрасль становилась все более громоздкой, неэффективной и дорогостоящей, и, в конце концов, пришли в противоречие с новыми веяниями в экономике политике государства. Все это привело к разрушению существовавшей модели культуры и ее кризису.
Ныне, в условиях переходного периода общества к рыночной экономике и демократии, музыкальная культура Казахстана функционирует параллельно в 2-х плоскостях. По-прежнему сохраняется и развивается прежняя инфраструктура: музыкальные театры, филармонии, сеть учебных заведений и т.д. в Астане открыта Национальная академия музыки, Новый оперный театр ,работает симфонический оркестр филармонии. Продолжает функционировать система подготовки музыкальных кадров республики. Как и ранее, она остается 3-х ступенчатой, включая в себя обучение в детских музыкальных школах-семилетках, музыкальных колледжах и в высших учебных заведениях. Действует также система послевузовского образования в виде ассистентуры - стажировки и аспирантуры. В последние два года в целях приближения к мировым стандартам вузовское образование стало также многоуровневым, заключая в себе начальное высшее, бакалавриат и магистратуру.
В целом на данном направлении функционирование музыкальной культуры в Казахстане, несмотря на экономические и системно- кризисные трудности достигнуты значительные успехи. Во-первых, музыкальная культура Казахстана сохранила тот свой богатый потенциал, который всегда достойно представлял элиту нашего музыкального искусства. Так, в системе музыкального образования плодотворно работают около 100 ведущих деятелей культуры и искусства. Среди них народные артисты СССР и РК Ермек Серкебаев, Бибигуль Тулегенова, Алибек Днишев, Еркегали Рахмадиев, Роза Джаманова, Анатолий Молодов; Народные артисты РК и лауреаты международных конкурсов Фатима Балгаева, Жания Аубакирова, Айман Мусоходжаева, Гаухар Мурзабекова, Каршыга Ахмедьяров, Толепберген Абдрашев; заслуженные артисты и деятели РК Бекболат Тлеухан, Хайрулла Жумакенов и другие. Все они представляют музыкальную культуру нашего государства на многих международных фестивалях, днях культуры Казахстана, концертах, а также имеют в числе учеников лауреатов, дипломантов многих международных и Республиканских конкурсов.
По-новому развивается внебюджетная профессиональная деятельность музыкантов. Появились частные творческие коллективы и оркестры, зазвучали, так называемые «именные» фестивали и конкурсы Е. Серкебаева, Д. Касеинова, А Днишева. Уже несколько лет успешно функционируют музыкальный колледж Ж. Аубакировой.
Одним из главных источников формирования слушательских интересов стали независимые средства массовой информации: газеты, радио и телеканалы. С их деятельностью в немалой степени связано и такое новое для Казахстана явление, как формирование собственной массовой культуры и музыкального шоу-бизнеса. Яркий, хотя пока еще и редкий пример последнего- кункурса «Азия Дауысы».
Разумеется, во всем этом новом аспекте появляются и новые проблемы.
Коммерциализация музыкального искусства докатилась и до нас,
А вместе с ней – стандартизация примитивизма и психологическая агрессивность звучания. Еще одна проблема- нищета культурных национальных центров. Наконец, стихийность и спонтанность в музыкальной деятельности неправительственных организаций, ее несогласованность с государственными структурами может привести к общему падению профессионализма и состоянию хаоса. Видимо, универсального рецепта разрешения всех этих проблем нет. Но все же сеть опыт международной практики, когда на различных уровнях создаются специализированные консультативные структуры, объединяющие представителей соответствующих различных государственных и неправительственных организаций, которые участвуют в определении целей, путей и средств культурной деятельности.
Коллективом консерватории разработаны национальные Госстандарты и типовые учебные планы высшего образования по музыкальном специальностям, которые утверждены Министерством образования и культуры и действуют в РК. Кроме того, Алматинская консерватория является Вузом, учебные программы которого включают все музыкальные специальности и единственным в республике, где обучаются по таким редким специализациям как «Орган», «Оперно-симфоническое дирижирование», «Педагогика и психология (музыкальная)», «Сыбызгы», «Шертер».
Как крупнейшее в Республике заведение музыкального образования и науки, Алматинская консерватория имени Курмангазы обладает большим специализированным библиотечным фондом (580 тыс.экз.),обширной фонотекой и включает в себя такие уникальные подразделения, как научно- исследовательская фольклорная лаборатория и экспериментальная музыкальная мастерская; выпускается специализированное периодическое издание «Новая музыкальная газета».
70 процентов всех музыковедческих научных кадров республики трудятся в Алматинской консерватории и ведут планомерную, продуктивную научно- ислледовательскую и методическую работу по историческим и теоретическим проблемам казахского и мирового музыкального искусства. Ее результаты отражены в многочисленных публикациях: монографиях, учебниках пособиях, сборниках статей и тезисах, нотных изданиях, отдельных статьях и брошюрах (ежегодно издается около 100 наименований объемом около 200 п.л.). Проблематика научной школы консерватории отражена также в докладах и выступлениях на разного рода конференциях, в том числе на международных, ряд которых организуется на базе самой консерватории: например , I Международный симпозиум «Музыка тюркских народов» и V Всемирная Лордовская конференция «Эпос и музыка Евразийских стран».В вузе продолжительное время успешно функционирует аспирантура и ассистентура – стажировка, где в настоящее время обучается 44 человека. Их выпускники только за 1999 год успешно защитили 3 кадидатские диссертации, а 14 человек за последние 2 года стали лауреатами международных и республиканских конкурсов.
Алматинская консерватория активно работает в международных программах. Она является ассоциированным членом Европейской Ассоциации консерваторий и высших музыкальных школ со штаб-квартирой в Париже (ЕАК). В 2000 году консерватория стала инициатором проведения высших музыкальных школ. Штаб- квартира этой Ассоциации будет базироваться в Алматы и Токио.
Алматинская консерватория возглавляет Международную ассоциацию «Музыка тюркских народов»,через своих представителей участвует в работе Международного совета по традиционной музыке, Международной летней академии музыкального менеджмента (Зальцбург), Международной Ассоциации симметрологов, периодически участвует также в международных музыкальных конкурсах, конференциях, мастер-классах, совместных концертных проектах и записях («Казахские сезоны во Франции»).
Наша задача сегодня- несмотря на все объективные трудности, сложившиеся в республике и, конечно же, не обошедшие нас стороной, не только сохранить, но и максимально поднять уровень преподавания в консерватории. Мы делаем для этого все возможное. Прежде всего,мы поднимаем уровень требований к преподавателям вуза была проведена фронтальная самоаттестация, выявившая как наши достяжения, так и недостатки.
Во –вторых , разрабатываем принципиально новую нормативную базу процесса приема абитуриентов и обучения (приемные требования, госстандарты, учебные планы и программы, учебники нового поколения, методические пособия и др.),которая учитывала бы специфику музыкального ВУЗа и современные реалии.
В- третьях, пытаемся за историю впервые реализовать наш научный потенциал на высоком уровне- путем создания на базе консерватории Совета по защите кандидатских диссертаций по специальности «Музыкальное искусство».
В –четвертых, постепенно укрепляем и расширяем материально- техническую базу консерватории и ее оснащение, привлекая не только бюджетные, но и не государственные средства различных организаций. Все это, надеемся, позволит нам, реально оценивая свои возможности и сегодняшний потенциал общества, смотреть в будущее с верой и оптимизмом.